ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-479/2024 от 18.01.2024 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2а- 479/2024

УИД 86RS0001-01-2023-006333-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2024 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры в составе председательствующего судьи Сосновской О.А.,

при секретаре – Никитине П.Л.,

с участием:представителяадминистративного истца – Булатова П.Ф., представителя административного ответчика –Заглуминой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда административное дело № 2а-479/2024 по административному исковому заявлению Ханты-Мансийской городской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» к Департаменту труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании письма от 28.11.2023,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийская городская организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»» (далее по тексту – истец) обратилось в Ханты-Мансийский районный суд с требованиями к Департаменту труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югрыо признании незаконным письма от 28.11.2023 за исх. .

Требования административного истца мотивированы тем, что 28.11.2023 Департамент труда и занятости населения ХМАО-Югры направил в адрес истца оспариваемое письмо по вопросу соблюдения действующего законодательства в части трудоустройства лиц с инвалидностью. По мнению истца, данное письмо не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы лиц с инвалидностью. С целью обеспечения права на труд лиц с инвалидностью, действующее правовое регулирование предусматривает возможность организации их занятости посредством оформления правовых отношений с инвалидами на любое рабочее место, в том числе оформление трудовых отношений с инвалидом посредством создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты в других организациях в соответствии с заключенными договорами, а также их трудоустройство по совместительству.В связи с чем, суждения административного ответчика в оспариваемом письме по вопросу соблюдения действующего законодательства в части трудоустройства лиц с инвалидностью основаны на неверном толковании норм материального права, могут привести к нарушению законных прав и интересов как лиц с инвалидностью, так и работодателей, заключивших с Обществом договоры в порядке п.15 Порядка установления квоты (утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 25.12.2015 №491-п).

В судебном заседании представитель административного истца Булатов П.Ф. исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента труда и занятости населения ХМАО-ЮгрыЗаглумина И.Г. возражала против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в письменном возражении, доводы которого поддерживает в полном объеме.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу положений ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Согласно ч.1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечиваетдополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

Квотой является минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить.

В соответствии с ч. 1 ст.13.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от двух до четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более трех процентов от среднесписочной численности работников.

В соответствии с ч. 1,2 ст.4 Закона ХМАО - Югры от 23.12.2004 № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов вХанты-Мансийском автономном округе - Югре» квота устанавливается работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек, и определяется в процентах к среднесписочной численности работников. Работодателям устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников.

Согласно ст. 2 Закона ХМАО - Югры от 23.12.2004 № 89-оз «О гарантиях трудовой занятости инвалидов вХанты-Мансийском автономном округе - Югре» инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

установления работодателем квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

стимулирования создания работодателями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов;

создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

организации обучения инвалидов новым профессиям.

Таким образом, квотирование является дополнительной мерой социальной поддержки незащищенной категории граждан (трудоспособных инвалидов), испытывающих трудности в поиске работы, которая гарантирует трудоустройство и защиту от безработицы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2022 №366 «Об утверждении правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место» квота для приема на работу инвалидов считается выполненной работодателем в случаях:

наличия трудового договора (в том числе срочного) с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;

наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов.

Согласно п. 15,16 Приложения 5 к постановлению Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2015 № 491-п о Порядке установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.12.2015 № 491-п (далее - Порядок), в случае невозможности создания или выделения рабочих мест в счет установленной квоты работодатель вправе профинансировать создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в других организациях в соответствии с заключенными договорами (далее - договор), подлежащими обязательной регистрации в Департаменте в порядке, утверждаемом Департаментом. Департамент осуществляет мониторинг выполнения работодателями квоты, а также квоты по договорам (соглашениям) о трудоустройстве инвалидов, методическое сопровождение квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в порядке, утвержденном Департаментом.

Распоряжением Департамента от 30.06.2021 № 17-Р-185 утвержден Порядок регистрации договоров, заключенных работодателями в целях создания или выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в других организациях (далее - Порядок регистрации договоров).

Как следует из материалов дела, Департамент труда и занятости населения ХМАО-Югры направил руководителям организаций письмо от 28.11.2023 за исх. , в котором указано, что Департаментом зарегистрированы договоры, заключенные 8 работодателями (ООО «Городские электрические сети», АО «Нефтяная компания «Конданефть», ООО «Канбайкал», АО «ЮРЭСК» (Ханты- Мансийский филиал), АО «ГСК «Югория», АО «Ханты-Мансийские городские электрические сети», ПАО НК «РуссНефть», БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия») с Обществом инвалидов.

В соответствии с Порядком регистрации договоров при трудоустройстве или увольнении работников (сотрудников) работодатели, заключившие договоры, не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за месяцем издания соответствующего приказа (распоряжения), направляют в Департамент информацию по утвержденной форме.

ООО «Городские электрические сети», АО «Нефтяная компания «Конданефть», ООО «Канбайкал», АО «ЮРЭСК» (Ханты-Мансийский филиал), АО «ГСК «Югория», АО «Ханты-Мансийские городские электрические сети», ПАО НК «РуссНефть», БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» направлена в адрес Департамента информация о трудоустройстве работников (сотрудников) по заключенным договорам с Ханты-Мансийской городской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов». В представленной информации выявлены случаи одновременного трудоустройства 10 граждан (указаны ФИО граждан и организации). Обращено внимание, что целью квотирования является создание рабочих мест для трудоспособных инвалидов, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, обеспечение возможности как можно большему числу указанных граждан трудоустроиться на квотируемые рабочие места. Вместе с тем, работой по совместительству является выполнение работником регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Исходя из изложенного, рабочие места, занятые по совместительству, не могут считаться выполнением организацией обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной квотой. За несоблюдение обязательных требований в области занятости населения и квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов предусмотрена административная ответственность работодателей, подлежащих квотированию. Предложено предоставить уточненную информацию в Департамент о трудоустройстве указанных граждан в срок до 05 декабря 2023 года. Также указано, что в случае подтверждения факта одновременного финансирования одних и тех же рабочих мест, сведения об этом будут направлены в правоохранительные органы.

В соответствии с п.п. 1, 6.6.5, 8, 8.1 постановления Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2012 № 265-п «О Департаменте труда и занятости Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Департамент труда и занятости населения Ханты-Мансийскогоавтономного округа - Югры является исполнительным органом Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере труда, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы и урегулирования коллективных трудовых споров, содействия занятости населения и защиты от безработицы, региональному государственному контролю (надзору) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

В области контроля осуществляет:

региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты в соответствии с положением, утвержденным Правительством автономного округа;

контроль в отношении государственных учреждений службы занятости населения за регистрацией инвалидов в качестве безработных и обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением утверждения порядка осуществления контроля за нормативно- правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти автономного округа в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Департамент с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации, автономного округа в сфере занятости населения для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в указанных нарушениях».

Таким образом, действия Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по направлению письма от 28.11.2023 соответствуют действующему законодательству Российской Федерации и законодательству ХМАО-Югры.

Также судом не установлено, что оспариваемым письмом нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

Так, в оспариваемом письме отсутствуют констатация факта установленного нарушения, в том числе со стороны административного истца, выводы о наличии правонарушения,правовые последствия уже допущенного нарушения.

В письме содержится информация о регистрации договоров финансирования, на наличие случаев одновременного трудоустройства 10 граждан по заключенным договорам организаций с Обществом инвалидов. В связи с чем, запрошена дополнительная информация. Указано, что в случае выявления факта одновременного финансирования одних и тех же мест, сведения будут направлены в правоохранительные органы.

Таким образом, данное письмо носит информационный характер, содержит методические рекомендации, не содержит указания на факт выявленного нарушения и на необходимость его устранения.

Таким образом, исходя из установленных в ходе судебного заседания обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым письмом, а, следовательно, находит административные исковые требования удовлетворению не подлежащими.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявленияХанты-Мансийской городской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» к Департаменту труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании письма от 28.11.2023 исх. – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 22 января 2024 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда О.А.Сосновская