ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4749/2021 от 30.07.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-4749/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 30 июля 2021 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре Михайловой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную служб,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии о призыве на военную службу.

В обоснование указал, что призывной комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа призван в ряды Вооружённых Сил РФ, ему вручена повестка на 29 июня 2021 года для отправки в Вооруженные силы РФ. Считает, что принятие оспариваемого решения не соответствует требованиям закона, поскольку он имеет отсрочку от призыва на военную службу до окончания обучения 30 июня 2021 года.

Административный истец ФИО1, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, участия в нем не принимал.

Административные ответчики военный комиссариат г. Петропавловска-Камчатского, призывная комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" в судебное заседание представителя не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

Дело рассмотрено в отсутствие, надлежащим образом извещенных сторон.

Исследовав материалы административного дела, личное дело призывника ФИО1, суд приходит к следующему.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Так, согласно статьи 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее-Закон).

В силу пункта 1 статьи 26 Закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Статья 28 Закона закрепляет обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу, предусматривая принятие в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу, который, по общему правилу, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Федерального закона N 53-ФЗ).

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на образование (часть 1 статьи 43).

Для обеспечения баланса между правом на образование и воинской обязанностью путем призыва на военную службу в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены отсрочки от призыва на военную службу для граждан, получающих профессиональное образование.

Согласно абзацу седьмому подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином во время освоения образовательной программы.

Таким образом, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию по программам бакалавриата - в период освоения образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры сохраняют в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу и на военную службу не призываются

В судебном заседании установлено, что ФИО1 состоит на воинском учете с 02 февраля 2018 года.

Решением призывной комиссии от 20 июня 2019 года № 28-10 ФИО1 предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2021 года на основании п. "а" ч.2 ст.24 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.

Решением призывной комиссии от 20 апреля 2021 года ФИО1 призван на военную службу в военно-космические силы с присвоением ему категории годности "<данные изъяты>", показателем предназначения – .

Согласно справке КГПОАУ "<данные изъяты>" ФИО1 с 01 сентября 2017 года по 30 июня 2021 года проходил обучение по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям) в учебной группе ЭС-78.

Как следует из выписки из приказа № 50-К от 30 июня 2021 года ФИО1 отчислен 30 июня 2021 года из состава студентов техникума очного отделения, как завершивших полный курс обучения и прошедших государственную итоговую аттестацию.

Как следует из учетной карты призывника ФИО1 срок окончания учебы в "Камчатском морском энергетическом техникуме" 30 июня 2021 года.

При таких обстоятельствах, ФИО1 имел право на отсрочку от призыва на военную службу до окончания обучения до 30 июня 2021 года.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 не уклонялся от представления в призывную комиссию документов, подтверждающих наличие у него до 30 июня 2021 года права на отсрочку от прохождения военной службы, в связи с чем, у административного ответчика отсутствовали основания для принятия 20 апреля 2021 года оспариваемого решения.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции административным ответчиком не представлено.

Анализируя приведенные нормы права во взаимосвязи с установленными обстоятельствами административного дела, суд приходит к выводу, о наличии оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу.

В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса, в связи с чем, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по оплате административным истцом государственной пошлины.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.180 КАС РФ, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда по вопросам, разрешенным судом исходя из обстоятельств административного дела, в том числе указание на сохранение или отмену действия примененных мер предварительной защиты по административному иску.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

удовлетворить административный иск ФИО1 к призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу.

Признать незаконным решение, оформленное протоколом заседания призывной комиссии № 7 от 20 апреля 2021 года о призыве ФИО1 на военную службу.

Взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Камчатского края" в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

По вступлению в законную силу решения суда отменить меры предварительной защиты в виде приостановления действия решения призывной комиссии о призыве ФИО1 на военную службу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда составлено 13 августа 2021 года.

Судья