Дело №2а-477/2021
УИД 26RS0023-01-2021-000230-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
.............. года город Минеральные Воды
Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Мельниковой Я.С.,
при секретаре Авакян К.Э., с участием: административного истца ФИО1
представителя административного истца по доверенности Шмидта К.А представителя административного ответчика по доверенности ФИО2 представителя третьего лица по доверенности ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным уведомления .............. от ............... и обязании направить уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным уведомления .............. от ............... и обязании направить уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства. Требования ФИО1 основаны на том, что постановлением главы Левокумской сельской администрации ............................ от 19.05.2000г. на основании заявления административного истца ему выделен земельный участок площадью 800 кв.м, под строительство индивидуального жилого дома в ............... Постановлением .............. от ............... ФИО1 разрешено строительство индивидуального жилого дома на выделенном земельном участке. Право собственности на выделенный земельный участок назначение: земли населенных пунктов, индивидуальное жилищное строительство, площадь: 800 кв.м., кадастровый .............., расположенный по адресу: .............., подтверждается свидетельством о государственной регистрации права .............. от ............... ФИО1 обратился в Администрацию Минераловодского городского округа с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства с приложением всей необходимой документации. 12.10.2020г. им было получено уведомление Администрации .............. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Отказ мотивирован тем, что недопустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 26:24:090411:43, расположенный по адресу: .............., так как часть земельного участка находится в зонах затопления: реестровый номер границ 26.23.2.752 и 26.23.2.754. В связи с этим, согласно законодательству РФ о градостроительной деятельности в границах зон затопления, отнесенных к ЗОУИТ, запрещается строительство объектов капитального строительства. Данный довод Администрации не соответствует фактическим обстоятельствам и не может служить основанием для отказа по следующим причинам: согласно сведениям, отображенным в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на листе 2 раздела 3 отображены зоны, отнесенные к ЗОУИТ, а именно: 26.23.2.620 - охранная зона инженерных коммуникаций и 26.29.2.26 - водоохранная зона. Построенный ФИО1 объект индивидуального жилищного строительства находится на разрешенном расстоянии от линий инженерных коммуникаций. Этот факт Администрацией не оспаривается. Строительство жилого дома в водоохранной зоне не запрещено. Сведения об ограничении использования земельного участка, принадлежащего ФИО1, по причине нахождения в зоне затопления Администрация в Росреестр не подавала, что подтверждается выпиской из ЕГРН. Кроме того, Постановление .............. от ..............., которым ФИО1 разрешено строительство индивидуального жилого дома на выделенном земельном участке, никем не оспорено и не отменено. Следовательно, жилой дом возведен им на законных основаниях. Уведомление Администрации .............. от .............. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, незаконно и нарушает права административного истца и охраняемые законом интересы, так как у него отсутствует возможность зарегистрировать право собственности на жилой дом, зарегистрировать по месту жительства в нем себя и свою семью. Административный истец просит признать незаконным Уведомление Администрации .............. от .............. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Обязать Администрацию Минераловодского городского округа направить в адрес административного истца в течение пятнадцати дней со дня принятия решения суда уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении от 09.10.2020г. и расположенного на земельном участке кадастровый .............., назначение: земли населенных пунктов, индивидуальное жилищное строительство, площадь: 800 кв.м., расположенный по адресу: .............., требованиям законодательства о градостроительной деятельности и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц судом были привлечены: Управление архитектуры и градостроительства администрации МГО, Кубанское бассейновое водное управление, отдел водных ресурсов по СК, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК.
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО4 административные исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Управление архитектуры и градостроительства администрации МГО по доверенности ФИО3 возражала против заявленных требований, пояснив, что согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Росреестр), земельный участок с кадастровым номером 26:23:090411:43 частично находится в зонах затопления/подтопления: реестровый номер границы: 26.23.2.752, 26................ Планируемый к строительству объект индивидуального жилищного строительства частично попадает в зону затопления/подтопления 26.23.2.752.
В соответствии с реестром зон с особыми условиями территорий, предоставленным Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зона с учетным номером объекта реестра 26.23.2.752 (реестровый номер 26:23-6.650) является зоной слабого подтопления от 2 до 3 метров реки Кума в границах с. Левокумка и х. Садовый.
Зона с учетным номером объекта реестра 26.23.2.754 (реестровый номер 26:23-6.463) является зоной умеренного подтопления от 0,3-0,7 до 1,2-2 метров реки Кума в границах с. Левокумка и х. Садовый.
В границах зон подтопления, затопления в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается, в том числе: строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
В соответствии со статьей 67.1. Водного кодекса Российской Федерации инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий обязан осуществлять правообладатель водного объекта.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации - река Кума находится в собственности Российской Федерации.
Управление архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского городского округа считает, что после проведения указанных мероприятий административный истец имеет возможность повторно обратиться с заявлением о предоставлении муниципальной услуги. Требования административного истца об «обязании администрации Минераловодского городского округа принять решение о соответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности» не подлежат удовлетворению также по тем основаниям, что суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (ст. 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать какое решение должно быть принято органом местного самоуправления при реализации его полномочий. Представитель заинтересованного лица просила суд в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц: Кубанское бассейновое водное управление, отдел водных ресурсов по СК, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, представили суду заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии со статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, содержащее сведения, установленные в настоящей статье. К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются документы, оговоренные в указанной норме.
Согласно части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Частями 10, 11 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику в случаях, установленных в настоящей статье.
К зонам с особыми условиями использования территорий относятся водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в том числе, зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Затопление и подтопление относятся к негативному воздействию вод (пункт 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению которого и ликвидации его последствий определяются границы зон затопления, подтопления; документированные сведения о таких зонах включаются в государственный водный реестр (часть 3, пункт 8 части 4 статьи 31 Водного кодекса Российской Федерации).
Границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации).
Из содержания пункта 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года N 360 (далее - Правила), следует, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.
Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил).
Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).
Как следует из материалов дела, ФИО1 постановлением главы Левокумской сельской администрации г. Минеральные Воды Ставропольского края .............. от ............... на основании его заявления выделен земельный участок площадью 800 кв.м, под строительство индивидуального жилого дома в ............... Постановлением .............. от ...............
ФИО1 разрешено строительство индивидуального жилого дома на выделенном земельном участке. Право собственности на выделенный земельный участок назначение: земли населенных пунктов, индивидуальное жилищное строительство, площадь: 800 кв.м., кадастровый .............., расположенный по адресу: .............., подтверждается свидетельством о государственной регистрации права .............. от ...............
............... ФИО1 обратился в администрацию Минераловодского городского округа Ставропольского края с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства с приложением всей необходимой документации.
В оспариваемом Уведомлении .............. от ..............ФИО1 указано о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Недопустимо размещение объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 26:24:090411:43, расположенный по адресу: .............., так как часть земельного участка находится в зонах затопления: реестровый номер границ 26.23.2.752 и 26.23.2.754. В связи с этим, согласно законодательству РФ о градостроительной деятельности в границах зон затопления, отнесенных к ЗОУИТ, запрещается строительство объектов капитального строительства.
Согласно сведениям, предоставленным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, земельный участок с кадастровым номером: 26:23:090411:43 частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории «Водоохранная зона реки Кума в Предгорном и Минераловодском районах Ставропольского края площадью 4526.51 га» реестровый номер - 26:29-6.56 (учетный номер 26.29.2.26), сведения о которой внесены в ЕГРН ...............
Частично расположен, в границах ЗОУИТ «Охранная зона ВЛ-0,4кВ Ф-1 от ТП-9/603» реестровый номер - 26:23-6.624 (учетный номер 26.23.2.620), сведения о которой внесены в ЕГРН ...............
Частично расположен, в границах ЗОУИТ «Зона умеренного подтопления 0,3- 0,7 до 1,2-2 метров реки Кума в границах с. Левокумка и х. Садовый» реестровый номер - 26:23-6.463 (учетный номер 26.23.2.754), сведения о которой внесены в ЕГРН ...............
Частично расположен, в границах ЗОУИТ «Зона слабого подтопления от 2 до 3 метров реки Кума в границах с. Левокумка и х. Садовый» реестровый номер - 26:23-6.650 (учетный номер 26.23.2.752), сведения о которой внесены в ЕГРН ...............
В соответствии с реестром зон с особыми условиями территорий, предоставленным Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зона с учетным номером объекта реестра 26.23.2.752 (реестровый номер 26:23-6.650) является зоной слабого подтопления от 2 до 3 метров реки Кума в границах с. Левокумка и х. Садовый.
Зона с учетным номером объекта реестра 26.23.2.754 (реестровый номер 26:23-6.463) является зоной умеренного подтопления от 0,3-0,7 до 1,2-2 метров реки Кума в границах с. Левокумка и х. Садовый.
В границах зон подтопления, затопления в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещается, в том числе: строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
В соответствии со статьей 67.1. Водного кодекса Российской Федерации инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий обязан осуществлять правообладатель водного объекта.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации - река Кума находится в собственности Российской Федерации.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства, свидетельствуют о невозможности строительства объекта капитального строительства на земельном участке, принадлежащем ФИО1 без обеспечения инженерной защиты данного объекта от затопления, подтопления (проведения специальных защитных мероприятий). Мероприятия по инженерной защите территории от затопления, подтопления должны осуществляться в соответствии с документами территориального планирования, на всей территории, подверженной негативному воздействию вод.
До настоящего времени комплекс мероприятий по инженерной защите от затопления паводковыми водами, не реализован.
В связи с изложенным, оспариваемым Уведомлением .............. от ..............ФИО1 правомерно отказано в размещении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 26:23:090411:43 по адресу: ...............
При этом как указано в оспариваемом уведомлении, после проведения правообладателем водного объекта мероприятий, связанных с предотвращением негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, заявитель не лишен права повторно обратиться с заявлением о предоставлении муниципальной услуги.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена. Обстоятельств, свидетельствующих о незаконности оспариваемого административным истцом уведомления администрации, не установлено.
С учетом установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края о признании незаконным уведомления .............. от ............... о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке и обязании администрации направить в его адрес в течении пятнадцати дней со дня принятия решения суда уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении от ..............., расположенного на земельном участке кадастровый .............., назначение: земли населенных пунктов, индивидуальное жилищное строительство, площадь: 800 кв.м, расположенный по адресу: .............., требованиям законодательства о градостроительной деятельности и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Минераловодский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ...............
Судья Мельникова Я.С.