ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-474/2022 от 23.06.2022 Ванинского районного суда (Хабаровский край)

27RS0015-01-2022-000758-40 № 2а-474/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июня 2022 года п. Ванино

Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Романько А.М.

при секретаре Севериной Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску КГКУ «Хабаровскуправтодор» к Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району о признании незаконным представления от 19.04.2022 года,

У С Т А Н О В И Л:

КГКУ «Хабаровскуправтодор» обратилось в Ванинский районный суд Хабаровского края с административным иском к Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району о признании незаконным представления от 19.04.2022 года. В обоснование заявления указали, что 19.04.2022 врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району капитаном полиции Павлюченко Р.Н. КГУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» выдано представление № 3 в срок до 30 суток с момента получения представления организовать установку стационарного электрического освещения мест остановки маршрутных транспортных средств, запланировать и реализовать работы по устройству путей безопасного движения пешеходов к месту остановки общественного транспорта на автомобильной дороге «Подъезд к п. Монгохто» км 2 + 251, км 10 + 103, км 20 + 344, км 21 + 040. С данным представлением КГКУ «Хабаровскуправтодор» не согласно, считает его незаконным и нарушающим права и законные интересы Учреждения поскольку на Учреждение возложены именно организационные функции, то есть организация деятельности по содержанию и ремонту дорог. Учреждение не может непосредственно выполнять такие работы, поскольку это противоречит целям, для которых оно было создано.

Также, в утвержденный Министерством транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края План капитального ремонта на 2022 год работы по устройству тротуаров и электроосвещения на автомобильной дороге «Подъезд к п. Монгохто» не включены и лимиты бюджетных обязательств на выполнение капитального ремонта указанного объекта до Учреждения не доведены. Таким образом, исполнить представление в установленный срок не представляется возможным по объективным причинам. Оспариваемое представление нарушает права и законные интересы Учреждения, поскольку последнее объективно лишено возможности его исполнить, однако будет вынуждено понести административную ответственность по статье 19.5 КоАП РФ, в связи с его неисполнением.

Просили: признать незаконным представление от 19.04.2022 № 3, выданное краевому государственному казенному учреждению «Хабаровское управление автомобильных дорог» врио начальником ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району Павлюченко Р.Н.

Представитель административного истца КГКУ «Хабаровскуправтодор», будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Административный ответчик Павлюченко Р.Н. (Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району), будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени рассмотрения дела, в суд не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которого возражал против удовлетворения административного иска, по тем основаниям, что в представлении ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району отражены требования к разработке и реализации комплекса организационных и практических мер, по устранению причин и условий, способствующих созданию предпосылок к совершению дорожно-транспортных происшествий при которых могут пострадать или погибнуть люди. Замечания описанные в выданном представлении № 3 от 19.04.2022 года, указывают на нарушения пунктов 5.3.2.1 и 4.5.2.4 государственного стандарта ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.», которые в соответствии с распоряжением Правительства № 2438-р от 4 ноября 2017 года являются обязательными для исполнения. В целях принятия мер, по контролю за соблюдением требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установленных требованиями ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», балансодержателю автомобильной дороги регионального значения КГКУ «Хабаровскуправтодор» выдано представление об устранении недостатков, в части организации установки стационарного электрического освещения мест остановки маршрутных транспортных средств, запланировать и реализовать работы по устройству путей безопасного движения пешеходов к месту остановки общественного транспорта на автомобильной дороги «подъезд к п. Монгохто» км 2+251, км 10+103, км 20+344, км 21+040.

Также в адрес административного истца 17.06.2022 г. было направлено сообщение начальника ОГИБДД Павлюченко Р.Н. о том, что представление № 3 от 19.04.2022 г. считать выданным ошибочно, исполнения не требует, в связи с чем, просил в удовлетворении административного иска отказать.

Огласив исковое заявление, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения на основании ч. 2 ст. 30 названного закона и п. 1 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, осуществляет ГИБДД МВД России, которая обеспечивает соблюдение юридическими лицами и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»,

полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются, в том числе, следующие права: вносить в соответствии с федеральным законом руководителям и должностным лицам организаций обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений, объявлять физическому лицу официальное предостережение (предостережение) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения.

Согласно п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление регионального государственного контроля (надзора) за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

При этом под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается, деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Указанный перечень регламентирует обязательное применение государственных стандартов Российской Федерации, которые в свою очередь регламентируют порядок обустройства автомобильных дорог необходимыми техническими средствами, а также необходимые требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог.

Надзор за дорожным движением осуществляется непрерывно, в целях контроля за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог, дорожных сооружений, соблюдением обязательных требований безопасности при проведении ремонтно-строительных и других работ на автомобильных дорогах, что позволяет осуществлять принятие мер по устранению угроз безопасности дорожного движения и нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, без проведения плановой либо внеплановой проверки соответствующего органа.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.04.2022г. врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району Павлюченко Р.Н. КГКУ «Хабаровское управление автомобильных дорог» выдано представление № 3, согласно которому: в срок до 30 суток с момента получения представления организовать установку стационарного электрического освещения мест остановки маршрутных транспортных средств, запланировать и реализовать работы по устройству путей безопасного движения пешеходов к месту остановки общественного транспорта на автомобильной дороге «Подъезд к п. Монгохто» км 2 + 251, км 10 + 103, км 20 + 344, км 21 + 040КГКУ.

Административный истец КГКУ «Хабаровскуправавтодор», полагая, что представление противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим административным иском.

Из положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Основанием для удовлетворения таких требований является несоответствие оспариваемых решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 218 КАС РФ).

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными действий должностных лиц (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

17.06.2022 г. в адрес административного истца направлено сообщение начальника ОГИБДД Павлюченко Р.Н., согласно которому, представление № 3 от 19.04.2022 г. считать выданным ошибочно, исполнения не требует.

Таким образом, применение оспариваемого представление № 3 от 19.04.2022 г. не привело к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца.

Отменена или пересмотр нормативного правового акта, решения является также основанием для прекращения производства по делу, если они перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца ( ч.2 ст.194 КАС РФ).

Доводы административного истца о том, что представление принято без учета необходимости соблюдения Учреждением требований законодательства о контрактной системе, и влечет неэффективное использование бюджетных средств, сам по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов административного истца оспариваемым представлением Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району, в связи с чем, не может являться основанием для признания незаконным данного представления, отмененного до вынесения решения суда и не повлекшего для заявителя каких-либо негативных последствий.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком направлено сообщение КГКУ «Хабаровскуправавтодор», согласно которому, представление № 3 от 19.04.2022 г. считать выданным ошибочно, исполнения не требует, и совокупность оснований для удовлетворения требований, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административный иск КГКУ «Хабаровскуправтодор» к Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Ванинскому району о признании незаконным представления от 19.04.2022 года, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Хабаровский краевой суд через Ванинский районный суд Хабаровского края.

Судья

Ванинского районного суда Романько А.М.