ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4756/19 от 08.02.2021 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2019-005273-86

2а-677/2021 (2а-4752/2020; 2а-4756/2019)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

08 февраля 2021 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Ивановой А.И.

при секретаре Ахметовой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 2а-677/2021 по административному исковому заявлению Бобер Алины Дмитриевны к Департаменту градостроительства городского округа Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,

установил:

Бобер А.Д. обратилась в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара об оспаривании распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В обоснование заявления указано, что она является собственником земельного участка с кадастровым номером :93 по адресу: <адрес>, площадью 990 кв.м. Департаментом градостроительства г.о. Самара было издано распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 15.06.2017 №РД-1485, на основании которого 11.08.2017 осуществлён кадастровый учёт земельного участка, образованного в результате перераспределения, с присвоением кадастрового номера 63:01:0203002:1078. Распоряжением от 03.10.2017 №РД-2184 внесены изменения в распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 03.08.2018 №РД-1225 отменены распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 15.06.2017 № РД-1485 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 03.10.2017 №РД-2184 «О внесении изменения в распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 15.06.2017 №РД-1485 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Распоряжением от 08.04.2019 №РД-692 распоряжение от 03.08.2018 №РД-1225 отменено. Распоряжением от 29.04.2019 №РД-853 истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в пределах 50-метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 1.06.2018 №462, часть земельного участка находится в пределах 30-метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка. Полагая, что оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не имеется, просит признать распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара №РД-853 от 29.04.2019 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков незаконным, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить работу по заявлению о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Решением Ленинского районного суда г. Самары от 02.10.2019, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 17.12.2019, в удовлетворении административного иска отказано.

Определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 08.12.2020 решение Ленинского районного суда г. Самары от 02.10.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 17.12.2019 отменены, административное дело направлено в Ленинский районный суд на новое рассмотрение в ином составе.

Определением суда от 25.01.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено СНТ «Победа Октября», на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок.

В судебном заседании при новом рассмотрении представитель административного истца по доверенности - Томилина О.А. требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Кочергина Л.В. иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица СНТ «Победа Октября» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, в котором разрешение требований оставил на усмотрение суда, указал, что истец является членом СНТ «Победа Октября», принадлежащий истцу земельный участок по адресу: <адрес>, а также испрашиваемый земельный участок входят в границы ДПК, споров по границам с истцом не имеется, в нынешней конфигурации земельный участок существует не менее 11 лет.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером :93 площадью 990 кв.м по адресу: <адрес> (л.д. 29-30).

14.04.2017 истец обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением №СП-9/1905 о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, с кадастровым номером :0093, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д. 11, 28).

Распоряжением от 15.06.2017 №РД-1485 Департамент градостроительства г.о. Самара утвердил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Согласно указанной схеме площадь образуемого земельного участка составляет 1 191 кв.м, в том числе: 895 кв.м – земельный участок с кадастровым номером :93, находящийся в собственности истца, за исключением земельного участка площадью 5 кв.м, занимаемого территорией общего пользования проезда; 206 кв.м – земельный участок, планируемый к перераспределению из земель, государственная собственность на которые не разграничена, в пользу истца (л.д. 11, 37).

На основании указанного распоряжения 11.08.2017 земельный участок площадью 1 191 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер :1078 (л.д. 38).

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 03.08.2018 №РД-1225 истцу отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. Этим же распоряжением отменено распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 15.06.2017 №РД-1485 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» и распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 03.10.2017 №РД-2184 «О внесении изменения в распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 15.06.2017 №РД-1485 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» (л.д.34-35).

Распоряжением от 08.04.2019 №РД-692 распоряжение от 03.08.2018 №РД-1225 отменено (л.д. 33).

10.04.2019 Бобер А.Д. уведомила Департамент о государственном кадастровом учете земельного участка, образуемого в результате перераспределения, и просила направить в ее адрес проект соглашения о перераспределении земельных участков (л.д. 9).

Распоряжением от 29.04.2019 №РД-853 Департамент градостроительства г.о.Самара отказал в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании подп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ, сославшись на то, что приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренным статьей 11.9 ЗК РФ.

В оспариваемом распоряжении Департамент указал, что испрашиваемый земельный участок расположен в пределах 50-метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка, установленных в соответствии с приказом Рослесхоза от 01.06.2018 №462, часть земельного участка находится в пределах 30-метровой зоны от границы лесов Самарского лесопарка, чем нарушаются требования пожарной безопасности (л.д. 26).

В силу положений статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных вне территорий лесничеств (лесопарков).

Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требованиями к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288 (далее - Приказ № 288) предусмотрено, что противопожарные расстояния от границ застройки: городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.

В соответствии с пунктом 79 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, установленных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390, запрещается использовать территории противопожарных расстояний от объектов защиты и сооружений различного назначения до лесничеств (лесопарков) под строительство различных сооружений и подсобных строений, а также для складирования горючих материалов, мусора, отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

Из материалов дела следует, что часть земельного участка площадью 1 191 кв.м находится в противопожарных расстояниях 50 и 30 м. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, полученной судом при новом рассмотрении дела.

Доводы административного истца о том, что границы лесов Самарского лесопарка не определены на местности, в ЕГРН отсутствуют координаты поворотных точек, в связи с чем определение расстояния от границы перераспределяемого земельного участка до границы Самарского лесопарка не представляется возможным, являются несостоятельными. Сведения о Самарском лесничестве внесены в ЕГРН в виде зоны с особыми условиями использования территорий с реестровым номером 63:01-6.1416. Границы зоны установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и отображены на публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Росреестра.

Государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляют собой информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения, целью ведения которых является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности (части 1 и 3 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ).

Картографической основой государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности является картографическая основа Единого государственного реестра недвижимости (часть 2.1 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара содержатся внесенные в ЕГРН сведения о местоположении границ Самарского лесничества. Следовательно, Департамент, руководствуясь сведениями из информационной системы, обоснованно указал в оспариваемом распоряжении на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в противопожарной зоне от границы лесов Самарского лесопарка.

Между тем, указывая в качестве основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка на невозможность образования земельного участка и утверждение схемы его расположения, Департамент не учел, что схема расположения земельного участка ранее была утверждена и земельный участок был образован.

В соответствии с п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков (п. 11 ст. 39.29 ЗК РФ).

В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения (п. 13 ст. 39.29 ЗК РФ).

В соответствии с п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.

Таким образом, положения ст. 39.29 ЗК РФ предусматривают соблюдение ряда последовательных процедур, которые заканчиваются заключением соглашения о перераспределении земельных участков после согласования уполномоченным органом схемы расположения земельного участка, постановки заявителем на кадастровый учет образуемого земельного участка, если только не имеется оснований, предусмотренных п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ.

Основание, приведенное в обжалуемом распоряжении, предусмотренное подп. 12 пункта 9 статьи ст. 39.29 ЗК РФ, (разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам), не попадает под действие п. 14 ст. 39.29 ЗК РФ.

Административный ответчик имел возможность отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи ст. 39.29 ЗК РФ, однако принял по заявлению истца противоположное решение – об утверждении схемы расположения земельного участка, фактически согласовав возможность перераспределения земельных участков.

Получив от административного истца уведомление о государственном кадастровом учете земельного участка, образуемого в результате перераспределения, административный ответчик был обязан в течение 30 дней подготовить проект соглашения о перераспределении земельных участков и направить его для подписания заявителю. В данном случае административный орган имел право отказать в заключении соглашения о перераспределении земельных участков только в случае, указанном в пункте 14 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, а именно, если бы площадью образованного земельного участка (поставленного на кадастровый учет) превысила бы площадь, указанную в утвержденной схеме расположения земельного участка. Однако площадь образованного земельного участка с кадастровым номером :1078 в точности соответствует площади, указанной в распоряжении Департамента градостроительства г.о. Самара от 15.06.2017 №РД-1485.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика от 29.04.2019 №РД-853 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, в связи с чем требование о признании распоряжения незаконным является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

Учитывая, что после утверждения схемы расположения земельного участка, проведения кадастровых работ и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, уполномоченный орган обязан совершить действия, предусмотренные пунктом 13 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, суд считает, что в данном случае на административного ответчика надлежит возложить обязанность возобновить рассмотрение заявления административного истца о перераспределении земельных участков с этапа, предусмотренного пунктом 13 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Бобер Алины Дмитриевны к Департаменту градостроительства городского округа Самара удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 29.04.2019 №РД-853 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Обязать Департамент градостроительства городского округа Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу возобновить рассмотрение заявления Бобер Алины Дмитриевны о перераспределении земельных участков с этапа, предусмотренного пунктом 13 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 20.02.2021.