Дело №2а-47/2022 27 января 2022 года
УИД 29RS0004-01-2022-000010-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Мой А.И., при секретаре Алекберовой В.В., с участием помощника прокурора Виноградовского района Хайдаровой Л.З., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Березник административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Виноградовского муниципального округа Архангельской области, администрации МО «Виноградовский муниципальный район», администрации городского поселения «Березниковское» об оспаривании бездействия ответчиков и понуждении предоставить региональному оператору информацию о техническом состоянии многоквартирных домов,
установил:
и.о. прокурора Виноградовского района Архангельской области обратился в интересах неопределенного круга лиц с данным иском к ответчикам. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района установлено бездействие администраций муниципального образования «Виноградовский муниципальный район» и городского поселения «Березниковское» по непринятию мер по включению в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, 3 многоквартирных домов, расположенных на территории Виноградовского района (<адрес>. Полагает, что бездействие администраций МО «Виноградовский муниципальный район» и ГП «Березниковское» нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку не включение многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта влечет неисполнение собственниками жилых помещений обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, и выбору способа формирования фонда капитального ремонта, как следствие в будущем может повлечь необратимые последствия, своевременное не проведение капитального ремонта может ухудшить техническое состояние многоквартирных домов, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания. А также препятствует реализации мероприятий, предусмотренных разделом 6 национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16, и направленных на улучшение жилищных условий иными методами, в том числе за счет проведения капитального ремонта основных конструктивных элементов. Просит суд признать незаконным бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер по включению в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области, 3 многоквартирных домов, расположенных на территории Виноградовского района (<адрес>. Обязать администрацию Виноградовского муниципального округа Архангельской области в срок до 31 июля 2022 года в рамках полномочий предоставить в некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» информацию о техническом состоянии 3 многоквартирных домов, расположенных по адресу: Архангельская <адрес> в целях актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области.
Помощник прокурора Виноградовского района Хайдарова Л.З. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации Виноградовского муниципального округа Архангельской области ФИО1 в судебном заседании с требованиями прокурора в части требования к администрации Виноградовского муниципального округа не согласился, пояснив, что полномочия в предоставлении информации о техническом состоянии 3 многоквартирных домов Виноградовскому муниципальному округу перешли с 01.01.2022, поэтому сведения о техническом состоянии указанных многоквартирных домов будут предоставлены до 31.07.2022.
Заинтересованные лица ФИО2; ФИО3; ФИО4; ФИО5; ФИО6; ФИО7; ФИО8; ФИО9; ФИО10; ФИО11; ФИО12; ФИО13; ФИО14; ФИО15; ФИО16; ФИО16; ФИО17; ФИО18; ФИО19; ФИО20, надлежаще извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились.
Суд, заслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий ( бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено осуществление регионального государственного жилищного надзора; определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления ( ст. 13 ЖК РФ).
Положениями ст.168 ЖК РФ закреплено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе: перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться также дома, в которых имеется менее чем пять квартир. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, в отношении которых на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, приняты решения о сносе или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта не включаются многоквартирные дома, расположенные на территориях населенных пунктов, признанных закрывающимися на основании решений органов государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации (далее - закрывающиеся населенные пункты). Исключение таких многоквартирных домов из региональной программы капитального ремонта осуществляется на дату ее актуализации в связи с принятием решения о закрытии населенного пункта.
В развитие названных положений ЖК РФ был принят
Закон Архангельской области от 02 июля 2013 года №701-41-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» (далее - Закон №701-41-ОЗ), которым урегулированы общественные отношения, связанные с деятельностью органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области в сфере создания эффективных и устойчивых механизмов своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области.
Согласно ст.5 Закона №701-41-ОЗ Правительство Архангельской области утверждает региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а уполномоченный исполнительный орган (Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области) вносит на рассмотрение и утверждение в Правительство Архангельской области проект региональной программы; утверждает краткосрочные планы реализации региональной программы (ст.6), а органы местного самоуправления - обобщают поступившую информацию, а также собирают информацию о многоквартирных домах, находящихся в муниципальной и (или) государственной собственности, и о многоквартирных домах, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (ст.7).
Постановлением Правительства Архангельской области от 22.04.2014 № 159-пп утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области
Как указывалось выше, в силу положений ст. 7 Закона Архангельской области от 02.07.2013 № 701- 41-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области» полномочия по обобщению информации о техническом состоянии многоквартирных домов в целях формирования региональной программы, внесения в нее изменений осуществляют органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области.
В судебном заседании установлено, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, введен в эксплуатацию после реконструкции 25.04.2014, многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>, введены в эксплуатацию по завершению строительства 28.11.2016. С даты ввода в эксплуатацию указанных домов до настоящего времени сведения о техническом состоянии региональному оператору администрациями не переданы.
Бездействие администраций МО «Виноградовский муниципальный район» и ГП «Березниковское», выраженное во вне включении многоквартирных домов в региональную программу капитального ремонта, влечет неисполнение собственниками жилых помещений обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт и выбору способа формирования фонда капитального ремонта, как следствие в будущем может повлечь необратимые последствия: своевременное не проведение капитального ремонта может ухудшить техническое состояние многоквартирных домов; нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания; препятствует реализации мероприятий, предусмотренных разделом 6 национального проекта «Жилье и городская среда», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16, и направленных на улучшение жилищных условий иными методами, в том числе за счет проведения капитального ремонта основных конструктивных элементов.
Правопреемником МО «Виноградовский муниципальный район» и ГП «Березниковское» является Виноградовский муниципальный округ Архангельской области.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования и.о. прокурора Виноградовского района Архангельской области в защиту интересов неопределенного круга лиц законными, обоснованными, учитывая изложенную ЖК РФ и Законом №701-41-ОЗ процедуру по обобщению информации о техническом состоянии многоквартирных домов в целях формирования региональной программы, внесения изменений в региональную программу капитального ремонта в многоквартирных домах -подлежат удовлетворению.
В силу положений ч.2 ст. 178 КАС РФ, учитывая обстоятельства дела, суд считает необходимым установить срок исполнения данного решения суда не позднее 31 июля 2022 года.
Согласно п. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ администрация Виноградовского муниципального округа Архангельской области освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление и.о. прокурора Виноградовского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Виноградовский муниципальный район» и администрации ГП «Березниковское» по непринятию мер по включению в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, по адресам: <адрес>.
Обязать администрацию Виноградовского муниципального округа Архангельской области в срок до 31 июля 2022 года в рамках полномочий предоставить в некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» информацию о техническом состоянии 3 многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> в целях актуализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2022 года.
Судья А.И. Мой