ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4780/19 от 29.08.2019 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-4780/19

УИД 25RS0002-01-2019-005350-50

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2019 года город Владивосток,

ул. Адмирала ФИО1, д.23А

Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Поздеевой А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Первого заместителя прокурора Приморского края ФИО3 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту образования и науки Приморского края о признании бездействие незаконным и возложение обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель прокурора Приморского края Шайбеков В.Р. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия департамента образования и науки Приморского края в части непринятия мер по приведению в соответствие с Федеральным Законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административного регламента департамента образования и науки Приморского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Приморского края», и возложение обязанности привести Административный регламент в соответствие с Федеральным Законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований истец указал, что по результатам проверки соблюдения законодательства о предоставлении государственных услуг департаментом образования и науки Приморского края, проведенной Прокуратурой Приморского края в <...>, установлено, что административный регламент департамента образования и науки Приморского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Приморского края» (приказ от 27.05.2014 № 628-а) не содержит указания на состав, последовательность и сроки выполнения действий в электронной форме, требования к порядку их выполнения, а также в регламенте содержится устаревшая информация о режиме работы, телефонах, должностных лицах, оказывающих государственные услуги. Непринятие мер к приведению административного регламента в соответствие с федеральным законодательством и к его актуализации, информированию заявителей о порядке предоставления государственных услуг, нарушает гарантированные Законом, а также Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» права несовершеннолетних и их законных представителей на получение государственных услуг, а также полной, актуальной и достоверной информации о порядке их предоставления, в целях реализации своих прав и защиты законных интересов.

В судебном заседании представитель административного истца – старший прокурор отдела по обеспечению прокурора в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Приморского края Нишонова Ф.А. заявленные требования поддержала в полном объеме.

В судебное заседание административный ответчик - представитель Департамента образования и науки Приморского края не явился, извещен надлежаще, представив ранее письменные возражения, в которых указал, что департаментом образования и науки Приморского края разработан проект административного регламента департамента образования и науки Приморского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Приморского края, подведомственных департаменту образования и науки Приморского края». Указанный регламент разработан и направлен на согласование в органы исполнительной власти Приморского края, по результатам согласования будет направлен на прохождение правовой экспертизы в Прокуратуру Приморского края (проект документа прилагается). После проведения правовой оценки регламента, нормативно - правые документы будут опубликованы на официальном сайте департамента образования и науки Приморского края. Таким образом, департаментом образования и науки Приморского края применяются действенные меры по приведению и утверждению регламента в соответствие с действующим законодательством. Утверждение о бездействии департамента образования и науки Приморского края является безосновательным.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, представленные сторонами документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия(бездействие).

Согласно материалам дела, Прокуратурой Приморского края в марте 2019 года проведена проверка соблюдения законодательства о предоставлении государственных услуг департаментом образования и науки Приморского края.

По результатам проверки установлено, что Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон) установлены требования, предъявляемые к предоставлению государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Проведенный мониторинг показал, что приказом департамента образования и науки Приморского края от 27.05.2014 № 628-а утвержден административный регламент «Предоставление информации об организации общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Приморского края», который не приведен в соответствие с положениями Закона.

Установлено, что административный регламент департамента образования и науки Приморского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Приморского края» (приказ от 27.05.2014 № 628-а) не содержит указания на состав, последовательность и сроки выполнения действий в электронной форме, требования к порядку их выполнения, а также в регламенте содержится устаревшая информация о режиме работы, телефонах, должностных лицах, оказывающих государственные услуги.

29.03.2019 Первым заместителем прокурора края в адрес временно исполняющего обязанности вице-губернатора Приморского края ФИО2 внесено представление, по результатам рассмотрения которого 30.04.2019 департаментом образования и науки Приморского края в целях устранения выявленных нарушений и приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Приморского края подготовлен проект приказа о внесении изменений в приказ от 27.05.2014 № 628-а, который до настоящего времени не приведен в соответствие с действующим законодательством.

Административный истец в административном исковом заявлении просит признать незаконным бездействие департамента образования и науки Приморского края в части непринятия мер по приведению в соответствие с Федеральным Законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административного регламента департамента образования и науки Приморского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Приморского края».

Оценив обстоятельства дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания бездействия незаконным в силу следующего.

Статья 1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) определяет, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

В силу положений статьи 2 Закона N 210-ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии со статьей 6 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны, в том числе предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Также статьей 12 Закона N 210-ФЗ определено, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Главой 3 Закона N 210-ФЗ установлены требования к административным регламентам, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В силу ч.ч. 2 и 3 ст. 5 Закона N 210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, а также на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

При этом в ч. 2 ст. 6 Закона N 210-ФЗ на органы, предоставляющие государственные услуги, возложена обязанность обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Постановлением Правительства РФ от 26.03.2016 N 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Так, п. 4 указанного Постановления содержит требования о включении в административный регламент состава, последовательности и сроков выполнения действий по представлению услуг в электронной форме.

Помимо этого, в период с 2016 года в Закон внесен значительный ряд изменений, затрагивающих порядок предоставления государственных услуг, обжалования принятых решений и действий должностных лиц, в том числе многофункциональных центров.

Существенные изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2017 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части закрепления возможности предоставления в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг нескольких государственных (муниципальных) услуг посредством подачи заявителем единого заявления» и Федеральным законом от 19.07.2018 № 204-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части установления дополнительных гарантий граждан при получении государственных и муниципальных услуг».

Судом установлено, что Приказом департамента образования и науки Приморского края от 27.05.2014 № 628-а утвержден административный регламент «Предоставление информации об организации общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Приморского края», который не приведен в соответствие с вышеуказанными положениями закона, а именно не содержит указания на состав, последовательность и сроки выполнения действий в электронной форме, требования к порядку их выполнения, также в регламенте содержится устаревшая информация о режиме работы, телефонах, должностных лицах, оказывающих государственные услуги.

Вместе с тем, согласно представленным административным ответчиком доказательствам, департаментом образования и науки Приморского края разработан проект административного регламента департамента образования и науки Приморского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Приморского края, подведомственных департаменту образования и науки Приморского края» и направлен на согласование в органы исполнительной власти Приморского края.

По результатам согласования административный регламент будет направлен на прохождение правовой экспертизы в Прокуратуру Приморского края, после проведения правовой оценки регламента, нормативно - правовые документы будут опубликованы на официальном сайте департамента образования и науки Приморского края.

Поскольку, департаментом образования и науки Приморского края принимаются меры по приведению в соответствие с Федеральным Законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административного регламента департамента образования и науки Приморского края по предоставлению государственной услуги «Предоставление информации об организации общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Приморского края», а именно разработан проект административного регламента и направлен на согласование в Прокуратуру Приморского края, в связи с чем суд полагает, что бездействие со стороны административного ответчика отсутствует.

Представление в судебном заседании административным истцом справки по предварительному анализу представленного департаментом образования и науки Приморского края проекта административного регламента, согласно которой имеются вопросы, подлежащие дополнительному изучению и анализу, не влечет безусловное признание бездействия административного ответчика в рамках заявленных административным истцом требований.

В силу толкования во взаимосвязи положений главы 22 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти является издание этим органом такого решения, совершения действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Таким образом, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод заявителя и с обязательным указанием на способ восстановления такого права.

При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает со стороны административного ответчика нарушений прав административного истца, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц, и оснований для удовлетворения административного искового заявления не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Первого заместителя прокурора Приморского края Шайбекова В.Р. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту образования и науки Приморского края о признании бездействие незаконным и возложение обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 01.09.2019г.

Судья Н.А.Буланова