ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4796/16 от 05.10.2016 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-4796/16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 октября 2016 г. г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 к администрации г. С. о признании распоряжения администрации г. С. от ДД.ММ.ГГГГ-р незаконным в части,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились с административным иском к администрации г. Сочи о признании незаконным распоряжения администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ-р «О сносе самовольных построек, созданных (возведенных) на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, которые расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения» в части п. 33 Приложения к данному распоряжению «Перечень зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданными (возведенными) на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, которые расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения».

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Сочи было принято распоряжение -р «О сносе самовольных построек, созданных (возведенных) на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, которые расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения». Пунктом 33 Приложения к данному распоряжению администрации г. Сочи -р от ДД.ММ.ГГГГ 43 лодочных ангара признаны самовольной постройкой, созданной (возведенной) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей. Этим же распоряжением на собственников лодочных ангаров возложена обязанность по их сносу в течение одного месяца, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ Одними из собственников данных ангаров являются административные истцы. Данные лодочные ангары являются частью здания, представляющего собой единый объект недвижимости Кустовая лодочная станция, выборочный снос ряда лодочных ангаров без сноса всего строения не представляется возможным в силу технических характеристик данных объектов. Оспоренное распоряжение в указанной административными истцами части нарушает их права собственников, создает угрозу лишения их имущества, в связи с чем является незаконным и подлежащим отмене.

Представитель административного ответчика администрации г. Сочи направил в суд письменный отзыв на административный иск, в котором просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, и пояснил, что оспариваемое распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ «О сносе самовольных построек, созданных (возведенных) на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, которые расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения» принято администрацией города Сочи в пределах предоставленных ей полномочий и компетенции. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0303017:39, на котором располагаются спорные строения административных истцов, находится в границах первой зоны округа горно-санитарной охраны курорта. В границах данной зоны действующим законодательством РФ запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий. Кроме того, данный земельный участок расположен в территориальной зоне Р-1 (пляжная зона общего пользования). Следовательно, возведение на земельном участке с кадастровым номером спорных строений нарушает разрешенный вид использования данного земельного участка, а также свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда окружающей среде в виде ухудшения рекреационных условий данной местности.

Представителем административных истцов ФИО5, действующим на основании доверенностей, заявлено ходатайство о рассмотрении данного административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

В адресованном суду заявлении представитель административного ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, выражено согласие на рассмотрение данного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Поскольку административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении данного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а административный ответчик не возражает относительно рассмотрения данного дела в порядке упрощенного производства, суд счел данное административное дело подготовленным к рассмотрению по существу в порядке упрощенного (письменного) производства.

Исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Таким образом, в силу статьи 13 Гражданского кодекса РФ признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.

Как следует из материалов дела, в порядке самоконтроля ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Сочи было принято распоряжение -р «О сносе самовольных построек, созданных (возведенных) на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, которые расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения».

Пунктом 33 Приложения к распоряжению администрации г. С.-р от ДД.ММ.ГГГГ 43 лодочных ангара, признаны самовольной постройкой, созданной (возведенной) на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей. Этим же распоряжением на собственников лодочных ангаров возложена обязанность по их сносу в течение одного месяца, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ

Указанное полномочие администрации города Сочи закреплено в ст. 7 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно частям 8-9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 является собственником лодочного ангара общей площадью 202,4 кв.м., кадастровый , расположенного по адресу : Краснодарском крае г. Сочи, Хостинский район, <адрес> 27, на земельном участке с кадастровым номером что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Административный истец ФИО3 является собственником лодочного ангара , общей площадью 224,8 кв.м., кадастровый /А, расположенного по адресу : Краснодарском крае г. Сочи, Хостинский район, <адрес> 27, на земельном участке с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец ФИО4 является собственником лодочного ангара , общей площадью 202,4 кв.м., номер объекта: расположенного в г. Сочи по <адрес>, 27, на земельном участке с кадастровым номером , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса РФ органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

В ст. 7 Земельного кодекса РФ закреплен принцип использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением. В силу п. 2 данной статьи правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, в котором согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ содержится карта функциональных зон поселения.

В силу п. 9 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки поселений.

В силу раздела 1.2 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского С. С. от ДД.ММ.ГГГГ, Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт С. являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами, Уставом города Сочи, Генеральным планом города Сочи, а также иными актами и документами, определяющими основные направления социально-экономического и градостроительного развития города Сочи, охраны культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт С. - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения Правил и порядок внесения в них изменений с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.

Из имеющихся в материалах дела справки Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи, подготовленных департаментом архитектуры градостроительства и благоустройства администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен спорный объект недвижимости, находится в границах первой зоны горно-санитарной охраны курорта, в границах территориальной зоны «Р-1» - пляжная зона общего пользования.

В силу Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером на котором располагаются спорные объекты недвижимости, находится в границах рекреационной зоны.

При этом взаимосвязанными положениями Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, а также п. 13.1.4 данных Правил установлено, что на территории зон рекреационного назначения запрещена любая деятельность и градостроительные изменения.

Статьей 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Также из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Р-1 (пляжная зона общего пользования), целью выделения которой, в силу п. 8.2 гл. II Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, является сохранение существующей пляжной зоны Черного моря, создание на этих условиях комфортного посещения и обустройство территории для отдыха населения.

Кроме того, таблицей 9 главы 11 части III Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных Решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, определены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам города Сочи, в силу которых размещение спорных объектов капитального строительства, принадлежащих административным истцам, в территориальной зоне Р-1 (в данном случае пляжной зоны Черного моря) не допускается.

Вышеуказанное свидетельствует о нарушении собственниками лодочных ангаров, возведенных на земельном участке с кадастровым номером в территориальной зоне Р-1 (пляжной зоне Черного моря), целевого назначения предоставленного административным истцам органом местного самоуправления города-курорта С. земельного участка - для эксплуатации кустовой лодочной станции (Постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ).

Возведение существующих на земельном участке с кадастровым номером лодочных ангаров свидетельствует о несоблюдении административными истцами вида разрешенного использования земельного участка, о наличии угрозы причинения вреда окружающей среде, выраженной в ухудшении рекреационных условий данной местности.

Кроме того, из представленного в материалы дела технического паспорта нежилого помещения, лодочного ангара , установлено, что фактически данный лодочный ангара представляет собой объекты капитального строительства с количеством этажей - 4: цокольный этаж, 1 и 2 этажи и мансардный этаж. Непосредственно ангар расположен в цокольном этаже и имеет общую площадь 37,6 кв.м. из общей площади ангара равной 214,3 кв.м., все иные вышерасположенные этажи - 1, 2 и мансардный, общей площадью 176,7 кв.м. предназначены для отдыха, и согласно поэтажным планам, имеют все условия для проживания людей (комнаты отдыха, санузлы, подсобные помещения). В действительности лодочные ангары используются для размещения отдыхающих, то есть предоставления услуг по проживанию граждан в курортный сезон.

Указанное свидетельствует о нарушении целевого назначения предоставленного административным истца органом местного самоуправления города-курорта С. земельного участка - для эксплуатации кустовой лодочной станции (Постановление администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, возведенные на земельном участке с кадастровым номером. лодочные ангары обладают всеми признаками самовольной постройки, так как возведены на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данных объектов, которые созданы без получения на это необходимых разрешений и с нарушением градостроительных норм и правил.

С учетом вышеизложенных обстоятельств и приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что размещение указанных административными истцами лодочных ангаров на земельном участке с кадастровым номером нарушает установленный действующим законодательством Российской Федерации правовой режим использования данного земельного участка как рекреационной зоны.

При изложенных обстоятельствах, изданное в пределах предоставленной администрации муниципального образования город-курорт Сочи компетенции распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-р «О сносе самовольных построек, созданных (возведенных) на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, которые расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования, либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения» отвечает требованиям действующего законодательства РФ, не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов, и данным распоряжением на создана реальная угроза их нарушения.

Доводы административных истцов о наличии у них зарегистрированного в установленном порядке права собственности на указанные ими лодочные ангары, о правомерности пользования земельным участком с кадастровым номером , на которых расположены лодочные ангары, на условиях аренды не имеют правового значения для рассматриваемого спора.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что строительство указанных административными истцами лодочных ангаров на предоставленном в им аренду земельном участке, находящимся в рекреационной зоне, противоречит разрешенному использованию этого участка в соответствии с зонированием территории, в связи с чем заявленные административными истцами требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО1, ФИО3 и ФИО4 к администрации г. Сочи о признании незаконным распоряжения администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ-р «О сносе самовольных построек, созданных (возведенных) на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, которые расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения» в части п. 33 Приложения к данному распоряжению «Перечень зданий, строений, сооружений, являющихся самовольными постройками, созданными (возведенными) на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, которые расположены в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения» оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:

Согласовано