К делу № 2а-4775/2018
Решение
Именем Российской Федерации
«28» мая 2019 года г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,
секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, к администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, понуждении к устранению нарушенных прав,
Установил:
ФИО1, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит суд признать отказ в выдаче разрешения на строительство на объект «Гаражный комплекс с парковочными местами» на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства гаражного комплекса, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, выразившийся в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, необоснованным, незаконным, обязать администрацию муниципального образования <адрес> внести изменения в градостроительный план указанного земельного участка, согласно чертежам градостроительного плана земельного участка, выполненным ООО «Омега-М» в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, разработанной ООО «Омега-М», обязать администрацию муниципального образования город Краснодар выдать гражданину РФ ФИО1, разрешение на строительство объекта: «Гаражный комплекс с парковочными местами» площадью застройки <данные изъяты> кв.м., этажность – 1, строительный объем <данные изъяты> куб.м. на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства гаражного комплекса, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, без предоставления дополнительных документов.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ему на праве аренды принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства гаражного комплекса, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>. С целью подготовки документов для получения разрешения на строительство ФИО1, была заказана топографическая съемка на земельный участок и проектная документация на гаражный комплекс с парковочными местами по адресу: <адрес>. Проектная документация изготовлена ООО «Омега-М», имеющим необходимые разрешения и допуски к изготовлению проектной документации. Проектная документация подготовлена в соответствии с действующим законодательством, учтены нормы, определяющие охранные зоны инженерных коммуникаций. Дополнительно задание на проектирование согласовано в Управлении социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Прикубанском округе города Краснодар, Филиалом акционерного общества «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» экспедиция № подготовлен отчет о выполнении геодезических работ по определению планово-высотного положения четырех точек объекта. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство. Однако, письмом «О выдаче разрешения на строительство» №, административному истцу отказано в выдаче разрешения на строительство по причине того, что согласно градостроительному плану земельного участка отсутствует место допустимого размещения объекта, иных причин для отказа в выдаче разрешения на строительство не указано. Административный истец полагает, что отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, считает данный отказ необоснованным, противоречащим нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам. Для защиты нарушенного права ФИО1, обратился в суд с настоящим административным заявлением.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании возражал против заявленных требований, представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указала, что выдача разрешений на строительство относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления в лице департамента архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар, также указано, что пропущен срок на обжалование действий администрации муниципального образования город Краснодар.
Представитель третьего лица департамента архитектуры администрации муниципального образования город Краснодар в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего дела, оценив в совокупности все доказательства и обстоятельства дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 22 КАС РФ граждане, организации, иные лица вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и (или) законных интересов с административным исковым заявлением об оспаривании решений действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, или на них незаконно возложены какие-либо обязанности, или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно п. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из материалов дела видно, что ФИО1, на праве аренды принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства гаражного комплекса, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>. Строения на вышеуказанном земельном участке отсутствуют.
Суд установил, что ФИО1, обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства – «гаражный комплекс с парковочными местами», который соответствует виду разрешенного использования земельного участка – для строительства гаражного комплекса, площадь земельного участка с кадастровым номером № принадлежащего ФИО1, на праве аренды, составляет <данные изъяты> кв.м., а заявленная проектная площадь планируемого к строительству объекта составляет <данные изъяты> кв.м.
В связи с чем, суд не находит обоснованным утверждение административного ответчика об отсутствии места допустимого размещения объекта, как препятствии для выдачи разрешения на строительство.
С целью подготовки документов для получения разрешения на строительство ФИО1, была заказана топографическая съемка на земельный участок и проектная документация на гаражный комплекс с парковочными местами по адресу: <адрес>
Проектная документация изготовлена ООО «Омега-М», имеющим необходимые разрешения и допуски к изготовлению проектной документации. Проектная документация подготовлена в соответствии с действующим законодательством, учтены нормы, определяющие охранные зоны инженерных коммуникаций. Дополнительно задание на проектирование согласовано в Управлении социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Прикубанском округе города Краснодар, Филиалом акционерного общества «Северо-Кавказское аэрогеодезическое предприятие» экспедиция № подготовлен отчет о выполнении геодезических работ по определению планово-высотного положения четырех точек объекта.
В полученном административным истцом градостроительном плане земельного участка указано, что земельный участок находится в зоне Ж.1.2, где рассматриваемый вид разрешенного использования земельного участка является основным. В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями…, государственного или муниципального служащего…, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину… стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно п. 5 ч. 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
В силу п. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ закреплен перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство. Ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ запрещает требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением предусмотренных действующим законодательством.
Процедура принятия решения о выдаче или отказе в выдаче разрешения на строительство урегулирована ч. 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и включает в себя: проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям, а также соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдачу разрешения на строительство или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
ФИО1, в полной мере не может осуществлять свои обязанности по договору аренды земельного участка, так пунктом 4.1.11 договора аренды земельного участка установлено, что арендатор обязан не допускать строительство новых объектов, реконструкцию существующих до разработки проектной документации, её утверждения, получения положительных заключений соответствующих экспертиз по проектной документации, а так же до получения разрешения на строительство.
П.п. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлено, что земли делятся по целевому назначению на категории, и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и из разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Ст. 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся, в том числе установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Согласно п. 26 ч. 1 ст.16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; под функциональными зонами - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Согласно ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Как предусмотрено положениями ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Разные территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
П. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Согласно п. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право административного истца по использованию принадлежащего ему на праве аренды земельного участка посредством строительства на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
В ст. 34 Градостроительного кодекса РФ установлен перечень условий, с учётом которых устанавливаются границы территориальных зон, в том числе возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, сложившейся планировки территорий и существующего землепользования, планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории.
При установлении, изменении территориальных зон должны учитываться фактическая застройка города, формирование его архитектурного облика, экономические и социальные потребности, а также права и интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
По смыслу ст. 44, 51 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является документом, отображающим информацию о действующем градостроительном регламенте и иную информацию о характеристиках участка.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Ч. 11 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.
По заявлению ФИО1, департаментом архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар подготовлен ответ «О подготовке градостроительного плана земельного участка» от 2018 года, которым административному ответчику был направлен утвержденный в 2016 году градостроительный план №.
В указанном градостроительном плане административный ответчик не отразил место допустимого размещения объекта капитального строительства, указав, что в связи с нахождением земельного участка в зоне транспортной инфраструктуры место допустимого размещения объекта капитального строительства отсутствует.
Между тем, согласно градостроительному плану земельного участка №, принадлежащий административному истцу на праве аренды земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 30.01.2007 года № 19 п. 6, действовавшим на момент утверждения градостроительного плана, расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.1.2), где основным видом разрешенного использования в которой является: автостоянки, гаражи, автомобильные парковки.
Ссылки на то, что согласно Генеральному плану муниципального образование г. Краснодар земельный участок расположен в зоне транспортной инфраструктуры не могут служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Исходя из положений статьи 10, 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план является документом территориального планирования, в котором отображается планируемое направление развития территории поселения.
Согласно части 11 статьи 10 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
На момент утверждения Генерального плана, земельный участок уже был сформирован, поставлен на государственный кадастровый учет. Однако, определив назначение зоны, где расположен указанный земельный участок, как зоны транспортной инфраструктуры (по Генеральному плану), департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар не принял во внимание существующего порядка землепользования и фактически исключил возможность использования в дальнейшем земельного участка по назначению (строительства гаражного комплекса), тем самым, нарушил указанные положения закона и ограничил права землепользователя. Несоответствие сведений в документах, принятых органами местного самоуправления (Правила землепользования и застройки и Генеральный план), не должно влечь каких-либо неблагоприятных последствий для лиц, использующих земельные участки и не нарушающих нормы действующего законодательства.
Доказательств нарушения прав граждан и охраняемых законом интересов, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью, и в силу закона может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, административный ответчик не предоставил.
Строительство гаражного комплекса соответствует виду разрешенного использования земельного участка и категории земель, к которой он относится, при обращении к административному ответчику были представлены все необходимые документы для выдачи разрешения на строительство.
Администрация муниципального образования города Краснодар не обосновала и не представила доказательств, препятствующих выдаче административному истцу в установленном ст. 51 Градостроительного кодекса РФ порядке, разрешения на строительство вышеуказанного объекта капитального строительства.
ДД.ММ.ГГГГФИО1, обратился в Первомайский районный суд г. Краснодара с исковым заявлением, однако, определением Первомайского районного суда г. Краснодара от 22.03.2019 года административное заявление возвращено по основаниям ч. 2 ст. 22 КАС РФ. ФИО1, получил письмо «О выдаче разрешения на строительство» №, ДД.ММ.ГГГГ, срок на обжалование действий администрации муниципального образования город Краснодар заканчивался ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец обратился по месту нахождения административного ответчика в Первомайский районный суд г. Краснодара с административным исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ получил определение о возвращении административного искового заявления и материалы дела. Срок на обжалование действий администрации муниципального образования г. Краснодар не пропущен, так как первоначально за защитой своих законных прав ФИО1, обратился в срок, указанный в ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Кроме этого, в возражениях представленных в судебное заседание, представитель по доверенности от административного ответчика указывает на то, что администрация муниципального образования город Краснодар является ненадлежащим ответчиком, а надлежащим ответчиком должен быть департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования город Краснодар. Судом установлено, что согласно ст. 39 Устава администрации муниципального образования город Краснодар отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального образования город Краснодар являются департаменты, управления и отделы администрации муниципального образования город Краснодар, которым является, в том числе и департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар. В соответствии с Положением о департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, утвержденным решением городской Думы Краснодара от 21.12.2005 года № 17 п. 26 «Об утверждении положения о департаменте архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар», департамент является функциональным и специально уполномоченным органом администрации муниципального образования город Краснодар в области архитектуры и градостроительства. Таким образом административным истцом ответчик определен верно.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление ФИО1, к администрации муниципального образования город Краснодар об оспаривании решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, понуждении к устранению нарушенных прав, удовлетворить.
Признать отказ в выдаче разрешения на строительство на объект «Гаражный комплекс с парковочными местами» на земельном участке площадью <данные изъяты> квадратных метров, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства гаражного комплекса, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, выразившийся в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар внести изменения в градостроительный план земельного участка, площадью <данные изъяты> квадратных метров, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства гаражного комплекса, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, согласно чертежам градостроительного плана земельного участка, выполненным ООО «Омега-М» в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка, разработанной ООО «Омега-М», без истребования дополнительных документов.
Обязать Администрацию муниципального образования город Краснодар выдать ФИО1, разрешение на строительство объекта: «Гаражный комплекс с парковочными местами» площадью застройки <данные изъяты> квадратных метров, этажность – 1, строительный объем 1 344 кубических метров на земельном участке площадью <данные изъяты> квадратных метров, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для строительства гаражного комплекса, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, без предоставления дополнительных документов.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –