№ 2а-474/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Кострома |
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,
при секретаре судебного заседания Носовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действуя через представителя по доверенности ФИО2, обратился в суд с административным иском к администрации Костромского муниципального района Костромской области (далее - администрация) о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство. Требования обосновал тем, что он является собственником земельного участка (адрес) с кадастровым номером № площадью ***** кв.м., земли населенных пунктов. Земельный участок расположен в территориальной зоне застройки малоэтажными, преимущественно индивидуальными жилыми домами. Согласно решению Совета депутатов Минского сельского поселения Костромского муниципального района от ДДММГГГГ№ «Об утверждении правил землепользования и застройки Минского сельского поселения» (в редакции от ДДММГГГГ№) основными видами разрешенного использования земельного участка значится: для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС), блокированные двухсемейные дома с участками; для ведения личного подсобного хозяйства. В целях строительства он обратился в администрацию в порядке ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за выдачей градостроительного плана. Распоряжением от ДДММГГГГ№-р администрацией был выдан градостроительный план. Согласно плану на указанном земельном участке предусмотрено строительство либо индивидуального, либо блокированного двухсемейного жилого дома. В порядке Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) он также обратился в администрацию за соответствующим разрешением на строительство. Однако в выдаче разрешения ему было отказано в письменном уведомлении администрации от ДДММГГГГ№ «О несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке». Основаниями к отказу указано следующее. Несоответствие сведений о строительстве блокированного жилого дома обязательным требованиям к параметрам ИЖС и садовых домов, которые установлены ГрК РФ и другими федеральными законами. При этом административным ответчиком не конкретизировано какие сведения и каким именно нормам права противоречат. Кроме того, указано что земельный участок имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ) и что строительство блокированного жилого дома данным видом разрешенного использования не предусмотрено. С указанными основаниями в отказе в выдаче разрешения на строительство административный истец не согласен, поскольку они не соответствуют требованиям закона и распоряжения № от ДДММГГГГ администрации «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу (адрес)» (далее - распоряжение). Ответчик не привел норму закона, запрещающую в выдаче разрешения на строительство, не указал, в чем именно выражается несоответствие. Ссылка администрации на несоответствие видов разрешенного использования земельного участка противоречит данным, указанным самим же ответчиком в распоряжении. Уведомление административного ответчика противоречит ст. 67 главы XII градостроительных регламентов в части видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных решением совета депутатов Минского сельского поселения № от ДДММГГГГ, опубликованных в вестнике Костромского района «Информационный бюллетень» № от ДДММГГГГ, согласно которому к зоне Ж-1 в том числе относится строительство индивидуальных жилых домов, блокированных двухсемейных жилых домов. При этом регламент распространяется на вновь предоставленные участки, площадь которых от 600 кв.м. Земельный участок административного истца не является вновь образуемым, относится к графе 3 таблицы п.2. по факту застройки и имеет площадь ***** кв.м., то есть больше чем 600 кв.м. Административный истец обратился в администрацию через своего представителя ФИО3, действующего на основании нотариальной доверенности, по установленной форме в виде уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта, которое зарегистрировано административным ответчиком согласно талону ДДММГГГГ При этом к заявлению были приложены все документы, согласно требованиям ГрК РФ. С отказом административного ответчика в выдаче разрешения на строительство блокированного двухсемейного жилого дома административный истец не согласен и со ссылкой на нормы ст. 51 ГрК РФ, положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) просит суд признать незаконным отказ администрации в выдаче разрешения на строительство, возложить на администрацию обязанность выдать разрешение на строительство.
В судебном заседании административный истец не присутствует, его представитель по доверенности ФИО2 требования административного иска поддержал по доводам и основаниям в нем изложенным.
Представитель административного ответчика ФИО4, действующая по доверенности, в судебном заседании требования административного истца не признала. Пояснила, что представитель административного истца обратился в администрацию Костромского муниципального района Костромской области с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта. По результатам рассмотрения данного уведомления администрация ДДММГГГГ вынесла уведомление о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № по двум основаниям. Строительство блокированного двухсекционного жилого дома осуществляется на основании разрешения на строительство, а не на основании уведомления о планируемом строительстве, которое было подано в администрацию Костромского муниципального района от имени административного ответчика. Также основанием для вынесения уведомления является невозможность строительства блокированного жилого дома на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». Строительство блокированного жилого дома данным видом разрешенного использования не предусмотрено. Администрация правомерно подготовила уведомление о несоответствии в связи с тем, что сведения о планируемом объекте капитального строительства, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, содержат признаки блокированного жилого дома, что не соответствует обязательным требованиям к параметрам объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов, которые установлены Градостроительным кодексом РФ и другими федеральными законами. Градостроительный план земельного участка содержит информацию обо всех возможных видах разрешенного использования земельного участка, характерных для территориальной зоны в соответствии с правилами землепользования и застройки. Кроме того, выдать разрешение на строительство блокированного двухсекционного жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № не представляется возможным ввиду расположения в границах указанного земельного участка объекта капитального строительства - жилого дома с кадастровым номером №. Просила в удовлетворении административного иска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДДММГГГГ№т, возложении обязанности выдать разрешение на строительство двухсемейного блокированного жилого дома отказать.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области. Их представители в судебное заседание не явились, просили рассматривать дело без их участия.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 КАС РФ закрепляет, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 20 ч. 1, ч. 3, ч. 4 ФЗ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.01.2015 полномочия по градостроительной деятельности на территории сельских поселений отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Судом установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДДММГГГГ принадлежит земельный участок площадью ***** кв.м., расположенный по адресу (адрес) с кадастровым номером №, земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
На земельном участке также располагается объект недвижимости - жилое помещение, площадью 39,7 кв.м. с кадастровым номером №.
Распоряжением главы администрации Костромского муниципального района №-р от 11.12. 2018 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу (адрес)» предыдущему собственнику земельного участка Б.А.С. утвержден градостроительный план земельного участка. При этом в п. 2.2 градостроительного плана указано что основными видами разрешенного использования земельного участка являются: для индивидуального жилищного строительства, блокированные двухсемейные дома с участками; для ведения личного подсобного хозяйства.
При обращении ФИО1 через представителя ФИО3 ДДММГГГГ в виде уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или жилого дома, было отказано в связи с несоответствием параметров указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанном выше земельном участке по следующим основаниям. Сведения о планируемом объекте капитального строительства содержат признаки блокированного жилого дома что не соответствует обязательным требованиям к параметрам объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов, которые установлены ГрК РФ и другими федеральными законами.
Также указано, что земельный участок имеет вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2013 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производство сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, саниатрно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 450 (ред. от 30.09. 2015) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» ведение личного подсобного хозяйства предполагает: «Размещение жилого дома. не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных».Строительство блокированного жилого дома данным видом разрешенного использования не предусмотрено.
Разрешая административный иск ФИО1, суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве) подается застройщиком в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Согласно п. 39 ст. 1 ГрК РФ под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Строительство блокированного двухсекционного жилого дома осуществляется на основании разрешения на строительство, а не на основании уведомления о планируемом строительстве, которое было подано в администрацию Костромского муниципального района административным истцом.
Таким образом, администрация Костромского муниципального района правомерно вынесла уведомление о несоответствии в связи с тем, что сведения о планируемом объекте капитального строительства, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, содержат признаки блокированного жилого дома, что не соответствует обязательным требованиям к параметрам объектов индивидуального жилищного строительства и садовых домов, которые установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Также основанием для вынесения указанного уведомления является невозможность строительства блокированного жилого дома на земельном участке, имеющим вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
Согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» предусматривает размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1. (т.е. отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
В соответствии с ч.2 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» на приусадебном земельном участке допускается размещение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в п. 39 ст.1 Градостроительного кодекса. Строительство блокированного жилого дома данным видом разрешенного использования не предусмотрено.
Доводы административного истца о том, что земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с решением Совета депутатов Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ№ «Об утверждении Правил землепользования и застройки Минского сельского поселения» и градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером №, утвержденным распоряжением администрации Костромского муниципального района Костромской области от ДДММГГГГ№, имеет вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, блокированные двухсемейные дома с участками, для ведения личного подсобного хозяйства не могут быть признаны состоятельными в силу следующего.
В соответствии с ч.2. ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В правилах землепользования и застройки указываются все виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в каждой территориальной зоне.
Приказом Минстроя России от 25.04.2017 N 741/пр утверждена форма градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения, в соответствии с которым подраздел 2.2 «Информация о видах разрешенного использования земельного участка» включает основные виды разрешенного использования земельного участка, условно разрешенные виды использования земельного участка, вспомогательные виды разрешенного использования земельного участка. В строке «Основные виды разрешенного использования земельного участка» указываются все установленные основные виды разрешенного использования земельного участка в соответствии с правилами землепользования и застройки, а при наличии утвержденной документации по планировке территории, один или несколько основных видов разрешенного использования земельного участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки, соответствующих назначению зон планируемого размещения объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории.
Таким образом, градостроительный план земельного участка содержит информацию обо всех возможных видах разрешенного использования земельного участка, характерных для территориальной зоны в соответствии с правилами землепользования и застройки.
Земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне застройки малоэтажными, преимущественно индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Основными видами разрешенного использования в указанной территориальной зоне являются: для индивидуального жилищного строительства, блокированные двухсемейные дома с участками, для ведения личного подсобного хозяйства.
Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № согласно данным Единого государственного реестра недвижимости - «для ведения личного подсобного хозяйства».
Кроме того, суд отмечает, что в процессе рассмотрения настоящего административного дела ФИО1 в установленном законом порядке изменен вид разрешенного использования земельного участка как для ведения личного подсобного хозяйства на - блокированные двухсемейные дома с участками, для объектов жилой застройки (сведения внесены в ЕГРН, выписка от ДДММГГГГ). В связи с этим, ФИО1 вправе вновь обратиться в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Суд полагает, что административным ответчиком принято правомерное решение. Заявление ФИО1 в лице его представителя ФИО3 рассмотрено в установленный законом срок, надлежащим должностным лицом. Решение администрации мотивировано, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным отказ в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство отказать.
Решение может обжаловано в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Костромской областной суд через Костромской районный суд Костромской области.
Судья | О.В. Гурьянова |
Решение суда изготовлено
в окончательной форме 27 мая 2019 г.