ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4791/2021 от 24.11.2021 Засвияжского районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-4791/2021

73RS0002-01-2021-012078-38

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 24 ноября 2021 года

Засвияжский районный суд г.Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Романовой М.А.,

при секретаре Дивеевой А.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика и заинтересованного лица ФИО2, представителя заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Засвияжского района г. Ульяновска к администрации города Ульяновска о возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности второстепенный проезд и устранить дефекты дорожного покрытия,

У С Т А Н О В И Л :

И.О. прокурора Засвияжского района города Ульяновска обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска, в котором просит обязать административного ответчика включить в реестр муниципальной собственности второстепенный проезд, расположенный между домами №35 и №37 по ул. Шолмова в г. Ульяновске; устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин на второстепенном проезде, расположенном между домами №35 и №37 по ул. Шолмова в г. Ульяновске. Административные исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Засвияжского района г.Ульяновска проверки доводов статьи: «Асфальт, уложенный по нацпроекту, сошел с дорог вместе со снегом», размещенной 08.04.2021 на интернет-портале «73 онлайн», в деятельности администрации города Ульяновска выявлены нарушения закона, требующие прокурорского вмешательства. Должностными лицами администрации областного центра меры по включению участка дороги, который относится к категории второстепенных проездов, расположенного между домами №35 и №37 по ул. Шолмова в г. Ульяновске, в реестр муниципальной собственности не принимались, данный участок дороги на обслуживание Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г. Ульяновска до настоящего времени не предан. Вышеуказанное нарушение закона повлекло к образованию дефектов дорожного покрытия в виде выбоин: длиной 68 см, шириной 95 см., глубиной 7 см., площадью 0,64 кв.м.; длиной 90 см., шириной 71 см., глубиной 8 см., площадью 0,63 кв.м.; длиной 108 см, шириной 122 см, глубиной 6 см, площадью 1,31 кв.м.; допущены дефекты дорожного покрытия (место производства дорожных работ, верхний слой щебень) длиной 610 см, шириной 360 см, площадью 21,96 кв.м. В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой района 20.04.2021 Главе города Ульяновска было внесено представление, однако администрация г. Ульяновска до настоящего времени меру к их устранению не приняла. Второстепенный проезд, расположенный между домами №35 и №37 по ул. Шолмова в г. Ульяновске в реестр муниципальной собственности до настоящего времени не включен. Просит суд обязать администрацию города Ульяновска включить в реестр муниципальной собственности второстепенный проезд, расположенный между домами №35 и №37 по ул. Шолмова в г. Ульяновске; обязать администрацию города Ульяновска устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин на второстепенном проезде, расположенном между домами №35 и №37 по ул. Шолмова в г. Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление имущественных отношений, экономики и конкуренции администрации города Ульяновска, Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска.

В судебном заседании представитель административного истца административный иск поддержал, привел доводы, изложенные в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации города Ульяновска, заинтересованного лица Управление имущественных отношений, экономики и конкуренции администрации города Ульяновска ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не поддержала по доводам, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Согласно абзацу 4 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п.9 указанной статьи).

Местные дороги и проезды обеспечивают связи жилых и производственных территорий (дороги), а также непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки (проезды) (таблица 11.3 «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*», утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 №1034/пр).

Из п.11.7 СП 42.13330.2016. следует, что основным назначением проездов является подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов (кварталов).

Согласно Правилам дорожного движения понятие «дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; «проезжая часть» - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, в ходе проверки соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения, прокуратурой Засвияжского района г. Ульяновска совместно с ЦД и ТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области было установлено, что второстепенный проезд, расположенный между домами №35 и №37 по ул. Шолмова в г. Ульяновске находится в ненадлежащем технического состоянии, что подтверждается актом проверки эксплуатационного состояния дорог и улиц от 16.04.2021 г.

По результатам проверки 20.04.2021 г. Главе администрации города Ульяновска внесено представление об устранении нарушений закона, однако до настоящего времени меры к устранению нарушений не приняты.

Данный второстепенный проезд не числится в реестре муниципальной собственности.

Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено, а в материалах дела не имеется.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст.210 ГК РФ),

Согласно п.3 ч.6 ст.38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119, к числу полномочий администрации г. Ульяновска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеприведённые нормы права, второстепенный проезд представляет собой обустроенную и используемую для движения транспортных средств полосу земли, предназначенную для движения безрельсовых транспортных средств и пешеходов, и относится к дорогам общего пользования местного значения.

Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что второстепенный проезд, расположенный между домами №35 и №37 по ул. Шолмова в г. Ульяновске (дорога общего пользования местного значения) не включена в реестр муниципальной собственности, находится в ненадлежащем техническом состоянии, административные исковые требования исполняющего обязанности прокурора Засвияжского района г. Ульяновска к администрации города Ульяновска, как исполнительно-распорядительному органу местного самоуправления, о возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности данный второстепенный проезд и устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.176-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административные исковые требования исполняющего обязанности прокурора Засвияжского района г. Ульяновска к администрации города Ульяновска удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска включить в реестр муниципальной собственности второстепенный проезд, расположенный между домами №35 и №37 по ул. Шолмова в г. Ульяновске.

Обязать администрацию города Ульяновска устранить дефекты дорожного покрытия в виде выбоин на второстепенном проезде, расположенном между домами №35 и №37 по ул. Шолмова в г. Ульяновске.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Засвияжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.А. Романова