Дело № 2а-4794/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Лебедевой Е.А.
при секретаре Георгиевой Ю.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово
«31» октября 2017 г.
административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.Кемерово об оспаривании решения ### от 25.10.2017г., выраженного в виде информационного ответа на уведомление о проведении публичного мероприятия, обязании совершить действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с указанным административным исковым заявлением и просит суд признать незаконным решение Администрации г. Кемерово ### от 25.10.2017 об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга 04.11.2017 с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, парк победы им. Жукова; обязать Администрацию г. Кемерово согласовать дату и время проведения публичного мероприятия в форме митинга по адресу: г. Кемерово, парк победы им. Жукова.
Свои требования мотивирует тем, что ФИО1, являясь организатором публичного мероприятия, обратилась 23.10.2017 в Администрацию г. Кемерово с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга 04.11.2017 с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, парк победы им. Жукова.
В соответствии с ответом Администрации г. Кемерово ### от 25.10.2017 согласование митинга, указанного в уведомлении, не представляется возможным в связи с ремонтом сцены и проведением на остальной территории парка спортивно-оздоровительных мероприятий. Кроме того, в связи с проведением 04.11.2017 в месте («Мототрек с гаревой дорожкой» ДОСААФ России), определенном постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2012 №582 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» другого мероприятия, было предложено рассмотреть вопрос об изменении места и времени проведения публичного мероприятия.
Считает, что решение Администрации г. Кемерово является незаконным, так как им фактически отказано в проведении публичного мероприятия без предложения альтернативного места и времени для его проведения. Для согласования публичного мероприятия возникла необходимость подавать новое уведомление.
В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 №54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 №54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 12 данного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от 01.06.2010 №705-0-0 использование в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" таких понятий, как "мотивированное предложение" и "согласование", свидетельствует о том, что орган публичной власти вправе лишь предложить изменить место и (или) время проведения публичного мероприятия, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфра-структуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения без-опасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. При обсуждении внесенного должностным лицом уполномоченного органа публичной власти предложения с организаторами мероприятия должна учитываться возможность достижения цели публичных мероприятий - свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях"). Соответственно, отрицательное решение органа публичной власти не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера, поскольку, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, цели одной рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод. Содержащееся в части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" понятие "мотивированное предложение" - по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Кроме того, в решении должно содержаться предложение места и (или) времени проведения мероприятия, адекватное его социально-политическому значению. Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированная применительно к положениям части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в полной мере применима и к положениям пункта 2 части 1 статьи 12 названного Федерального закона.
Указанная позиция находит свое подтверждение и в Постановлении Конституционного суда РФ от 14.02.2013 №4-П согласно которому при согласовании публичного мероприятия уполномоченные представители публичной власти должны привести веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и предложить организаторам публичного мероприятия такой вариант, который позволял бы реализовать его цели, включая свободное формирование и выдвижение участниками публичного мероприятия своих требований, в том числе политических, и их доведение до соответствующих адресатов. На основании Определения Конституционного суда РФ от 02.04.2009 №484-О-П конституционно-правовой смысл понятия «согласование» предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.
Таким образом, законодательством РФ, а именно п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004 №54-ФЗ, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлениях Конституционного суда РФ, установлено, что понятия «мотивированное предложение» и «согласование» предполагают обязанность органа публичной власти предложить конкретное альтернативное место и время проведения публичного мероприятия. Вместе с тем, в ответе Администрации г. Кемерово ### от 25.10.2017 в нарушение действующего законодательства отсутствует веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте и в заявленное время является невозможным. Кроме того, ответ Администрации г. Кемерово не содержит указание на конкретное возможное место и время проведения публичного мероприятия, что является грубым нарушением прав ФИО1 как организатора публичного мероприятия.
Административный истец ФИО1 в суд не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещена по телефону, в подтверждение чего в материалах дела имеется телефонограмма и смс-сообщением, в подтверждение чего в материалах дела имеется отчет об извещении с помощью СМС-сообщения, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель административного истца ФИО2, действующий на основании ордера от 30.10.2017 г. ###, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности от 28.11.2016 г., в судебном заседании доводы административного искового заявления не признал, предоставил возражения на административное исковое заявление в письменном виде.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ч.6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев письменные материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований административному истцу должно быть отказано полностью, по следующим основаниям.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Пунктом 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов (порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец при оспаривании законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями обязан:
Согласно ч.2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
Судом установлено, что 23.10.2017 в администрацию города Кемерово поступило уведомление ФИО1 о проведении публичного мероприятия в форме митинга 04.11.2017 с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г. Кемерово, парк победы им. Жукова, с предполагаемым количеством участников – 500 человек.
Информация о результатах рассмотрения уведомления о проведении пикетирования была доведена до сведения ФИО1 письмом администрации города Кемерово от 25.10.2017 ###, в сроки, установленные п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
При этом, суд считает, что оспариваемое решение (письмо) Администрации г.Кемерово является законным и обоснованным.
Так, статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод также гарантировано право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности - соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия.
На основании ст. 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его доведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и, или времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст. 8 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (ч.1).
Письмом администрации города от 25.10.2017 ### до сведения ФИО1 было доведено предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
ФИО1 была проинформирована о том, что в связи с ремонтом сцены и проведением на остальной территории парка других мероприятий согласование пикета, указанного в уведомлении, не представляется возможным.
Из представленных стороной административного ответчика документов следует, что 07.09.2017 поступил сигнал о просадке поверхности на территории парка им.Жукова. В целях выяснения причины образования просадки были выполнены работы по вскрытию тротуарной плитки и выемке грунта. Данная территория была огорожена. Указанное подтверждается письмом заместителя Главы города Кемерово, начальника управления дорожного хозяйства и благоустройства ЛИЦО_5 от 08.09.2017 г. ###.
На основании письма заместителя Главы города, начальника управления дорожного хозяйства и благоустройства ЛИЦО_5 от 08.09.2017 ###, специалистами управления городского развития 11 сентября 2017 было проведено обследование просадки на территории плиточного покрытия перед сценой «Виктория», расположенной в парке Победы им. Жукова, и составлено заключение, согласно которому, просадка плиточного покрытия и грунта на площадке перед сценой может быть связана с доуплотнением заторфованных и текучепластичных суглинков с выносом аллювиальных суглинков и супесей из контактного слоя с галечниками поймы.
Для определения дальнейшей направленности работ по ликвидации просадок на прилегающей к сцене территории следует выполнить инженерно-геологические изыскания по оконтуриванию разуплотненной просадочной зоны в плане и разрезе.
На основании результатов инженерно-геологических изысканий рассмотреть вопрос о возможности замены грунтов в зоне разуплотнения на слабо сжимаемые и несжимаемые грунты.
До выполнения мероприятий, указанных в п.2.2 и п.2.3 площадку перед сценой «Виктория», рекомендуется вывести из эксплуатации и ограничить на нее доступ во избежание возникновения непредсказуемой просадки тротуарного покрытия во время массовых мероприятий.
Решением главы г.Кемерово ### от 14.09.2017 г. выведен из эксплуатации и ограничен доступ на территорию перед сценой «Виктория», расположенной в парке Победа им. Жукова; заместителю Главы города, начальнику территориального управления Центрального района ЛИЦО_6 поручено оградить территорию вокруг сцены «Виктория», установить предупреждающие знаки «проход запрещен»; начальнику отдела по работе с правоохранительными органами и противопожарными службами ЛИЦО_7 поручено провести инструктаж сотрудников ЧОП ООО «Алекс» по недопущению людей на огражденную территорию вокруг сцены «Виктория».
В связи с вышеизложенным, данная территория до настоящего времени огорожена. В целях обеспечения безопасности граждан доступ на эту территорию ограничен.
Таким образом, место, указанное в уведомлении ФИО1 не соответствует требованиям ч.1 ст.8 Закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии с п. 1.1. ст.8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ст.3 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2012 № 582 в городе Кемерово были определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места - сквер «Орбита» на ул. Притомская Набережная и территория рядом с сооружением «Мототрек с гаревой дорожкой» ДОСААФ России, ул. Угловая - старый аэропорт.
Администрацией города в письме от 25.10.2017 ### с учетом указанного в уведомлении предполагаемого количества участников митинга предложено ФИО1 провести запланированное мероприятие в месте, определенном постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2012 № 582 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» - территории, прилегающей к сооружению «Мототрек с гаревой дорожкой» ДОСААФ России, между улицами Угловой и Старый аэропорт.
Согласно ст.4 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 № 81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом местного самоуправления.
Поскольку в администрацию города поступило уведомление о проведении 04.11.2017 с 08.00 до 19.00 публичного мероприятия на территории, прилегающей к сооружению «Мототрек с гаревой дорожкой» ДОСААФ России, между улицами Угловой и Старый аэропорт, что подтверждается уведомлением Кемеровского регионального отделения Политической партии – ЛДПР ### от 20.10.2017 г., решением администрации г.Кемерово от 23.10.2017 г. ###, ФИО1 было предложено рассмотреть вопрос об изменении места и времени проведения публичного мероприятия с учетом вышеуказанной информации.
Согласно ст.9 Закона публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 22 часов текущего дня по местному времени. Соответственно ФИО1 располагает возможностью для проведения митинга с 07.00 до 08.00 и с 19.00 до 22.00 04.11.2017 на территории, прилегающей к сооружению «Мототрек с гаревой дорожкой» ДОСААФ России, между улицами Угловой и Старый аэропорт.
Кроме того, на иной территории парка Победы им. Жукова, не огороженной в связи с проведением ремонтных работ, 04.11.2017 г. в период времени с 11.00 часов до 13.00 часов, с 15.00 до 17.00 часов, с 17.00 до 19.00 часов запланировано проведение различных спортивных мероприятий, что подтверждается представленным перечнем спортивных мероприятий в парке Победы им. Жукова, утвержденным начальником управления культуры, спорта и молодежной политики ЛИЦО_8 28.09.2017 г.
Форма и порядок доведения до сведения организатора публичного мероприятия предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия Законом не урегулирована, однако суд полагает, что оспариваемым письмом ### от 25.10.2017г. до сведения организатора публичного мероприятия было доведено надлежащее предложение.
Таким образом, администрацией города Кемерово правомерно и обоснованно была доведена до сведения ФИО1 соответствующая информация.
Учитывая, что форма и порядок доведения до сведения организатора публичного мероприятия предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия законодательством не урегулирована, суд считает, что вышеуказанным письмом, до сведения организатора публичного мероприятия ФИО1 указанная информация доведена надлежащим образом.
В соответствии с п.2 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) организатор публичного мероприятия обязан проинформировать орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Такой информации в администрацию города до настоящего времени не поступало.
При этом, доведение до сведения организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места его проведения является одним из возможных вариантов действий органа исполнительной власти субъекта РФ, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ. Кроме того, административному истцу не было отказано в проведении заявленного публичного мероприятия, поскольку ему было предложено изменить время и/или место его проведения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение (письмо) Администрации г.Кемерово принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения (письма) соблюден, основания для принятия указанного решения (письма) имелись, содержание решения (письма) соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Учитывая изложенное, суд считает, что правовые основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения (письма) администрации г.Кемерово ### от 25.10.2017г., отсутствуют, поскольку оспариваемое решение (письмо) принято в соответствии с законом, в пределах полномочий администрации г.Кемерово, права и свободы административного истца указанным решением (письмом) не были нарушены.
Кроме того, требования истца об обязании администрации города Кемерово согласовать дату и время проведения публичного мероприятия в форме митинга по адресу: г. Кемерово, парк победы им. Жукова не учитывают положения действующего законодательства, поскольку проведение такого мероприятия в другое время возможно только с соблюдением требований Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» после подачи соответствующего уведомления, таким образом, суд также не находит правовых оснований для удовлетворения указанных требований.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 к Администрации г.Кемерово об оспаривании решения ### от 25.10.2017г., выраженного в виде информационного ответа на уведомление о проведении публичного мероприятия, обязании совершить действия, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в мотивированной форме.
Судья: Е.А. Лебедева
Решение в мотивированной форме 31.10.2017 г.