РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
15 сентября 2022 года <адрес>
Пушкинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Голубятниковой И.А.,
при секретаре Ромахиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-4781/2022 по административному иску Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды Принцип» к Министерству жилищной политики <адрес>, ГАУ <адрес> «Московская областная государственная экспертиза» об оспаривании разрешения на строительство, положительного заключения экспертизы документации и их отмене
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с требованием о признании незаконным и отмене положительного заключения государственной экспертизы от <дата>№, проведенной ШАУ <адрес> «Московская областная государственная экспертиза»; о признании незаконным и отмене разрешения на строительство от <дата> № RU№.
В обоснование требований истец указал, что в настоящее время проводятся несогласованные земляные работы по прокладке электрических сетей в районе проезда Мира и близлежащих улиц по. <адрес>. Положительное заключение экспертизы проектной документации дано без учета фактически имеющихся, официально зарегистрированных подземных коммуникаций местных жителей, имеющих домовладения и хозяйственные постройки на участках, прилегающих к месту планируемого строительства линейного объекта. Экспертиза не учитывает газовые коммуникации Мособлгаза, канализационные коллекторы Щелковского водоканала, не учитывает коммуникации, которые принадлежат жителям <адрес> и проложенные к из домам. Разрешение на строительство выдано на основании экспертизы, которая не учитывает действующие коммуникации.
В судебном заседании представитель истца требования и доводы иска поддержал.
Ответчики представитель Министерства жилищной политики <адрес>, представитель ГАУ <адрес> «Московская областная государственная экспертиза», заинтересованное лицо представитель ПАО «Россети Московский регион» требования иска не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях л.д. 96,112, 183.
Исследовав материалы дела, суд не находит требования административного истца подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами дела установлено:
<дата> ГАУ <адрес> «Мособлгосэкспертиза» дано положительное заключение государственной экспертизы №, наименование объекта экспертизы – Строительство ПС 220/110/10 кВ «Тютчево («Н.Пушкино») 2АТ*250МВА с заходами ВЛ 110 кВ «Тютчево-Пушкино» и «Тютчево -Гранит» 2 и 3 этапы, вид работ – Строительство, объект экспертизы – проектная документация и результаты инженерных изысканий, предмет экспертизы - оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов, оценка соответствия проектной документации установленным требованиям л.д. 31;
Министерством жилищной политики <адрес> от <дата> № RU№ ПАО «Россети Московский регион» выдано разрешение на строительство линейного объекта Строительство ПС 220/110/10 кВ «Тютчево («Н.Пушкино») 2АТ*250МВА с заходами ВЛ 110 кВ «Тютчево-Пушкино» и «Тютчево -Гранит» 2 и 3 этапы л.д. 14.
Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий определены Постановлением Правительства РФ от <дата> N 145.
В соответствии с п. 27 Порядка предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка соответствия таких результатов требованиям технических регламентов. Предметом государственной экспертизы проектной документации являются:
а) оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий (далее - оценка соответствия проектной документации), за исключением случаев проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и проектной документаций, указанной в части 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При проведении государственной экспертизы проектной документации, в отношении которой проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия проектной документации требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется;
б) проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - проверка сметной стоимости). При этом такая проверка может осуществляться отдельно от оценки соответствия проектной документации.
27(1). Оценке соответствия проектной документации подлежат все разделы проектной документации, которые представляются для проведения государственной экспертизы.
При представлении на государственную экспертизу проектной документации, разработанной с использованием типовой проектной документации, оценка соответствия такой проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, которые не подвергались изменению и полностью соответствуют типовой проектной документации.
27(2). При проведении государственной экспертизы проектной документации линейного объекта (за исключением случаев, если для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям, указанным подпункте "а" пункта 27 настоящего Положения и действовавшим на дату утверждения проекта планировки территории, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более 1,5 года.
В случае если с даты выдачи градостроительного плана земельного участка или даты утверждения проекта планировки территории прошло более 1,5 года, при проведении государственной экспертизы проектной документации осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 27 настоящего Положения и действовавшим на дату поступления проектной документации на государственную экспертизу.
При проведении государственной экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, осуществляется оценка соответствия такой проектной документации требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 27 настоящего Положения и действовавшим на дату поступления проектной документации на государственную экспертизу.
В случае если для проведения государственной экспертизы проектной документации, предусматривающей строительство как объектов капитального строительства, не являющихся линейными, так и линейных объектов, одновременно представлены проект планировки территории и градостроительный план земельного участка соответственно, осуществляется оценка соответствия проектной документации требованиям, указанным подпункте "а" пункта 27 настоящего Положения и действовавшим на дату утверждения документа, выданного (утвержденного) в отношении объекта, являющегося основным по назначению.
Согласно п. 34 Порядка результатом государственной экспертизы является заключение.
Результатом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
Результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение:
о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий - в случае, если осуществлялась оценка соответствия проектной документации;
о достоверности (положительное заключение) или недостоверности (отрицательное заключение) определения сметной стоимости - в случае, если осуществлялась проверка сметной стоимости.
Согласно оспариваемому заключению экспертизы результаты инженерных изысканий соответствуют требованиям технических регламентов. Оценка проектной документации проведена на соответствие результатов следующих инженерных изысканий – инженерно-геодезические изыскания, инженерно-геологические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания, инженерно-экологические изыскания, обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций. Техническая часть проектной документации соответствует результатам инженерных изысканий, заданию застройщика на проектирование и требованиям технических регламентов.
Доводы истца о незаконности заключения экспертизы, что при проведении земляных работ не учитываются имеющиеся коммуникации, в сложившейся правовой ситуации юридического значения не имеют, поскольку согласно приведенным нормам предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации является оценка соответствия таких результатов и проекта требованиям технических регламентов. Наложение проектируемых и существующих коммуникаций учтено в инженерно- геодезических изысканиях, само по себе расположение коммуникаций не является предметов исследования при проведении экспертизы, заключение дается только на соответствие техническим регламентам.
Как усматривается из заключения экспертизы экспертами дана оценка соответствия инженерных изысканий и проектной документации требованиям технических и иных регламентов.
При таких обстоятельствах, оснований полагать положительное заключение незаконным у суда не имеется.
В соответствии с Положением о Министерстве жилищной политики <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от <дата> N 688/35, с <дата> Министерство жилищной политики <адрес> осуществляет, в том числе выдачу (внесение изменений, в том числе в связи с необходимостью продления срока действия) разрешений на строительство, выдачу (отказ в выдаче) разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городских поселений, сельских поселений, городских округов, а также в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территории двух и более поселений (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства) (пункт 13.2 указанного Постановления).
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 указанной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
Порядок выдачи разрешений на строительство в отношении объектов капитального строительства, в том числе и основания для отказа в их выдаче, перечень документов, которые должны быть представлены заявителем для его выдачи регламентирован статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 11 названной статьи уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводят проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство установлены частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации; к ним относятся: отсутствие документов, предусмотренных частью 7 названной статьи; несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Указанный перечень оснований является исчерпывающим и таковых судом не выявлено, Министерством жилищной политики <адрес> в соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации была проведена проверка наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство линейного объекта, в том числе положительного заключения государственной экспертизы.
Нарушение оспариваемыми разрешением и положительным заключением государственной экспертизы субъективных прав лиц, в интересах которых обратился истец судом не установлено.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений, действий (бездействия) органов, наделенных публичными полномочиями, и их должностных лиц необходимо установить несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена, в удовлетворении административного иска надлежит отказать..
Руководствуясь статьями 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Межрегиональной общественной благотворительной организации «Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды Принцип» к Министерству жилищной политики <адрес>, ГАУ <адрес> «Московская областная государственная экспертиза» об оспаривании разрешения на строительство, положительного заключения экспертизы документации и их отмене оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено <дата>
Судья