ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4762/20 от 10.08.2020 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

10RS0011-01-2020-007423-50(№2а-4762/2020)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 августа 2020 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Картавых М.Н., при секретаре Журковой М.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к об оспаривании бездействия Министерства образования Республики Карелия,

установил:

Административный истец обратился с административным иском об оспаривании бездействия Министерства образования Республики Карелия, как не соответствующее постановлению Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 года № 1425 «Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой добровольческими (волонтерскими) организациями» (далее - Постановление № 1425). Административный истец направил административному ответчику обращение с предложением о проведении патриотического благотворительного мероприятия для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Административный ответчик не принял решение с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения в установленные сроки, что не соответствует требованиям ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 N 2950-р), Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2019 N 2705-р), Перечню поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16.01.2019 МПр-38ГС), Постановлению № 1425. По доводам иска указанным бездействием административного ответчика нарушаются права и свободы неопределенного круга лиц: благотворителей, добровольцев (волонтеров), детей, нуждающихся в помощи и защите государства, детей, лишившихся родителей и оставшихся без их попечения.

Административный истец и административный ответчик в судебном заседании не участвовали, о рассмотрении дела извещены. От ответчика поступили письменные возражения на иск.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании установлено, что 05.07.2020 административный истец обратился к административному ответчику с предложением провести вебинар «Военный заём 1942-1945» на безвозмездной, благотворительной, анонимной основе продолжительностью 2 академических часа для целевой аудитории, определенной Перечнем поручений Президента Российской Федерации, постановлением и распоряжениями правительства РФ в целях: социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц. которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы; содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов; содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе: содействия защите материнства, детства и отцовства; содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; социальной реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения; содействия добровольческой (волонтерской) деятельности; содействия патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи; поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций; содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Президентом РФ 16.01.2019 утвержден «Перечень поручений по итогам заседания Государственного совета» №Пр-38ГС. В силу п.25 указанного Перечня Правительству Российской Федерации поручено организовать с привлечением добровольческих (волонтерских) организаций в воспитательных учреждениях для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечить реализацию специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.

В целях реализации указанных программ административный истец проводит благотворительное просветительское мероприятие «Военный займы 1942-1945». Мероприятие реализуется на условиях межсекторного взаимодействия, предусмотренного Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации 2017 - 2023 года; ФЗ от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 N 2950-р), Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2019 N 2705-р), Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16.01.2019 МПр-38ГС), Постановления Правительства РФ от 28.11.2018 N 1425 "Об утверждении общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями".

Административный ответчик в соответствии с Постановлением Правительства РК от 06.06.2014 №173-П «Об утверждении Положения о Министерстве образования Республики Карелия» является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим государственное управление в сфере образования на территории Республики Карелия, реализующим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере организации отдыха и оздоровления детей на территории Республики Карелия, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья, а также осуществляющим функции по реализации на территории Республики Карелия государственной молодежной политики.

Данных о выдаче соответствующих поручений Правительству Республики Карелия либо Министерству образования Республики Карелия Правительством Российской Федерации не имеется.

Вместе с тем согласно ст. 43 Конституции России каждый имеет право на образование. Основное общее образование обязательно. Из указанных законоположений следует, что никто не может быть принужден к участию в благотворительном просветительском мероприятии.

Письменным ответом от 31.07.2020 года на обращение истца от 05.07.2020 административный ответчик сообщил истцу о том, что Министерством образования Республики Карелия направлено информационное письмо адрес руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, и государственных образовательных учреждений, в отношении которых Министерство образования Республики Карелия осуществляет функции и полномочия учредителя, о проведении вебинара.

При этом, поскольку согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, решение об участии в вебинаре образовательные организации Республики Карелия принимают самостоятельно.

Ответ выдан органом государственной власти по существу обращения, рассмотренного в установленный законом срок. Оснований для передачи обращения в порядке ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в иной орган для разрешения не имелось.

С учетом отсутствия у административного ответчика обязанности по обеспечению участия граждан, предложенных истцом категорий, в интерактивных мероприятиях, организуемых административным истцом, ответ признается по существу верным.

Указанный ответ не содержит сведений о разрешение вопроса об обеспечении участия в образовательном мероприятии лиц из категории обучающихся в образовательных учреждениях. Указанное с учетом отсутствия законных основания для удовлетворения требований, изложенных в заявлении, не нарушает прав административного истца.

Согласно статье 40 КАС РФ органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного в интересах гражданина административного иска.

В ходе рассмотрения иска основания для освобождения истца по ч. 5 ст. 40 КАС РФ от оплаты госпошлины не установлены.

Согласно ст. 27 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» для осуществления уставных целей общественное объединение, являющееся юридическим лицом, имеет право, в частности, представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Как следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2011 № 816-О-О и от 29.05.2018 № 1143-О, Федеральный закон «Об общественных объединениях» не относит общественные объединения к лицам, имеющим безусловное право обращения в суд в интересах граждан, неопределенного круга лиц. Положения ст. 27 названного Федерального закона определяют представительство и защиту интересов членов, участников общественных объединений, а также других граждан, в том числе в государственных органах, как право общественных объединений, не предопределяя его объема. При этом федеральный законодатель установил возможность реализации права общественного объединения обращаться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если такое право будет предусмотрено федеральным законом. Это является дополнительной гарантией судебной защиты для лиц, наделенных правом самостоятельно инициировать такую защиту.

Более того, разъясняя применение приведенной выше нормы КАС РФ в сходных правоотношениях, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» указал, что по смыслу ч.ч. 2, 3, 5 ст. 40, ч. 2 ст. 208 КАС РФ общественное объединение вправе обратиться в суд общей юрисдикции с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в защиту прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения или в защиту неопределенного круга лиц в случае, если это предусмотрено федеральным законом (например, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», абз. восьмой п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз. девятый ч. 2 ст. 45 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Статьей 17 Федерального закона от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» предусмотрено право молодежных и детских объединений обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой исключительно своих прав.

К искам, поименованным в п. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», настоящий иск не относится. Иного федерального закона, содержащего специальную норму, наделяющую административного истца правом предъявлять иск по заявленному предмету в интересах неопределенного круга лиц, членов либо участников общественного объединения, не имеется.

То обстоятельство, что в устав общественного объединения включено положение о праве на предъявление такого иска, не имеет правового значения, поскольку административная процессуальная дееспособность общественного объединения, в частности, касающаяся обращения в суд, в соответствии с положениями приведенных выше норм определяется федеральным законом, а не учредительными документами.

Таким образом, предметом судебной защиты по настоящему делу является собственный интерес общественного объединения, в связи с чем изъятие, касающееся освобождения организации, обратившейся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, от уплаты судебных расходов (ч. 5 ст. 40 КАС РФ), к нему неприменимо.

В связи с указанным с административного истца подлежит взысканию госпошлина, не уплаченная при подаче иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска отказать.

Взыскать с Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» государственную пошлину в бюджет Петрозаводского городского округа в сумме 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Картавых М.Н.

Мотивированное решение изготовлено 18.08.2020