дело № 2а-474/2020
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации15 сентября 2020 года пос. Кавказский, КЧР
Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего – судьи А.К.Абазалиева, при секретаре судебного заседания Хапаевой Р.Б., с участием: представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным уведомления № от дата о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Адрес , Адрес , возложении на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Адрес пахарь, Адрес ,
УСТАНОВИЛ: Административный истец ФИО1 обратилась в Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с вышеуказанным иском, в котором просит: признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес о приостановлении государственной регистрации от дата № о приостановке государственной регистрации права собственности административного истца на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Адрес , общей площадью 00.00 кв.м., кадастровый №; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Адрес , общей площадью 00.00 кв.м., кадастровый номер №, на основании заявления от дата и представленных документов.
В административном исковом заявлении указывается, что на основании постановления Ленинской сельской администрации Минераловодского района Ставропольского края № от дата ФИО1 обладает правом собственности на земельный участок, из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: Адрес , кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата , выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Адрес , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, дата , сделана запись регистрации №. На указанном земельном участке ФИО1 за счет собственных сил и средств был построен индивидуальный жилой дом, площадью 00.00 кв.м. В 2008 году, ФИО1 было зарегистрировано право собственности на этот дом, как на объект незавершенный строительством с 85% готовности, кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата , выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Адрес , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, дата , сделана запись регистрации №. Обременений объекта недвижимости не имеется, иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется. дата , ФИО1 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес было подано заявление о государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости, к которому были приложены следующие документы: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от дата , разрешение на строительство жилого дома от дата №, а также квитанция об уплате государственной пошлины. Сведениями, подтверждающими право собственности ФИО1 на землю и на дом, незавершенный строительством, административный ответчик, как регистрирующий орган, располагает. Однако, дата , административным ответчиком было вынесено решение о приостановлении государственной регистрации, содержащееся в уведомлении о принятом решении за номером 26/156002/2020-100 от дата , в котором сообщалось, что государственная регистрация права приостановлена с 22.06.2020 года по дата в связи с тем, что административный ответчик считает, что постановка на государственный кадастровый учет построенного ею объекта капитального строительства возможна лишь в случае представления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, административный ответчик считает, что построенный ФИО1 объект недвижимости является жилым домом блокированной застройки и ей нужно, якобы, «учитывать, что в отношении жилых домов блокированной застройки, согласование с органами власти строительства осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 ГК РФ (требуется подготовка проектной документации, получение разрешения на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию). А поскольку разрешение на ввод дома в эксплуатацию ФИО1 не представлено, административный ответчик считает, что произвести государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на основании представленных документов не представляется возможным. Административный истец считает причины приостановления государственной регистрации вышеуказанного объекта недвижимости от дата № надуманными и необоснованными, поскольку они противоречат статье 131 ГК РФ, статьям 14,26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и нарушают ее права и законные интересы. Из представленного на государственную регистрацию технического плана здания видно, что жилой дом был построен на основании полученного разрешения на строительство исх.№ от дата . В 2008 году было зарегистрировано право на объект незавершенного строительства с 85% готовности. Фактически жилой дом был достроен в 2010 году, были подведены коммуникации и заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, открыт лицевой счет №, по которому осуществлялась оплата за поставляемые газ, электроэнергию, воду и водоотведение. Действующее на тот момент законодательство (в принципе, как и сейчас) не требовало и не требует по завершении строительства, ввода в эксплуатацию и обязательной регистрации права на жилой дом. В данный момент пришла необходимость в регистрации права, с заявлением о котором административный истец и обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю 09.06.2020 года, а не 05.03.2020 года, как указывается в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 22.06.2020 года. В письме Министерства экономического развития РФ от 19 сентября 2016 года № Д23и-4285 «Относительно государственного кадастрового учета объектов индивидуального жилищного строительства» указано, что в соответствии с частью 8 статьи 41 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года №361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»), вступившего в силу 4 июля 2016 года, сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации такого объекта недвижимости при ее наличии, либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации. Таким образом, сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства указываются в техническом плане, либо на основании разрешения на строительство и проектной документации такого здания, либо, в случае отсутствия проектной документации, на основании разрешения на строительство и декларации. Ссылка на данное письмо присутствует в разделе технического плана «Заключения кадастрового инженера», направленного в регистрирующий орган. То есть Президент Российской Федерации, Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ, принявшие данное законодательство, доверяют ей заполнить декларацию об объекте недвижимости, причем без каких либо доказательств, а регистратор, получается, не верит, что данный жилой дом был достроен, как она декларирует, в 2010 году и отсылает ее в орган местного самоуправления с уведомлением об окончании строительства, требование о необходимости которого было введено в законодательство в 2017 году, то есть, через семь лет после завершения строительства вышеуказанного объекта недвижимости. При этом действующие параметры разрешенного строительства в Минераловодском городском округе установлены в 2017 году и как их вообще можно применять к построенному на 7 лет ранее жилому дому. По поводу второй причины в приостановлении государственной регистрации вообще непонятно, где регистратор увидел на поэтажном плане признаки блокированного жилого дома. Понятие блокированного жилого дома определено частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации: жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки). В ее жилом доме нет на этажах общих стен без проемов между помещениями, что однозначно видно на «Планах этажей», представленного технического плана здания. Дом принадлежит ей одной, это обычный двухэтажный индивидуальный жилой дом.
В письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика ФИО3 просила отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 требований в полном объеме. В обоснование своей позиции она указала, что согласно сведениям ЕГРН государственная регистрация права собственности ФИО1 на объект незавершенного строительства - жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 00.00 кв.м., расположенный по адресу: Адрес , проведена дата на основании постановления Ленинской сельской администрации Адрес № от дата , технического паспорта от дата , проектно-сметной документации от дата , разрешения на строительство от дата , о чем сделана запись регистрации №. По сведениям ЕГРН государственная регистрация права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, уточненная площадь 600 кв.м, вид разрешенного использования - для индивидуальной застройки, расположенный по адресу: Адрес , проведена дата на основании выписки из постановления Ленинской сельской администрации Адрес № от дата , о чем сделана запись регистрации №. Данный земельный участок стоит на государственном кадастровом учете с дата как ранее учтенный, границы установлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав объектов недвижимого имущества носят заявительный характер обращения и осуществляется в соответствии с Законом о регистрации. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав определен ст. 29 Закона о регистрации и предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. дата , в Управление поступило заявление № с приложенными документами от ФИО1 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес пахарь, Адрес . К заявлениям № и № от дата приложены следующие документы: технический план здания от дата ; выписка из постановления Ленинской сельской администрации Адрес № от дата ; разрешение на строительство жилого Адрес от дата . При проведении правовой экспертизы представленных документов, предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, регистрация по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и регистрация права собственности была приостановлена в соответствии с пп. 5, 59 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации по следующим основаниям. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости по заявлению собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве (п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации). В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о регистрации, государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с возникновением права на созданный объект недвижимости, возникновением права на образованный земельный участок, прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи), переходом права на объект недвижимости, подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона; ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения. В составе приложенных документов, представленных в Управление, отсутствуют уведомления, предусмотренные статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно уведомление о завершении строительства индивидуального жилого дома, а также уведомление о соответствии построенного объекта недвижимости. Также при проведении правовой экспертизы установлено, что объект недвижимости, на который заявлено право, имеет признаки блокированного жилого дома, что подтверждается предоставленным на государственную регистрацию техническим планом здания от 08.06.2020 года. В техническом плане от 08.06.2020 года отсутствует связь между первым и вторым этажом строения лестничным маршем. Порядок осуществления реконструкции объектов капитального строительства регулируется положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом следует учитывать, что в отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти строительства осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию). Таким образом, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, - уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не направлено застройщиком в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство. Учитывая вышеизложенное, государственным регистратором прав принято решение о приостановлении учетно-регистрационных действий до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более, чем до 22.09.2020 года. Следовательно, в настоящий момент, произвести государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на основании представленных документов не представляется возможным. Согласно ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем в апелляционную комиссию, созданную при Управлении. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого, решения в апелляционную комиссию. Заявления об обжаловании уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 22.06.2020 года № в апелляционную комиссию не поступало. В связи с чем, заявителем обязательный досудебный порядок урегулирования спора не соблюден.
Административный истец ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, направила своего представителя.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо – государственный регистратор ФИО4, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не представил в суд сведений о причинах своей неявки.
Административное дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле по правилам статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон №218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, ступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ предусмотрены основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно названной норме осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в числе прочего в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В силу пункта 216 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года №278, при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются, в том числе, наличие всех необходимых документов.
Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственником земельного участка, назначение - земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью 00.00 кв.м., расположенного по адресу: Адрес , кадастровый №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, 20.02.2008 года, сделана запись регистрации №. Также административный истец ФИО1 является собственником незавершенного строительством объекта – жилого дома, площадью застройки 154 кв.м, 85% готовности, кадастровый №/А, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, дата , сделана запись регистрации №.
дата , ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес пахарь, Адрес . К заявлению ФИО1 приложила следующие документы: технический план здания от дата ; разрешение на строительство жилого Адрес от дата и чек-ордер об уплате государственной пошлины.
дата , государственным регистратором ФИО4 вынесено уведомление № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ФИО1 на индивидуальный жилой дом с дата по дата . Как указывается в указанном уведомлении, основанием для принятия решения явилось то, что в составе приложенных документов, представленных в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, отсутствуют уведомления, предусмотренные статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно уведомление о завершении строительства индивидуального жилого дома, а также уведомление о соответствии построенного объекта недвижимости. В уведомлении также указывается, что при проведении правовой экспертизы установлено, что объект недвижимости, на который заявлено право, имеет признаки блокированного жилого дома, в связи с чем, в соответствии с статьями 48, 49, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что имелись правовые основания для приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Адрес .
На основании части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
На основании части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами; направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Из административного искового заявления ФИО1 и исследованных в судебном заседании доказательств судом установлено, что административным истцом не был соблюден установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок окончания индивидуального жилищного строительства. ФИО1 не обращалась с уведомлением о завершении строительства индивидуального жилого дома в орган местного самоуправления, ей не выдавалось этим органом уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В связи с тем, что ФИО1 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, при обращении с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом, не были представлены уведомление о завершении строительства индивидуального жилого дома и уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, государственным регистратором, в соответствии с положениями части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ, было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ФИО1 на индивидуальный жилой дом.
Доводы административного иска о том, что фактически жилой дом был достроен в 2010 году, к нему были подведены коммуникации, заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, открыт лицевой счет, по которому осуществлялась оплата за поставляемые газ, электроэнергию, воду и водоотведение, не влияют на законность оспариваемого решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, поскольку не свидетельствуют о его несоответствии требованиям закона.
Как следует из уведомления № от дата о приостановлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права, в ходе проведения правовой экспертизы установлено, что объект недвижимости, на который заявлено право, имеет признаки блокированного жилого дома, что подтверждается, как указано в уведомлении, предоставленным на государственную регистрацию техническим планом здания от 08.06.2020 года, в котором отсутствует связь между первым и вторым этажом строения лестничным маршем.
Из материалов дела следует, что на индивидуальный жилой дом общей площадью 00.00 кв.м., количество этажей – 2, был построен на земельном участке, с назначением - земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью 00.00 кв.м., расположенном по адресу: Адрес , кадастровый №, принадлежащем на праве собственности ФИО1, в соответствии с разрешением на строительство жилого Адрес от дата .
В соответствии с подпунктом пятым пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
В подпункте 8 пункта 1 этой же статьи закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Согласно СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 778, "блокированный" жилой дом (дом жилой "блокированной" застройки) - это здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа. "Блокированный" тип многоквартирного дома может иметь объемно-планировочные решения, когда один или несколько уровней одной квартиры располагаются над помещениями другой квартиры или когда автономные жилые блоки имеют общие входы, чердаки, подполья, шахты коммуникаций, инженерные системы. Приквартирный участок - земельный участок, примыкающий к жилому зданию (квартире) с непосредственным выходом на него.
Согласно СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", утвержденного Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года №725/пр, блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками. "Блокированная" застройка домами жилыми одноквартирными - застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. Приквартирный участок - земельный участок, примыкающий к дому с непосредственным выходом на него.
Доказательств того, что спорный жилой дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам блокированной застройки, которые, в свою очередь, предусматривают особенности проектирования и строительства объектов блокированной застройки, в том числе в части архитектурно-конструктивной и инженерной автономности блоков, входящих в состав дома блокированной застройки, суду не представлено. Также отсутствуют доказательства, подтверждающие формирование отдельных земельных участков под каждой из частей жилого дома, тогда как критерием отнесения жилого дома к жилому дому блокированной застройки является наличие отдельных земельных участков, сформированных непосредственно для их использования.
То обстоятельство, что в техническом плане жилого дома отсутствует связь между первым и вторым этажом строения лестничным маршем, не может являться достаточным основанием для вывода о том, что указанный дом является жилым домом блокированной застройки.
Таким образом, содержащийся в оспариваемом уведомлении вывод о том, что жилой дом имеет признаки блокированного жилого дома, является необоснованным, не может служить основанием для приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении жилого дома.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом и возложении на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на жилой дом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным уведомления № от 22.06.2020 года о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Адрес пахарь, Адрес , возложении на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Адрес пахарь, Адрес , отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КЧР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прикубанский районный суд КЧР.
Решение в окончательной форме составлено 18 сентября 2020 года.
Судья подпись А.К. Абазалиев
Копия верна:
Судья А.К.Абазалиев
дело № 2а-474/2020
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации15 сентября 2020 года пос. Кавказский, КЧР
Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего – судьи А.К.Абазалиева, при секретаре судебного заседания Хапаевой Р.Б., с участием: представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным уведомления № от дата о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Адрес , Адрес , возложении на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Адрес пахарь, Адрес ,
УСТАНОВИЛ: Административный истец ФИО1 обратилась в Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики с вышеуказанным иском, в котором просит: признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес о приостановлении государственной регистрации от дата № о приостановке государственной регистрации права собственности административного истца на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Адрес , общей площадью 00.00 кв.м., кадастровый №; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Адрес , общей площадью 00.00 кв.м., кадастровый номер №, на основании заявления от дата и представленных документов.
В административном исковом заявлении указывается, что на основании постановления Ленинской сельской администрации Минераловодского района Ставропольского края № от дата ФИО1 обладает правом собственности на земельный участок, из земель населённых пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: Адрес , кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата , выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Адрес , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, дата , сделана запись регистрации №. На указанном земельном участке ФИО1 за счет собственных сил и средств был построен индивидуальный жилой дом, площадью 00.00 кв.м. В 2008 году, ФИО1 было зарегистрировано право собственности на этот дом, как на объект незавершенный строительством с 85% готовности, кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата , выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Адрес , о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, дата , сделана запись регистрации №. Обременений объекта недвижимости не имеется, иных лиц, оспаривающих права административного истца на объект недвижимости, не имеется. дата , ФИО1 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес было подано заявление о государственной регистрации права собственности на данный объект недвижимости, к которому были приложены следующие документы: технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от дата , разрешение на строительство жилого дома от дата №, а также квитанция об уплате государственной пошлины. Сведениями, подтверждающими право собственности ФИО1 на землю и на дом, незавершенный строительством, административный ответчик, как регистрирующий орган, располагает. Однако, дата , административным ответчиком было вынесено решение о приостановлении государственной регистрации, содержащееся в уведомлении о принятом решении за номером 26/156002/2020-100 от дата , в котором сообщалось, что государственная регистрация права приостановлена с 22.06.2020 года по дата в связи с тем, что административный ответчик считает, что постановка на государственный кадастровый учет построенного ею объекта капитального строительства возможна лишь в случае представления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Кроме того, административный ответчик считает, что построенный ФИО1 объект недвижимости является жилым домом блокированной застройки и ей нужно, якобы, «учитывать, что в отношении жилых домов блокированной застройки, согласование с органами власти строительства осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 ГК РФ (требуется подготовка проектной документации, получение разрешения на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию). А поскольку разрешение на ввод дома в эксплуатацию ФИО1 не представлено, административный ответчик считает, что произвести государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на основании представленных документов не представляется возможным. Административный истец считает причины приостановления государственной регистрации вышеуказанного объекта недвижимости от дата № надуманными и необоснованными, поскольку они противоречат статье 131 ГК РФ, статьям 14,26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и нарушают ее права и законные интересы. Из представленного на государственную регистрацию технического плана здания видно, что жилой дом был построен на основании полученного разрешения на строительство исх.№ от дата . В 2008 году было зарегистрировано право на объект незавершенного строительства с 85% готовности. Фактически жилой дом был достроен в 2010 году, были подведены коммуникации и заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, открыт лицевой счет №, по которому осуществлялась оплата за поставляемые газ, электроэнергию, воду и водоотведение. Действующее на тот момент законодательство (в принципе, как и сейчас) не требовало и не требует по завершении строительства, ввода в эксплуатацию и обязательной регистрации права на жилой дом. В данный момент пришла необходимость в регистрации права, с заявлением о котором административный истец и обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю 09.06.2020 года, а не 05.03.2020 года, как указывается в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 22.06.2020 года. В письме Министерства экономического развития РФ от 19 сентября 2016 года № Д23и-4285 «Относительно государственного кадастрового учета объектов индивидуального жилищного строительства» указано, что в соответствии с частью 8 статьи 41 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года №361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»), вступившего в силу 4 июля 2016 года, сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство, проектной документации такого объекта недвижимости при ее наличии, либо декларации об объекте недвижимости в случае отсутствия проектной документации. Таким образом, сведения о здании - объекте индивидуального жилищного строительства указываются в техническом плане, либо на основании разрешения на строительство и проектной документации такого здания, либо, в случае отсутствия проектной документации, на основании разрешения на строительство и декларации. Ссылка на данное письмо присутствует в разделе технического плана «Заключения кадастрового инженера», направленного в регистрирующий орган. То есть Президент Российской Федерации, Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ, принявшие данное законодательство, доверяют ей заполнить декларацию об объекте недвижимости, причем без каких либо доказательств, а регистратор, получается, не верит, что данный жилой дом был достроен, как она декларирует, в 2010 году и отсылает ее в орган местного самоуправления с уведомлением об окончании строительства, требование о необходимости которого было введено в законодательство в 2017 году, то есть, через семь лет после завершения строительства вышеуказанного объекта недвижимости. При этом действующие параметры разрешенного строительства в Минераловодском городском округе установлены в 2017 году и как их вообще можно применять к построенному на 7 лет ранее жилому дому. По поводу второй причины в приостановлении государственной регистрации вообще непонятно, где регистратор увидел на поэтажном плане признаки блокированного жилого дома. Понятие блокированного жилого дома определено частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации: жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки). В ее жилом доме нет на этажах общих стен без проемов между помещениями, что однозначно видно на «Планах этажей», представленного технического плана здания. Дом принадлежит ей одной, это обычный двухэтажный индивидуальный жилой дом.
В письменных возражениях на административный иск представитель административного ответчика ФИО3 просила отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 требований в полном объеме. В обоснование своей позиции она указала, что согласно сведениям ЕГРН государственная регистрация права собственности ФИО1 на объект незавершенного строительства - жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 00.00 кв.м., расположенный по адресу: Адрес , проведена дата на основании постановления Ленинской сельской администрации Адрес № от дата , технического паспорта от дата , проектно-сметной документации от дата , разрешения на строительство от дата , о чем сделана запись регистрации №. По сведениям ЕГРН государственная регистрация права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером №, уточненная площадь 600 кв.м, вид разрешенного использования - для индивидуальной застройки, расположенный по адресу: Адрес , проведена дата на основании выписки из постановления Ленинской сельской администрации Адрес № от дата , о чем сделана запись регистрации №. Данный земельный участок стоит на государственном кадастровом учете с дата как ранее учтенный, границы установлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав объектов недвижимого имущества носят заявительный характер обращения и осуществляется в соответствии с Законом о регистрации. Порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав определен ст. 29 Закона о регистрации и предусматривает проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. дата , в Управление поступило заявление № с приложенными документами от ФИО1 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес пахарь, Адрес . К заявлениям № и № от дата приложены следующие документы: технический план здания от дата ; выписка из постановления Ленинской сельской администрации Адрес № от дата ; разрешение на строительство жилого Адрес от дата . При проведении правовой экспертизы представленных документов, предусмотренной п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона о регистрации, регистрация по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и регистрация права собственности была приостановлена в соответствии с пп. 5, 59 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации по следующим основаниям. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости по заявлению собственника земельного участка, либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве (п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации). В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о регистрации, государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с возникновением права на созданный объект недвижимости, возникновением права на образованный земельный участок, прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи), переходом права на объект недвижимости, подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона; ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения. В составе приложенных документов, представленных в Управление, отсутствуют уведомления, предусмотренные статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно уведомление о завершении строительства индивидуального жилого дома, а также уведомление о соответствии построенного объекта недвижимости. Также при проведении правовой экспертизы установлено, что объект недвижимости, на который заявлено право, имеет признаки блокированного жилого дома, что подтверждается предоставленным на государственную регистрацию техническим планом здания от 08.06.2020 года. В техническом плане от 08.06.2020 года отсутствует связь между первым и вторым этажом строения лестничным маршем. Порядок осуществления реконструкции объектов капитального строительства регулируется положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом следует учитывать, что в отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти строительства осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию). Таким образом, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, - уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не направлено застройщиком в орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченных на выдачу разрешений на строительство. Учитывая вышеизложенное, государственным регистратором прав принято решение о приостановлении учетно-регистрационных действий до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более, чем до 22.09.2020 года. Следовательно, в настоящий момент, произвести государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на основании представленных документов не представляется возможным. Согласно ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем в апелляционную комиссию, созданную при Управлении. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого, решения в апелляционную комиссию. Заявления об обжаловании уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 22.06.2020 года № в апелляционную комиссию не поступало. В связи с чем, заявителем обязательный досудебный порядок урегулирования спора не соблюден.
Административный истец ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, направила своего представителя.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо – государственный регистратор ФИО4, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не представил в суд сведений о причинах своей неявки.
Административное дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле по правилам статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выслушав пояснения представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон №218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, ступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ предусмотрены основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Согласно названной норме осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в числе прочего в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона №218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Федеральным законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
В силу пункта 216 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07 июня 2017 года №278, при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливаются, в том числе, наличие всех необходимых документов.
Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственником земельного участка, назначение - земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью 00.00 кв.м., расположенного по адресу: Адрес , кадастровый №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, 20.02.2008 года, сделана запись регистрации №. Также административный истец ФИО1 является собственником незавершенного строительством объекта – жилого дома, площадью застройки 154 кв.м, 85% готовности, кадастровый №/А, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, дата , сделана запись регистрации №.
дата , ФИО1 обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Адрес с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: Адрес пахарь, Адрес . К заявлению ФИО1 приложила следующие документы: технический план здания от дата ; разрешение на строительство жилого Адрес от дата и чек-ордер об уплате государственной пошлины.
дата , государственным регистратором ФИО4 вынесено уведомление № о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ФИО1 на индивидуальный жилой дом с дата по дата . Как указывается в указанном уведомлении, основанием для принятия решения явилось то, что в составе приложенных документов, представленных в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, отсутствуют уведомления, предусмотренные статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно уведомление о завершении строительства индивидуального жилого дома, а также уведомление о соответствии построенного объекта недвижимости. В уведомлении также указывается, что при проведении правовой экспертизы установлено, что объект недвижимости, на который заявлено право, имеет признаки блокированного жилого дома, в связи с чем, в соответствии с статьями 48, 49, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, требуется подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что имелись правовые основания для приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Адрес .
На основании части 16 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
На основании части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами; направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.
Из административного искового заявления ФИО1 и исследованных в судебном заседании доказательств судом установлено, что административным истцом не был соблюден установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации порядок окончания индивидуального жилищного строительства. ФИО1 не обращалась с уведомлением о завершении строительства индивидуального жилого дома в орган местного самоуправления, ей не выдавалось этим органом уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В связи с тем, что ФИО1 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, при обращении с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и регистрацию права собственности на индивидуальный жилой дом, не были представлены уведомление о завершении строительства индивидуального жилого дома и уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности, государственным регистратором, в соответствии с положениями части 1 статьи 26 Федерального закона №218-ФЗ, было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ФИО1 на индивидуальный жилой дом.
Доводы административного иска о том, что фактически жилой дом был достроен в 2010 году, к нему были подведены коммуникации, заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями, открыт лицевой счет, по которому осуществлялась оплата за поставляемые газ, электроэнергию, воду и водоотведение, не влияют на законность оспариваемого решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, поскольку не свидетельствуют о его несоответствии требованиям закона.
Как следует из уведомления № от дата о приостановлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права, в ходе проведения правовой экспертизы установлено, что объект недвижимости, на который заявлено право, имеет признаки блокированного жилого дома, что подтверждается, как указано в уведомлении, предоставленным на государственную регистрацию техническим планом здания от 08.06.2020 года, в котором отсутствует связь между первым и вторым этажом строения лестничным маршем.
Из материалов дела следует, что на индивидуальный жилой дом общей площадью 00.00 кв.м., количество этажей – 2, был построен на земельном участке, с назначением - земли населенных пунктов, для индивидуального жилищного строительства, площадью 00.00 кв.м., расположенном по адресу: Адрес , кадастровый №, принадлежащем на праве собственности ФИО1, в соответствии с разрешением на строительство жилого Адрес от дата .
В соответствии с подпунктом пятым пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
В подпункте 8 пункта 1 этой же статьи закреплен принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации жилыми домами блокированной застройки являются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Согласно СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 декабря 2010 года № 778, "блокированный" жилой дом (дом жилой "блокированной" застройки) - это здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа. "Блокированный" тип многоквартирного дома может иметь объемно-планировочные решения, когда один или несколько уровней одной квартиры располагаются над помещениями другой квартиры или когда автономные жилые блоки имеют общие входы, чердаки, подполья, шахты коммуникаций, инженерные системы. Приквартирный участок - земельный участок, примыкающий к жилому зданию (квартире) с непосредственным выходом на него.
Согласно СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные", утвержденного Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года №725/пр, блок жилой автономный - жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками. "Блокированная" застройка домами жилыми одноквартирными - застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок. Приквартирный участок - земельный участок, примыкающий к дому с непосредственным выходом на него.
Доказательств того, что спорный жилой дом соответствует требованиям, предъявляемым к жилым домам блокированной застройки, которые, в свою очередь, предусматривают особенности проектирования и строительства объектов блокированной застройки, в том числе в части архитектурно-конструктивной и инженерной автономности блоков, входящих в состав дома блокированной застройки, суду не представлено. Также отсутствуют доказательства, подтверждающие формирование отдельных земельных участков под каждой из частей жилого дома, тогда как критерием отнесения жилого дома к жилому дому блокированной застройки является наличие отдельных земельных участков, сформированных непосредственно для их использования.
То обстоятельство, что в техническом плане жилого дома отсутствует связь между первым и вторым этажом строения лестничным маршем, не может являться достаточным основанием для вывода о том, что указанный дом является жилым домом блокированной застройки.
Таким образом, содержащийся в оспариваемом уведомлении вывод о том, что жилой дом имеет признаки блокированного жилого дома, является необоснованным, не может служить основанием для приостановления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав в отношении жилого дома.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом и возложении на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на жилой дом.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании незаконным уведомления № от 22.06.2020 года о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Адрес пахарь, Адрес , возложении на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: Адрес пахарь, Адрес , отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КЧР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прикубанский районный суд КЧР.
Решение в окончательной форме составлено 18 сентября 2020 года.
Судья подпись А.К. Абазалиев
Копия верна:
Судья А.К.Абазалиев
1версия для печатиДело № 2а-474/2020 ~ М-403/2020 (Решение)