Дело № 2 а – 474/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
пос. Солнечный 07 сентября 2018 г.
Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Вовченко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Плотниковой Е.В.,
с участием представителя административного истца Соловьевой Т.В.,
представителя административного ответчика – помощника прокурора Солнечного района Хабаровского края Дыбаля Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края к прокурору Солнечного района Хабаровского края о признании незаконным в части представления № 02-28-2018/150 от 28.06.2018 об устранении нарушений требования законодательства о распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
администрация Солнечного муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с административным исковым заявлением к прокурору Солнечного района Хабаровского края о признании незаконным в части представления № 02-28-2018/150 от 28.06.2018 об устранении нарушений требования законодательства о распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности, мотивируя свои требования тем, что согласно указанному представлению администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края в нарушение Федеральных законов РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (глава 6.1) и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ч.3 чт. 41.1) (объекты) имущество жилищно-коммунального хозяйства передано ООО «Теплоэнергия» и ООО «БАМСЕРВИС» по договорам аренды, а не в виде концессионных соглашений.
Администрацией Солнечного муниципального района проводилась работа по заключению концессионных соглашений в отношении объектов жилищно-коммунальной сферы, однако ни одна заявка для участия в конкурсе не была подана.
Невозможность реализации предусмотренного законодательством о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении способа передачи объектов жилищно-коммунальной сферы не должно приводить к срыву отопительного сезона, в связи с чем, объекты были переданы в рамках положений пункта 4 части 3 статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которым регулируется порядок предоставления муниципальных преференций.
Постановлением администрации Солнечного муниципального района от 10.03.2016 № 19 на территории района утверждена муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Солнечном муниципальном районе на 2016-2020 годы».
Также принят ряд правовых актов в целях реализации указанной программы, в рамках которых 11.08.2017 в администрацию муниципального района обратились ООО «Теплоэнергия» и ООО «БАМСЕРВИС» с заявлениями о предоставлении муниципальной преференции.
Указанные организации относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, принято решение о предоставлении им муниципальной преференции.
14.08.2017 с ООО «Теплоэнергия» заключен договор аренды объектов теплоснабжения, а с ООО «БАМСЕРВИС» - договоры аренды объектов водоснабжения и водоотведения.
Теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение для населения в границах сельских поселений муниципального района, чем обеспечено исполнение полномочий муниципального района, предусмотренные п.4 ч.1 ст. 14 во взаимосвязи с частями 3,4 данной статьи Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Просила признать незаконным представление прокурора в части вменения администрации Солнечного муниципального района заключения договоров аренды объектов жилищно-коммунального хозяйства (муниципального имущества) с ООО «Теплоэнергия» и ООО «БАМСЕРВИС» в как нарушение Федеральных законов РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 17.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В судебном заседании представитель административного истца Соловьева Т.В. поддержала заявленные требования, подтвердила обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, в дополнение пояснила, что поскольку конкурсы на заключение концессионных соглашений не состоялись, заявок на участие в конкурсе не поступило, в связи с необходимостью подготовки к отопительному сезону, в целях реализации Программы о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, было принято решение о заключении с ООО «Теплоэнергия» и ООО «БАМ СЕРВИС» имущества жилищно-коммунального хозяйства для оказания коммунальных услуг населению. При заключении договоров аренды Закон о защите конкуренции не нарушен. Указанные договора аренды Администрация заключила во избежание срыва отопительного сезона.. Работа по выполнению требований законодательства по заключению концессионных соглашений проводилась в течение 2017-2018 г.г. 22.08.2018 направлены проекты концессионных соглашений по водоотведению, теплоснабжению в Министерство ЖК Хабаровского края. Считает, что администрация района действовала в пределах своих полномочий и не нарушала требования законодательства Российской Федерации.
Представитель административного ответчика помощник прокурора Дыбаль Е.П. административный иск не признал, суду пояснил, что прокуратурой района проведена проверка подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду было установлено, что объекты водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, находящиеся в собственности администрации Солнечного муниципального района, переданы в аренду ООО «Теплоэнергия» и ООО «БАМСЕРВИС» с нарушением норм действующего законодательства о теплоснабжении, водоотведении и водоснабжении, в соответствии с которым указанное имущество может быть передано исключительно по концессионным соглашениям, в связи с чем, прокуратурой внесено оспариваемое представление. считает требования административного истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представители заинтересованных лиц ООО «Теплоэнергии» и ООО «БАМСЕРВИС» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялись надлежаще.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений п.1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно статьей 22 Закона о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является внесение представления об устранении нарушений закона.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте с статьи 21 данного Закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что прокуратурой Солнечного района Хабаровского края проведена проверка исполнения администрацией Солнечного муниципального района Хабаровского края требований законодательства при передаче объектов муниципальной собственности во владение (пользование) для осуществления хозяйственной деятельности.
По результатам проверки прокурором Солнечного района Хабаровского края главе Солнечного муниципального района Хабаровского края внесено представление от 28.06.2018 № 2-28-2018/150, которым требуется принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих (пункт 1 резолютивной части представления), а именно: органами местного самоуправления Солнечного муниципального района в нарушение норм Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» заключены договоры аренды в отношении имущества, которое может быть передано во владение (пользование) только на основании концессионных соглашений.
Кроме того, в пункте 2 резолютивной части представления прокурор требует рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной ответственности.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу положений части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении», а также полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Из положений части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений.
Часть 1.1 статьи 6 названного выше Закона устанавливает, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и соответствующих территориях отнесена организация водоснабжения населения.
При этом, частью 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Часть 3 статьи 41.1 выше названного Закона, в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Главой 6.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" аналогичным образом регламентирован порядок передачи прав во владение и (или) пользование объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, объекты систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения объекты теплоснабжения, в случае, если срок их ввода в эксплуатацию превышает пять лет, подлежат передаче во владение и пользование только по концессионным соглашениям.
В соответствии с технической документацией на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящиеся в собственности Солнечного муниципального района, срок ввода их в эксплуатацию превышает пять лет.
При этом, данные объекты переданы по договорам аренды от 14.08.2017 ООО «Теплоэнергия» (объекты теплоснабжения) и ООО «БАМСЕРВИС» (объекты водоснабжения и водоотведения).
Таким образом, суд приходит к выводу, что прокурором правомерно сделан вывод о нарушении органами местного самоуправления Солнечного муниципального района норм действующего законодательства о теплоснабжении, о водоснабжении и водоотведении, следовательно, в силу предоставленных законом полномочий правомерно внес должностному лицу представление об устранении норм действующего законодательства, которое безотлагательно должно быть рассмотрено должностным лицом и в установленный законом срок приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
Доводы административного истца о том, что договоры аренды заключены в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и в связи с предоставлением муниципальной преференции в соответствии с муниципальной программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства, суд не принимает, поскольку представление не содержит указания на нарушение органом местного самоуправления требований Закона о защите конкуренции при заключении указанных выше договоров аренды.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что административные исковые требования администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края к прокурору Солнечного района Хабаровского края о признании незаконным в части представления № 02-28-2018/150 от 28.06.2018 об устранении нарушений требования законодательства о распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, рассмотрев оспариваемое представление прокурора в полном объеме, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона о прокуратуре прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Оспариваемое представление прокурора в числе прочих содержит требование о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.
Между тем, данное требование прокурора не соответствует приведенным положениям Закона о прокуратуре.
Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса РФ установлено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить перечисленные в указанной норме дисциплинарные взыскания.
То есть, применение в работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке.
Содержащееся в представлении прокурора требование о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц противоречит приведенным нормам Закона о прокуратуре и Трудового кодекса Российской Федерации, следовательно, представление в указанной части подлежит признанию незаконным.
Руководствуясь ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края к прокурору Солнечного района Хабаровского края о признании незаконным в части представления № 02-28-2018/150 от 28.06.2018 об устранении нарушений требования законодательства о распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отказать.
Признать незаконным представление № 02-28-2018/150 от 28.06.2018, вынесенное прокурором Солнечного района Хабаровского края главе администрации Солнечного муниципального района Хабаровского края об устранении нарушений требования законодательства о распоряжении имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в части требований о рассмотрении вопроса о привлечении лиц, виновных в допущенных нарушениях, к дисциплинарной ответственности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, через Солнечный районный суд, в течение одного месяца со дня его составления решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Вовченко
Решение в окончательной форме составлено 10.09.2018.