ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4754/18 от 06.11.2018 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-4754/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 ноября 2018 года г. Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе

председательствующего судьи Токаревой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Нуштаевой Н.А.,

с участием представителя административных истцов ФИО1,

представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным распоряжения в части отказа во включении в реестр пострадавших граждан,

установил:

Административные истца обратились в суд с административным иском к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, в котором просят признать незаконным пункт 1 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области -р от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО6, ФИО11, ФИО3, ФИО4 во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, признать незаконным пункт 3 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области -р от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО5 во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, признать незаконным пункт 7 Распоряжения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области -р 29.08.2018 г. в части отказа ФИО13 во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить ФИО8, ФИО11, ФИО5, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО6, ФИО3, ФИО4 в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В обоснование иска указано, что ООО «Стройсар» являлось застройщиком жилых домов , 2 по адресу: <адрес>

13.06.2012 г. между ООО «Стройсар» и ООО СУ «Саратовжилстрой» был заключен договор на участие в долевом строительстве жилого дома , расположенного по адресу <адрес>

В соответствии с условиями договора от 13.06.2012 г., ООО «Стройсар» (застройщик) приняло на себя обязательство построить и ввести в эксплуатацию кирпичный жилой дом по адресу: <адрес>, после чего передать в собственность ООО СУ «Саратовжилстрой» объекты долевого строительства в виде квартир , , , а дольщик обязуется оплатить застройщику установленную договором стоимость квартир.

03.10.2012 г. между ООО «Стройсар» и ООО СУ «Саратовжилстрой» был заключен договор на участие в долевом строительстве жилого дома блок-секции <адрес>» (II очередь строительства) по ул. <адрес>.

В соответствии с условиями договора от 03.10.2012 г., ООО «Стройсар» (застройщик) приняло на себя обязательство построить и ввести в эксплуатацию кирпичный жилой дом блок-секции «<данные изъяты>» (II очередь строительства) по адресу <адрес>, после чего передать в собственность ООО СУ «Саратовжилстрой» объект долевого строительства в виде квартиры а дольщик обязуется оплатить застройщику установленную договором стоимость квартиры.

05.10.2012 г. между ООО «Стройсар» и ООО СУ «Саратовжилстрой» был заключен договор на участие в долевом строительстве жилого дома -секции <данные изъяты>» (III очередь строительства) по адресу <адрес>

В соответствии с условиями договора от 05.10.2012 г., ООО «Стройсар» (застройщик) приняло на себя обязательство построить и ввести в эксплуатацию кирпичный жилой дом блок-секции «<данные изъяты>» (III очередь строительства), по адресу <адрес>, после чего передать в собственность ООО СУ «Саратовжилстрой» объекты долевого строительства в виде квартир ,, а дольщик обязуется оплатить застройщику установленную договором стоимость квартир.

Дольщик обязательства по оплате цены квартир исполнил в полном объеме, что в подтверждается актами выполненных обязательств от 13.06.2012 г., 22.11.2012 г., и Актом приема-передачи имущественного права от 05.10.2012 г.

Согласно п. 2 ст. 11 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов» ступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается с момента государственной регистрации договора до момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

Впоследствии, ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило права в отношении указанных квартир. Так, 15.08.2014 г. по договору уступки права требования ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило ФИО6 права требования в отношении 2-х комнатной квартиры , расположенной на 7 этаже блок-секции «<данные изъяты> строящегося кирпичного жилого дома блок-секции «<данные изъяты>» (II очередь строительства), расположенного по адресу: <адрес>, а ФИО6 выплатил ООО СУ К Саратовжилстрой» цену уступки (вознаграждение цедента) в размере 1 893 668 руб. Таким образом, право требования передачи в собственность квартиры расположенной по вышеуказанному адресу перешло к ФИО6

29.11.2013 г. по договору уступки права требования ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило ФИО11 права требования в отношении 1-комнатной квартиры расположенной на 1 этаже строящегося кирпичного жилого дома по адресу <адрес>, а ФИО11 заплатил ООО СУ «Саратовжилстрой» цену уступки (вознаграждение цедента) в размере 1 537 140 руб. Таким образом, право требования передачи в собственность квартиры расположенной по вышеуказанному перешло к ФИО11

02.04.2014 г. по договору уступки права требования ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило ФИО4 права требования в отношении 2-комнатной квартиры , расположенной на 9 этаже строящегося кирпичного жилого дома по адресу: <адрес> а ФИО4 выплатил ООО СУ «Саратовжилстрой» цену уступки (вознаграждение цедента) в размере 2 454 088 руб. Таким образом, право требования передачи в собственность квартиры , расположенной по вышеуказанному перешло к ФИО4

03.04.2014 г. по договору уступки права требования ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило ФИО3 права требования в отношении 2-комнатной квартиры расположенной на 8 этаже строящегося кирпичного жилого дома расположенного по адресу <адрес> а ФИО3 выплатила ООО СУ «Саратовжилстрой» цену уступки (вознаграждение цедента) в размере 2 393 000 руб. Таким образом, право требования передачи в собственность квартиры расположенной по вышеуказанному перешло к ФИО3

26.12.2013 г. по договору уступки права требования ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило ФИО5 права требования в отношении 1- комнатной квартиры , расположенной на 2 этаже блок-секции «<данные изъяты>» строящегося кирпичного жилого дома блок-секции <данные изъяты>» (III очередь строительства), расположенного по адресу <адрес> а ФИО5 выплатила ООО СУ «Саратовжилстрой» цену уступки (вознаграждение цедента) в размере 1 525 935 руб. Таким образом, право требования передачи в собственность квартиры№ расположенной по вышеуказанному адресу перешло к ФИО5

16.11.2013 г. по договору уступки права требования ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило ФИО10 права требования в отношении 1-комнатной квартиры расположенной на 6 этаже блок-секции «<данные изъяты>» строящегося кирпичного жилого дома блок-секции «<данные изъяты>» (III очередь строительства), расположенного по адресу <адрес>, а ФИО10 выплатил ООО СУ «Саратовжилстрой» цену уступки (вознаграждение цедента) в размере 1 584 625 руб. Таким образом, право требования передачи в собственность квартиры №207, расположенной по вышеуказанному адресу перешло к ФИО10

25.10.2013 г. по договору уступки права требования ООО СУ

«Саратовжилстрой» уступило ФИО14 права требования в отношении 2- комнатной квартиры , расположенной на 6 этаже блок-секции <данные изъяты>» строящегося

кирпичного жилого дома блок-секции «<данные изъяты>» (III очередь строительства), расположенного по адресу: <адрес> а ФИО14 выплатила ООО СУ «Саратовжилстрой» цену уступки (вознаграждение цедента) в размере 2 100 000 руб. Таким образом, право требования передачи в собственность квартиры , расположенной по вышеуказанному адресу перешло к ФИО14, которая в настоящее время носит фамилию ФИО7.

23.09.2013 г. по договору уступки права требования ООО СУ

«Саратовжилстрой» уступило ФИО12 права требования в отношении 1- комнатной квартиры , расположенной на 7 этаже блок-секции «<данные изъяты> строящегося кирпичного жилого дома блок-секции «<данные изъяты>» (III очередь строительства), расположенного по адресу: <адрес>, а ФИО12 выплатила ООО СУ «Саратовжилстрой» цену уступки (вознаграждение цедента) в размере 1 428 640 руб. Таким образом, право требования передачи в собственность квартиры , расположенной по вышеуказанному адресу перешло к ФИО12

15.01.2015 г. по договору уступки права требования ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило ФИО9 права требования в отношении 3- комнатной квартиры , расположенной на 4 этаже блок-секции «<данные изъяты>» строящегося кирпичного жилого дома блок-секции <данные изъяты>» (III очередь строительства), расположенного по адресу <адрес>, а ФИО9 выплатила ООО СУ «Саратовжилстрой» цену уступки (вознаграждение цедента) в размере 4 131 000 руб. Таким образом, право требования передачи в собственность квартиры расположенной по вышеуказанному адресу перешло к ФИО9

15.10.2013 г. по договору уступки права требования ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило ФИО15 права требования в отношении 1- комнатной квартиры , расположенной на 3 этаже блок-секции «<данные изъяты>» строящегося кирпичного жилого дома блок-секции «<данные изъяты>» (III очередь строительства), расположенного по адресу: <адрес> а ФИО15 выплатила ООО СУ «Саратовжилстрой» цену уступки (вознаграждение цедента) в размере 1 471 437 руб. 25.06.2015 г. ФИО15 по договору уступки права требования уступила ФИО8 права требования в отношении 1-комнатной квартиры , расположенной на 3 этаже блок-секции «<данные изъяты>» строящегося кирпичного жилого дома блок-секции «<данные изъяты>» (III очередь строительства), расположенного по адресу <адрес>, а ФИО8 выплатила ФИО15 цену уступки в размере 1 471 437 руб. Таким образом, право требования передачи в собственность квартиры , расположенной по вышеуказанному адресу перешло к ФИО8

29.10.2013 г. по договору уступки права требования ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило ФИО16, ФИО8 права требования в отношении 2-комнатной квартиры , расположенной на 3 этаже блок-секции «<данные изъяты>» строящегося кирпичного жилого дома блок-секции «<данные изъяты>» (III очередь строительства), расположенного по адресу <адрес>, а ФИО15 выплатила ООО СУ «Саратовжилстрой» цену уступки (вознаграждение цедента) в размере 1 471 437 руб. Таким образом, право требования передачи в собственность квартиры , расположенной по вышеуказанному адресу перешло к ФИО8, ФИО16

В настоящее время строительство жилых домов , расположенных по вышеуказанному адресу завершено: дома введены в эксплуатацию, квартиры переданы участникам долевого строительства. Истцы произвели в переданных им квартирах ремонтные работы и в настоящее время проживают в данных квартирах. Однако, истцы лишены возможности регистрации права собственности на указанные квартиры, так как застройщик ООО «Стройсар» заключил договоры долевого участия в отношении вышеназванных квартир, не получив на это согласие залогодержателя. В связи с изложенным, регистрация договоров долевого участия была изначально приостановлена, а впоследствии в их регистрации было отказано ввиду непредоставления документального согласия залогодержателя. Застройщик ООО «Стройсар» и первоначальный дольщик ООО СУ «Саратовжилстрой» являются аффилированными лицами, так как единоличным исполнительным органом данных компаний выступало одно лицо - ФИО20 Таким образом, застройщик в лице своего аффилированного лица, зная о том, что им не получено согласие залогодержателя на передачу прав требования квартир, намеренно привлекал денежные средства граждан для строительства дома по договорам долевого участия.

Данное недобросовестное поведение застройщика привело к тому, что граждане лишены возможности зарегистрировать право собственности на квартиры, которыми переданы в их фактическое владение. При этом, граждане несут риски, связанные с тем, что они могут быть вселены из занимаемых жилых помещений по требованию залогодержателя.

Согласно п. 3 Приложения №1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 г. №560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на жилое помещение и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным п. 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан.

В связи с изложенным, истцы обратились в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с заявлением о включении их в реестр граждан, пострадавших от действий застройщика. Вместе с тем, административный ответчик отказал гражданам во включении в реестр пострадавших граждан:

П. 7 Распоряжения от 29.08.2018 г. -р ФИО8 отказано во включении в реестр пострадавших граждан;

П. 1 Распоряжения от 26.07.2018 г. -р ФИО6, ФИО11, ФИО3, ФИО4 отказано во включении в реестр пострадавших граждан;

П. 3 Распоряжения от 26.07.2018 г. -р ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО5 отказано во включении в реестр пострадавших граждан.

Оспариваемые отказы мотивируются ссылкой на положение подпункта 1 пункта 10 приложения № 2 к приказу Министерства строительства и ЖКХ Российской федерации от 12.08.2016 г. № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».

Подпункт 1 пункта 10 приложения № 2 к Приказу является отсылочной нормой к пункту 2 Приказа, в котором содержится перечень критериев, предъявляемых к лицам, являющихся пострадавшими и подлежащих включению в реестр пострадавших граждан.

В информационном письме Министерства от 15.08.2017 г. № 28931-НС/07 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением Приказа от 12.08.2016 г. №560/пр указано, что несоответствие заявителя хотя бы одному из установленных пунктом 2 Критериев, в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан влечет невозможность включения заявителя в реестр пострадавших граждан. В решении Министерства не содержится конкретных обстоятельств, подтверждающих законность отказа во включении в реестр пострадавших граждан и не указаны конкретные обстоятельства, послужившие основанием для такого решения. Ответчик не довел до истцов информацию о том, каким именно критериям истцы не соответствуют и какие меры непосредственно необходимо предпринять для устранения препятствий, послуживших основанием для отказа во включение в реестр пострадавших граждан. В связи с этим, истцы считают решение Министерства незаконным и необоснованным, носящим формальный характер, направленным исключительно на нарушение прав и законных интересов граждан, в связи с чем, обратились в суд с указанным выше иском.

Представитель административных истцов ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объемен, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО2 в судебном заседании требования административных истцов не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях от 22.10.2018 г.

Административные истцы в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, причина не явки не известна.

В связи с чем, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав представителя административных истцов, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Каждому гарантирована судебная защита (ст. 46 Конституции РФ).

Пункт 3 ст. 123 Конституции РФ закрепляет принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статьей 1 ГК РФ установлено то, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. Граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий.

Защита нарушенных прав осуществляется судом (ст. 11 ГК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).

14.08.2018 года ФИО8, 11.07.2018 года ФИО9, 12.07.018 года ФИО7, 13.07.2018 года ФИО6, 17.07.2018 года ФИО3, ФИО4, ФИО10, ФИО12, ФИО11, 19.07.2018 года ФИО5 обратились в министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области с заявлением о включении их в реестр пострадавших граждан.

Судом установлено, что 08.11.2008 г. между ООО «Стройсар» и ООО СУ «Саратовжилстрой», заключен договор на участие в долевом строительстве жилого дома , расположенного по адресу: <адрес>, который предусматривает передачу ООО СУ «Саратовжилстрой» после ввода указанного дома в эксплуатацию двухкомнатной квартиры , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная на 9 этаже.

02.04.2014 г. ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило право требования к ООО «Стройсар» передачи в собственность после ввода в эксплуатацию жилого дома квартиры ФИО4

13.06.2012 г. между ООО «Стройсар» и ООО СУ «Саратовжилстрой», заключен договор на участие в долевом строительстве жилого дома , расположенного по адресу: <адрес> который предусматривает передачу ООО СУ «Саратовжилстрой» после ввода указанного дома в эксплуатацию следующих квартир: двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная на 8 этаже, однокомнатной квартиры , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной на 1 этаже.

29.11.2013 г. ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило право требования к ООО «Стройсар» передачи в собственность после ввода в эксплуатацию жилого дома квартиры № ФИО11

03.04.2014 г. ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило право требования к ООО «Стройсар» передачи в собственность после ввода в эксплуатацию жилого дома квартиры № ФИО3

03.10.2012 г. между ООО «Стройсар» и ООО СУ «Саратовжилстрой» заключен договор на участие в долевом строительстве жилого дома блок - секции <данные изъяты> (II очередь строительства), расположенного по адресу: <адрес>, который предусматривает передачу ООО СУ «Саратовжилстрой» после ввода указанного дома в эксплуатацию двухкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная на 7 этаже блок-секции Д.

15.08.2014 г. ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило право требования к ООО «Стройсар» передачи в собственность после ввода в эксплуатацию жилого дома квартиры ФИО6

05.10.2012 г. между ООО «Стройсар» и ООО «Строительное управление «Саратовжилстрой» заключен договор на участие в долевом строительстве жилого дома блок - секция <данные изъяты> (III очередь строительства), расположенного по адресу: <адрес>, который предусматривает передачу ООО СУ «Саратовжилстрой» после ввода указанного дома в эксплуатацию следующих квартир: однокомнатной квартиры , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной на 2 этаже, однокомнатной квартиры , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной на 3 этаже, трехкомнатной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной на 4 этаже, двухкомнатной квартиры , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной на 6 этаже, однокомнатной квартиры , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной на 6 этаже, однокомнатной квартиры , общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной на 7 этаже.

23.09.2013 г. ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило право требования к ООО «Стройсар» передачи в собственность после ввода в эксплуатацию жилого дома квартиры № ФИО12

15.10.2013 г. ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило право требования к ООО «Стройсар» передачи в собственность после ввода в эксплуатацию жилого дома квартиры № ФИО15, а ФИО15 25.06.2015 г. уступила право требования указанной квартиры ФИО8

25.10.2013 г. ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило право требования к ООО «Стройсар» передачи в собственность после ввода в эксплуатацию жилого дома квартиры ФИО7

13.11.2013 г. ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило право требования к ООО «Стройсар» передачи в собственность после ввода в эксплуатацию жилого дома квартиры ФИО10

26.12.2013 г. ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило право требования к ООО «Стройсар» передачи в собственность после ввода в эксплуатацию жилого дома квартиры ФИО5

15.01.2015 г. ООО СУ «Саратовжилстрой» уступило право требования к ООО «Стройсар» передачи в собственность после ввода в эксплуатацию жилого дома квартиры ФИО9

Таким образом, ФИО17, ФИО11, ФИО3, ФИО4, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО5 обязательства по договорам выполнили в полном объеме, что подтверждается платежными документами, представленными в министерство.

Однако, 26.07.2018 г. в соответствии с распоряжением -р министерством строительства и жилищно - коммунального хозяйства области принято решение об отказе во включении в Реестр пострадавших граждан следующих граждан:

ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО5 - на основании подпунктов 1 и 2 пункта 10 приложения № 2 к Приказу Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от 12 августа 2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан» - несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к Приказу, ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин; ФИО6, ФИО11, ФИО3, ФИО4, - на основании подпунктов 1, 2 и 5 пункта 10 приложения № 2 к Приказу - несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения № 1 к Приказу, ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин, и представление не в полном объеме документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

Указанным Приказом утверждены следующие критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших:

неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, за исключением следующих объектов строительства:

введенных в эксплуатацию многоквартирных домов;

не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом№ 214-ФЗ;

не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;

привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ;

надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом№ 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве и (или) ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта;

отсутствие факта привлечения денежных средств двух и более лиц в отношении одного и того же жилого помещения, расположенного в составе проблемного объекта.

Таким образом, из анализа указанных критерий следует, что они распространяются на отношения между застройщиком и гражданином, возникшие на основании условий Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ, договор участия в долевом строительстве подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Договора участия в долевом строительстве, заключенные между ООО «Стройсар» и ООО СУ «Саратовжилстрой» прошли государственную регистрацию. Однако, все договора уступки права требования, заключенные между ООО СУ «Саратовжилстрой», государственную регистрацию не проходили, следовательно, заключены они в нарушении положений Федерального закона от 30.12.2004 г. № 214-ФЗ и считаются незаключенными.

Таким образом, привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина – участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного не в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ, что является несоответствием гражданина подпункту 2 пункта 2 Критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.

Все заявители не соответствуют подпункту «а» пункта 1 части 2 Критериев - неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в течение более 6 месяцев с даты, установленной в таком договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство объекта строительства в течение двух последовательных отчетных периодов или введение в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, за исключением введенных в эксплуатацию многоквартирных домов.

Жилой дом блок - секции <данные изъяты> (II очередь строительства), расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию в 31.12.2013 г.

Жилой дом блок - секция <данные изъяты> (III очередь строительства), расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию в 30.10.2014 г.

Жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию 17.10.2014 г.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 10 приложения № 2 к Приказу Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 г. № 560/пр, заявитель не подлежит включению в реестр пострадавших граждан в случае несоответствия заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения №1 к Приказу.

Ввиду того, что административные истцы не соответствуют одному и более критериям отнесения граждан к числу пострадавших, административным ответчиком обоснованно отказано во включении в реестр пострадавших граждан.

Кроме этого, ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО5 отказано во включении в реестр в соответствии с подпуктом 5 пункта 10 приложения к Приказу - представление не в полном объеме документов, из числа предусмотренных пунктом 6 Правил ведения реестра пострадавших граждан.

Так, пунктом 6 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных указанным Приказом, установлен следующий перечень документов, прилагаемых к заявлению: копия документа, удостоверяющего личность; копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору);

копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений в случае введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика.

ФИО7, ФИО9, ФИО10, ФИО12, ФИО5 не представлены административному ответчику копии договора на участие в долевом строительстве от 05.10.2012 г., заключенного между ООО «Стройсар» и ООО СУ «Саратовжилстрой» и платежных документов, подтверждающих исполнение ООО СУ «Саратовжилстрой» обязательств по указанному договору.

Представление не в полном объеме документов, из числа предусмотренных пунктом 6 Правил ведения реестра пострадавших граждан является основанием для отказа гражданину во включении в реестр. Таким образом, распоряжение министерства от 26.07.2018 года -р является законным и обоснованным, в связи с чем, в иске административным истцам следует отказать в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании незаконным распоряжения в части отказа во включении в реестр пострадавших граждан, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Саратова.

Судья: