50RS0039-01-2021-013739-71
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2022 г.
Раменский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Балашовой А.А.,
при секретаре Трифоновой Н.М.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-477/2022 по административному иску ФИО1 к ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», Информационный центр ГУ МВД России по Московской области о признании незаконными действия по сбору, обработке, хранению и предоставлению информации о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности, обязании исключить информацию из базы данных,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», Информационный центр ГУ МВД России по Московской области, которым просит признать незаконными действия ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», Информационный центр ГУ МВД России по Московской области по сбору, обработке, хранению и предоставлению информации о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности, обязании ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», Информационный центр ГУ МВД России по Московской области исключить информацию из базы данных.
В обоснование своих требований административный истец указал, что <дата>ФИО1 была получена справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта преследования либо о прекращении уголовного преследования, в которой указано, что <дата> осуждена Раменским городским судом Московской области по ч. 1 ст. 200 УК РФ к штрафу в размере 300 рублей. Данная информация была отражена в справке, полученная из источников: ФКУ «Главного информационно-аналитического центра МВД России», Информационного центра ГУ МВД России по Московской области. Ранее <дата> в аналогичной справке такие сведения не отражались. До октября 2021 года Административный истец не знала и не могла предположить о наличии у нее судимости. При ознакомлении с материалами уголовного дела, она узнала, что приговором от <дата> признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 200 УК РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 300 рублей в доход государства. Статья 200 УК РФ декриминализована и утратила силу. Однако, данные о привлечении к уголовной ответственности были внесены в базу данных и сохранены до настоящего времени. Указанные сведения влекут для ФИО1 и ее дочери неблагоприятные последствия, нарушают права на тайну частной жизни, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, в том числе выбор сферы деятельности и места работы. В связи с данными обстоятельствами, она была вынуждена уйти с работы по собственному желанию, так как является лицом материально-ответственным.
В настоящем судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 5-6).
Административный ответчик – представитель ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», будучи надлежащим образом извещенный, в судебное заседание не явился, в ранее представленных письменных возражениях на административное исковое заявление, просил в удовлетворении административного иска отказать (л.д. 44-46).
Административный ответчик – представитель Информационного центра ГУ МВД России по Московской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании не согласилась с исковыми требованиями и просил отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой же статьи).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом изучены материалы уголовного дела <номер>, из которых следует, что приговором Раменского городского суда Московской области от <дата>ФИО1 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 200 ч. 1 УК РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 300 руб. в доход государства.
Подсудимая ФИО1 в судебном заседании присутствовала, уголовное дело было рассмотрено с ее участием.
<дата>ФИО1 ознакомлена с материалами уголовного дела, о чем имеется заявление и собственноручная запись.
<дата>ФИО1 была получена справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта преследования либо о прекращении уголовного преследования, в которой указано, что <дата> осуждена Раменским городским судом Московской области по ч. 1 ст. 200 УК РФ к штрафу в размере 300 рублей. Данная информация была отражена в справке, полученной из ФКУ «Главного информационно-аналитического центра МВД России», Информационного центра ГУ МВД России по Московской области.
Из представленной копии трудовой книжки усматривается, что ФИО1<дата>. принята на должность заведующей материальным складом ФГУ ЦКС «Малаховка» для детей с родителями ФМБА России, <дата>. переведена на должность начальника материально-технического отдела. <дата> трудовой договор расторгнут по инициативе работника.
Из содержания административного иска и доводов ФИО1 следует, что сведения, внесенные в оперативно-справочные учеты, формируемые на базе органов внутренних дел Российской Федерации, подлежат уничтожению в силу декриминализации статьи 200 УК РФ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о лицах, осужденных за совершение преступления в банки данных о гражданах.
Формирование и ведение банков данных о гражданах осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а персональные данные, содержащиеся в банках данных о гражданах, обрабатываются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений; для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества; а также в целях обработки персональных данных, определенным трудовым и иным законодательством, направленным на недопущение предоставления неполных сведений о судимости либо об уголовном преследовании при трудоустройстве Министерством внутренних дел Российской Федерации с соблюдением порядка издания и вступления в силу были изданы нормативные правовые акты.
Порядок формирования и ведения банков данных о гражданах
регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами. В настоящее
время указанный порядок осуществляется в соответствии с требованиями приказа
МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны
Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России,
ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской
Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее -межведомственный приказ) от 12 февраля 2014г. №89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп «Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - межведомственный приказ). Межведомственный приказ согласован с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и зарегистрирован в Минюсте России 21 марта 2014 г., регистрационный № 31681.
В соответствии с положениями межведомственного приказа заполнение учетных документов осуществляется должностными лицами органов предварительного следствия и дознания системы МВД России, а также судами (судьями), в том числе военными, после вынесения приговора - перед направлением их в информационные центры.
Контроль за качеством и достоверностью направляемых документов, сроками их направления возлагается на начальников (руководителей) подразделений, в которых они составляются.
В соответствии с Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденным Приказом МВД Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 29.12.2005г. № 39/1070, (пункты 27 и 28) учету подлежат каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого, независимо от времени его совершения, возбуждено уголовное дело, основанием учета преступления является постановление о возбуждении уголовного дела.
Основания снятия с учета содержатся в пункте 43 Положения, из которого следует, что снятию с учета подлежит лицо в случае прекращения уголовного дела в отношении него по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора, чего в отношении административного истца не имеется.
Реализуя свои полномочия в указанной сфере деятельности, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» МВД России своим приказом от 27 сентября 2019 года № 660 утвердило Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (далее - Административный регламент).
Так, согласно пункту 73 Административного регламента должностное лицо, уполномоченное на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, при поступлении заявления, осуществляет проверку по учетам ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ по месту рождения, месту жительства (месту пребывания) заявителя на территории Российской Федерации, а также по месту его осуждения, если эти сведения выявлены в ходе проверки.
Пунктом 74 Административного регламента установлено, что после проведения проверок и получения сведений в отношении заявителя из оперативно-справочных учетов ФКУ «ГИАЦ МВД России» и ИЦ должностным лицом, уполномоченным на оформление справки о наличии (отсутствии) судимости, на номерном бланке оформляется справка о наличии (отсутствии) судимости (приложение № 4 к Административному регламенту).
В справке о наличии (отсутствии) судимости при отсутствии сведений об осуждении, о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, в соответствующих графах делается отметка «не имеется» (пункт 76.1 Административного регламента).
При этом, согласно пункта 76.4 Административного регламента в графе "имеются (не имеются) сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на территории Российской Федерации" указываются: дата возбуждения уголовного дела (при наличии), наименование органа, принявшего решение, пункт, часть, статья уголовного закона, дата и основание прекращения уголовного преследования, при наличии сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по следующим основаниям: истечение сроков давности уголовного преследования; вследствие акта об амнистии; примирение сторон (за исключением примирения потерпевшего с обвиняемым по уголовным делам частного обвинения); вследствие изменения обстановки; в связи с деятельным раскаянием и в ряде других случаев.
В целях определения порядка формирования, ведения и использования централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов (систем хранения и поиска данных о лицах, предметах, событиях и фактах) приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министерства обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 февраля 2014 года № 89дсп/ 19дсп/ 73дсп/ 1дсп/ ПЗдсп/ 108дсп/ 75дсп/ 93дсп/ 19дсп/ 324дсп/ 133дсп/ бЗдсп/ 14дсп/ 95дсп утверждено Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление).
Пунктом 6.1 Наставления определено, что порядок формирования, ведения и использования централизованных учетов определяется в том числе, Правилами формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (приложение № 1 к Наставлению).
Подпункт «е» пункта 15.2 приложения № 1 к Наставлению определяет, что в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки хранятся на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые впоследствии были декриминализированы - до достижения ими 80-летнего возраста.
Вместе с тем, необходимость в обработке и хранении указанных сведений обусловлена требованиями отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, в том числе при приеме на государственную службу, в органы и учреждения прокуратуры, в органы внутренних дел, на службу в органы госнаркоконтроля, при назначении на должность судей и др., предусматривающих соответствующие ограничения.
Так, в отношении ФИО1, <дата> года рождения, уроженки <адрес> в информационных базах данных ИЦ ГУ МВД России по Московской области имеется информация о привлечении ее к уголовной ответственности <дата> по части 1 статьи 200 УК РФ.
Данная информация отражается в справке о наличии (отсутствии) судимости.
Сведения в оперативно-справочную картотеку в отношении ФИО1 были внесены на законных основаниях и их исключение не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Информация изымается из оперативно-справочной картотеки на лиц, в отношении которых уголовные дела были прекращены по реабилитирующим основаниям, а также в связи с вынесением оправдательного приговора суда - после поступления соответствующих документов, подтверждающих данный факт.
Постановления о прекращении уголовного дела в отношении административного истца в адрес ИЦ ГУ МВД России по Московской области не поступало.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 4 ст. 133 УПК РФ подозреваемые, обвиняемые и осужденные не приобретают право на реабилитацию в виду принятия закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния. Процессуальные решения, принятые в их отношении в связи с декриминализацией совершенных преступлений, относятся к нереабилитирующим основаниям прекращения уголовного преследования.
В соответствии с требованиями нормативных правовых актов в ФКУ «ГИАЦ МВД России» на федеральный учет ставится информация об осужденных, отбывающих (отбывавших) наказание в виде лишения свободы.
В компетенцию ФКУ «ГИАЦ МВД России» не входит функция по установлению причастности или непричастности граждан к совершению того или иного преступления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действия Административных ответчиков по внесению и сохранению в базе данных вышеуказанных сведений являются обоснованными и соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации, прав Административного истца не нарушают.
При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормами закона, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска ФИО1, поскольку Административными ответчиками представлены суду достаточные сведения о привлечении ее к уголовной ответственности в 2000 году.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска ФИО1 к ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», Информационный центр ГУ МВД России по Московской области о признании незаконными действия ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», Информационный центр ГУ МВД России по Московской области по сбору, обработке, хранению и предоставлению информации о привлечении ФИО1 к уголовной ответственности, обязании ФКУ «Главный информационно-аналитический центр МВД России», Информационный центр ГУ МВД России по Московской области исключить информацию из базы данных, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Раменский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение составлено 25.01.2022г.