ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-474/2024 от 19.01.2024 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-474/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Лиманской В.А.

при секретаре Железниковой А.Г.

19 января 2024 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области административное дело по административному иску Казанцева О. И. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №... по <адрес> об оспаривании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

Установил:

Казанцев О.И. обратился в суд с административным иском к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России №... по <адрес> об оспаривании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в обоснование требований указав, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации Индивидуального предпринимателя Казанцева О.И. за 2021 года, являющегося плательщиком налога по упрощенной системе налогообложения.

По результатам налоговых проверок составлены акты №... от "."..г., №... от "."..г., согласно которым административным истцом не исполнена (не в полном объеме исполнена) обязанность налога по УСН в сумме 507058 рублей, по мнению налогового органа, у административного истца отсутствовали основания для применения налоговой ставки 0 процентов.

"."..г. налоговым органом принято решение №... о привлечении Казанцева О.И. к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за совершение налогового правонарушения, в связи с неуплатой налога по УСН в общей сумме 507058 рублей.

Решением УФНС России по <адрес>№... от "."..г., обжалованное ФИО4 решение от "."..г. оставлено без изменения.

Казанцев О.И. не согласен с решением МИФНС России №... по <адрес> от "."..г.№..., считает его незаконным, не соответствующим положениям Налогового кодекса Российской Федерации, и, нарушающим его права по причине возложения на него дополнительной обязанности уплатить налог по УСН при отсутствии на то правовых оснований.

В рамках проверки налоговый орган установил, что в проверяемом периоде налогоплательщиком получен доход в результате выполнения работ по монтажу технологических трубопроводов, запорной арматуры, оборудования и изготовления и монтажа опор трубопроводов на основании договора от "."..г., заключенного с ООО «<...>».

Полагая, что при осуществлении дополнительно установленных законами субъектов Российской Федерации видов деятельности, в частности, при производстве прочих строительно-монтажных работ (ОКВЭД 43.29), налоговая ставка 0 процентов может применяться только в случае предоставления данных услуг физическим лицам, налоговым органом составлен Акт №... от "."..г..

Административный истец не согласен с выводами, изложенными в решении, считает выводы налогового органа необоснованными, поскольку перечень кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, а также перечень услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, для целей применения Налогового кодекса утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 2496-р (далее - Перечень № 2496-р).

В Перечне № 2496-р по коду 43.29 в числе видов деятельности, отнесенных к бытовым услугам, поименовано «Производство прочих строительно-монтажных работ», без ограничения круга потребителей (заказчиков) этих услуг.

Согласно положениям ГОСТа Р 57137-2016 «Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» помимо физических лиц потребителями бытовых услуг могут быть юридические лица, например таких, как услуги промышленных прачечных, клининговых услуги, услуги химической чистки и другие. Результат деятельности исполнителя бытовой услуги в этом случае направлен на удовлетворение потребности индивидуального клиента или группы клиентов, независимо от того, выступает заказчиком, гражданин либо юридическое лицо.

Следовательно, вывод инспекции что термин «население» тождественен термину «физические лица» прямо противоречит ГОСТу.

По смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с ее статьями I (часть 1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2), в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах и сборах должны содержать четкие и понятные нормы. Поэтому Налоговый кодекс предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (пункт 6 статьи 3), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах следует толковать в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3) (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от "."..г.№...-П, от "."..г.№...-П, от "."..г.№...).

Административный истец просит суд признать незаконным, недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Межрайонной инспекции ФНС России №... по <адрес> от "."..г.№... о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Административный истец Казанцев О.И. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежаще, доверил представление своих интересов представителю ФИО6

Представитель административного истца ФИО6 в судебном заседании поддержал требования административного иска по изложенным в нем доводам, дополнив, что срок для обращения в суд с настоящим иском соблюден с учетом досудебного порядка урегулирования спора. Настаивал на том, что доводы административного истца в полной мере соответствуют сложившейся судебной практике основанной, в том числе, на позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в соответствующих определениях.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица УФНС России по Волгоградской области ФИО5 в судебном заседании возражал против требований административного иска по указанным в письменных возражениях доводам, настаивая на том, что ООО «Техносвар» получателем оказанной Казанцевым О.И. услуги не является.

Суд, выслушав доводы представителей сторон, исследовав представленные доказательства, считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика по самостоятельной уплате налога.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В судебном заседании установлено, что в период с "."..г. по "."..г.Казанцев О.И. осуществлял предпринимательскую деятельность, что следует из копии акта налоговой проверки №... от "."..г. и копии определения Арбитражного суда <адрес> от "."..г. о возврате Казанцеву О.И. заявления /л.д. 15-17,19/ и не оспаривалось участвующими в судебном заседании лицами.

Из акта налоговой проверки №... от "."..г. следует, что при постановке на налоговый учет в качестве индивидуального предпринимателя Казанцевым О.И. заявлен основной вид экономической деятельности - 43.29 - Производство прочих строительно-монтажных работ, а также дополнительные виды экономической деятельности:

42.21 - строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения;

42.99 - строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки;

43.21 – производство электромонтажных работ;

43.22 - Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха;

43.99.2 – Работы по установке строительных лесов и подмостей;

43.99.5 – Работы по монтажу стальных строительных конструкций;

43.99.7 – Работы по сборке и монтажу сборных конструкций;

43.99.9 – Работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки.

С "."..г.Казанцев О.И. в соответствии со статьей 346.12 НК РФ применял упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения - «доходы».

"."..г.Казанцевым О.И. в налоговый орган подана уточненная налоговая декларация за 2021 год по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Согласно представленной налоговой декларации доход, полученный индивидуальным предпринимателем Казанцевым О.И. составил <...> рублей. К данной сумме дохода налогоплательщиком применена ставка налога в размере 0%.

Пунктом 4 статьи 346.20 НК РФ определено, что Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 НК РФ Думой Волгоградской области принят закон от 14.07.2015 № 130-ОД «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» (далее - Закон Волгоградской области).

Согласно статьи 1 указанного Закона установлено применение налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, применяющих упрощенную систему налогообложения, впервые зарегистрированных после вступления в силу Закона Волгоградской области и осуществляющих виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, указанных в приложении к данному Закону.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом статьи 1, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.

Межрайонной инспекций федеральной налоговой службы России №... по <адрес> проведена камеральная налоговая проверка, по итогам которой составлен акт налоговой проверки №... от "."..г. /л.д. 18-31/.

В ходе камеральной проверки налоговым органом установлены сведения о движении денежных средств по расчетным счетам Казанцева О.И. в 2021 году, на которые поступили денежные средства в общем размере <...> рублей, из которых:

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

Анализ расчетных счетов и документов показал, что доход полученный Казанцевым О.И. при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности за 2021 год в соответствии с заявленным ОКВЭД составляет <...> рублей. Доходы за 2021 год в декларации по УСН отражены в полном объеме.

Относительно правомерности применения Казанцевым О.И. льготной ставки по налогу в 0% налоговым органом указано, что ставка в размере 0 процентов для данного вида деятельности (ОКВЭД 43.29) применима только в отношении работ, оказываемых в адрес населения. Так как, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от "."..г.№...-р в целях применения НК РФ определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности данный ОКВЭД 43.29 («Производство прочих строительно-монтажных работ») относится к бытовым услугам.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 730 Гражданского Кодекса РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу

Соответственно, воспользоваться правом на применение ставки в размере 0 процентов возможно при условии осуществления видов деятельности в сфере бытовых услуг, предусмотренных Законом Волгоградской области № 130-ОД от 14.07.2015, оказываемых непосредственно населению (физическим лицам), а также при соблюдении условий и ограничений, установленных главой 26.2 НК РФ.

Таким образом, ИП Казанцевым О.И. не соблюдены условия для применения ставки 0 процентов в соответствии с Законом Волгоградской области № 130-ОД от 14.07.2015, поскольку финансово-хозяйственная деятельность на основании заявленного ОКВЭД осуществлялась юридическим лицам, а не населению (физическим лицам).

ИП Казанцевым О.И. нарушены нормы пункта 1 статьи 346.20 НК РФ.

При применении упрощенной системы налогообложения учет доходов происходит в том же порядке, который предусмотрен для плательщиков налога на прибыль.

По результатам проверки установлено, что Казанцевым О.И. в декларации по УСН за 2021 год неправомерно применена ставка в части заявленной ставки в размере 0% к налогооблагаемой базе в размере <...> рублей, нарушены требования статьи 1 Закона Волгоградской области № 130-ОД от 14 июля 2015 года, п. 1 ст. 346.20 НК РФ.

Сумма неуплаченного налога, с учетом п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ составляет 507058 рублей - это 6% от (9853716 (доход) - 84165 рублей (страховые взносы)) /л.д.18-32/.

В дальнейшем налоговым органом проведена дополнительная проверка, "."..г. составлено дополнение к акту налоговой проверки №..., согласно которому, по результатам проведения мероприятий дополнительного налогового контроля выводы Инспекции, изложенные в акте от "."..г.№... о неправомерном применении льготной ставки в размере 0% в налоговой декларации по УСН за 2021 год, предоставленной ИП Казанцевым О.И. оставлены без изменений /л.д. 33-38/.

По итогам камеральной проверки, дополнительной проверки, результат которых отражен в актах №... от "."..г. и №... от "."..г. МИФНС России №... по <адрес> принято решение №... от "."..г. о привлечении Казанцева О.И. к ответственности за совершение налогового правонарушения /л.д.39-62/.

Из указанного решения помимо вышеизложенного в актах проверки, также следует, что налоговым органом в адрес Комитета финансов <адрес> направлено письмо от 22.11.2022 № 15-31/28109@ по вопросу применения нулевой налоговой ставки налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и оказывающими бытовые услуги юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

В ответе Комитета финансов Волгоградской области представлено разъяснение по применению Закона Волгоградской области от 14.07.2015 № 130-ОД «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков -индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» общего характера, в котором указано, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели вправе применить налоговую ставку 0 процентов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения при получении дохода как от физических лиц, так и от юридических лиц, при соблюдении условий Закона № 130-ОД.

Согласно Закону №130-ОД, индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, указанные в приложении к Закону № 130-ОД, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

При этом по итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.

Приложением №1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 2496-р утвержден перечень кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.

Таким образом, по мнению Комитета финансов Волгоградской области, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере бытовых услуг населению по коду деятельности включенному в вышеуказанный перечень, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, исключительно при получении дохода от населения, то есть от физических лиц. В случае получения доходов от юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельности в сфере бытовых услуг населению, не вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

По результатам проведения мероприятий налогового контроля установлено, что непосредственным заказчиком выполнения монтажных работ на животноводческом комплексе является организация ООО «<...>».

Согласно информации, имеющейся в средствах массовой информации, современный животноводческий комплекс «<...>» создан в рамках территории опережающего развития «Южная» при поддержке правительства региона и «<...>». Цель - обеспечить продовольственную безопасность территории со сложной логистикой.

Казанцев О.И. оказывал услуги по выполнению монтажных работ (механической монтаж) инженерных систем (трубопроводы) и пусконаладочных работ смонтированных систем на объекте животноводческий комплекс «<...>» в 2021 году именно на этом - крупнейшем объекте регионального значения.

Несмотря на то, что основным контрагентом Казанцева О.И. является организация ООО «<...>», указанная организация выступает лишь связующим звеном между проверяемым налогоплательщиком и ООО «<...>». Прослеживается цепочка юридических лиц, участвующих в процессе строительства коммерческого объекта напрямую предназначенного для дальнейшего извлечения прибыли.

В силу статьи 1 Закона № 130-ОД, налоговую ставку в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, применяющих упрощенную систему налогообложения, впервые зарегистрированных после вступления в силу Закона и осуществляющих виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, указанных в приложении к Закону.

Вид деятельности по коду ОКВЭД 43.29 «Производство прочих строительно-монтажных работ», заявленный Казанцевым О.И. в качестве основного вида экономической деятельности, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2496-р от 24.11.2016 входит в Перечень кодов видов деятельности в соответствии с ОКВЭД, относящихся к бытовым услугам.

В соответствии с ГОСТ Р 57137-2016 Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Госстандарта от 11.10.2016 N 1356-ст), потребителями бытовых услуг помимо физических лиц могут быть юридические лица, например таких, как услуги промышленных прачечных, клининговых услуги, услуги химической чистки и пр.

При этом, согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ налоговая льгота - это законная возможность для отдельных категорий налогоплательщиков уменьшить итоговую сумму налога или не платить ее совсем, в случае если такое предусмотрено законодательством. Например, налоговая льгота может быть в виде пониженных налоговых ставок, в том числе, в отношении отдельных операций, доходов и так далее.

В рассматриваемом случае Закон № 130-ОД не оспаривает возможность оказания индивидуальным предпринимателем бытовых услуг как физическим, так и юридическим лицам.

При этом, указанным законом установлены непосредственно основания возможности применения налоговой ставки в размере 0% при получении соответствующего дохода от определенных категорий лиц.

Так, в соответствии с Законом № 130-ОД на территории Волгоградской области налоговую ставку в размере 0% имеют право применять впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели, оказывающие бытовые услуги непосредственно населению.

Данная позиция отражена в разъяснениях Комитета Финансов Волгоградской области от 06.12.,2022 № 06-10-02-17/10312. согласно которым «применять ставку в размере 0% могут индивидуальные предприниматели исключительно при получении доходов от населения, то есть от физических лиц».

Вместе с тем, по мнению инспекции, наличие цепочки юридических лиц, участвующих в процессе строительства коммерческого объекта напрямую предназначенного для дальнейшего извлечения прибыли, также свидетельствует о несоблюдении условий, установленных НК РФ и Законом Волгоградской области № 130-ОД позволяющих применять льготную ставку в размере 0 процентов.

По итогам камеральной проверки установлено, что Казанцевым О.И. в налоговой декларации неверно отражена льготная ставка, что является нарушением пункта 1 ст. 346.20 НК РФ, выразившееся в занижении суммы налога по УСН, исчисленного за налоговый период – 2021 год в сумме 507058 рублей.

На основании статьи 122 НК РФ Казанцев О.И. привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения, с учетом смягчающих обстоятельств, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 298 рублей 88 копеек, начислена недоимка в сумме 507058 рублей /л.д. 39-62/.

Полученные в результате приведённой проверки материалы, приобщены к материалам настоящего административного дела, исследованы непосредственно в судебном заседании и подтверждают выполненные инспекцией мероприятия в рамках проводимой проверки.

Не согласившись с вынесенным решением, Казанцев О.И. обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>, которым принято решение №... от "."..г., об отказе Казанцеву О.И. в удовлетворении апелляционной жалобы /л.д. 64-70/.

Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд исходит из того, что пунктом 3 статьи 346.11 НК РФ предусмотрено, что применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения по УСН учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 346.20 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 346.20 НК РФ, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.

Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению (пункт 4 статьи 346.20 НК РФ).

Статьей 1 Закона Волгоградской области от 14.07.2015 № 130-ОД «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» (далее - Закон Волгоградской области от 14.07.2015 № 130-ОД) установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, впервые зарегистрированных после вступления в силу Закона Волгоградской области от 14.07.2015 № 130-ОД и осуществляющих виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, указанных в приложении к Закону Волгоградской области от 14.07.2015 № 130-ОД.

Налогоплательщики, указанные в абзаце первом статьи 1 Закона Волгоградской области от 14.07.2015 № 130-ОД, вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.

По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.

Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 2496-р к бытовым услугам по кодам 43.29, 42.21, 43.21 и 43.22 отнесено выполнение прочих строительно-монтажных работ; строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; производство электромонтажных работ; производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха, без ограничения круга потребителей (заказчиков) данных работ.

Согласно Приложению к Закону Волгоградской области от 14.07.2015 №130-ОД перечень видов предпринимательской деятельности в производственной, социальной и (или) научных сферах, а также в сфере бытовых услуг населению, осуществляя которые индивидуальные предприниматели имеют право на применение налоговой ставки в размере 0% предусмотрены код ОКВЭД 42.21 Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения; 43.21 Производство электромонтажных работ; 43.22 Производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха; 43.29 Производство прочих строительно-монтажных работ.

Как установлено в судебном заседании, основным видом деятельности Казанцева О.И. являлось производство прочих строительно-монтажных работ код по ОКВЭД 43.29, а также дополнительные виды деятельности, отнесенные ОКВЭД к кодам 42.21,43.21,43.22.

В 2021 году предприниматель осуществлял деятельность без наемных сотрудников. В ходе оценки полученных при проверке документов установлено получение на счет предпринимателя в календарном 2021 году денежных средств в сумме <...> рубля, из которых <...> рублей получены при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с заявленным ОКВЭД и которые налогоплательщиком отражены в декларации по УСН.

Инспекцией также установлено, что поступившие средства являются оплатой за выполнение монтажных работ (механической монтаж) инженерных систем (трубопроводы) и пусконаладочных работ от юридического лица ООО «<...>».

Из материалов налоговой проверки следует и налоговым органом не оспаривается, что в проверяемый налоговый период ИП Казанцев О.И. выполнял работы, относящиеся к основному его виду деятельности. Контрагентов ИП Казанцева О.И. является ООО «<...> и по итогам налогового периода доля доходов от осуществления строительно-монтажных работ составила более 70%.

Суд полагает ошибочным ограничительное толкование, данное налоговым органом при толковании понятия «бытовая услуга» применительно к видам деятельности, в отношении которых может применяться упрощенная система налогообложения.

Коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 № 2496-р к бытовым услугам по кодам 43.29 отнесено выполнение прочих строительно-монтажных работ без ограничения круга потребителей (заказчиков) данных работ.

На основании изложенного, суд считает несостоятельной позицию налогового органа, изложенную в оспариваемом решении, письменных возражениях, поддержанных в судебном заседании представителем административного ответчика и заинтересованного лица, со ссылкой на положения ГОСТа Р 57137-2016 «Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» (далее - ГОСТ Р 57137-2016), который, по мнению инспекции, исключает возможность отнесении рассматриваемых работ к бытовым услугам населению.

Напротив, раскрывая понятия и термины «бытовая услуга», «результат бытовой услуги» и «производственная бытовая услуга», ГОСТ Р 57137-2016 устанавливает, что такого рода услуги направлены на удовлетворение конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов, в числе которым могут быть и юридические лица, создание и (или) восстановление потребительской стоимости изделий, к которым Законом Волгоградской области № 130-ДО от 14 июля 2015 года отнесены, в числе прочих, и производство прочих строительно-монтажных работ.

Осуществляемый налогоплательщиком вид деятельности по сделке со спорным контрагентом входит в Перечень видов предпринимательской деятельности, являющейся приложением к Закону Волгоградской области №130-ОД, осуществляя которые индивидуальные предпринимателя имеют право на применение налоговой ставки в размере 0%, независимо от оказания услуг юридическому или физическому лицу.

Таким образом, основным критерием возможности применения ставки в размере 0% выступает вид предпринимательской деятельности в данных сферах, указанный в Перечне, в соответствии с конкретным кодом ОКВЭД.

Ссылка налогового органа на письмо Комитета финансов Волгоградской области от 6.12.2022 №06-10-02-17/10312 судом во внимание не принимается, поскольку данное письмо не относится к числу нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения.

Исходя из положений статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с ее статьями 1 (часть 1), 15 (части 2 и 3) и 19 (части 1 и 2), в Российской Федерации как правовом государстве законы о налогах и сборах должны содержать четкие и понятные нормы. Поэтому Налоговый кодекс предписывает, что необходимые элементы налогообложения (налоговых обязательств) должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (пункт 6 статьи 3), а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах следует толковать в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3) (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2013 № 11-П, от 1 июля 2015 № 19-П, от 6 июня 2019 № 22-П).

Таким образом, в силу конституционного требования о необходимости уплаты только законно установленных налогов и сборов, размер налогового бремени для каждого индивидуального предпринимателя должен определяться исходя из принципов равенства и экономического основания налога.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 16.06.2022 №305-ЭС22-1659, при выполнении одинаковых видов работ и получении при этом сопоставимого экономического результата, налогоплательщики не должны быть поставлены в зависимость от субъектного состава заказчиков (потребителей) данных работ и услуг, иное толкование понятия «бытовая услуга» приводит к произвольному начислению предпринимателю недоимки и штрафа и лишению права на применение льготного специального налогового режима.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Казанцевым О.И. требований о признании незаконным (недействительным), как не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решения налогового органа от №... от "."..г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

Признать незаконным (недействительным) решение Межрайонной инспекции ФНС России №... по <адрес> от "."..г.№... о привлечении Казанцева О. И. к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Справка: в окончательной форме решение принято "."..г..

Судья: