ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-476/2022 от 14.03.2022 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

Дело № 2а-476/2022

УИД 19RS0002-01-2022-000233-79

Р Е Ш E H И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2022 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Немкова С.П.,

при секретаре Сафроновой В.С.,

с участием прокурора Рамишвили Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Лечебное исправительное учреждение № 34 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» к Судочакову С.Н. об установлении административного надзора,

с участием административного ответчика Судочакова С.Н.,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное казенное учреждение «Лечебное исправительное учреждение № 34 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Хакасия» (далее – ФКУ «ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия») обратилось в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении Судочакова С.Н. сроком на 8 лет, установив в отношении него административные ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут; запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запрещения выезда за пределы территории Аскизского района Республики Хакасия.

Требования мотивированы тем, что 24 марта 2022 года из ФКУ «ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия» освобождается по отбытии срока наказания Судочаков С.Н., осужденный за тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, в связи с чем на основании ч. 1 ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) в отношении него должен быть установлен административный надзор. За период отбывания наказания Судочаков С.Н. характеризуется положительно.

Определением суда от 22 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОМВД России по Аскизскому району.

В судебном заседании административный ответчик Судочаков С.Н. с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что в настоящее время отбывает дополнительное наказание по приговору в виде ограничения свободы, в связи с чем отсутствуют основания для установления в отношении него административного надзора.

Представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения сведений о судебном заседании в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, заинтересованного лица, не явились, административный истец просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Участвующий в деле прокурор Рамишвили Е.В. в заключении указал на обоснованность требований административного истца в части установления административного надзора и установления административных ограничений в виде обязательной явки поднадзорного лица 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут; запрещения выезда за пределы территории Аскизского района Республики Хакасия.

Руководствуясь ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), с учетом мнения прокурора, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Выслушав административного ответчика, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 1 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью российской системы права.

Положения ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не допускают ограничение со стороны публичных властей права на уважение личной и семейной жизни граждан, их жилища и корреспонденции, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Из п.п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ) следует, что административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статьей 2 Федерального закона от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ установлено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Анализ приведенных выше норм права позволяет прийти к выводу, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности, и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления. Установление административного надзора не ухудшает положение лица, как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по его месту жительства.

Лицо, отбывающее наказание, либо освобожденное из мест лишения свободы, при совершении проступков и правонарушений, должно осознавать возможные негативные последствия в виде установления ограничений прав и свобод, предусмотренных законом, действовавшим на момент их совершения.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены гл. 29 КАС РФ, Законом об административном надзоре.

Согласно ст. 173.1 УИК РФ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Как следует из материалов дела, приговором Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 ноября 2009 года Судочаков С.Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 162 УК РФ и ч. 4 ст. 166 УК РФ, и ему назначено с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет 9 месяцев.

Приговором Аскизского районного суда Республики Хакасия от 25 марта 2016 года Судочаков С.Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 112, п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ, и ему назначено с применением ч. 3 ст. 69 УК РФ и ст. 70 УК РФ путем частичного присоединения неотбытой части наказания по приговору Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17 ноября 2009 года наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет в исправительной колонии строгого режима, с ограничением свободы сроком на 1 год.

Постановлением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 7 июня 2021 года Судочаков С.Н. для дальнейшего отбывания наказания переведен в колонию-поселение.

Постановлением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 18 января 2022 года Судочакову С.Н. неотбытая часть наказания 1 месяц 26 суток заменена более мягким наказанием в виде ограничения свободы сроком 3 месяца 20 дней, с возложением ряда обязанностей.

Согласно справке ФКУ «ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия» от 8 февраля 2022 года Судочаков С.Н. освобожден 1 февраля 2022 года по постановлению Черногорского городского суда Республики Хакасия от 18 января 2022 года с заменой неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Из приговора Аскизского районного суда Республики Хакасия от 25 марта 2016 года следует, что в действиях Судочакова С.Н. имеется опасный рецидив преступлений.

Пунктом «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ установлено, что в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Преступление, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 111 УК РФ, в силу ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений.

Таким образом, судимость по приговору Аскизского районного суда Республики Хакасия от 25 марта 2016 года до настоящего времени не погашена, административный ответчик не отбыл дополнительное наказание в виде ограничения свободы.

При названных обстоятельствах, административный ответчик относится к категории лиц, в отношении которых должен быть установлен административный надзор.

1 февраля 2022 года Судочаков С.Н. освободился из ФКУ «ЛИУ-34 УФСИН России по Республике Хакасия».

Срок административного надзора административному ответчику не может быть установлен более и менее чем на 8 лет.

В силу ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

В силу ст. 273 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении или о продлении административного надзора должны содержаться следующие сведения - срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.В случае назначения лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы принудительными работами либо ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде принудительных работ либо ограничения свободы (ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ).

В отношении лица, указанного в ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ, срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ).

Согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).

При назначении лицу ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок административного надзора исчисляется со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы (пункт 1 части 3 статьи 273 КАС РФ, часть 4 статьи 5 Закона об административном надзоре).

Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор в период его нахождения в исправительном учреждении, освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.

Согласно пунктам 1 – 5 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:

1) запрещение пребывания в определенных местах;

2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.

Обязательным, в силу ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре, является установление судом административного ограничения в виде: 1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; 2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; 3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.

Как разъяснено в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ).

Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (часть 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).

Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

При назначении лицу административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, под которыми следует понимать спортивные, физкультурно-оздоровительные, культурно-зрелищные и иные подобные мероприятия, не носящие общественно-политического характера (конкурсы, олимпиады, выставки, смотры, фестивали и т.п.), а также отдельные публичные мероприятия (митинги, шествия, демонстрации, пикетирования), суд вправе с учетом подтвержденных материалами дела сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности лица, разрешить ему посещение конкретных мероприятий и участие в них.

Поскольку в силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 № 64-ФЗ установление административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным, требования заявителя в этой части подлежат удовлетворению.

В силу ч. 8 ст. 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Учитывая, что согласно приговору Аскизского районного суда Республики Хакасия от 25 марта 2016 года Судочаков С.Н. совершил преступления в ночное время в состоянии алкогольного опьянения, доводы административного истца о необходимости установления в отношении административного ответчика административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут суд находит обоснованным.

Также административному ответчику суд полагает необходимым установить административное ограничение в виде запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Из характеристики личности административного ответчика, справки о поощрениях и взысканиях от 20 декабря 2021 года следует, что Судочаков С.Н. имеет 7 поощрений и действующих дисциплинарных взысканий не имеет. На профилактическом учете учреждения не состоит. Социально-правовые занятия, общие собрания, культурно-массовые мероприятия посещает. Принимает участие в общественной жизни отряда и коллектива. Пользуется библиотечным фондом учреждения. По отношению к религии является православным. По характеру сдержан, уравновешен. Характеризуется положительно.

Как следует из административного искового заявления, Судочаков С.Н. указал, что после освобождения намерен проживать по адресу: ***.

По поручению суда заинтересованным лицом – ОМВД России по Аскизскому была проведена проверка проживания Судочакова С.Н. по данному адресу, в ходе которой было установлено, что административный ответчик по данному адресу не проживает, что последний в ходе рассмотрения дела не оспаривал, указав, что проживает по другому адресу.

С учетом данных о личности Судочакова С.Н., который неоднократно привлекался к уголовной ответственности, принимая во внимание необходимость повышенного контроля за поднадзорным лицом, суд полагает необходимым установить в отношении административного ответчика административное ограничение в виде запрещения выезда за пределы территории Аскизского района Республики Хакасия.

В силу ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.

Однако административным истцом не представлено доказательств наличия оснований для установления в отношении поднадзорного лица заявленного административного ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в них.

Из приговора Аскизского районного суда Республики Хакасия от 25 марта 2016 года усматривается, что преступление было совершено им в жилом помещении, доказательств, что данное административное ограничение будет способствовать достижению задач административного надзора, определенных статьей 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ – предупреждение совершения поднадзорными лицами преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, не представлено.

Таким образом, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 174-180, 273 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Судочакова С.Н., *** года рождения, сроком на 8 лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Аскизского районного суда Республики Хакасия от 25 марта 2016 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Установить в отношении Судосакова С.Н. следующие административные ограничения:

- обязательная явка поднадзорного лица 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;

- запрещение посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков;

- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в ночное время суток в период с 22 часов 00 минут до 6 часов 00 минут;

- запрещение выезда за пределы территории установленных административных границ избранного места жительства - муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия.

Срок административного надзора подлежит исчислению со дня отбытия наказания в виде ограничения свободы.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения.

Председательствующий С.П. Немков

Мотивированное решение изготовлено 14 марта 2022 года

Судья С.П. Немков