ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4744/2022 от 15.09.2022 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-4744/2022

УИД 18RS0003-01-2022-004857-50

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 сентября 2022 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

Председательствующего судьи Маштаковой Н.А.,

при секретаре Кирякове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Шабаева ФИО15, Файзуллиной ФИО16, Ганиевой ФИО17, Гильмугаянова ФИО18, Садиковой ФИО19, Закамских ФИО20 к Администрации муниципального образования «» о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Шабаев ФИО21 (далее по тексту ФИО3) обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «» (далее по тексту- Администрация МО «») о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка в порядке установленном для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом городского округа по месту нахождения земельного участка и размещении извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Требования мотивированы следующим административный истец обратился в Комиссию по землепользованию застройке (далее Комиссия) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Письмом исх. от Администрацией направлена в адрес Шабаева ФИО22. выписка из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в соответствии с п. 4.6 обращение ФИО3 рассмотрено и принято решение отказать ФИО3 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства.

В качестве оснований для отказа Администрацией в Протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке от указано, что в соответствии со ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п.п. 8.9, 10.4)- земельный участок не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твердым покрытием; ст. 76 Федерального закона от № 123-ФЗ- земельный участок расположен за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого пожарного подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут).

При этом, основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимаются только при наличии оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, ст. 39.16 ЗК РФ.

Таким образом, решение Администрации , изложенное в п. 4.6 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в части отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства является незаконным и нарушает права Шабаева ФИО23. на приобретение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.

На основании ст.ст. 39.6,39.15,39.16, 39.18 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 226 КАС РФ в итоговой редакции исковых требований просит:

Признать незаконным п.4.6 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от , которым Шабаеву ФИО24. отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет;

Обязать Администрацию МО «» в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Шабаева ФИО25. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Административный истец Файзуллина ФИО26 (далее по тексту –Файзуллина ФИО27.) обратилась в суд с административным иском к Администрации МО «» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка в порядке установленном для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом городского округа по месту нахождения земельного участка и размещении извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Требования мотивированы следующим административный истец обратился в Комиссию по землепользованию застройке с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Письмом исх. от Администрацией направлена в адрес Файзуллиной ФИО28. выписка из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в соответствии с п. 4.1 обращение Файзуллиной ФИО29. рассмотрено и принято решение отказать Файзуллиной ФИО30. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства.

В качестве оснований для отказа Администрацией в Протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке от указано, что в соответствии со ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п.п. 8.9, 10.4)- земельный участок не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твердым покрытием; ст. 76 Федерального закона от № 123-ФЗ- земельный участок расположен за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого пожарного подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут).

При этом, основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимаются только при наличии оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, ст. 39.16 ЗК РФ.

Таким образом, решение Администрации , изложенное в п. 4.1 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в части отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства является незаконным и нарушает права Файзуллиной ФИО31. на приобретение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.

На основании ст.ст. 39.6,39.15,39.16, 39.18 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 226 КАС РФ в итоговой редакции исковых требований просит:

1) Признать незаконным п.4.1 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от , которым ФИО1 отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет;

2) Обязать Администрацию МО «» в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО1 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Административный истец Ганиева ФИО32 (далее по тексту – ФИО5) обратилась в суд с административным иском к Администрации МО «» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка в порядке установленном для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом городского округа по месту нахождения земельного участка и размещении извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Требования мотивированы следующим административный истец обратился в Комиссию по землепользованию застройке с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Письмом исх. от Администрацией направлена в адрес ФИО5 выписка из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в соответствии с п. 4.3 обращение ФИО5 рассмотрено и принято решение отказать ФИО5 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства.

В качестве оснований для отказа Администрацией в Протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке от указано, что в соответствии со ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п.п. 8.9, 10.4)- земельный участок не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твердым покрытием; ст. 76 Федерального закона от № 123-ФЗ- земельный участок расположен за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого пожарного подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут).

При этом, основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимаются только при наличии основания, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, ст. 39.16 ЗК РФ.

Таким образом, решение Администрации , изложенное в п. 4.3 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в части отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства является незаконным и нарушает права ФИО5 на приобретение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.

На основании ст.ст. 39.6,39.15,39.16, 39.18 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 226 КАС РФ в итоговой редакции исковых требований просит:

1) Признать незаконным п.4.3 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от , которым ФИО5 отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет;

2) Обязать Администрацию МО «» в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО5 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Административный истец Гильмугаянов ФИО33 (далее по тексту – ФИО6) обратился в суд с административным иском к Администрации МО «» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка в порядке установленном для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом городского округа по месту нахождения земельного участка и размещении извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Требования мотивированы следующим административный истец обратился в Комиссию по землепользованию застройке с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Письмом исх. от Администрацией направлена в адрес ФИО6 выписка из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в соответствии с п. 4.5 обращение ФИО6 рассмотрено и принято решение отказать ФИО6 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства.

В качестве оснований для отказа Администрацией в Протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке от указано, что в соответствии со ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п.п. 8.9, 10.4)- земельный участок не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твердым покрытием; ст. 76 Федерального закона от № 123-ФЗ- земельный участок расположен за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого пожарного подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут).

При этом, основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимаются только при наличии оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, ст. 39.16 ЗК РФ.

Таким образом, решение Администрации , изложенное в п. 4.5 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в части отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: Удмуртская для индивидуального жилищного строительства является незаконным и нарушает права ФИО6 на приобретение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.

На основании ст.ст. 39.6,39.15,39.16, 39.18 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 226 КАС РФ в итоговой редакции исковых требований просит:

1) Признать незаконным п.4.5 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от , которым ФИО6 отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет;

2) Обязать Администрацию МО «» в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО6 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Административный истец Садикова ФИО34 (далее по тексту – ФИО7) обратилась в суд с административным иском к Администрации МО «» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка в порядке установленном для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом городского округа по месту нахождения земельного участка и размещении извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Требования мотивированы следующим административный истец обратился в Комиссию по землепользованию застройке с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Письмом исх. от Администрацией направлена в адрес ФИО7 выписка из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в соответствии с п. 4.2 обращение ФИО7 рассмотрено и принято решение отказать ФИО7 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства.

В качестве оснований для отказа Администрацией в Протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке от указано, что в соответствии со ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п.п. 8.9, 10.4)- земельный участок не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твердым покрытием; ст. 76 Федерального закона от № 123-ФЗ- земельный участок расположен за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого пожарного подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут).

При этом, основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимаются только при наличии оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, ст. 39.16 ЗК РФ.

Таким образом, решение Администрации , изложенное в п. 4.2 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в части отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства является незаконным и нарушает права ФИО7 на приобретение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.

На основании ст.ст. 39.6,39.15,39.16, 39.18 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 226 КАС РФ в итоговой редакции исковых требований просит:

1) Признать незаконным п.4.2 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от , которым ФИО7 отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет;

2) Обязать Администрацию МО «» в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО7 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Административный истец Закамских ФИО35 (далее по тексту – ФИО2) обратился в суд с административным иском к Администрации МО «» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка в порядке установленном для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом городского округа по месту нахождения земельного участка и размещении извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Требования мотивированы следующим административный истец обратился в Комиссию по землепользованию застройке с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Письмом исх. от Администрацией направлена в адрес ФИО2 выписка из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в соответствии с п. 4.4 обращение ФИО2 рассмотрено и принято решение отказать ФИО2 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства.

В качестве оснований для отказа Администрацией в Протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке от указано, что в соответствии со ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п.п. 8.9, 10.4)- земельный участок не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твердым покрытием; ст. 76 Федерального закона от № 123-ФЗ- земельный участок расположен за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого пожарного подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут).

При этом, основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка принимаются только при наличии оснований, предусмотренных п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, ст. 39.16 ЗК РФ.

Таким образом, решение Администрации , изложенное в п. 4.4 Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в части отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства является незаконным и нарушает права ФИО2 на приобретение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации.

На основании ст.ст. 39.6,39.15,39.16, 39.18 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 226 КАС РФ в итоговой редакции исковых требований просит:

1) Признать незаконным п.4.4 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от , которым ФИО2 отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет;

2) Обязать Администрацию МО «» в течение 14 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО2 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Определением суда от 18.08.2022г. по ходатайству представителя административных истцов ФИО11, действующего на основании доверенностей, административные дела по административным искам Шабаева ФИО36 к Администрации муниципального образования «» (), Файзуллиной ФИО37 к Администрации муниципального образования «» (), Ганиевой ФИО38 к Администрации муниципального образования «» (), Гильмугаянова ФИО39 к Администрации муниципального образования «» (), Садиковой ФИО40 к Администрации муниципального образования «» (), Закамских ФИО41 к Администрации муниципального образования «» () были объединены в одно производство, с присвоением объединенному административному делу порядного номера .

Административные истцы ФИО3, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, заинтересованное лицо Главное управление МЧС Росиии по УР, будучи надлежащим образом извещенными, на рассмотрение дела не явились.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Представитель административных истцов ФИО11, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные административные исковые требования по всем административным искам поддержал, пояснил, что стороной административного ответчика не представлено доказательств законности отказов в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду, поскольку письмо ГУ МЧС России по УР носит уведомительный характер о необходимости обеспечить наличие пожарного депо вблизи указанных земельных участков, однако не свидетельствует о невозможности предоставления их заявителям.

Представителем административного ответчика Администрации муниципального образования «» ФИО12, действующей на основании доверенности, предоставлены письменные возражения на исковые требования, согласно которым 30.06.2022 Комиссией по землепользованию и застройке были рассмотрены обращения административных истцов. Согласно п.4.1 Постановления Администрации от «Об утверждении Положения и состава Комиссии по землепользованию и застройке » Комиссия рассматривает заявления граждан и юридических лиц о предварительном согласовании предоставления земельного участка (4.1.1.); рассматривает заявления граждан о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства гражданам (п.4.1.2); обеспечивает опубликование извещений о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства гражданам (п.4.1.3).

Таким образом, решение принято компетентным органом.

Протоколом заседания Комиссии от 30.06.2022г. принято решение оставить заявления ФИО3, ФИО1, ФИО5, ФИО6,ФИО7, ФИО2 без удовлетворения на основании:

- ст. 62, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 (ред. от 30.04.2021) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п. п. 8.9, 10.4)- земельный участок не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твёрдым покрытием;

- ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 - земельный участок расположен за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минуты).

Письмом № 01-07/04623 от 01.07.2022 административным истцам была направлена выписка из протокола заседания Комиссии № 25 от 30.06.2022, в которой, заявителям сообщено о принятом решении.

Согласно ч. 1 ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.

Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием (п. 8.9 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности»).

Как следует из п. 10.4 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100 - 150м(в зависимости от типа мотопомп). Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с устройством приемных колодцев в соответствии с пунктом 10.7 настоящего свода правил.

Согласно ч. 1 ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-03 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

Также Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике сообщило, что участки заявителей в соответствии со ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» расположены за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месте расположения участка превышает 10 минут (фактически 15 минут).

Таким образом, принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков заявителям в связи с наличием данных нарушений закона не представляется возможным. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заинтересованным лицом Главным управлением МЧС России по Удмуртской Республике представлены письменные пояснения по обстоятельствам дела, согласно которым в адрес Главного управления МЧС России по Удмуртской Республике поступил на рассмотрение проект повестки заседания Комиссии по землепользованию и застройке , а именно:

- обращение гражданина Шабаева ФИО42. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 2500 кв.м., расположенного: и утверждении прилагаемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества;

-обращение Файзуллиной ФИО43. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 2500 кв.м., расположенного: и утверждении прилагаемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества;

-обращение Садиковой ФИО44. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 2500 кв.м., расположенного: и утверждении прилагаемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества;

-обращение Ганиевой ФИО45. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 2500 кв.м., расположенного: и утверждении прилагаемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества;

-обращение Закамских ФИО46. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 2500 кв.м., расположенного: и утверждении прилагаемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества;

-обращение Гильмугаянова ФИО47. о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, площадью 2500 кв.м., расположенного: и утверждении прилагаемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.

В ходе рассмотрения информации установлено следующее:

1. Испрашиваемые земельные участки расположены за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут).

В соответствии с требованиями ст.76 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент), здания пожарных депо на территориях населенных пунктов следует размещать исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских населенных пунктах не должно превышать 10 минут, в сельских населенных пунктах 20 минут.

В соответствии с Генеральным планом г. Ижевска, опубликованном на официальном сайте администрации МО «Город Ижевск» в районе испрашиваемых земельных участков (микрорайон «Пирогово») на карте планируемого строительства объектов обслуживания местного значения городского округа имеется место под размещение (строительства) пожарного депо.

2. Территория земельных участков не обеспечена наличием источников наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твёрдым покрытием.

Согласно ст.ст. 62, 68 Технического регламента территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

Вместе с тем, требования к источникам противопожарного водоснабжения регламентируются Сводом правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» (далее — Свод правил). В частности, согласно п.п. 8.9, 10.4, расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать подачу воды с расчетным расходом на пожаротушение любой точки обслуживаемого данной сетью здания на уровне нулевой отметки не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более или от одного гидранта - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной не более 200 м по дорогам с твердым покрытием. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей - 200 м; при заборе воды мотопомпами - 100-150 м (в зависимости от типа мотопомп).

Вместе с тем, в соответствии с п.309 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. К началу основных работ по строительству должно быть предусмотрено противопожарное водоснабжение от пожарных гидрантов или из резервуаров (водоемов), предусмотренных проектом организации строительства.

Распоряжением Администрации г. Ижевска Удмуртской Республики от 1 марта 2019 г. N 73 утверждён План мероприятий по реализации Сводного перспективного плана совершенствования состояния источников наружного противопожарного водоснабжения в Удмуртской Республике с 2018 по 2027 гг. на территории муниципального образования "Город Ижевск".

Технический регламент принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии с п.2 ст.1 Технического регламента, положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при:

1) проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности;

5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.";

Свод правил СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» является нормативным документом и устанавливает требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов и производственных объектов. Установленные настоящим сводом правил требования пожарной безопасности должны соблюдаться при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте систем противопожарного водоснабжения населенных пунктов и производственных объектов, а также пожарных резервуаров и водоемов.

На основании вышеизложенного, в целях недопущения пожаров и иных чрезвычайных ситуаций считают недопустимым предоставление земельных участков с имеющимися нарушениями требований пожарной безопасности.

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, изучив письменные пояснения заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Шабаев ФИО48. обратился в Комиссию по землепользованию застройке с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Письмом исх. от Администрацией направлена в адрес Шабаева ФИО49. выписка из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в соответствии с п. 4.6 обращение ФИО3 рассмотрено и принято решение отказать ФИО3 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства.

В качестве оснований для отказа Администрацией в Протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке от указано, что в соответствии со ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п.п. 8.9, 10.4)- земельный участок не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твердым покрытием; ст. 76 Федерального закона от № 123-ФЗ- земельный участок расположен за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого пожарного подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут).

Файзуллина ФИО50. обратилась в Комиссию по землепользованию застройке с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Письмом исх. от Администрацией направлена в адрес Файзуллиной ФИО51. выписка из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в соответствии с п. 4.1 обращение Файзуллиной ФИО52. рассмотрено и принято решение отказать Файзуллиной ФИО53. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства.

В качестве оснований для отказа Администрацией в Протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке от указано, что в соответствии со ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п.п. 8.9, 10.4)- земельный участок не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твердым покрытием; ст. 76 Федерального закона от № 123-ФЗ- земельный участок расположен за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого пожарного подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут).

Ганиева ФИО54 обратилась в Комиссию по землепользованию застройке с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Письмом исх. от Администрацией направлена в адрес Ганиевой ФИО55 выписка из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в соответствии с п. 4.3 обращение Ганиевой ФИО56. рассмотрено и принято решение отказать Ганиевой ФИО57. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства.

В качестве оснований для отказа Администрацией в Протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке от указано, что в соответствии со ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п.п. 8.9, 10.4)- земельный участок не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твердым покрытием; ст. 76 Федерального закона от № 123-ФЗ- земельный участок расположен за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого пожарного подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут).

Гильмугаянов ФИО58. обратился в Комиссию по землепользованию застройке с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Письмом исх. от Администрацией направлена в адрес Гильмугаянова ФИО59. выписка из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в соответствии с п. 4.5 обращение Гильмугаянова ФИО60. рассмотрено и принято решение отказать Гильмугаянову ФИО61. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства.

В качестве оснований для отказа Администрацией в Протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке от указано, что в соответствии со ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п.п. 8.9, 10.4)- земельный участок не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твердым покрытием; ст. 76 Федерального закона от № 123-ФЗ- земельный участок расположен за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого пожарного подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут).

Садикова ФИО62. обратилась в Комиссию по землепользованию застройке с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Письмом исх. от Администрацией направлена в адрес Садиковой ФИО63. выписка из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в соответствии с п. 4.2 обращение ФИО7 рассмотрено и принято решение отказать ФИО7 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства.

В качестве оснований для отказа Администрацией в Протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке от указано, что в соответствии со ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п.п. 8.9, 10.4)- земельный участок не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твердым покрытием; ст. 76 Федерального закона от № 123-ФЗ- земельный участок расположен за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого пожарного подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут).

Закамских ФИО64. обратился в Комиссию по землепользованию застройке с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Письмом исх. от Администрацией направлена в адрес ФИО2 выписка из Протокола заседания Комиссии по землепользованию и застройке от , в соответствии с п. 4.4 обращение ФИО2 рассмотрено и принято решение отказать ФИО2 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства.

В качестве оснований для отказа Администрацией в Протоколе заседания Комиссии по землепользованию и застройке от указано, что в соответствии со ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п.п. 8.9, 10.4)- земельный участок не обеспечен источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твердым покрытием; ст. 76 Федерального закона от № 123-ФЗ- земельный участок расположен за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого пожарного подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут).

Административные истцы считают данные основания для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельных участков незаконными, что явилось основанием для подачи настоящего иска в суд.

В соответствии со статьей 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемые решения приняты административным ответчиком . Административные иски подан в суд ФИО3, ФИО1, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2 19.07.2022г., что свидетельствует о соблюдении срока обращения в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 вышеуказанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При этом обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Так, в пункте 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 указанного Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.

Подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 указанного Кодекса, устанавливающей особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

В частности, согласно пункту 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 поименованного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

На основании пункта 8 статьи 39.14 указанного Кодекса предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 39.18 данного Кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 этого Кодекса.

В соответствии с пунктом 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка определены в пункте 8 статьи 39.15, статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

При этом образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу части 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований, в соответствии с которым уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

Как установлено в ходе рассмотрения дела основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду административным истцам явилось расположение земельных участков за пределами нормативного радиуса прибытия первого пожарного подразделения (время прибытия первого пожарного подразделения пожарной охраны к месту расположения участков превышает 10 минут (фактически 11-13 минут) в нарушение ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ(ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также не обеспеченность земельных участков источниками наружного противопожарного водоснабжения в радиусе 200 метров по дорогам с твердым покрытием в соответствии со ст.ст. 62,68 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ (ред. от 30.04.2021г.) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», СП 8.13130.2020 п.п. 8.9, 10.4).

При этом указанные основания для отказа не предусмотрены пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказы в удовлетворении заявлений граждан о предоставлении находящихся в муниципальной собственности земельных участков- Шабаеву ФИО66. в п. 4.6 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от 30.06.2022г., Гильмугаянову ФИО65. в п. 4.5 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от 30.06.2022г., Файзуллиной ФИО68 в п. 4.1 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от 30.06.2022г., Ганиевой ФИО69. в п. 4.3 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от 30.06.2022г., Садиковой ФИО70. в п. 4.2 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от 30.06.2022г., Закамских ФИО71. в п. 4.4 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от 30.06.2022г., произведены административным ответчиком по не предусмотренным законом основаниям, соответственно являются незаконными.

При этом суд полагает, что избранный административными истцами способ восстановления нарушенного права (обязание повторно рассмотреть заявление) соответствует требованиям части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при которых допущено нарушение прав, за защитой которого обратились административные истцы, в связи с чем, полагает, что заявленные административными истцами требования об обязании повторно рассмотреть заявления являются законными, обоснованными и подлежащим удовлетворению.

Определяя срок исполнения данных обязанностей с учетом заявленных административными истцами требований, суд приходит к выводу, что данный срок исполнения обязанности истребуемый административными истцами (14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу) является разумным, поскольку вся совокупность документов, на основании которых производится принятие соответствующих решений у административного ответчика имеется, таким образом, для рассмотрения вышеуказанных вопросов не требуется больших временных затрат.

Поскольку административными истцами судебные издержки не заявлены, суд их не распределяет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск Шабаева ФИО72, Файзуллиной ФИО73, Ганиевой ФИО74, Гильмугаянова ФИО75, Садиковой ФИО76, Закамских ФИО77 к Администрации муниципального образования «» о признании незаконными решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду удовлетворить.

Признать незаконным п.4.6 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от , которым Шабаеву ФИО78 отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Обязать Администрацию муниципального образования «» в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Шабаева ФИО79 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Признать незаконным п.4.1 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от , которым Файзуллиной ФИО80 отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Обязать Администрацию муниципального образования «» в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Файзуллиной ФИО81 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Признать незаконным п.4.3 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от , которым Ганиевой ФИО82 отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Обязать Администрацию муниципального образования «» в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Ганиевой ФИО84 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Признать незаконным п.4.5 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от , которым Гильмугаянову ФИО83 отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Обязать Администрацию муниципального образования «» в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Гильмугаянова ФИО85 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Признать незаконным п.4.2 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от , которым Садиковой ФИО86 отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Обязать Администрацию муниципального образования «» в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Садиковой ФИО87 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Признать незаконным п.4.4 Протокола заседания комиссии по землепользованию и застройке от , которым Закамских ФИО88 отказано в согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет.

Обязать Администрацию муниципального образования «» в течение 14 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Закамских ФИО89 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 2500 кв.м. на кадастровом плане территории, расположенного по адресному ориентиру: для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без проведения торгов сроком на 20 лет в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд УР через Октябрьский районный суд .

Решение суда изготовлено в окончательной форме .

Председательствующий судья Маштакова Н.А.