Дело № 2а-47/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Тиличики Олюторский район Камчатский край 23 мая 2018 года
Олюторский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Орлова А.В.,
при секретаре Гайдаровой А.Н.,
с участием:
административного истца Слипец Н.Н.,
представителя административного истца адвоката Харитоновой Н.С., представившей удостоверение № 223 и ордер № 01114 от 23 мая 2018 года,
административного ответчика представителя прокуратуры Олюторского района Камчатского края старшего помощника прокурора Олюторского района Адамко А.А.,
представителя заинтересованного лиц администрации Олюторского района Писаренко О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Слипца Николая Николаевича к прокуратуре Олюторского района Камчатского края о признании незаконным представления прокуратуры Олюторского района Камчатского края от 23 января 2018 года № 07-03-2018,
У С ТАН О В И Л:
Слипец Н.Н. обратился в Олюторский районный суд Камчатского края о признании незаконным представления прокуратуры Олюторского района Камчатского края от 23 января 2018 года № 07-03-2018. В обоснование заявленных требований указал, что с августа 2016 года по 06.04.2018 года занимал должность начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования в Управлении по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района. 23.01.2018 года в адрес главы Олюторского муниципального района поступило представление прокуратуры Олюторского района Камчатского края, в котором и.о. прокурора района Шостак Р.С. указывал на выявленные нарушения в сфере законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службы, которые по мнению прокуратуры возникли вследствие ненадлежащего исполнения им, как начальником отдела своих обязанностей как муниципального служащего, а также вследствие отсутствия должного контроля за действиями подчиненных со стороны руководства администрации Олюторского муниципального района. В представлении, прокуратура вынесла требование об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения. В качестве основания для вынесения представления, явилось установление обстоятельств осуществления Слипец Н.Н. своих должностных обязанностей как начальника отдела образования при том, что в муниципальном казенном образовательном учреждении «Тиличикская средняя школа» (далее - МКОУ «ТСШ») в настоящее время осуществляют трудовую деятельность в качестве заместителя директора школы и преподавателя его супруга - ФИО2 и в качестве преподавателя информатики - дочь ФИО12. В данной ситуации, прокуратура района усмотрела наличие нарушений антикоррупционного законодательства, а именно: пунктов 1, 2, 10,11 части 1 статьи 12, статье 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ; частей 1-2, пункта 1 части 3 статьи 10, частей 1-2, 6 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; пункта 2.3 раздела 2, пунктом 3.1.19, пункта 3.3.1 части 3.3 раздела 3 должностной инструкции начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования в Управлении по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района утвержденного главой администрации Олюторского муниципального района 26.04.2016 г. 07.02.2018г. указанное представление было рассмотрено в кабинете главы администрации Олюторского муниципального района с участием старшего помощника прокурора Адамко А.А. По итогам рассмотрения представления, по результатам совещания было принято решение отказать в удовлетворении требований прокуратуры за их необоснованностью. 19.02.2018 г. прокуратурой Олюторского района было дополнительно вынесено представление с требованием рассмотрения изложенных ранее доводов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Олюторского муниципального района. 27.03.2018 г. прокурором Олюторского района Камчатского края было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица врио главы Олюторского муниципального района Губаревой Светланы Михайловны, за совершение административного правонарушения, предусмотренного СТ. 17.7 КоАП РФ, т.е. умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. 28.03.2018 г. постановлением Олюторского районного суда Камчатского края ФИО3 была признана виновной в совершении данного административного правонарушения. 27.03.2018 г. состоялось заседание указанной комиссии, по результатам которого было установлено, что изложенные в представлении прокуратуры доводы нашли свое подтверждение, имеет место быть конфликт интересов при одновременном замещении Слипец Н.Н. должности начальника отдела образования и замещения должностей МКОУ «Тиличикская средняя школа» его супругой ФИО2 и дочерью ФИО9 На основании представления от 23.01.2018 г., протокола заседания комиссии от 27.03.2018 г. главой Олюторского муниципального района 05.04.2018 г., было издано распоряжение № 2 51/1 об увольнении Слипец Н.Н. Вместе с тем, полагает, что указанное представление прокуратуры является незаконным и необоснованным по следующим основаниям: под конфликтом интересов в соответствии со ст. 10 ФЗ от 25.08.2008 г. «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью, согласно ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ, понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей-. статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» к ограничениям, связанным с муниципальной службой относятся случаи: близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Непосредственное подчинение и подконтрольность одного работника другому предполагает прямое подчинение и прямой контроль, без посредствующих звеньев, без посредствующих участников. Непосредственным руководителем (начальником) является ближайший к работнику прямой начальник, поэтому не может являться непосредственным руководителем тот начальник, между которым и подчиненным есть другой руководитель.
Непосредственная подчиненность означает, что один работник подчинен другому в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), положением о структурном подразделении учреждения и другими локальными актами организации.
Непосредственная подконтрольность означает, что один работник имеет право на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого работника, который непосредственно ему подчинен. Аналогичная позиция изложена в письме Минтруда России от 28.08.2014 N 18-2/В-599 «О совместном прохождении службы в органах внутренних дел сотрудников, состоящих в близком родстве», согласно которому непосредственная подчиненность означает, что один муниципальный служащий подчинен другому в соответствии с должностной инструкцией, положением о структурном подразделении муниципального органа. Непосредственная подконтрольность означает, что один муниципальный служащий имеет право на основании юридических документов, определяющих его статус, контролировать другого муниципального служащего, который непосредственно ему подчинен. Непосредственная подконтрольность предполагает наличие у непосредственного начальника или иного вышестоящего начальника (при отсутствии прямого подчинения) специального полномочия по осуществлению контроля в силу своих должностных (служебных) обязанностей. Таким образом, факторы, связанные с непосредственной
подчиненностью или подконтрольностью работников между собой, должны быть закреплены в документах, регламентирующих работу учреждения, структурных подразделений учреждения и должностных обязанностях работника. Отсутствие прямого подчинения исключает и конфликт интересов. Согласно п. 3.3.1 ч. 3.3 раздела 3 должностной инструкции начальника отдела, утвержденного главой администрации Олюторского муниципального района 26.04.2016, начальник отдела несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за нарушение запретов, связанных с муниципальной службой, несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных федеральным законодательством. В соответствии с п. 1 ч.3 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих. Как следует из подп. 10 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, установленные этим Федеральным законом и другими федеральными законами для муниципальных служащих. Таким образом, ст. 12 Федерального закона N 25-ФЗ, в которой в общем виде сформулированы требования к служебному поведению муниципального служащего, подлежит применению с другими нормами этого Федерального закона, устанавливающими конкретные ограничения, связанные с муниципальной службой. Иное толкование привело бы к невозможности определения таких ограничений. Следовательно, из системного толкования ст. 12.4 Федерального закона № 273-ФЗ, подп. 5 п. 1 ст. 16, подп. 10 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ и в их взаимосвязи следует, что нахождение работников, замещающих должности в муниципальном казенном образовательном учреждении «Тиличикская средняя школа» и отдела общего, дошкольного и дополнительного образования в Управлении по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района, в близком родстве или свойстве, если бы такое замещение было связано с непосредственной подчиненностью одного из них другому, оно явилось бы тем ограничением, которое препятствует дальнейшей работе в такой должности. Непосредственная подчиненность предполагает наличие у начальника права отдавать подчиненному приказы и распоряжения, а также требовать их исполнения. Подчиненный же обязан их исполнять. Начальники, которым работники подчинены по работе, хотя бы временно, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником. На основании пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013г. № 309 «О мерах реализации отдельных положений Федерального закона - «О противодействии коррупции» Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации даны разъяснения по реализации некоторых требований нормативных правовых актов Российской Федерации о противодействии коррупции. В соответствии с разъяснениями, непосредственная подконтрольность предполагает наличие у непосредственного начальника или иного вышестоящего начальника (при отсутствии прямого подчинения) специального полномочия по осуществлению контроля в силу своих должностных (служебных), обязанностей. То есть, непосредственная подконтрольность возникла бы в правоотношениях работников МКОУ «Тиличикская средняя школа» и отдела общего, дошкольного и дополнительного образования в Управлении по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района в случаях, когда в должностных обязанностях одного из них это было бы прямо предусмотрено, либо предусмотрено (закреплено) полномочие по осуществлению функций соответствующего контроля локальным актом работодателя (приказом, распоряжением и т.д.). Как следует из устава МКОУ «Тиличикская средняя школа», деятельность указанного учреждения координирует отдел образования администрации Олюторского муниципального района, который осуществляет организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организацию предоставления дополнительного образования детям, учет детей, подлежащих. обязательному обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждение годовой сметы доходов и расходов, согласованной с финансовым и (или) экономическим отделом администрации Олюторского района, согласование годового календарного графика работы МКОУ «Тиличикская средняя школа», а также согласование учебного плана, образовательной программы МКОУ «Тиличикская средняя школа». Согласно п. 1.2 Устава, учредителем МКОУ «Тиличикская средняя школа» является Управление по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального Района (далее по тексту Управление образования). Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом Учреждения. В силу п. 5.1.1. Устава, управление Учреждением (МКОУ «Тиличикская средняя школа») строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления Учреждением являются Управляющий совет Учреждения, общее собрание, педагогический совет, общешкольная конференция и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления Учреждения и их компетенция определяются уставом Учреждения. Исходя из анализа п. 4.2, 4.3 и 4.4. У става, следует, что материально-техническими функциями, полномочиями по подборке и расстановке кадров, их материальному и иному стимулированию относится к компетенции директора МКОУ «Тиличикская средняя школа». Контроль деятельности Учреждения в этой части осуществляется Учредителем (Управлением образования).
Анализ должностной инструкции начальника отдела образования позволяет сделать вывод о том, что в должностной инструкции отсутствуют положения о том, что он контролирует и может давать указания работникам или директору МКОУ «Тиличикская средняя школа». Нет также положений о подконтрольности начальнику отдела образования директора МКОУ «Тиличикская средняя школа» и в должностной инструкции последнего. Каких-либо локальных нормативных актов, которые бы
свидетельствовали о наличии у Слипец Н.Н. специального полномочия по осуществлению контроля за работой ФИО2 и ФИО9, также не существует и в представлении прокуратуры Олюторского района такое положение не приводится. Следовательно, утверждения прокуратуры Олюторского района о конфликте интересов по указанным выше обстоятельствам, основываются лишь на предположениях и вольном толковании законодательства в сфере противодействия коррупции, не смотря на разъяснения вышестоящих судов Российской Федерации и государственных органов федерального значения. Тот факт, что он принимает участие в координации деятельности МКОУ «Тиличикская средняя школа», не может свидетельствовать о непосредственной подконтрольности вышеуказанных лиц. Функций по прямому управлению МКОУ «Тиличикская средняя школа», он, по его мнению не обладал, поскольку указанные полномочия отнесены к компетенции директора МКОУ «Тиличикская средняя школа». Таким образом, должностные обязанности Слипец Н.Н. по планированию, организации, регулированию и контролю деятельности образовательных учреждений района в целях осуществления государственной политики в области образования, не свидетельствуют о наличии полномочий по осуществлению контроля за работниками МКОУ «Тиличикская средняя школа»: ФИО2 и ФИО9 Предписание прокуратуры района не содержит фактического примера допущенного Слипец Н.Н. нарушения, которое выразилось бы в единоличном принятии решения о поощрении (благодарность, грамота) в отношении ФИО2 и/или ФИО9, либо материальных выплат и иных преимуществ в работе, поскольку принятие подобных поощрительных мер не входит в мою компетенцию. Также указывает на то, что в полномочия начальника отдела образования не входит: подготовка или утверждение тарификационных списков преподавателей МКОУ «Тиличикская средняя школа», формирование/утверждение часовой нагрузки на преподавателей МКОУ «Тиличикская средняя школа», вопросы о приеме на работу (заключение трудового договора), начисление заработной платы, индексации, присвоении рангов (степеней). Более того, в представлении прокуратуры района изложено предположение, что Слипец Н.Н мог оказывать воздействие на принятие решений директором школы (предоставления дополнительных учебных часов, назначения премий, установление периода очередного отпуска в удобное время, присвоению почетных званий, награждению и т. д.) исключительно в пользу своих близких родственников ФИО2 и ФИО9, являющихся подчиненными работниками директора указанного учреждения. В этой связи, указывает, что в случае подобных действий, должностное лицо - директор МКОУ «Тиличикская средняя школа» имеет право немедленно сообщить об этом правоохранительные органы с целью пресечения незаконных действий, чего не было сделано в то время, если предположить что существовали такие обстоятельства. Резюмируя вышеизложенное, просит суд, обратить внимание на то обстоятельство, что начальник отдела образования является подчиненным руководителю Управления по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района,, соответственно окончательные решения принимаются (согласовываются) вышестоящим должностным лицом, что лишает начальника отдела образования напрямую, каким-либо образом воздействовать на осуществление своих должностных обязанностей директором МКОУ «Тиличикская средняя школа». Учитывая, что непосредственная подконтрольность означает, что один сотрудник имеет право на основании юридических документов (должностных инструкций, локальных нормативных актов), определяющих его статус, контролировать другого сотрудника, который непосредственно ему подчинен, а таких доводов в представлении не изложено, полагаю, что признаков нарушений ненадлежащего исполнения мной как начальником отдела образования, требований законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе, а также отсутствии должного контроля за действиями подчиненных сотрудников со стороны руководства администрации Олюторского муниципального района, не усматривается. Таким образом, представление прокуратуры от 23.01.2018 г. N2 07-03/2018 по мнению административного истца, является необоснованным, а доводы о нарушении законодательства не основаны на законах или подзаконных актах, которые бы указывали на наличие конфликта интересов по вышеизложенным обстоятельствам. Поскольку представление прокуратуры является обязательным для исполнения, то изложенные в нём факты нарушения требований закона для лица, которому данное представление поступило, являются установленными, не подлежащими сомнению, что неминуемо повлекло привлечение меня к дисциплинарной ответственности и как следствие увольнению по порочащему мою репутацию основанию - утрата доверия. Согласно ст. 37 Конституции РФ, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В соответствии со ст. 2. Трудового Кодекса РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда. Таким образом, действиями прокуратуры, выразившимися в вынесении представления от 23.01.2018 г. были нарушены мои права на труд, предусмотренные ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 Трудового кодекса РФ. Кроме того, Слипец Н.Н. подавал жалобу в порядке подчиненности на незаконные действия прокуратуры Олюторского района в вышестоящую прокуратуру Камчатского края, однако доводы жалобы не были исследованы объективно, всесторонне и по существу. Так как, Слипец Н.Н. полагает, что, оспариваемое представление прокуратуры внесено незаконно и необоснованно, содержит в себе предположения и оценочные суждения, при этом нарушает его права на труд и на доброе имя и деловую репутацию, полагает, что из смысла ст. ст. 1, 17, гл. 22 КАС РФ, просит признать незаконным представление прокуратуры Олюторского района об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции от 23.01.2018 № 07-03-2018 поданное на имя Главы Олюторского муниципального района.
В судебном заседании административный истец Слипец Н.Н., представитель административного истца адвокат Харитонова Н.С. заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель административного ответчика представителя прокуратуры Олюторского района старший помощник прокурора Олюторского района Адамко А.А. выразил свое несогласие с административным исковым заявлением, указав на то, что представление прокурора вынесено в соответствии с действующим законодательством, на основании полномочий, предоставленных прокурору по результатам прокурорской проверки в связи с выявленными нарушениями требований законодательства о противодействии коррупции и о муниципальной службе
Представитель заинтересованного лица администрация Олюторского района Писаренко О.Ю., указала на то, что представление прокурора вынесено в соответствии с действующим законодательством.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1, ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1), предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона N 2202-1, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона N 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений п. 1 ст. 24 Федерального закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
23.01.2018 года в адрес главы Олюторского муниципального района поступило представление прокуратуры Олюторского района Камчатского края, в котором и.о. прокурора района Шостак Р.С. указывал на выявленные нарушения в сфере законодательства о противодействии коррупции и муниципальной службы, которые по мнению прокуратуры возникли вследствие ненадлежащего исполнения им, как начальником отдела своих обязанностей как муниципального служащего, а также вследствие отсутствия должного контроля за действиями подчиненных со стороны руководства администрации Олюторского муниципального района. В представлении, прокуратура вынесла требование об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции, привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения. В качестве основания для вынесения представления, явилось установление обстоятельств осуществления Слипец Н.Н. своих должностных обязанностей как начальника отдела образования при том, что в муниципальном казенном образовательном учреждении «Тиличикская средняя школа» (далее - МКОУ «ТСШ») в настоящее время осуществляют трудовую деятельность в качестве заместителя директора школы и преподавателя его супруга - ФИО2 и в качестве преподавателя информатики - дочь ФИО13. В данной ситуации, прокуратура района усмотрела наличие нарушений антикоррупционного законодательства, а именно: пунктов 1, 2, 10,11 части 1 статьи 12, статье 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ; частей 1-2, пункта 1 части 3 статьи 10, частей 1-2, 6 статьи 11 Федерального закона от 25.08.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»; пункта 2.3 раздела 2, пунктом 3.1.19, пункта 3.3.1 части 3.3 раздела 3 должностной инструкции начальника отдела общего, дошкольного и дополнительного образования в Управлении по социальным вопросам, вопросам образования, здравоохранения, культуры администрации Олюторского муниципального района утвержденного главой администрации Олюторского муниципального района 26.04.2016 г.
Указанное представление было рассмотрено в кабинете главы администрации Олюторского муниципального района с участием старшего помощника прокурора Адамко А.А. По итогам рассмотрения представления, по результатам совещания было принято решение отказать в удовлетворении требований прокуратуры за их необоснованностью.
19.02.2018 г. прокуратурой Олюторского района было дополнительно вынесено представление с требованием рассмотрения изложенных ранее доводов на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Олюторского муниципального района.
27.03.2018 г. состоялось заседание указанной комиссии, по результатам которого было установлено, что изложенные в представлении прокуратуры доводы нашли свое подтверждение, имеет место быть конфликт интересов при одновременном замещении Слипец Н.Н. должности начальника отдела образования и замещения должностей МКОУ «Тиличикская средняя школа» его супругой ФИО2 и дочерью ФИО9
На основании представления от 23.01.2018 г., протокола заседания комиссии от 27.03.2018 г. главой Олюторского муниципального района 05.04.2018 г., было издано распоряжение № 2 51/1 об увольнении Слипец Н.Н.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении N 84-О от 24 февраля 2005 года, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
Следовательно, представление прокурора, внесенное им в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, подлежит оспариванию в порядке, определенном главой 22 КАС РФ, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органами и должностными лицами. Представление об устранении нарушений закона является одной из мер прокурорского реагирования на нарушение закона.
Из материалов дела следует, что Слипец Н.Н. оспаривает представление и.о. прокурора района Шостака Р.С. от 23.01.2018 года об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которое адресовано главе администрации Олюторского муниципального района. По мнению суда, представление прокурора по существу само по себе может быть оспорено органом, должностным лицом, которым оно внесено, но не Слипцом Н.Н., с привлечением последнего в качестве заинтересованного лица. Также Слипец Н.Н. не был лишен прав на оспаривание решения комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации Олюторского муниципального района в случае удовлетворения представления.
Таким образом оспариваемое представление вынесено без нарушения прав административного истца и на законных основаниях в связи с выявленными фактами нарушения законодательства о противодействии коррупции; в пределах полномочий прокурора, который самостоятельно определяет необходимость применения тех или иных мер прокурорского реагирования и вправе требовать устранения выявленных нарушения; при этом представление не содержит безусловного требования о привлечении конкретного работника к ответственности; не препятствует обращению лица за защитой своих прав в установленном порядке, а предлагает только устранить допущенное нарушение.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Слипец Николая Николаевича к прокуратуре Олюторского района Камчатского края о признании незаконным представление прокуратуры Олюторского района Камчатского края от 23 января 2018 года № 07-03-2018 - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 мая 2018 года.
Председательствующий суда подпись А.В. Орлов