РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 марта 2021 года город Тула
Центральный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Ким В.А.,
с участием представителя административного истца ФИО4 по доверенности ФИО1, представителей заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Москва» по доверенности ФИО2 и ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-478/2021 по административному исковому заявлению ФИО4 к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, обязании устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», ему было предварительно согласовано предоставление из земель населенных пунктов земельного участка площадью 917 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу, была утверждена схема расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, территориальная зона - зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
В целях реализации данного постановления ему было предписано обеспечить выполнение кадастровых работ и постановку земельного участка на государственный кадастровый учет и обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка.
ФИО4 данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет под номером №. В МИЗО ТО было направлено заявление о предоставлении в собственность земельного участка, на которое был получен следующий ответ:
«Согласно письму ООО «Газпром трансгаз Москва» от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, попадает в зону минимально допустимых расстояний магистрального газопровода Ставрополь-Москва II нитка ДУ820 мм, 5,4 Мпа.
Согласно СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы»
(актуализированная редакция СНиПА 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы», в данном случае зона минимально допустимых расстояний от магистрального трубопровода Ставрополь-Москва II нитка при условном диаметре 800 мм, 200 метров от оси газопровода в обе стороны.
В связи с этим эксплуатация жилого дома на данном земельном участке запрещена.
Учитывая данное обстоятельство, министерство отказывает в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №».
При этом в ответе Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области не указано, какое расстояние от оси газопровода до спорного земельного участка, где проходит газопровод, не указаны координаты газопровода.
Согласно п. 12 раздела III «Общие сведения» приложенного технического паспорта, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, <адрес> 1931 года постройки.
Та же дата постройки дома установлена решением Центрального суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-641/2013. В материалах дела имеется постановление Администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приеме в собственность муниципального образования город Тула недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>».
Отцу истца ФИО5 <адрес> была дана в 1954 году от Яснополянской деревообрабатывающей фабрики.
Как указано на сайте ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», строительство магистрального газопровода Ставрополь-Москва началось в 1954 году, в 1956 году были сданы в эксплуатацию две нитки газопровода.
Таким образом, при строительстве газопровода жилой <адрес> уже был построен и в нем проживала семья С-вых.
На основании изложенного, просит признать отказ министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№, незаконным.
Административный истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, в письменном заявлении, адресованном суду, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца ФИО4 по доверенности ФИО1, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО6, в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, в представленном суду ходатайстве просил рассмотреть административное дело в отсутствии представителя Министерства и в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Ранее, в процессе рассмотрения дела в суде, от Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области поступили письменные возражения, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в адрес Министерства с заявлением по вопросу предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером №, площадью 917 кв.м, расположенным по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство письмом (исх. №) сообщило ФИО4 об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <адрес>
В соответствии с пп. 14.1 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В рамках рассмотрения заявления ФИО4 Министерством был направлен запрос в адрес филиала «Тульского линейного производственного управления магистральных газопроводов» ООО «Газпром трансгаз Москва» по вопросу правомерного принятия решения о предоставлении земельного участка.
Согласно поступившему ответу от филиала «Тульского линейного производственного управления магистральных газопроводов» ООО «Газпром Трансгаз Москва», следует, что испрашиваемый земельный участок кадастровым номером № попадает в зону минимально допустимых расстояний магистральных газопроводов:
"Ставрополь - Москва II нитка " Ду800 мм, 5,4 Мпа;
"Ставрополь-Москва I нитка" Ду700 мм, 5,4 Мпа;
-согласно СП 36.13330,2012 "Магистральные трубопроводы" (Актуализированная редакция СНиПа ДД.ММ.ГГГГ-85* "Магистральные трубопроводы") Таблица 4*, в данном случае зона минимально допустимых расстояний от магистрального газопровода будет следующей:
"Ставрополь - Москва II нитка" при условии диаметра 800 мм, 200 метров оси газопровода в обе стороны.
"Ставрополь - Москва I нитка" при условии диаметра 700 мм, 200 метров оси газопровода в обе стороны.
В связи с чем, эксплуатация жилого дома на данном земельном участке запрещена.
Так согласно сведениям публичной кадастровой карты на испрашиваемом административным истцом земельном участке с кадастровым номером № расположена зона с особыми условиями использования территории, с учетом ответа филиала «Тульского линейного производственного управления магистральных газопроводов» ООО «Газпром трансгаз Москва» с помощью сервиса публичной кадастровой карты Росреестра, исчислено ориентировочное расстояние от оси газопровода, проходящего по испрашиваемому земельному участку с целью выявления зоны минимально допустимых расстояний от магистрального газопровода, в результате чего установлено, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне магистрального газопровода.
В соответствии с абз. 9 ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона объектов системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Согласно ст. 28 Закона о газоснабжении на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В силу положения п. 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается всем без исключения юридическим и физическим лицам, являющимся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность, строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
Таким образом, Министерством принято законное и обоснованное решение, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Также указывают на то, что при принятии распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, у Министерства отсутствовала информация от филиала «Тульского линейного производственного управления магистральных газопроводов» ООО «Газпром трансгаз Москва» о запрете эксплуатации жилого дома на данном земельном участке.
Кроме того, ссылка административного истца на технический паспорт на <адрес> также является несостоятельной, поскольку отсутствуют отметки о согласовании с уполномоченными органами в сфере обслуживания магистральных трубопроводов.
Также нельзя принимать во внимание решение суда от ДД.ММ.ГГГГ на которое ссылается ФИО4 по признанию права собственности на квартиру в порядке приватизации, поскольку в данном деле вопрос о наличие либо отсутствии охранных зон не рассматривался, равно как и не было привлечено к участию в деле уполномоченное лицо, в чем ведении (обслуживании) находятся магистральные трубопроводы.
Представители заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Москва» по доверенности ФИО2 и ФИО3, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, поясняли что испрашиваемый ФИО4 земельный участок подпадает в зону минимальных расстояний от двух газопроводов «Ставрополь - Москва II нитка» и «Ставрополь-Москва I нитка». Ближайший к земельному участку газопровод это «Ставрополь-Москва II нитка» и зона минимального расстояния от магистрального газопровода до земельного участка составляет 169м. Газопровод является действующим. От магистрального газопровода «Ставрополь-Москва I нитка» расстояние составляет 179м. В соответствии с техническим паспортом магистрального газопровода «Ставрополь-Москва II нитка» диаметр газопровода составляет 820 мм. Согласно СП 36.13330,2012 «Магистральные трубопроводы» (Актуализированная редакция СНиПа 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы») Таблица 4*, в данном случае зона минимально допустимых расстояний от магистрального газопровода до испрашиваемого земельного участка ФИО4 будет следующей:
- «Ставрополь - Москва II нитка» при условии диаметра свыше 800 мм, 250 метров оси газопровода в обе стороны.
- «Ставрополь - Москва I нитка» при условии диаметре 700 мм, 200 метров оси газопровода в обе стороны.
Следовательно, расстояние испрашиваемого земельного участка до магистрального газопровода «Ставрополь-Москва I нитка» должно быть не менее 200 метров, а фактически расстояние составляет 179 метров, а расстояние испрашиваемого земельного участка до магистрального газопровода «Ставрополь-Москва II нитка» должно быть не менее 250 метров, а фактически расстояние составляет 169 метров. Проживание в зоне минимальных расстояний от двух газопроводов не безопасно.
Полагали, что Министерством принято законное и обоснованное решение, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица администрации г.Тулы по доверенности ФИО7 в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещалась своевременно и надлежащим образом, в представленном суду ходатайстве просила о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя администрации г.Тулы.
Выслушав объяснения представителя административного истца ФИО4 по доверенности ФИО1, представителей заинтересованного лица ООО «Газпром трансгаз Москва» по доверенности ФИО2 и ФИО3, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно частям 1,2 статьи 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Как следует из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из взаимосвязанных положений подпунктов 2 и 11 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает во внимание, что комплексное по своей природе правовое регулирование земельных отношений основывается на ряде принципов, в том числе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как установлено в судебном заседании, ФИО4 является собственником части жилого дома (состоит из помещений №№ (лит.А); №, № (лит.А2); №, № (лит.а); лит а3, назначение: жилое помещение, площадь 81,5 кв.м., этаж:1, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также решением Центрального районного суда г.Тулы от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО4 к администрации г.Тулы о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, которым исковые требования ФИО4 были удовлетворены, суд решил:
«Признать за ФИО4 право собственности в порядке приватизации на квартиру №1, расположенную по адресу: <адрес>».
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Российская <адрес>» ФИО4 предварительно согласовано предоставление из земель населенных пунктов земельного участка № кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
В Распоряжении указано, что в целях реализации настоящего распоряжения ФИО4 в установленном порядке надлежит:
- обеспечить выполнение кадастровых работ и постановку земельного участка на государственный кадастровый учет;
- обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Как следует из пункта 2 статьи 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 названного Кодекса, в частности документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с подпунктом 14.1 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области по результатам рассмотрения заявления ФИО4 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ сообщило ФИО4, что согласно письму ООО «Газпром трансгаз Москва» от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, попадает в зону минимально допустимых расстояний магистрального газопровода Ставрополь-Москва II нитка Ду820 мм, 5,4 Мпа. Согласно СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» (актуализированная редакция СНиПА 2.05.06-85 «Магистральные трубопроводы»), в данном случае зона минимально допустимых расстояний от магистрального трубопровода Ставрополь-Москва II нитка при условном диаметре 800 мм, 200 метров от оси газопровода в обе стороны. В связи с этим эксплуатация жилого дома на данном земельном участке запрещена. Учитывая данное обстоятельство, министерство отказало ФИО4 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №
Не согласившись с данным отказом, ФИО4 обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением к министерству имущественных и земельных отношений Тульской области.
Проверяя обоснованность отказа ФИО4 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, судом установлено следующее.
Согласно письму филиала «Тульского линейного производственного управления магистральных газопроводов» ООО «Газпром Трансгаз Москва» от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 140), адресованного в Министерство имущественных и земельных отношений <адрес>, испрашиваемый земельный участок кадастровым номером № попадает в зону минимально допустимых расстояний магистральных газопроводов:
«Ставрополь - Москва II нитка « Ду800 мм, 5,4 Мпа;
«Ставрополь-Москва I нитка» Ду700 мм, 5,4 Мпа.
Как следует из технического паспорта имущественного комплекса Магистральный газопровод высокого давления Ставрополь – Москва 2 нитка 83,7 (начальная точка) от 1036 до 1119,7 км. (граница зоны обслуживания), местоположение: Тульская область, Щекинский район от 1036 до 1074 (38,7 км.), Ленинский район от 1074,7 до 1117,7 (43км.), Алексинский район от 1117,7 до 1119,7 (2 км.), правообладателем имущественного комплекса является ОАО «ГАЗПРОМ».
В графе «Параметры объекта» указан диаметр Магистрального газопровода «Ставрополь – Москва 2 нитка», который составляет 820х10мм., Рраб.=55атм.
Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».
Федеральный закон № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» обязывает организацию-собственника системы газоснабжения, кроме мер, предусмотренных законодательством РФ в области промышленной безопасности, обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф. Надежная и безопасная эксплуатация магистрального газопровода обеспечивается, в том числе, принятием предупредительных и оперативных мер по предотвращению возможных инцидентов и аварий.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. №69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» системы газоснабжения - территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
В силу ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения (ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ).
В соответствии с действующим законодательством магистральный газопровод высокого давления отнесен к опасным производственным объектам, эксплуатация которых связана с риском причинений вреда жизненно важным интересам личности и обществу.
Исходя из положений части 1 статьи 7, пункта 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Правила землепользования и застройки включают в себя в том числе карту градостроительного зонирования. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются среди прочего границы зон с особыми условиями использования территорий (части 2 и 5 статьи 30 ГрК РФ).
Зонами с особыми условиями использования территорий признаются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ).
Законодательство о градостроительной деятельности, как указано в части 1 статьи 4 ГрК РФ, регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее - градостроительные отношения).
Частью 3 статьи 4 ГрК РФ предусмотрено, что к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет, что права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным этим кодексом и федеральными законами, ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном данным кодексом для охранных зон (пункты 1 и 3 статьи 56).
Пункт 6 статьи 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пункт 25 - зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ и частью 6 статьи 28 Закона № 69-ФЗ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Согласно статье 8 Закона №69-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает в том числе положение об охранных зонах трубопроводов, положение о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.
Правила охраны магистральных газопроводов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. № 1083.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил охраны магистральных газопроводов охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 м от оси магистрального газопровода с каждой стороны.
Согласно пункту 3.15 Свода правил "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы", утвержденного приказом федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. №108/ГС (далее также - СНиП 2.05.06-85*), под охранной зоной магистрального трубопровода понимается территория или акватория с особыми условиями использования, установленная вдоль магистрального трубопровода для обеспечения его безопасности.
Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов (пункт 5.6 СНиП 2.05.06-85*).
В соответствии с Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29 апреля 1992 г. и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22 апреля 1992 г. №9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов), которые являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов (пункт 1.3), для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе, вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны (пункт 4.1).
Наряду с этим в соответствии с пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов при проектировании, строительстве и реконструкции зданий, строений и сооружений должны соблюдаться минимальные расстояния от указанных объектов до магистрального газопровода, предусмотренные нормативными документами в области технического регулирования.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено установление как охранных зон объектов магистральных газопроводов, так и минимальных расстояний от магистральных трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий этих аварий (абзац второй статьи 1). Согласно пункту 1 статьи 2 указанного федерального закона, а также приложению 1 к данному закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
Исходя из положений статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до утверждения положений об охранных зонах, о зонах минимальных расстояний такие зоны устанавливаются в соответствии с требованиями статьи 106 ЗК РФ в порядке, определенном Правительством Российской Федерации до 4 августа 2018 г.
Правила охраны газораспределительных сетей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. № 878 (далее также - Правила), пунктом 2 которых установлено, что Правила действуют на всей территории Российской Федерации и обязательны для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно-гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность.
Подпунктом "е" пункта 3 Правил определено, что охранной зоной газораспределительной сети является территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения, а в подпункте "ж" дано понятие "нормативные расстояния" как минимально допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве этой сети, зданий и сооружений в целях обеспечения их безопасности, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации на газораспределительной сети.
о допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве эт
Согласно пункту 7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 к СНиП 2.05.0685*.
Согласно таблице 4 в населенных пунктах при наличии газопровода диаметром свыше 600 до 800 мм запрещено строительство зданий и сооружений ближе чем на 200 м в обе стороны от оси магистрального газопровода, а при наличии газопровода диаметром свыше 800 до 1000 мм запрещено строительство зданий и сооружений ближе чем на 250 м в обе стороны от оси магистрального газопровода.
Указанные нормы являются обязательными к применению в соответствии с пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014г. №1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Как следует из материалов дела, земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним относится к категории земель - земли населенных пунктов.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним усматривается, что вышеуказанный земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, вид/наименование: Охранная зона объекта газоснабжения: сооружение-производственно-газовый комплекс (л.д. 135).
В данном случае зона минимально допустимых расстояний от магистрального газопровода до испрашиваемого земельного участка ФИО4 будет следующей:
«Ставрополь - Москва II нитка» при условии диаметра 820 мм, 250 метров от оси газопровода в обе стороны.
«Ставрополь - Москва I нитка» при условии диаметре 700 мм, 200 метров от оси газопровода в обе стороны.
Согласно схеме земельного участка относительно магистрального газопровода «Ставрополь - Москва II нитка», расстояние между земельным участком и магистральным газопроводом составляет 169м.
Согласно схеме земельного участка относительно магистрального газопровода «Ставрополь - Москва I нитка», расстояние между земельным участком и магистральным газопроводом составляет 179м.
Следовательно, расстояние испрашиваемого земельного участка до магистрального газопровода «Ставрополь-Москва I нитка» должно быть не менее 200 метров, а фактически расстояние составляет 179 метров, а расстояние испрашиваемого земельного участка до магистрального газопровода «Ставрополь-Москва II нитка» должно быть не менее 250 метров, а фактически расстояние составляет 169 метров.
Кроме того, из заключения специалиста ООО «Земельно-кадастровый центр» от 2021 года, также следует, что земельный участок с кадастровым номером № от вычисленного местоположения газопровода расположен на расстоянии 161м.-166м.
На основании изложенного суд полагает, что испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне минимально допустимого расстояния от магистрального газопровода.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что у Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области имелись основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность ФИО4
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если и такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) незаконными должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением, действием (бездействия) и указать способ их восстановления.
По смыслу закона оспариваемые решения, действия (бездействия) может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий: решение, действие (бездействие) вынесено (совершено) лицом, не имеющим полномочий на его принятие (совершение); существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого решения, действия (бездействии) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решения, действия (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы заявителя.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением, действием (бездействия) прав, свобод и законных интересов заявителя.
Основанием для признания решения, действия (бездействия) незаконным является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. В настоящем деле таких оснований не установлено, доказательств обратного не представлено.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст.ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО4 не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ФИО4 к Министерству имущественных и земельных отношений Тульской области о признании незаконным отказа, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, обязании устранить допущенные нарушения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 12.03.2021.
Судья: