ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-477/2023 от 24.08.2023 Красноборского районного суда (Архангельская область)

УИД29RS0011-01-2023-000622-44

Дело № 2а-477/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 августа 2023 года с. Красноборск

Красноборский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Гарбуз С.В., при секретаре Смеловой Н.В., с участием прокурора Щелокова А.Г., административного истца Чертополохова Н.Я., представителя административного ответчика Горяева Н.Е., представителей заинтересованных лиц администрации МО «Красноборский муниципальный район» ФИО7, администрации МО «Черевковское» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чертополохова Николая Яковлевича к Совету депутатов МО «Черевковское» Красноборского района Архангельской области о признании незаконным и отмене решения о выражении согласия населения муниципального образования «Черевковское» на преобразование муниципальных образований «Алексеевское», «Белослудское», «Верхнеуфтюгское», «Куликовское», «Пермогорское», «Телеговское», «Черевковское», входящих в состав Красноборского муниципального района, путем их объединения в Красноборский муниципальный округ Архангельской области»,

У С Т А Н О В И Л:

Чертополохов Н.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов муниципального образования «Черевковское» о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов муниципального образования «Черевковское» № 56 от 24.03.2023 о выражении согласия населения муниципального образования «Черевковское», на преобразование муниципальных образований «Алексеевское», «Белослудское», «Верхнеуфтюгское», «Куликовское», «Пермогорское», «Телеговское», «Черевковское», входящих в состав Красноборского муниципального района, путем их объединения в Красноборский муниципальный округ Архангельской области.

В обоснование требований указал, что 04 мая 2023 года в Красноборском районном суде в ходе судебного заседания по делу № 2а-303 /2023 года по его административному исковому заявлению из пояснений председателя Совета депутатов МО «Черевковское» Горяева Н.Е. ему стало известно, о том, что 24 марта 2023 года в здании МО «Черевковское» в ходе очередной сессии Совета депутатов перед голосованием выступал глава МО Красноборский муниципальный район» ФИО8, который сказал, что если переход в округ будет не добровольный, тогда это будет проведено в принудительном порядке. В связи с чем, истец считает, что данное высказывание ФИО8 повлияло на результаты голосования, на депутатов было оказано психологическое воздействие, был нарушен порядок проведения заседания Совета депутатов.

В иске просил признать незаконным и отменить решение Совета депутатов МО «Черевковское» от 24 марта 2023 года № 56.

Определением судьи к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация сельского поселения «Черевковское» Красноборского муниципального района Архангельской области, администрация МО «Красноборский муниципальный район».

В ходе судебного заседания истец требования поддержал по изложенным в нем основаниям, указав верный номер оспариваемого им решения, а именно 54. В дополнение к основаниям иска указал, что, по его мнению, присутствие главы администрации муниципального района и депутата районного собрания депутатов являлось незаконным, поскольку они не были приглашены, выступали в ходе заседания без предоставления слова, высказывали свое мнение, склоняя депутатов голосовать за переход в округ, чем нарушали Устав поселения и регламент. Пояснил, что об оспариваемом решении узнал в ходе судебного заседания Красноборского районного суда 04.05.2023 и от этой даты исчисляет 3х-месячный срок на обжалование решения. Поскольку процедура принятия решения была нарушена, то это нарушает его права, кроме того с преобразованием в округ он не согласен.

Представитель административного ответчика представитель Совета депутатов МО «Черевковское» Горяев Н.Е. в судебном заседании с иском согласился, пояснив, что вопрос дачи согласия на преобразование в округ не был включен в повестку дня и на голосование был вынесен не законно, он мог быть рассмотрен в течение 30 дней со дня проведения слушаний. Он как председатель выносит вопросы на сессию, но сам узнал о том, что будет рассматриваться этот вопрос вечером перед днем сессии. Без приглашения на сессии участвовали глава муниципального района ФИО8 и районный депутат Оборина, которые активно участвовали в обсуждении.

Представители заинтересованных лиц администрации МО «Красноборский муниципальный район» и администрации МО «Черевковское» в судебном заседании с иском не согласились.

В отзыве представитель администрации МО «Красноборский муниципальный район» указал, что обжалуемое решение не затрагивает прав истца, принято в соответствии с установленной процедурой, не противоречит закону, истцом пропущен срок на обращение с настоящим иском, кроме того отметил, что областным законом с 01.06.2023 образован Красноборский муниципальный округ.

В судебном заседании допрошенные в качестве свидетелей депутаты Совета депутатов МО «Черевковское» Свидетель №8, Свидетель №4, Свидетель №6, Свидетель №3, Свидетель №9, Свидетель №10, Свидетель №5 сообщили что проголосовали за преобразование в округ на основании свое внутреннего убеждения, которое сформировалось исходя их полученной информации до даты заседания, высказывания главы района в ходе сессии не влияли на их мнение.

Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, заинтересованных лиц, свидетелей, заслушав заключение прокурора Щелокова А.Г., полагавшего, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее по тексту – КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом. Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный Закон № 131-ФЗ) преобразованием муниципальных образований является, в том числе, объединение муниципальных образований. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

На основании ч. 3.1-1 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. При этом, если население двух и более поселений не выразило в установленной форме своего согласия на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, такое объединение не осуществляется. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.

Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Согласно пункту 4 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан.

В этом случае обязательное проведение публичных слушаний является дополнительной гарантией учёта мнения населения, выражаемого представительным органом муниципального образования.

В соответствии с положениями статьи 28 Закона №131-ФЗ публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, назначаются представительным органом муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования - главой муниципального образования (часть 2).

Согласно ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или в случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации МО «Красноборский муниципальный район» от 03.02.2023 №51 глава муниципального образования «Красноборский муниципальный район» выступил с инициативой о преобразовании муниципальных образований поселений «Алексеевское», «Белослудское», «Верхнеуфтюгское», «Куликовское», «Пермогорское», «Телеговское», «Черевковское», входящих в состав Красноборского муниципального района, путем их объединения в Красноборский муниципальный округ Архангельской области.

Постановлением администрации МО «Черевковское» от 21.02.2023 №51 были назначены публичные слушания на 14.03.2023 по проекту решения Совета депутатов «О выражении согласия населения муниципального образования «Черевковское» на преобразование муниципальных образований «Алексеевское», «Белослудское», «Верхнеуфтюгское», «Куликовское», «Пермогорское», «Телеговское», «Черевковское», входящих в состав Красноборского муниципального района, путем их объединения в Красноборский муниципальный округ Архангельской области».

В заключении по результатам публичных слушаний от 14.03.2023 отражено, что слушания проведены в указанную дату, в период с 17 до 19 часов. Поступило предложение о поддержке проекта решения Совета депутатов МО «Черевковское» ««О выражении согласия населения муниципального образования «Черевковское» на преобразование муниципальных образований «Алексеевское», «Белослудское», «Верхнеуфтюгское», «Куликовское», «Пермогорское», «Телеговское», «Черевковское», входящих в состав Красноборского муниципального района, путем их объединения в Красноборский муниципальный округ Архангельской области». Проект данного решения внести на рассмотрение очередной сессии Совета депутатов. Данное решение принято большинством голосов участников публичных слушаний.

Заключение по результатам публичных слушаний опубликовано в газете «Черевковский вестник» от 22.03.2023 №184.

Решением Красноборского районного суда Архангельской области от 04 мая 2023 года по делу № 2а-303/2023 в удовлетворении административного искового заявления к временно исполняющему обязанности главы МО «Черевковское» ФИО1, главе сельского поселения «Черевковское» ФИО2, Совету депутатов МО «Черевковское» о признании незаконным и отмене постановления временно исполняющего обязанности главы МО «Черевковское» ФИО1 от 21.02.2023 №51 «О назначении публичных слушаний по проекту решения Совета депутатов пятого созыва МО «Черевковское» «О выражении согласия населения муниципального образования «Черевковское» на преобразование муниципальных образований «Алексеевское», «Белослудское», «Верхнеуфтюгское», «Куликовское», «Пермогорское», «Телеговское», «Черевковское», входящих в состав Красноборского муниципального района, путем их объединения в Красноборский муниципальный округ Архангельской области», о признании незаконной процедуры проведения публичных слушаний, о признании незаконным протокола публичных слушаний на территории МО «Черевковское» от 14.03.2023 №3, о признании незаконным заключения по результатам публичных слушаний от 14.03.2023, об обязании повторно провести публичные слушания Чертополохову Николаю Яковлевичу отказано. Решение не вступило в законную силу.

Оспариваемым по настоящему делу истцом решением Совета депутатов МО «Черевковское» от 24.03.2023 №54 выражено согласие населения МО «Черевковское» на преобразование муниципальных образований, входящих в состав Красноборского муниципального района путем их объединения в Красноборский муниципальный округ.

Данное решение Совета депутатов МО «Черевковское» опубликовано в Черевковском вестнике № 185 от 28.03.2023, что соответствует требованиям ч. 2.1 ст. 36 Федерального закона №131-ФЗ.

Поскольку административный истец об оспариваемом решении узнал в ходе судебного заседания Красноборского районного суда 04.05.2023, то от этой даты исчисляется 3х-месячный срок на обжалование решения и на момент первичного обращения в суд 26.06.2023 (после которого исковое заявление было оставлено без движения и исправленный иск предъявлен 25.07.2023) он не пропущен.

Как пояснили в судебном заседании депутаты Совета и его председатель голосование было проведено в установленном порядке, ими выражено собственное мнение.

Какие-либо права Чертополохова Н.Я. оспариваемым решением не нарушаются. Кроме того, заявляя свои исковые требования Чертополохов Н.Я. не учитывает, что Кодексом об административном судопроизводстве РФ ему не предоставлено право на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Доводы о том, что на публичных слушаниях участвовало минимальное количество населения поселения и о том, что часть населения выражала мнение против объединения в округ, не влияют на законность принятого депутатами решения, поскольку, решения принятые на публичных слушаниях носят рекомендательный характер ввиду отсутствия властного начала.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 15.07.2010 №931-О-О, к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.

В соответствии с п. 8, 9, 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Вопреки доводам о незаконности нахождения главы муниципального района и его выступлениях в ходе заседания, о незаконности рассмотрения проверяемого вопроса в ходе данного заседания опровергается положениями Регламента представительного органа муниципального образования «Черевковское» о возможности присутствия иных лиц кроме депутатов в ходе заседания и о возможности включения иных вопросов в повестку дня при согласии 1/3 части присутствующих депутатов.

Так согласно п. 2.14-2.16 Регламента вопрос включается в повестку дня при наличии справки (информационного материала) о существе проблемы и подготовленного проекта решения.

Подготовленные справки, проекты решений, другие материалы предоставляются председателю не позднее, чем за 10 дней до заседания.

Совет депутатов обсуждает и принимает повестку дня и порядок работы Совета.

Предложения и замечания к повестке дня и порядку работы заседания излагаются депутатами в выступлениях. Решение о включении вопросов в повестку дня считается принятым, если за него проголосовало не менее 1/3 от числа депутатов.

Заседания Совета проводятся гласно и носят открытый характер.

На открытых заседаниях Совета депутатов имеют право присутствовать работники администрации поселения, средства массовой информации, представители общественных объединений, руководители организаций независимо от форм собственности, которые проходят обязательную регистрацию.

Председатель информирует депутатов о составе и числе лиц, присутствующих на заседании.

Присутствующие на заседании Совета депутатов лица не имеют права вмешиваться в работу Совета, обязаны воздерживаться от проявления одобрения или неодобрения, реплик, соблюдать порядок, подчиняться решениям председательствующего.

Председатель может предоставить слово присутствующим на заседании лицам для справки, а с согласия большинства присутствующих депутатов - для выступления в прениях по обсуждаемым вопросам и проектам решений.

В соответствии с п. 3.1 Регламента Совет депутатов принимает решения, постановления. Решения и постановления принимаются Советом депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом МО «Черевковское». Правом внесения проектов решений, постановлений пользуются депутаты Совета депутатов, глава муниципального образования «Черевковское», органы территориального общественного самоуправления, находящиеся на территории МО «Черевковское», инициативные группы граждан и постоянные комиссии, создаваемые Советом. Текст проекта должен быть размножен и заранее предоставлен каждому депутату.

На основании п.3.5 Регламента решения, постановления, в том числе устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, Совет депутатов принимает простым большинством от установленной численности депутатов Совета депутатов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Регламентом, Уставом муниципального образования «Черевковское» и Федеральным законодательством.

Согласно п. 3.9 Решения и постановления Совета депутатов, подлежащие опубликованию, в течение 10 дней подлежат публикации в порядке, предусмотренном ст. 22 Положения «О порядке разработки, принятия и вступления в силу нормативных правовых актов (решений) Совета депутатов муниципального образования “Черевковское”, утвержденного решением Совета депутатов от 18 апреля 2007 г. № 5».

В ходе рассмотрения дела не нашли своего подтверждения доводы административного истца о том, что оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы, принято при нарушении процедуры и неуполномоченным лицом.

Согласно ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании изложенного требования Чертополохова Н.Я. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления Чертополохова Николая Яковлевича к Совету депутатов муниципального образования «Черевковское» о признании незаконным и отмене решения Совета депутатов муниципального образования «Черевковское» от 24 марта 2023 года № 54 «О выражении согласия населения муниципального образования «Черевковское» на преобразование муниципальных образований «Алексеевское», «Белослудское», «Верхнеуфтюгское», «Куликовское», «Пермогорское», «Телеговское», «Черевковское», входящих в состав Красноборского муниципального района, путем их объединения в Красноборский муниципальный округ Архангельской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд Архангельской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Гарбуз

***

***