ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-479/2023 от 02.10.2023 Чамзинского районного суда (Республика Мордовия)

Дело №2а-479/2023

УИД 13RS0003-01-2023-000575-39

Стр. 3.022

Решение

Именем Российской Федерации

п.Чамзинка,

Республика Мордовия 02 октября 2023 г.

Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Бондаревой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Сомовой С.Н.,

с участием в деле:

административного истца – помощника прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Ахметова А.Р.,

административного ответчика – Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, его представителя Спириной Е.Н., действующей на основании доверенности,

заинтересованного лица – Администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, представитель которой не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Чамзинского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по определению эксплуатирующей (гарантирующей) организации водопроводной сети с. Мичурино Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района, возложении обязанности определить эксплуатирующую организацию водопроводной сети,

установил:

прокурор Чамзинского района Республики Мордовия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском к Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, указав в обоснование исковых требований, что проведенной прокуратурой района проверкой в деятельности Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия выявлены нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В собственности Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района имеется объект водоснабжения протяженность 5 936 м., используемый для предоставления коммунальных услуг населению, эксплуатация которого осуществляется администрацией Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно соглашению от 30 декабря 2016 г. №б/н и дополнительному соглашению от 17 февраля 2023 г. «О передаче осуществления части полномочий Чамзинского муниципального района Мичуринскому сельскому поселению Чамзинского муниципального района» полномочия по электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом Администрацией Чамзинского муниципального района в границах поселения переданы Мичуринскому сельскому поселению.

Вместе с тем, в силу ч. 1.1. ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» у администрации Мичуринского сельского поселения отсутствуют полномочия по определению гарантирующей организации. Администрацией Чамзинского муниципального района до настоящего времени гарантирующая организация по эксплуатации объекта водоснабжения на территории Мичуринского сельского поселения не определенна.

Таким образом, водопроводные сети на территории Мичуринского сельского поселения не обслуживаются, контроль за их техническим состоянием не осуществляется, организация водоснабжения фактически осуществляется населением, тарифы в данной сфере согласно требованиям закона не установлены, по договору аренды либо концессионным соглашениям не передавались.

Указанные недостатки нарушают права граждан на качественное предоставление коммунальных услуг и безопасную жизнедеятельность населения в указанном сельском поселении.

18 апреля 2023 г. главе Администрации Чамзинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, однако меры по определению гарантирующей организации на момент направления административного искового заявления не приняты.

По указанным основаниям, с учетом последующего уточнения административных исковых требований, просит признать незаконным бездействие Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, выразившееся в неисполнении обязанности по определению эксплуатирующей (гарантирующей) организации водопроводной сети с. Мичурино Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района, протяженностью 5 936 м. (кадастровый ). Обязать Администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия определить эксплуатирующую (гарантирующую) организацию водопроводной сети с. Мичурино Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района, протяженностью 5 936 м (кадастровый ) в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В возражениях на административное исковое заявление, Администрация Чамзинского района Республики Мордовия указывает, что в рамках законодательства о водоснабжении допускается перераспределение полномочий на уровне муниципальных образований (ст.6.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении).

Соглашением от 30 декабря 2016 г. и дополнительным соглашением от 17 февраля 2023 г. полномочия, в т.ч. п водоснабжению населения в границах Мичуринского сельского поселения переданы от Администрации Чамзинского муниципального района Администрации Мичуринского сельского поселения.

Передача полномочий прямо разрешена законом (ч.4 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), в связи с чем, определение гарантирующего поставщика входит в полномочия органов местного самоуправления Мичуринского сельского поселения.

По указанным основаниям возражает против удовлетворения указанного административного иска.

В судебном заседании помощник прокурора Чамзинского района Республики Мордовия Ахметов А.Р. заявленные административные исковые требования поддержал и просил удовлетворить.

Административный ответчик – представитель Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия Спирина Е.Н., административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление. Указала, что не Администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия не является надлежащим ответчиком по делу, просила в удовлетворении иска отказать.

Заинтересованное лицо – представитель Администрации Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится, в частности, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Пунктом 1.1. названной статьи предусмотрено, что вышеуказанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.

Аналогичные положения закреплены в части 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, в силу приведенных норм права, органы местного самоуправления муниципального района в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

Гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (статья 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч.ч. 3, 6 статьи 41.1 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» договор аренды систем и (или) объектов, указанных в ч. 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора, а в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения, находящегося в муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Вышеуказанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в собственности Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района имеется объект водоснабжения протяженностью 5 936 м., используемый для предоставления коммунальных услуг населению, эксплуатация которого осуществляется администрацией Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района Республики Мордовия (кадастровый , свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно соглашению от 30 декабря 2016 г. №б/н и дополнительному соглашению от 17 февраля 2023 г. «О передаче осуществления части полномочий Чамзинского муниципального района Мичуринскому сельскому поселению Чамзинского муниципального района» полномочия по электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом Администрацией Чамзинского муниципального района в границах поселения переданы Мичуринскому сельскому поселению.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного Соглашения, Чамзиснкий муниципальный район Республики Мордовия передает Мичуринскому сельскому поселению полномочия по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в силу части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» у администрации Мичуринского сельского поселения отсутствуют полномочия по определению гарантирующей организации. Администрацией Чамзинского муниципального района до настоящего времени гарантирующая организация по эксплуатации объекта водоснабжения на территории Мичуринского сельского поселения не определенна.

Таким образом, водопроводные сети на территории Мичуринского сельского поселения не обслуживаются, контроль за их техническим состоянием не осуществляется, организация водоснабжения фактически осуществляется населением, тарифы в данной сфере согласно требованиям закона не установлены, по договору аренды либо концессионным соглашениям не передавались.

Прокурором Чамзинского района Республики Мордовия 18 апреля 2023 г. в адрес Администрации Чамзинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, однако меры по определению гарантирующей организации на момент направления административного искового заявления не приняты.

Указанные недостатки нарушают права граждан на качественное предоставление коммунальных услуг и безопасную жизнедеятельность населения в указанном сельском поселении.

Неисполнение административным ответчиком требований указанных Федеральных законов влечет нарушение прав неограниченного круга лиц.

Суд считает необоснованными доводы представителя административного ответчика о том, что Соглашением от 30 декабря 2016 г. и дополнительным соглашением от 17 февраля 2023 г. полномочия, в т.ч. по водоснабжению населения в границах Мичуринского сельского поселения переданы от Администрации Чамзинского муниципального района Администрации Мичуринского сельского поселения, в связи с чем, определение гарантирующего поставщика входит в полномочия органов местного самоуправления Мичуринского сельского поселения исходя из следующего.

В силу части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» у администрации Мичуринского сельского поселения отсутствуют полномочия по определению гарантирующей организации. В связи с этим, реализация полномочий по определению эксплуатирующей (гарантирующей) организации водопроводной сети с. Мичурино Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района возлагается на Администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать Администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия определить эксплуатирующую (гарантирующую) организацию водопроводной сети с. Мичурино Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района, протяженностью 5 936 м (кадастровый ).

Срок, требуемый прокурором для устранения выявленных нарушений законодательства – в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, отвечает требованиям разумности.

В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В силу пунктов 9, 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов, неопределенного круга лиц, и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве административных истцов или административных ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с частью 3 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия выразившееся в неисполнении обязанности по определению эксплуатирующей (гарантирующей) организации водопроводной сети с. Мичурино Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района, протяженностью 5 936 м. (кадастровый ).

Обязать Администрацию Чамзинского муниципального района Республики Мордовия определить эксплуатирующую (гарантирующую) организацию водопроводной сети с. Мичурино Мичуринского сельского поселения Чамзинского муниципального района протяженностью 5936 м (кадастровый ) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Бондарева

<данные изъяты>

<данные изъяты>