ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-479/17 от 02.11.2017 Шарлыкского районного суда (Оренбургская область)

дело №2а-479/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> 2 ноября 2017 года

Шарлыкский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи В?лженцева Д.В.,

при секретаре Егарминой К.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора <адрес>ДЕР,

представителя заинтересованного лица – НО «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» ШВВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> к администрации муниципального образования «Шарлыкский сельский совет» о признании нормативно-правового акта недействующим,

УСТАНОВИЛ:

прокурор <адрес> обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просил признать со дня вступления в силу решения суда противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление муниципального образования «Шарлыкский сельский совет» <адрес>-п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении стоимости работ по капитальному ремонту, размера взноса в соответствии с краткосрочным планом реализации региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> в 2014 – 2043 годах» на 2014 – 2016 годы на территории муниципального образования Шарлыкский сельский совет <адрес>». В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за законностью нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, а также в связи с поступившим поручением прокуратуры области проведена проверка законности оспариваемого постановления, которым утверждён размер взноса на капитальный ремонт для жителей домов по адресу <адрес>. Так, постановлением -п от ДД.ММ.ГГГГ размер взноса с ДД.ММ.ГГГГ на капитальный ремонт для жителей многоквартирного жилого дома по <адрес> должен составлять 10, 42 руб., для жителей многоквартирного жилого дома по <адрес>, – 9, 68 руб. Полагает, что указанный нормативно-правовой акт является незаконным, подлежащим отмене, поскольку при проведении общих собраний жителей домов по <адрес>, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме вопрос об увеличении платы за капитальный ремонт не рассматривался, подобное решение не принималось. Таким образом, незаконное установление более в чем два раза платы за капитальный ремонт без проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме существенно нарушает права граждан на оплату коммунальных услуг в разумном размере, ухудшает их материальное положение.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора <адрес>ДЕР исковые требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Шарлыкский сельский совет» ЧМВ в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствии, в котором возражала против удовлетворения административного иска прокурора.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Некоммерческой организации «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» ШВВ в удовлетворении административных исковых требований просил отказать.

Судом, с учётом мнения участников судебного разбирательства, требований ст.ст.150 – 151 КАС РФ, определено рассмотреть дело в отсутствии представителя административного ответчика – администрации муниципального образования «Шарлыкский сельский совет» ЧМВ

Заслушав участников судебного разбирательства, изучив представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные, в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.

Судом установлено, что многоквартирные дома, расположенные по <адрес>, Фрунзе, 18 <адрес> включены в региональную программу «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, в 2014 – 2043 годах», утверждённую постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пп, а затем включены в краткосрочный план реализации региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, в 2014 – 2043 годах» на 2014 – 2016 годы», утверждённый постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, согласно которому в 2016 году на указанных домах запланировано проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов – крыши.

Согласно ч.ч.1, 2 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-V-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» в целях реализации настоящего Закона в <адрес> создается один региональный оператор на основании постановления <адрес>. Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-V-ОЗ региональный оператор создается в целях организации финансового обеспечения капитального ремонта многоквартирных домов, обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории <адрес>.

На основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п на территории <адрес> создана Некоммерческая организация «Фонд модернизации жилищно-коммунального хозяйства <адрес>», являющаяся региональным оператором.

В силу ч.1, п.1 ч.2 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан в сроки, предусмотренные ч.3 ст.189 настоящего Кодекса (т.е. не менее чем за шесть месяцев), подготовить и направить собственникам помещений в многоквартирном доме предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.

Региональный оператор в исх. письмами от ДД.ММ.ГГГГ направил представителям собственников домов по <адрес>, Фрунзе, 18 <адрес> Оренбургской предложения с перечнем вопросов для принятия решений на общем собрании собственников по проведению капитального ремонта общего имущества и предлагал утвердить: перечень работ по капитальному ремонту; смету расходов на капитальный ремонт; сроки проведения капитального ремонта; источники финансирования капитального ремонта (утверждение ежемесячных взносов собственников помещений в МКД). Региональный оператор предлагал собственникам утвердить размер ежемесячных взносов по капитальному ремонту: для собственников МКД по <адрес> – 9, 76 руб./кв.м; для собственников МКД по <адрес> – 9, 91 руб. /кв.м, что подтверждают принятые собственниками помещений многоквартирных домов на общих собраниях решения (протоколы от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>; от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>) по следующим вопросам:

1. Выборы председателя и секретаря собрания;

2. Перечень работ по проведению капитального ремонта;

3. Сроки проведения работ.

Пунктами 1 – 5 ч.5.1, ч.6 ст.189 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:

1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

3) сроки проведения капитального ремонта;

4) источники финансирования капитального ремонта;

5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 – 4 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта.

Исследованными судом протоколами от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>; от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, подтверждается, что собственниками помещений не были включены в повестку общего собрания вопросы по «смете расходов на капитальный ремонт», «источники финансирования капитального ремонта (утверждение ежемесячных взносов собственников помещений в МКД)» и, следовательно, эти вопросы не утверждены на общих собраниях.

Региональный оператор исполнил обязанность установленную в ст.189 ЖК РФ – не менее чем за шесть месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведён капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 4 ст.189 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений данных домов не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в ч.3 ст.189 Жилищного кодекса РФ рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с ч.5 ст.189 ЖК РФ.

В связи с тем, что собственники помещений решения по части вопросам («смете расходов на капитальный ремонт», «источники финансирования капитального ремонта (утверждение ежемесячных взносов собственников помещений в МКД) указанных в ст.189 Жилищного кодекса РФ не приняли, то, следовательно, орган местного самоуправления в порядке, установленном п.6 ст.189 Жилищного кодекса РФ обязан был принять такое решение.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор уведомил администрацию МО «Шарлыкский сельсовет», что собственниками МКД (<адрес> на общих собраниях не утверждена стоимость работ по капитальному ремонту и размер взноса, и на основании ч.6 ст.189 ЖК РФ, просил принять решение по данному вопросу.

В соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ и на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п региональный оператор организовал открытый конкурс по отбору подрядный организаций на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе и в отношении многоквартирных домов, расположенных по <адрес>.

Победителем указанной процедуры определено ООО «ВАРС», с которым заключен договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, которое выполнило работы по капитальному ремонту, подписаны акты приёмки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.

Общая стоимость работ по капитальному ремонту составила:

- <адрес> – 820 942, 64 руб.;

- <адрес> – 1 460 967, 14 руб.

Региональный оператор, в соответствии с Жилищным кодексом РФ, <адрес> и заключенным договором, произвёл финансирование данных работ путём перечисления средств со счёта регионального оператора.

Собственникам помещений многоквартирных домов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ начислено/уплачено ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в размере:

<адрес> – 31 099, 29 руб./22 691, 87 руб.;

<адрес> – 53 885, 37 руб./ 29 444, 91 руб.

Таким образом, региональный оператор фактически произвёл финансирование работ исходя из стоимости выполненных работ, а именно перечислил средства собственников, саккумулированных на лицевых счетах многоквартирных домов.

В связи с тем, что средств фондов капитального ремонта указанных многоквартирных недостаточно, региональным оператором привлечены средства в рамках п.4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-У-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>».

Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счёте, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора (п.4 ст.179 ЖК РФ).

Согласно п.4 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-У-ОЗ, в случае использования региональным оператором для оплаты работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме средств, полученных за счёт платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счёте регионального оператора, региональный оператор одновременно предоставляет собственникам помещений в таком многоквартирном доме рассрочку оплаты указанных работ и (или) услуг на сумму указанных заимствований не более чем на меньший из следующих сроков:

срок до следующего проведения работ и (или) услуг по капитальному ремонту этих же элементов конструкций и инженерных систем в многоквартирном доме, предусматриваемый региональной программой капитального ремонта;

пять лет для многоквартирных домов, в которых износ фундамента, и (или) стен, и (или) перекрытий составляет более 60 процентов.

Межремонтный срок службы конструктивного элемента – крыши составляет 20 лет согласно положению, об организации и проведения реконструкций, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р).

Собственники помещений многоквартирных домов за 20 лет не смогут уплатить общую стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт установленного <адрес>.

Вследствие чего, региональный оператор в исх. письме от ДД.ММ.ГГГГ уведомил главу администрации МО Шарлыкский сельсовет БАМ о сложившейся стоимости работ по капитальному ремонту МКД в соответствии с проектно-сметной документацией и размере взносов на капитальный ремонт общего имущества, а также просил организовать проведение общих собраний собственников помещений МКД по утверждению стоимости и размере взносов по капитальному ремонту:

<адрес> – 10, 42 руб.;

<адрес> – 9, 68 руб.

Собственниками помещений не были приняты соответствующие решения (протоколы) и орган местного самоуправления в рамках п.5 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-У-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» принял решение (постановление) от ДД.ММ.ГГГГ-п об утверждении стоимости работ по капитальному ремонту МКД и размера взносов с ДД.ММ.ГГГГ на капитальный ремонт, который составляет:

- для собственников МКД <адрес> – 10, 42 руб.;

- для собственников МКД <адрес> – 9, 68 руб.

Обязанность органа местного самоуправления по принятию решения о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора прямо предусмотрена и закреплена п.6 ст.189 ЖК РФ и п.5 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-У-ОЗ.

Собственники помещений на основании писем регионального оператора от ДД.ММ.ГГГГ приняли только решение о проведение работ по капитальному ремонту, сроках его проведения и лице, который будет принимать участие в приёмке.

Следовательно, орган местного самоуправления обязан был принять правовой акт, утверждающий иные вопросы, не утверждённые собственниками помещений на основании предложений регионального оператора.

Кроме того, если собственники помещений не приняли на общем собрании решение на основании писем регионального оператора, то орган местного самоуправления иного решения, как решение о проведении капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора не может принять.

Таким образом, постановление администрации муниципального образования Шарлыкский сельсовет <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п соответствует требованиям п.6 ст.189 ЖК РФ и п.5 ст.<адрес>ДД.ММ.ГГГГ-У-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>».

В судебном заседании свидетели МАН, ТНН, КВН, ШРН, БАГ не отрицали факта проведения собрания собственников жилых помещений, оформленных протоколами от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> и от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, как и то обстоятельство, что собственниками помещений не были включены в повестку общего собрания вопросы по «смете расходов на капитальный ремонт», «источники финансирования капитального ремонта (утверждение ежемесячных взносов собственников помещений в МКД)».

При этом протокол от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, в котором собственники жилых помещений утвердили ежемесячный взнос за кв. м – 4, 30 руб. с ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о неправомерности действий сельсовета, поскольку свидетель МАН показал суду, что указанный протокол составлен уже после того, как провели капитальный ремонт крыши, что подтверждается также актом приёмной комиссии о готовности к предъявлению приёмочной комиссии законченного капитальным ремонтом жилого здания от ДД.ММ.ГГГГ и датой «с 01.11.2016».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора <адрес> о признании нормативно-правового акта недействующим.

Руководствуясь ст.ст.218, 226, 175 – 177, 298 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований прокурора <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Шарлыкский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Д.В. Волженцев

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.