ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4789/20 от 08.10.2020 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а-4789/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи 08 октября 2020 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Власенко В.А.,

при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации города Сочи об оспаривании уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором просит: признать незаконным уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Администрацию города-курорта Сочи повторно рассмотреть документы, представленные ФИО1 в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи за входящим номером от ДД.ММ.ГГГГ и выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В обоснование заявления административный истец указал, что административный истец, являясь собственником земельного участка (право собственности от ДД.ММ.ГГГГ) с кадастровым номером , категория земли: «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования: «Для индивидуального жилищного строительства» расположенном по адресу: <адрес>, на земельном участке расположен жилой дом , в территориальной зоне - ЖК (зона гостиничного фонда до 12 метров), не находящегося в границах территории исторического поселения, при отсутствии какого либо обременения, что подтверждается сведениями из ЕГРН, имея желание осуществить на нем индивидуальное жилищное строительство при отсутствии признаков указанных в ч. 5 ст. 51 ГрК РФ, руководствуясь ст. 51.1 ГрК РФ, направил в адрес административного ответчика Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ которое получено последним по средствам Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ДД.ММ.ГГГГ входящий , которым гарантируется и в котором указано: «Настоящим уведомлением подтверждаю, что объект индивидуального жилищного строительства не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости».

Административный истец считает названный отказ органа местного самоуправления незаконным, ссылаясь на положения статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, обязан рассмотреть уведомление застройщика об изменении параметров планируемого строительства, результат проверки изложить в уведомлении с указанием всех параметров, по которым индивидуальное жилищное строительство соответствует или либо не соответствует действующим параметрам, нормам и правилам для застройки территории, а также допустимостью размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными земельным законодательством.

Кроме того, административный истец ссылается на несвоевременное рассмотрение административным ответчиком его заявления.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 на удовлетворении административных исковых требованиях настаивала в полном объеме, просила признать незаконным уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию города Сочи повторно рассмотреть документы и выдать административному истцу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке в сроки, установленные ГРК РФ.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации города Сочи по доверенности ФИО3 против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, считает ответ администрации города Сочи законным и обоснованным.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По правилам ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Проверяя соблюдение административным истцом срока на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями, суд учитывает положения ч.1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по смыслу которых, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что обжалуемое уведомление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, дата подачи административного искового заявления – ДД.ММ.ГГГГ, административным истцом срок на обращение в суд с рассматриваемыми требованиями не пропущен.

В соответствии с ч.1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее сведения согласно утвержденной формы. В соответствии со ст. 7 ст. 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Согласно п.10 статьи 51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: 1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве; 3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок; 4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Как следует из представленных в материалы дела доказательств, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, на земельном участке расположен жилой дом , в территориальной зоне - ЖК (зона гостиничного фонда до 12 метров), не находящегося в границах территории исторического поселения, при отсутствии какого либо обременения, что подтверждается сведениями из ЕГРН, имея желание осуществить на нем индивидуальное жилищное строительство при отсутствии признаков указанных в ч.5 ст.51 ГрК РФ.

Направил в адрес административного ответчика Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ которое получено последним по средствам Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ДД.ММ.ГГГГ входящий , которым гарантируется и в котором указано: «Настоящим уведомлением подтверждаю, что объект индивидуального жилищного строительства не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости».

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г.Сочи с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства на указанном выше земельном участке.

Из оспариваемого Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 уведомлена о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке со ссылкой на сведения ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером – «Для индивидуального жилищного хозяйства».

В целях исключения нарушений земельного и градостроительного законодательства сообщаю, что в соответствии с внесенными в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменениями, вступившими в силу ДД.ММ.ГГГГ, под объектом ИЖС понимается отдельно стоящее здание с количеством наземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Для недопущения бездействия должностных лиц администрации города Сочи и исключения фактов способствующих возведению недобросовестными застройщиками фактически многоквартирных жилых домов и объектов коммерческого назначения под видом индивидуальных жилых домов, представленное застройщиком описание внешнего облика предположительно свидетельствует о возможно планируемом строительстве объекта с признаками многоквартирного жилого дома или объекта коммерческого назначения.

В соответствии со статьей 263 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)» от ДД.ММ.ГГГГ № 51-ФЗ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Согласно статьям 40, 42 Земельного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (л.д. 19-20).

При этом доводы административного истца о том, что административным ответчиком не было рассмотрено его уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства и возложении решением суда на административного ответчика обязанности рассмотреть указанное уведомление ФИО1 в соответствии с действующим законодательством, суд признает не состоятельными, поскольку административному истцу выдано Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложено принятое решение о недопустимости размещения объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с изложением оснований принятого решения.

Судом отклоняются доводы административного истца о незаконности оспариваемого постановления.

При таких обстоятельствах не подлежат удовлетворению административные исковые требования ФИО1 о возложении на администрацию города Сочи обязанности рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации города Сочи об оспаривании уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2020 года.

Судья

В.А. Власенко

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»