ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-475/2017 от 17.11.2017 Варгашинского районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-475/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Варгаши «17» ноября 2017 года

Курганской области

Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Медведевой Л.А.,

с участием заместителя прокурора Варгашинского района Лопарева А.О.

при секретаре Хисамутдиновой О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дубровинской сельской Думы к Главе Дубровинского сельсовета ФИО1 о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Дубровинская сельская Дума обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главе Дубровинского сельсовета ФИО1 о признании незаконным бездействия и возложении обязанности. В обоснование требований указано, что 26.05.2017 в адрес Дубровинской сельской Думы заместителем прокурора Варгашинского района Грибановым А.Ю. направлен протест в порядке надзора на Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области, утвержденный решением Дубровинской сельской Думы от 26.06.2017 № 13 (с изменениями, внесенными решениями Дубровинской сельской Думы от 02.08.2008 № 23, от 04.02.2009 № 1, от 26.08.2009 № 29, от 20.04.2010 № 24, от 27.07.2010 № 35, от 24.12.2010 № 46, от 30.05.2011 № 13, от 20.10.2011 № 21, от 28.03.2012 № 7, от 24.08.2012 № 22, от 04.04.2013 № 7, от 26.09.2013 № 16, от 14.03.2014 № 5, от 20.03.2015 № 10, от 31.08.2015 № 19, от 21.04.2016 № 14) с требованием в части исключения из Устава Дубровинского сельсовета норм, предусматривающих, что Глава Дубровинского сельсовета исполняет полномочия Председателя Дубровинской сельской Думы в связи с тем, что это противоречит требованиям действующего законодательства и глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющий местную администрацию, не может совмещать осуществление своих полномочий с осуществлением полномочий председателя представительного органа муниципального образования в связи с тем, что занятие им своей должности не обусловлено прямым волеизъявлением граждан на выборах в представительный орган муниципального образования или на прямых выборах муниципального образования. В целях удовлетворения требований заместителя прокурора и приведения Устава Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области в соответствие с изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. и учитывая требования Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. Дубровинская сельская Дума назначила публичные слушания по проекту решения Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» на 03.07.2017. Проект решения Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» и порядок учета предложений граждан по проекту решения Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнения в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» обнародованы 14.06.2017 на информационном стенде в здании Администрации Дубровинского сельсовета. 03.07.2017 прошли публичные слушания по решению Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области». На публичных слушаниях присутствовало 13 человек. Все присутствующие единогласно приняли решение одобрить проект решения Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области». Результаты публичных слушаний были обнародованы на информационном стенде в здании Администрации Дубровинского сельсовета 03.07.2017. В целях приведения Устава Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области в соответствие с действующим законодательством 18.09.2017 в адрес исполняющей полномочия Главы Дубровинского сельсовета Х,Х,Х, (в связи с нахождением Главы Дубровинского сельсовета ФИО1 в отпуске) направлено письмо о том, что 22.09.2017 в 14 часов по местному времени состоится заседание Дубровинской сельской Думы. В письме также указывался перечень основных вопросов, которые будут рассмотрены депутатами на заседании Думы: «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры», «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» и просили принять участие в заседании Дубровинской сельской Думы. Проекты решений Дубровинской сельской Думы по устной просьбе депутатов Дубровинской сельской Думы подготовлены должностными лицами Администрации Варгашинского района и согласованы с Прокуратурой Варгашинского района. На проекты получено положительное заключение Прокуратуры Варгашинского района. Участие в заседании Дубровинской сельской Думы 22.09.2017, исполняющий полномочия Главы Дубровинского сельсовета Х,Х,Х,, не принимала. Руководствуясь п. 1 ст. 21 Регламента Дубровинской сельской Думы на заседании Думы, депутаты единогласно избрали председательствующим заседания ФИО2, которая и провела заседание Думы. Заседание Дубровинской сельской Думы прошло с участием пяти депутатов. Таким образом, заседание думы прошло в правомочном составе. Единогласно депутаты приняли решения Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области», «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры», согласно абз. 2 п. 1 ст. 39 Устава Дубровинского сельсовета решения Дубровинской сельской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Дубровинского сельсовета принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Дубровинской сельской Думы, если иное не установлено федеральным законодательством. После заседания депутаты направили принятые решения исполняющей полномочия Главы Дубровинского сельсовета Х,Х,Х, для подписания и обнародования в установленном порядке сопроводительным письмом. Исполняющая полномочия Главы Дубровинского сельсовета Х,Х,Х, решения не подписала, причину мотивировала только в письме № 285 от 10.10.2017 тем, что она как главный специалист Администрации Дубровинского сельсовета согласно Устава Дубровинского сельсовета не может исполнять обязанности Главы Дубровинского сельсовета на период его отсутствия. Данный факт не соответствует ч. 7 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 2 статьи 31 Устава Дубровинского сельсовета предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий Главы Дубровинского сельсовета, а также невозможности их исполнения его полномочия временно исполняет главный специалист Администрации Дубровинского сельсовета. 29.09.2017 в адрес Главы Дубровинского сельсовета направлено письмо о проведении заседания думы 03.10.2017 в 14 часов по местному времени. В письме также указывалось, что на заседании Думы буду повторно рассмотрены вопросы «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры», «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области». От Главы Дубровинского сельсовета ФИО1 поступило уведомление о том, что он в очередной раз указывает на незаконные действия депутатов, что собрание, проведенное 22.09.2017 в 14:00 не является заседанием Дубровинской сельской Думы, подтверждает, что приглашение о проведении заседания думы 03.10.2017 в 14:00 по местному времени получил, незаконные собрания не посещает. На заседании Думы 03.10.2017 депутаты руководствуясь Регламентом Дубровинской сельской Думы на заседании Думы единогласно избрали председательствующим заседания ФИО2, которая провела заседание Думы и повторно рассмотрели решения Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области», «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры» и одобрили их в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Дубровинской сельской Думы. Согласно копии протокола заседания Дубровинской сельской Думы от 03.10.2017 «за» - 7 депутатов, «против» - 0, «воздержались» - 0. Принятые на заседании Думы решения 03.10.2017 были направлены Главе Дубровинского сельсовета для подписания и обнародования в установленном порядке сопроводительным письмом от 03.10.2017. Глава отказался получать письмо лично и регистрировать его. О чем был депутатами составлен акт. Письмо направлено было электронной почтой 03.10.2017 на адрес электронной почты Администрации Дубровинского сельсовета, что подтверждается скриншотом экрана компьютера. Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. Данное положение предусмотрено также пп. 1 п. 1 ст. 22 Устава Дубровинского сельсовета.

Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Учитывая многолетний сложившийся опыт с 2006 года передачи части полномочий в сфере культуры с уровня сельских поселений на уровень муниципального района в их исполнения принятие решения от 03.10.2017 № 20 «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры» также относится к полномочиям Дубровинской сельской Думы согласно решения Дубровинской сельской Думы от 25.11.2014 № 3 «Об утверждении Положения о порядке заключения Администрацией Дубровинского сельсовета, входящей в состав Варгашинского района, соглашений с Администрацией Варгашинского района о передаче (принятии) осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения».

С точки зрения финансовых затрат на содержание Сельского дома культуры и библиотеки, также целесообразно передать полномочия на уровень района, так как затраты в 2016 году на передачу полномочий в сфере культуры составили 935 300 рублей – в виде иных межбюджетных трансфертов из бюджета Дубровинского сельсовета в бюджет Варгашинского района. Фактические затраты на реализацию указанных полномочий в 2016 году составили 1 034 584,82 рубля, то есть недостающие средства на реализацию полномочий в сфере культуры были направлены из бюджета Варгашинского района. Аналогичная ситуация складывается в 2017 году по итогам 9 месяцев. Также целесообразность передачи полномочий обусловлена тем, что работникам культуры, проживающим в сельских населенных пунктах на территории Курганской области, работающим по основному месту работы в (филиалах, структурных подразделениях организаций культуры) муниципальных организаций культуры, расположенных в сельских населенных пунктах и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области (далее – организации культуры), выплачивается ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг согласно Закона Курганской области от 29.06.1999 г. № 229 «О культурной деятельности на территории Курганской области». У Варгашинского района есть учреждения культуры, в составы которых, при передаче полномочий сельский дом культуры и библиотека входят как структурные подразделения.

Оставление полномочий на уровне сельского совета лишит права работников культуры получать выплаты установленные законом.

Решение Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 19 «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» принималось Дубровинской сельской Думой в целях приведения Устава Дубровинского сельсовета Варгашинского района в соответствие с действующим законодательством и в соответствие с требованиями протеста прокурора.

Таким образом, бездействие Главы Дубровинского сельсовета, выраженное в не подписании и не направлении на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области решения Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 19 «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» и не подписании и не обнародовании решения Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 20 «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры» считаем не соответствует требованиям действующего законодательства, и нарушает права заявителя, поскольку неисполнение главой муниципального образования своих обязанностей существенно затрудняет либо делает невозможным реализацию полномочий иных органов местного самоуправления, то есть нарушает нормативно установленный порядок осуществления функций органов местного самоуправления, так как неподписанные и не обнародованные решения Думы, не могут применяться, также не могут применяться нормативные правовые акты о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не прошедшие в установленном законодательством порядке государственную регистрацию. В ситуации с решением Дубровинской сельской Думы от 03.10. 2017 № 19 «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» вообще создается препятствие к исполнению протеста прокурора по приведению Устава Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области в соответствие с действующим законодательством.

Просит суд признать незаконным бездействие Главы Дубровинского сельсовета ФИО1, выраженное в не подписании и не направлении на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области решения Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 19 «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области»; обязать Главу Дубровинского сельсовета ФИО1 подписать и направить на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области решение Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 19 «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области», и обнародовать его после государственной регистрации в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области; признать незаконным бездействие Главы Дубровинского сельсовета ФИО1, выраженное в не подписании и не опубликовании (обнародовании) решения Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 20 «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры»; обязать Главу Дубровинского сельсовета ФИО1 подписать и опубликовать (обнародовать) решение Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 20 «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры».

Впоследствии административный истец изменила исковые требования, основания иска оставил прежним. Просила суд признать незаконным бездействие Главы Дубровинского сельсовета ФИО1, выраженное в не подписании решения Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 19 «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» и не направлении его на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области; обязать Главу Дубровинского сельсовета ФИО1 подписать решение Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 19 «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области», и направить на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области; признать незаконным бездействие Главы Дубровинского сельсовета ФИО1, выраженное в не подписании и не обнародовании решения Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 20 «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры»; обязать Главу Дубровинского сельсовета ФИО1 подписать и обнародовать решение Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 20 «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры».

В судебном заседании представитель административного истца Дубровинской сельской Думы ФИО2, действующая на основании решения Дубровинской сельской Думы № 21 от 12.10.2017 требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Административный ответчик Глава Дубровинской сельской Думы ФИО1 не явился в судебное заседание, извещен надлежаще, просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Прокуратуры Варгашинского района Лопарев А.О. в судебном заседании полагал требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснил, что решения, принятые Дубровинской сельской Думой 03.10.2017 года «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры», «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» правомочны. На Главу Дубровинского сельсовета возложена обязанность подписать данные решения Думы.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что 26.05.2017 в адрес Дубровинской сельской Думы заместителем прокурора Варгашинского района Грибановым А.Ю. направлен протест в порядке надзора на Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области, утвержденный решением Дубровинской сельской Думы от 26.06.2017 № 13 (с изменениями, внесенными решениями Дубровинской сельской Думы от 02.08.2008 № 23, от 04.02.2009 № 1, от 26.08.2009 № 29, от 20.04.2010 № 24, от 27.07.2010 № 35, от 24.12.2010 № 46, от 30.05.2011 № 13, от 20.10.2011 № 21, от 28.03.2012 № 7, от 24.08.2012 № 22, от 04.04.2013 № 7, от 26.09.2013 № 16, от 14.03.2014 № 5, от 20.03.2015 № 10, от 31.08.2015 № 19, от 21.04.2016 № 14) с требованием в части исключения из Устава Дубровинского сельсовета норм, предусматривающих, что Глава Дубровинского сельсовета исполняет полномочия Председателя Дубровинской сельской Думы в связи с тем, что это противоречит требованиям действующего законодательства и глава муниципального образования, избранный представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющий местную администрацию, не может совмещать осуществление своих полномочий с осуществлением полномочий председателя представительного органа муниципального образования в связи с тем, что занятие им своей должности не обусловлено прямым волеизъявлением граждан на выборах в представительный орган муниципального образования или на прямых выборах муниципального образования.

Дубровинская сельская Дума назначила публичные слушания по проекту решения Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» на 03.07.2017.

Проект решения Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» и порядок учета предложений граждан по проекту решения Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнения в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» обнародованы 14.06.2017 на информационном стенде в здании Администрации Дубровинского сельсовета.

Решением Варгашинского районного суда от 31.08.2017 на председателя Дубровинской сельской Думы ФИО1 возложена обязанность подписать решение Дубровинской сельской Думы от 13.06.2017 №14 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области».

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 15.11.2017 решение Варгашинского районного суда Курганской области от 31.08.2017 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.

Резолютивная часть решения уточнена в части правильного указания наименования должности лица, бездействие которого признано судом незаконным и на которого возложена установленная судом обязанность совершения юридически значимых действий - глава Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области ФИО1

03.07.2017 прошли публичные слушания по решению Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области».

В соответствии с протоколом публичных слушаний от 03.07.2017 в публичных слушаниях приняло участие 13 человек. Участники публичных слушаний, проголосовав «за»-13 человек, против –«0», «воздержались» –0. По итогам слушаний проголосовали одобрить проект Дубровинской сельской Думы Варгашинского района Курганской области «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области».

Результаты публичных слушаний были обнародованы на информационном стенде в здании Администрации Дубровинского сельсовета 03.07.2017, что подтверждается сведениями об обнародовании итогов публичных слушаний.

18.09.2017 в адрес исполняющей полномочия Главы Дубровинского сельсовета Х,Х,Х, направлено письмо о том, что 22.09.2017 года в 14 часов по местному времени состоится заседание Дубровинской сельской Думы с указанием основных вопросов, которые будут рассмотрены депутатами на заседании Думы: «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры», «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области».

Факт получения письма подтвержден регистрацией входящей корреспонденции №177 от 19.09.2017 г.

Участие в заседании Дубровинской сельской Думы 22.09.2017, исполняющая полномочия Главы Дубровинского сельсовета Х,Х,Х, не принимала.

22.09.2017 заседание Дубровинской сельской Думы прошло с участием пяти депутатов. Единогласно депутаты приняли решения Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области», «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры».

После заседания депутаты направили принятые решения исполняющей полномочия Главы Дубровинского сельсовета ФИО3 для подписания и обнародования в установленном порядке сопроводительным письмом.

Факт получения письма подтвержден регистрацией входящей корреспонденции №185 от 22.09.2017 г.

Исполняющая полномочия Главы Дубровинского сельсовета ФИО3 решения не подписала, причину мотивировала в письме № 285 от 10.10.2017 тем, что она как главный специалист Администрации Дубровинского сельсовета согласно Устава Дубровинского сельсовета исполняет полномочия Главы Дубровинского сельсовета и не может исполнять обязанности Председателя Дубровинской сельской Думы на период его отсутствия.

Установлено, что распоряжением Главы Дубровинского сельсовета от 02.04.2012 №10-р Х,Х,Х, была назначена на должность главного специалиста Администрации Дубровинского сельсовета.

Согласно распоряжению Администрации Дубровинского сельсовета №42-к от 15.08.2017 Главе Дубровинского сельсовета ФИО1 предоставлен основной оплачиваемый отпуск 25 календарных дней с 04.09.2017 по 28.09.2017 года.

Согласно п. 2 статьи 31 Устава Дубровинского сельсовета предусмотрено, что в случае досрочного прекращения полномочий Главы Дубровинского сельсовета, а также невозможности их исполнения его полномочия временно исполняет главный специалист Администрации Дубровинского сельсовета.

Согласно ч. 1 ст. 24 Устава Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области Глава Дубровинского сельсовета исполняет полномочия Председателя Дубровинской Думы.

Как следует из разъяснений от 09.02.2012 г. N 3.20-6/56 Комитета по Федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального собрании РФ «О порядке применения ч. 3 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 №361 –ФЗ) в случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя, такой глава подписывает все решения, принимаемые представительным органом муниципального образования единолично.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что извещения о дате проведения заседания Думы и решения, принятые на заседании 22.09.2017 года направлены для подписания уполномоченному лицу.

29.09.2017 в адрес Главы Дубровинского сельсовета направлено письмо о проведении заседания думы 03.10.2017 в 14 часов по местному времени о повторном рассмотрении вопросов «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры», «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области».

Факт получения письма подтвержден регистрацией входящей корреспонденции №190 от 29.09.2017 г.

В адрес депутатов Дубровинской сельской думы от Главы Дубровинского сельсовета ФИО1 поступило уведомление о том, что действия депутатов незаконны, собрание, проведенное 22.09.2017 в 14:00 не является заседанием Дубровинской сельской Думы, поскольку проведено с нарушением Устава и Регламента. Решения, принятые Думой в нарушение Регламента считаются недействительными с момента их принятия. Вопрос о передаче полномочий в сфере культуры не относится к полномочиям депутатов. Подтверждает, что приглашение о проведении заседания думы 03.10.2017 в 14:00 по местному времени получил.

На заседании Думы 03.10.2017 депутаты руководствуясь Регламентом Дубровинской сельской Думы единогласно избрали председательствующим заседания ФИО2, которая провела заседание Думы и повторно рассмотрели решения Дубровинской сельской Думы «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области», «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры» и одобрили их в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Дубровинской сельской Думы.

Согласно копии протокола заседания Дубровинской сельской Думы от 03.10.2017 «за» - 7 депутатов, «против» - 0, «воздержались» - 0. Принятые на заседании Думы решения 03.10.2017 были направлены Главе Дубровинского сельсовета для подписания и обнародования в установленном порядке сопроводительным письмом от 03.10.2017.

В связи с отказом главы получать письмо составлен акт от 03.10.2017.

03.10.2017 письмо направлено на адрес электронной почты Администрации Дубровинского сельсовета, что подтверждается скриншотом экрана компьютера.

До настоящего времени Глава Администрации Дубровинского сельсовета ФИО1 решение от 03.10.2017 года № 19 «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» не подписал и не направил на регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области, решение от 3 октября 2017 года № 20 «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры» не подписал и не обнародовал.

В силу ст. 21 Устава Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области Дубровинская сельская Дума является представительным органом местного самоуправления Дубровинского сельсовета и состоит из 7 депутатов.

В соответствии с Регламентом Дубровинской сельской Думы, утвержденным 26.05.2010, основной организационной формой работы Думы является заседание, на котором она решает вопросы, отнесенные к ее компетенции (ст. 12 Регламента). Заседание Думы правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности депутатов (п. 2 ст. 15). Заседания Думы проводятся, как правило, не реже одного раза в квартал, заседания начинаются в 14 часов (п. 1, 2 ст. 17).

В соответствии с п. 6 ст. 19 Регламента сформированный и утвержденный председателем Думы (Главой сельсовета, исполняющим полномочия Председателя Думы) проект повестки дня заседания с указанием времени и места его проведения, проекты решений и иные документы и материалы, подлежащие рассмотрению на заседании направляются депутатам не позднее, чем за пять дней до начала заседания.

Заседание Думы ведет председатель Думы (Глава сельсовета, исполняющий полномочия Председателя Думы) либо по решению Думы один из депутатов (п. 1 ст. 21).

Решения Думы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 50% присутствующих на заседании депутатов Думы, за исключением случаев, определенных Уставом сельсовета, настоящим Регламентом (ст. 29).

Согласно ст. 39 Устава решения Дубровинской сельской Думы, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Дубровинского сельсовета принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Дубровинской сельской Думы, если иное не установлено федеральным законодательством.

Согласно п. 3 ст. 41 Устава решение Дубровинской сельской Думы и принятии нового Устава и решение о внесении изменений и (или) дополнений в Устав принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Дубровинской сельской думы.

Согласно Уставу Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области Глава Дубровинского сельсовета исполняет полномочия Председателя Дубровинской Думы (ч. 1 ст. 24).

Пунктом 2 ч. 1 ст. 29 Устава определено, что Глава Дубровинского сельсовета подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом, решения, принятые Дубровинской сельской Думой.

Статьей 39 Устава закреплено, что принятые решения Дубровинской сельской Думы направляются Главе Дубровинского сельсовета для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава Дубровинского сельсовета имеет право отклонить принятое Дубровинской сельской Думой решение и в течение 10 дней возвратить его в Дубровинскую сельскую Думы с мотивированным обоснованием отклонения либо с предложением о внесении в него изменений и дополнений. Если Глава Дубровинского сельсовета отклонит решение Дубровинской сельской Думы, то оно вновь рассматривается Дубровинской сельской Думой. Если при повторном рассмотрении решение будет одобрено в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов Дубровинской сельской думы, оно подлежит подписанию Главой Дубровинского сельсовета в течение 7 дней и обнародованию (ч. 2,3,4).

Статья 39 Устава содержит положения, аналогичные пункту 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Норма пункта 13 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является императивной, содержащей властные предписания, отступление от которых не допускаются, и не предоставляет главе муниципального образования право на повторное отклонение нормативного правового акта после его повторного одобрения квалифицированным большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Такое регулирование направлено на обеспечение баланса полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования, не ограничивает их самостоятельность в решении вопросов местного значения.

По смыслу приведенных норм в указанном случае на главу муниципального образования, исполняющему полномочия главы местной администрации, возложена обязанность подписать и обнародовать нормативный правовой акт.

Принятые Думой решения направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования. Решения Думы обнародуются путем размещения на информационных стендах (иным способом) в течение 5 дней после их подписания главой муниципального образования (п. 1 ст. 30).

В соответствии с пунктом 6 статьи 44 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно п. 3 ст. 41 Устава решение Дубровинской сельской новый устав, решение о внесении изменений и (или) дополнений в Устав подлежат государственной регистрации в территориальном органе уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований а порядке, предусмотренном федеральным законом.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» главой муниципального образования в регистрирующий орган направляется муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования в течение 15 дней со дня принятия муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие Главы Дубровинского сельсовета по не подписанию и не направлению решения от 3 октября 2017 года № 19 «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» на регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области, не подписанию и не обнародованию решения от 3 октября 2017 года № 20 «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры» противоречит закону.

Как установлено судом, при повторном рассмотрении Дубровинской сельской Думой оба вышеуказанных решения были одобрены в ранее принятых редакциях большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, поэтому направленные решение №19 от 03.10.2017 подлежало подписанию Главой Дубровинского сельсовета и направлению на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области и решение №20 от 03.10.2017 подлежало подписанию и обнародованию. Вместе с тем предусмотренные законом действия Главой Дубровинского сельсовета ФИО1 не были выполнены.

Суд усматривает наличие бездействия со стороны ответчика, выразившегося в неисполнении вышеуказанных положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», чем были нарушены права административного истца.

При этом какие-либо доказательства, опровергающие обстоятельства, установленные судом, подтверждающие законность действий административного ответчика, в судебное заседание представлены не были.

Указанные решения Дубровинской сельской Думы от 03.10.2017 года не признаны судом незаконными, не отменены.

Таким образом, оспариваемое бездействие Главы Дубровинского сельсовета не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права Дубровинской сельской Думы, поскольку неисполнение главой муниципального образования своих обязанностей существенно затрудняет либо делает невозможным реализацию полномочий иных органов местного самоуправления, органов государственной власти, осуществление гражданами прав, свобод и несение ими обязанностей в сфере местного самоуправления, т.е. нарушает нормативно установленный порядок осуществления функций местного самоуправления.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 02.11.2011 № 1464-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Льговского городского Совета депутатов Курской области …», в случае неисполнения главой муниципального образования его отдельных нормативно закрепленных обязанностей, в том числе обязанности по подписанию и обнародованию нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования (как установлено судом в ходе рассмотрения настоящего дела), представительный орган муниципального образования, иные заинтересованные лица вправе обжаловать в суд незаконное бездействие главы муниципального образования в установленном законом порядке (статья 78 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Возражения представителя административного ответчика, касающиеся отсутствия у ФИО2 полномочий на представление интересов Думы в суде в связи с принятием Председателем Дубровинской сельской Думы ФИО1 Постановления №4 об устранении нарушений Федерального законодательства, в соответствии с которым полномочия депутата ФИО2 прекращены отклоняются судом на основании следующего.

В соответствии с пунктом 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования.

В ст. 26 Устава Дубровинского сельсовета содержатся аналогичные положения.

В судебное заседание не представлено решение Дубровинской сельской Думы, которым досрочно прекращены полномочия депутата ФИО2

ФИО2 действует на основании решения Дубровинской сельской Думы от 12.10.2017 №21, принятого на заседании Думы в правомочном составе, что подтверждается протоколом от 12.10.2017.

Указанное решение Дубровинской сельской Думы от 12.10.2017 не отменено, не признано судом незаконным.

Таким образом, суд полагает, что депутат ФИО2 надлежащим образом уполномочена Дубровинской сельской Думой на представление интересов в суде.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Дубровинской сельской Думы к Главе Дубровинского сельсовета ФИО1 о признании незаконным бездействия и возложении обязанности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Главы Дубровинского сельсовета ФИО1, выраженное в не подписании решения Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 19 «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» и не направлении его на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области.

Обязать Главу Дубровинского сельсовета ФИО1 подписать решение Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 19 «О внесении изменений и дополнений в Устав Дубровинского сельсовета Варгашинского района Курганской области» и направить его на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Курганской области.

Признать незаконным бездействие Главы Дубровинского сельсовета ФИО1, выраженное в не подписании и не обнародовании решения Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 20 «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры».

Обязать Главу Дубровинского сельсовета ФИО1 подписать и обнародовать решение Дубровинской сельской Думы от 3 октября 2017 года № 20 «О передаче Администрацией Дубровинского сельсовета Администрации Варгашинского района части полномочий в сфере культуры».

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Медведева

Мотивированное решение изготовлено 22.11.2017 года.