ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4786/2023 от 17.10.2023 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-4786/2023

УИД: 39RS0001-01-2023-003925-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2023 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе

председательствующего судьи Кузовлевой И.С.,

при секретаре Ружниковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галяс Н.Ю., Лангинен И.В. к ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» об оспаривании решения об отказе в предоставлении самостоятельного доступа на территорию учреждения,

УСТАНОВИЛ:

Галяс Н.Ю., Лангинен И.В. обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом дополнений административных исковых требований указали, что деятельность с животными без владельцев осуществляет ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных», созданное для этих целей распоряжением Правительства Калининградской области (далее – Центр). Административный ответчик уполномочен, в том числе, осуществлять отлов животных без владельцев (безнадзорных животных) и их содержание на территории приюта по адресу: <адрес>. 21.03.2023 административными истцами – общественными инспекторами в области обращения с животными в адрес административного ответчика направлено письмо с просьбой обеспечить допуск на его территорию для осуществления своих полномочий. 20.04.2023 ими получено решение административного ответчика № 213, согласно которому, по мнению последнего, свои права и обязанности они как общественные инспекторы в области обращения с животными имеют право осуществлять только в рамках проводимых органами государственного надзора надзорных и контрольных мероприятий, и только в случае их привлечения к таким мероприятиям органом надзора. По мнению административного ответчика, самостоятельный доступ на указанную территорию и помещения Центра общественные инспекторы для осуществления своих полномочий не имеют. Указанное решение является неправомерным, противоречит нормам действующего законодательства и нарушает их права как общественных инспекторов в области обращения с животными, препятствует работе общественных инспекторов и ограничивает их доступ в помещения и на территорию приюта для осуществления своей деятельности. Порядок осуществления общественными инспекторами в области обращения с животными общественного контроля установлен ст. 20 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В связи с необходимостью обеспечить максимальную открытость и прозрачность деятельности приютов для животных федеральный законодатель предусмотрел особый порядок осуществления общественного контроля в приютах для животных. В силу закона общественный инспектор вправе самостоятельно посещать приют и определять время и продолжительность своего нахождения на территории приюта для животных, при этом какие-либо ограничения могут быть установлены не на усмотрение владельцев приютов для животных, а только федеральными законами. Следовательно, установленные административным ответчиком в обжалуемом решении ограничения в посещении приюта для животных гражданами, уполномоченными осуществлять общественный контроль в области обращения с животными, являются незаконными и не могут применяться. Законодательство не предусматривает возможности ограничить право общественных инспекторов на посещение приюта в дни, когда проводится санитарная обработка и дезинфекция помещений. Поскольку общественный инспектор только фиксирует нарушения, а не осуществляет помощь на добровольной основе, его нахождение на территории приюта во время санитарной обработки помещений никак не может помешать нормальной работе приюта. Возможность посещения приюта общественными инспекторами в дни, когда производится санитарная обработка помещений, снижает риск злоупотребления правом со стороны владельцев приютов, под предлогом проведения санитарных мероприятий, препятствующих доступу на территорию приюта для лиц, осуществляющих деятельность по защите животных от жестокого обращения. Таким образом, владелец приюта обязан обеспечить возможность посещения приютов: заинтересованными лицами в установленное владельцем приюта время; волонтерами в течение всего рабочего дня приюта согласно установленному режиму работы приюта, за исключением дней, в которые проводится санитарная обработка помещений; общественными инспекторами без ограничений. На официальной странице Центра указано, что административный ответчик работает с 8:30 до 17:30 часов. Руководствуясь принципами разумности и добросовестности, недопустимости злоупотребления правом, как со стороны владельцев приютов, так и со стороны лиц, уполномоченных осуществлять общественный контроль в области обращения с животными, полагают необходимым обязать административного ответчика обеспечить возможность самостоятельного беспрепятственного посещения приюта общественными инспекторами, вне зависимости от проведения органами государственного надзора надзорных и контрольных мероприятий, причем в течение всего рабочего дня, когда в приюте находятся его сотрудники или уполномоченные владельцем приюта лица. Приюты для животных являются объектами социальной инфраструктуры и должны осуществлять свою деятельность в соответствии с законом, как особый вид деятельности они предполагают значительный общественный интерес к их работе и максимальную прозрачность и открытость в целях реализации принципов гуманности по отношению к животным. Исходя из этого, законодатель обязал владельцев приютов беспрепятственно допускать в приют любых заинтересованных лиц, предоставив общественным инспекторам право беспрепятственного доступа в приюты. В случаях злоупотребления общественными инспекторами и иными лицами своими правами либо допущения нарушений владелец приюта может использовать любые предусмотренные законом способы защиты права, в том числе в судебном порядке. Полномочия по самостоятельному определению порядка и условий посещения приютов для животных общественными инспекторами в области обращения с животными проверяемым лицам и приютам для животных, равно как и Центру, не предоставлены. В отсутствие соответствующих полномочий административный ответчик может регулировать только порядок осуществления своей хозяйственной деятельности и не вправе определять условия для осуществления контроля общественными инспекторами в области обращения с животными. Таким образом, решение административного ответчика незаконно, нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов как общественных инспекторов в области обращения с животными, создает препятствие в осуществлении их законной деятельности. События, являющиеся основанием для их административных исковых требований, имели место в ходе отношений с государственным учреждением и при осуществлении им властных полномочий. Просят суд признать незаконным решение ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» № 213 от 20.04.2023 и обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенные нарушения путем обеспечения беспрепятственного самостоятельного допуска общественных инспекторов в области обращения с животными на территорию и во все помещения ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» (приют для животных), расположенный по адресу: <адрес> в рабочее время согласно графику работы административного ответчика, включая дни, в которые проводится санитарная обработка и дезинфекция помещений и территории.

Административный истец Галяс Н.Ю. в судебном заседании поддержала административные исковые требования и пояснила, что, вопреки доводам, приведенным в письменных возражениях административного ответчика, в законодательстве сказано, что общественные инспекторы в области обращения с животными имеют право на самостоятельный допуск. Административный ответчик фактически осуществляет деятельность в области обращения с животными. Это следует из п. 9 Порядка осуществления деятельности в области обращения с животными и отчета, размещенного на сайте Центра, согласно которому им осуществляется деятельность по отлову, транспортировке, учету, содержанию, вакцинации, стерилизации (кастрации), умерщвлению (эвтаназии) безнадзорных животных и утилизации трупов безнадзорных животных. Деятельность осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 20.05.2020 № 293. Несмотря на то, что у ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» в кодах ОКВЭД отсутствует код деятельности приютов для животных, он фактически осуществляет деятельность приюта. В силу закона содержание животных в местах, не являющихся приютами для животных, не допускается. В представлении Калининградской межрайонной природоохранной прокуратуры указано, что учреждение фактически осуществляет деятельность приюта. Таким образом, оба довода, которые изложены в возражениях другой стороны, являются несостоятельными. Росприроднадзор осуществляет контроль за деятельностью общественных инспекторов. Они обязаны раз в год отчитаться, какие действия осуществляли в рамках функции общественного инспектора. Кроме видео- и фотосъемки общественные инспекторы больше ничего не производят. Они являются руководителями общественных организаций, к ним обращаются граждане с жалобами, на основании которых они направляют обращение с просьбой о проверке деятельности и как физические лица обращаются в Калининградскую межрайонную природоохранную прокуратуру. Частные приюты для животных как приюты не зарегистрированы, только приют «Ласка», который не осуществляет отлов животных. Отлов осуществляет только административный ответчик, это единственная организация, которая на законных основаниях полностью осуществляет весь цикл в отношении безнадзорных животных. Они принимают животных от граждан и тех животных, которые проявили немотивированную агрессию. Ранее отказы административного ответчика были в устной форме и они их не оспаривали.

Административный истец Лангинен И.В. поддержала административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и указала, что она как волонтер и общественный инспектор не один раз пыталась приехать на территорию Центра и осуществить деятельность, но ни разу не смогла провести проверку. Росприроднадзор выдает удостоверения и акты, по которым они должны работать, она ни разу не сдала акты. Административный ответчик почему-то применяет второй порядок, но упускает, что общественные инспекторы имеют права и несут обязанности. Общественные инспекторы имеют право самостоятельного доступа только на территорию приюта. На территории Центра существуют не только операционная и места содержания диких животных, у них там масса вольеров, карантинных помещений. Волонтеров впускают и отводят им по 15 минут на прогулку с собакой, к прокурорским проверкам Центр всегда готовится. Общественный инспектор может войти в любой момент и зафиксировать жизнь приюта такой, какая она есть. Общественный контроль необходим.

Представитель административного ответчика ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» по доверенности Кубыштова А.Н. возражала против удовлетворения административного иска. Поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление, и указала, что все вопросы в административном исковом заявлении сводятся к тому, что они приют и обязаны пускать общественных инспекторов в любое время. Деятельность приюта они не осуществляют, осуществляют деятельность по обращению с животными. Животных до конца их жизни они не содержат, а передают их в собственность муниципалитета. Общественные инспекторы имеют право самостоятельного доступа только на территорию приюта для животных и в его помещения. Волонтеры заходят на территорию Центра в соответствии с расписанием, их допуск осуществляется три дня в неделю. На территорию Центра невозможно попасть без прохождения инструктажа, они несут ответственность за безопасность людей. Требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению. Отказы были не раз, первый – в 2021 году, устную беседу с административными истцами никто не ведет. По юридическому адресу учреждения находится администрация, на <адрес> – ветеринарный пункт, где до определенного времени после операции содержатся животные. Деятельность по обращению с животными – это стерилизация, вакцинация и тому подобное. К ним относятся положения Федерального закона № 498-ФЗ и постановления Правительства Калининградской области от 02.03.2020 № 95. Требования к деятельности приютов установлены постановлением Правительства Калининградской области от 20.05.2020 № 293. Общественные инспекторы привлекаются надзорным органом, проводящим проверку, и тогда они дают допуск. Полномочия раскрыты в п. 4 приказа Минприроды России от 12.08.2020 № 591. В соответствии с Федеральным законом № 498-ФЗ они обязаны предоставить допуск волонтерам. Административные истцы хотят приходить в любое время в любые помещения Центра. В операционную входить нельзя, к агрессивным животным их пускать нельзя. Есть Порядок организации деятельности общественных инспекторов, где написано «самостоятельный доступ общественных инспекторов», а также Порядок взаимодействия общественных инспекторов с органами государственного надзора в области обращения с животными, в соответствии с которым общественные инспекторы осуществляют контроль в составе проверки надзорного органа. Применяется второй порядок. Они не осуществляют содержание животных, а обеспечивают их нахождение в Центре. В период нахождения в Центре животное обеспечивается всем необходимым. На выгул животного отводится 50 минут. Общественные инспекторы вправе входить на территорию Центра только с проверкой госорганов. В период санобработки им никак нельзя присутствовать. Доступ необработанных людей в карантинные помещения запрещен. В удовлетворении административных исковых требований просила отказать.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела и дав им оценку, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регулирует Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии со ст. 20 названного Федерального закона общественный контроль в области обращения с животными осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Общественный контроль в области обращения с животными не осуществляется в отношении служебных животных, используемых федеральными органами исполнительной власти (ч. 1). Результаты общественного контроля в области обращения с животными, представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2). Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области обращения с животными в качестве общественных инспекторов в области обращения с животными (ч. 3).

Часть 5 указанной статьи наделяет общественных инспекторов в области обращения с животными правами: фиксировать, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области обращения с животными и направлять соответствующие материалы в органы государственного надзора; содействовать органам государственного надзора в предупреждении и выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в области обращения с животными; участвовать в работе по просвещению населения в области обращения с животными; подготавливать по результатам осуществления общественного контроля в области обращения с животными итоговый документ и направлять его на рассмотрение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Тем самым, фиксация общественными инспекторами в области обращения с животными, в том числе с помощью фото- и видеосъемки, правонарушения в области обращения с животными является одним из элементов общественного контроля, вне зависимости от их участия в проводимых органом государственного надзора контрольных (надзорных) мероприятиях в порядке взаимодействия.

В силу ч. 8 приведенной статьи при осуществлении общественного контроля в области обращения с животными общественным инспекторам в области обращения с животными должен быть обеспечен доступ на территорию приюта для животных и в его помещения.

В целях реализации полномочий, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом Минприроды России от 12.08.2020 № 591 утверждены Порядок организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными и Порядок взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора в области обращения с животными.

В соответствии с п. 3 Порядка организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными Общественные инспекторы в области обращения с животными имеют права и несут обязанности, установленные частями 5 и 6 статьи 20 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Общественные инспекторы в области обращения с животными имеют право самостоятельного доступа только на территорию приюта для животных и в его помещения.

По смыслу положений Порядка взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора в области обращения с животными, содействие общественных инспекторов в области обращения с животными органам государственного надзора выражается в общественном контроле в области обращения с животными в рамках проводимых последними контрольных (надзорных) мероприятий.

Полномочия органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными, в том числе организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, определяет Закон Калининградской области от 27.03.2019 № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными».

В соответствии с п. 4 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 02.03.2020 № 95, организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев обеспечивается Министерством сельского хозяйства Калининградской области силами и средствами государственного бюджетного учреждения Калининградской области «Центр для безнадзорных животных».

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 21.03.2023 в ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» зарегистрировано обращение общественных инспекторов в области обращения с животными Галяс Н.Ю. и Лангинен И.В. по вопросу обеспечения 24.03.2023 в 14 часов 00 минут допуска на территорию Центра по адресу: <адрес> для осуществления своих полномочий (в том числе проведения фото- и видеосъемки).

В ответе на обращение № 213 от 20.04.2023 ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» сообщило, что пределы полномочий общественных инспекторов в области обращения с животными ограничены Порядком организации деятельности общественных инспекторов в области обращения с животными и Порядком взаимодействия общественных инспекторов в области обращения с животными с органами государственного надзора в области обращения с животными, утвержденными приказом Минприроды России от 12.08.2020 № 591, а также Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», из которых следует, что все зафиксированные данными лицами факты и полученные ими материалы в рамках оказания содействия органам государственного надзора при проведении проверок направляются в компетентный орган государственного надзора в области обращения с животными для их рассмотрения и принятия решения. Поэтому самостоятельный доступ на территорию Центра общественные инспекторы не имеют.

Данный ответ обоснованно расценен административными истцами как отказ в допуске на территорию Центра по мотиву отсутствия права самостоятельного доступа.

Исходя из представления Калининградской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды № 138ж-2020/Прдст-55-21 от 06.12.2021, внесенного в адрес директора ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных», проведенной проверкой установлено что административный ответчик по адресу: <адрес> фактически осуществляет деятельность приюта и в своей деятельности должен руководствоваться положениями постановления Правительства Калининградской области от 20.05.2020 № 293 «Об установлении порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Калининградской области».

Такие выводы прокурора представляются суду правильными. Вне зависимости от наличия соответствующего кода ОКВЭД, деятельность ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» отвечает требованиям, предъявляемым ст. 16 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к приютам для животных, тогда как довод административного ответчика об обратном основан на ошибочном толковании подлежащих применению положений законодательства.

По смыслу положений п. 27 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 02.03.2020 № 95, ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» и (или) организации, осуществляющие мероприятия по обращению с животными без владельцев, оформляют акты отлова на всех отловленных животных без владельцев по форме, утверждаемой Министерством. Отловленные животные без владельцев подлежат немедленной транспортировке в приют для животных, который расположен по адресу: <адрес>.

Вопреки доводам стороны административного ответчика, в силу вышеприведенных положений законодательства, регулирующих деятельность общественных инспекторов в области обращения с животными, они имеют право самостоятельного доступа на территорию Центра и в его помещения.

Установленные по делу обстоятельства позволяют суду прийти к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отказа в обеспечении самостоятельного доступа общественных инспекторов в области обращения с животными на территорию и в помещения ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных», что свидетельствует о незаконности решения административного ответчика.

Обязанность по устранению нарушений прав, свобод и законных интересов административных истцов суд полагает необходимым возложить на административного ответчика путем обеспечения самостоятельного доступа общественных инспекторов в области обращения с животными Галяс Н.Ю., Лангинен И.В. на территорию и в помещения ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» по адресу: <адрес> для осуществления общественного контроля в области обращения с животными.

Конкретизация условий посещения территории приюта для животных и его помещений представляется суду излишней, поскольку это не являлось предметом обращения, соответственно, требования административных истцов в данной части не направлены на восстановление нарушенных прав.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Галяс Н.Ю., Лангинен И.В. – удовлетворить в части.

Признать незаконным решение ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» № 213 от 20.04.2023 и обязать административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов путем обеспечения самостоятельного доступа общественных инспекторов в области обращения с животными Галяс Н.Ю., Лангинен И.В. на территорию и в помещения ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» по адресу: <адрес> для осуществления общественного контроля в области обращения с животными.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 октября 2023 года.

Судья: