ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4797/19 от 28.05.2019 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2а-4797/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Краснодара в составе

председательствующей Подгорновой Е.С.,

при секретаре Цыганеш О.В.,

с участием представителя административного истца –прокурора, участвующего в деле, Кужим А.С.,

с участием представителя административного ответчика – администрации муниципального образования город Краснодар, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Цымбалюк В.А., имеющей диплом о высшем юридическом образовании от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению в порядке статьи 39 Кодекса административного производства Российской Федерации прокурора города Краснодар в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Краснодар о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Краснодара обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга к администрации муниципального образования город Краснодар о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным.

В обоснование требований указано, что прокуратурой города Краснодара проведен мониторинг нормативных актов, принятых администрацией муниципального образования город Краснодар, и установлено, что отдельные положения постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 12.12.2017 №5857 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее - Постановление) противоречат нормам федерального законодательства.

Так, пункт 36 Постановления не соответствует требованиям ч.9 ст.15Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации», согласно которой на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной,инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных ипроизводственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которыхрасположены физкультурно-спортивные организации, организации культурыи другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест(но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств,управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы впорядке, установленном Правительством Российской Федерации, итранспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установленопознавательный знак "Инвалид". Порядок выдачи опознавательного знака«Инвалид» для индивидуального использования устанавливаетсяуполномоченным Правительством Российской Федерации федеральныморганом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должнызанимать иные транспортные средства.

Кроме того, пункт 58 Постановления, регламентирующий случаи, прикоторых заявитель муниципальной услуги может обратиться с жалобой, несоответствует требованиям ст.11.1 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальныхуслуг», п.63, устанавливающий требования к содержанию жалоб, - статье11.2 указанного Федерального закона.

В целях приведения Постановления в соответствие с требованиямизаконодательства главе муниципального образования город Краснодар23.05.2018 принесен протест , из ответа на который(21.06.2018 ) следует, что администрацией муниципальногообразования город Краснодара начата работа по внесению соответствующихизменений в Постановление.

Вместе с тем, постановление о внесении необходимых изменений вмуниципальный правовой акт до настоящего времени не принято.

Таким образом, на основании и. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обратился в суд с заявлением, поскольку считает, что указанным бездействием нарушены права и свободы значительного числа граждан.

В судебном заседании помощник прокурора, участвующий в деле – Кужим А.С., поддержал административные исковые требования и просил признать незаконным бездействие органа местного самоуправления –администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в неприведении в полном объеме постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 12.12.2017 №5857 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», в соответствие с требованиями законодательства, обязать администрацию муниципального образования город Краснодар принять исчерпывающие меры, направленные на приведение постановлений администрации муниципального образования город Краснодар от 12.12.2017 №5857 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в соответствие с требованиями федерального законодательства.

В судебном заседании представитель администрации муниципального образования города Краснодар – Цымбалюк В.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения административных исковых требований возражала по основаниям, изложенным в возражении, просила в иске отказать. Пояснила, что администрацией муниципального образования город Краснодар приняты необходимые меры по внесению изменений в постановление, разработан соответствующий проект постановления администрации муниципального образования города Краснодар «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 12.12.2017 №5857 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности», который передан на согласование в правовой департамент администрации 13.05.2017г. для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, возражение на административное исковое заявление, пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора города Краснодар в интересах Российской федерации, неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города Краснодара проведен мониторинг нормативных актов, принятых администрацией муниципального образования город Краснодар.

В ходе мониторинга установлено, что отдельные положения постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 12.12.2017 №5857 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (далее - Постановление), противоречат нормам федерального законодательства.

Тем самым, указанный правовой акт подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством, постановление о внесении необходимых изменений в муниципальный правовой акт до настоящего времени не принято, в связи с чем прокурор города Краснодара в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) вынужден обратиться с административным иском в суд.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст.12 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальныхуслуг» предоставление государственных и муниципальных услугосуществляется в соответствии с административными регламентами.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защитаинвалидов - система гарантированных государством экономических,правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидамусловия для преодоления, замещения (компенсации) ограниченийжизнедеятельности и направленных на создание им равных с другимигражданами возможностей участия в жизни общества.

Судом установлено, что пункт 36 постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 12.12.2017 №5857 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» не соответствует требованиям ч.9 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которой на каждой стоянке (остановке) транспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, а также инвалидами III группы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, итранспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов. На указанных транспортных средствах должен быть установленопознавательный знак «Инвалид». Порядок выдачи опознавательного знака«Инвалид» для индивидуального использования устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральныморганом исполнительной власти. Указанные места для парковки не должнызанимать иные транспортные средства.

Также пункт 58 вышеуказанного Постановления, регламентирующий случаи, при которых заявитель муниципальной услуги может обратиться с жалобой, не соответствует требованиям ст.11.1 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п.63, устанавливающий требования к содержанию жалоб, -статье 11.2 указанного Федерального закона.

В соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» от06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральнымконституционным законам, настоящему федеральному закону, другимфедеральным законам и иным нормативным правовым актам РоссийскойФедерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативнымправовым актам субъектов Российской Федерации.

В целях приведения Постановления в соответствие с требованиямизаконодательства главе муниципального образования город Краснодар23.05.2018 принесен протест , из ответа на который(21.06.2018 ) следует, что администрацией муниципальногообразования город Краснодара начата работа по внесению соответствующихизменений в Постановление.

Согласно ответу администрации муниципального образования город Краснодар от 22.10.2018 , проект соответствующего постановления администрации «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 12.12.2017 №5857 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» разработан и передан на согласование в структурные подразделения администрации.

Согласно ответу департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар от 26.02.2019 , проект постановления администрации разработан, согласно замечаниям правового департамента в проект вносятся корректировки.

Постановление о внесении необходимых изменений вмуниципальный правовой акт до настоящего времени администрацией муниципального образования город Краснодар не принято.

В материалы дела представлен проект постановления о внесении изменений в постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 12.12.2017 №5857 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Однако указанный проект до настоящего времени не согласован и утвержден.

Таким образом, непринятие администрацией муниципальногообразования г. Краснодар действенных мер по приведениюнормативного правового акта в соответствие с требованиями действующегозаконодательства создает предпосылки к нарушению прав неопределенногокруга лиц - получателей муниципальной услуги, в том числе лиц сограниченными возможностями.

В силу ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения сторон, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора города Краснодара о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - администрации муниципального образования город Краснодар, выразившегося в неприведении в полном объеме постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 12.12.2017 №5857 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в соответствие с требованиями законодательства, и об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц путем принятия мер, направленных на приведение указанного постановления в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Доводы представителя административного ответчика, данные в ходе судебного разбирательства, о пропуске срока обращения в суд с административным иском, судом исследованы и признаны необоснованными.

Согласно ч.2 ст.176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст.84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Краснодар в интересах Российской Федерации, интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Краснодар о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным удовлетворить.

Признать незаконным бездействие органа местного самоуправления –администрации муниципального образования город Краснодар, выразившееся в неприведении в полном объеме постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 12.12.2017 №5857 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в соответствие с требованиями законодательства.

Обязать администрацию муниципального образования город Краснодар принять исчерпывающие меры, направленные на приведение постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 12.12.2017 №5857 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Заключение соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в соответствие с требованиями федерального законодательства.

Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья –

Мотивированный текст решения изготовлен 28 мая 2019 года.