ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4801/2021 от 01.06.2022 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Административное дело №2а-605/2022

09RS0001-01-2021-004822-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2022 г. г.Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе судьи Шебзухова М.М.,

при секретаре судебного заседания Малсугенове Д.А.,

с участием представителя административного истца Тома М.М. – Кукоевой И.А. действующей на основании доверенности 09 АА 0470525 от 30 июня 2021 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному исковому заявлению Тома Мурата Магарбиевича к Управлению Федеральной Налоговой Службы по КЧР о признании бездействий незаконными и обязании возместить ущерб,

установил:

Тома М.М. обратился в суд к МИФНС России №3 по КЧР с настоящим административным иском. В обоснование иска указано, что 16.11.2017г. он был поставлен на учет, в качестве ФЛ, осуществляющего предпринимательскую деятельность, без образования ЮЛ, в налоговом органе по месту жительства. 31.01.2019г., он обратился в МИФНС по месту жительства с заявлением по форме Р26001 о прекращении деятельности ИП с квитанцией об оплате госпошлины, о чем на руки была выдана расписка в получении документов вх.№65А. Согласно п.1 ст.8, п.8 ст.22.3 Закона N129-ФЗ налоговый орган снимает предпринимателя с учета в качестве ИП в течение 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. В соответствии с п.9 ст.22.3 государственная регистрация физического лица в качестве ИП утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРИП. Иного порядка прекращения деятельности физического лица в качестве ИП в связи с добровольным решением о ее прекращении законодательством не установлено (Письмо Минфина России от 14.06.2019г. N03-12-13/43229). Датой прекращения деятельности физического лица в качестве ИП является дата внесения в ЕГРИП сведений о прекращении этим лицом деятельности в качестве предпринимателя. По истечении 5 дней со дня подачи заявления по форме Р26001 бывший ИП может, но не обязан получить выписку из ЕГРИП об исключении сведений о нем из реестра. Налоговый орган в срок не позднее 07.02.2019г. обязан был осуществить одно из следующих действий: осуществить государственную регистрацию либо принять решение об отказе в государственной регистрации заявления Тома М.М. о прекращении предпринимательской деятельности. Между тем, налоговым органом продолжалась начисляться задолженность по налогам и сборам. Истец 03.12.2020г. повторно обратился в МИФНС по месту жительства с заявлением по форме Р26001 о прекращении деятельности ИП с квитанцией об оплате госпошлины, о чем на руки была выдана расписка в получении документов вх№377А. 29.04.2021г. обратился с жалобой на действия МИФНС №3 г.Черкесска в УФНС по КЧР, 08.06.2021г. он по почте был получен ответ УФНС по КЧР от 28.05.2021г., согласно которого следует, что МИФНС №3 по КЧР на заявление ИП Тома М.М. от 31.01.2019г. о прекращении деятельности ИП вынесено решение от 07.02.2020г. №65 А, об отказе в государственной регистрации. За период с 31.01.2019г. по 10.12.2020г., по вине работников МИФНС №3 по КЧР, которые проигнорировали официальное заявление о прекращении деятельности ИП от 31.01.2019г., за ним образовалась задолженность по налогам и сборам, что нарушает его права и законные интересы. 28.04.2021г., обратившись в УФССП по КЧР по месту жительства, были предоставлены копии постановлений о распределении ДС по исполнительному производству 9416/20/09003-ИП, возбужденному в отношении него, взыскателем по которому является МИ ФНС №3 по КЧР. Сумма долга по указанному выше исполнительному производству 36 424,29 руб.. Со ссылкой на нормы действующего законодательства просит: Признать бездействия МИ ФНС №3 по КЧР выразившиеся, в уклонении от государственной регистрации прекращения деятельности Тома М.М. по заявлению от 31.01.2019г. вх.№65 А, незаконными. Обязать МИ ФНС №3 по КЧР произвести государственную регистрацию при прекращении с 07.02.2019 г. Тома М.М., деятельности, в качестве индивидуального предпринимателя. Обязать МИ ФНС №3 по КЧР исключить из ЕГРП запись государственной регистрации от 10.12.2020г. о прекращении с 10.12.2020г. Тома М.М. деятельности, в качестве ИП. Возместить Тома М.М., ущерб, причиненный уклонением от государственной регистрации прекращения деятельности ИП, допущенной по вине МИ ФНС № 3 по КЧР в размере 36 424,29 руб..

На основании приказа ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-4/479 с 30.08.2021 территориальные налоговые органы республики реорганизованы в форме присоединения к Управлению ФНС России по КЧР ИНН 0914000677.

Протокольным определением в соответствии со ч.1 ст. 44 КАС РФ произведена замена МИФНС России №3 на правопреемника Управление ФНС России по КЧР.

В судебном заседании представитель административного истца Кукоева И.А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

В ранее в судебном заседании представителем административного ответчика Управления Федеральной Налоговой службы по КЧР поддержала возражения, имеющиеся в материалах дела.

Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, материалы настоящего дела, представленные доказательства, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В силу п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пунктами 9, 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Правила, процедура, права и обязанности участников правоотношений, связанных с реализацией налоговыми органами государственных функций по государственной регистрации лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и прекращения такой деятельности, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии со ст. 22.3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) документа об уплате государственной пошлины;

в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктами 2 и 2.4 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

в) предусмотренном пунктом 3 статьи 13.1, пунктом 2 статьи 20, пунктом 4 статьи 22.1, пунктом 5 статьи 22.2 настоящего Федерального закона;

г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;

д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;

е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;

ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;

з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;

и) получения в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;

к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;

л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;

м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий;

н) если физическое лицо - учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;

о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;

р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;

с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона;

т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;

ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;

имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;

являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;

ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения;

ш) нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 213.30 и пунктом 4 статьи 216 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Согласно ст. 23 п. 4 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-0 разъяснено, что процедура государственной регистрации, а также процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя носит заявительный характер. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

Как следует из нормативных положений Федерального закона N 129-ФЗ, статус индивидуального предпринимателя может быть утрачен как в силу выраженного волеизъявления гражданина, так и в силу закона. В зависимости от того, выражает ли волю на прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя сам гражданин либо прекращение такой деятельности зависит от решения налогового органа, действующие нормативные положения Федерального закона № 129-ФЗ возлагают определенные обязательства как на граждан, так и на соответствующие органы, определяя конкретные сроки, в течение которых налоговый орган обязан принять соответствующее решение.

Вышеприведенным Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ определены конкретные сроки совершения регистрационных действий, с которыми законодатель связывает правовые последствия в виде возникновения и прекращения статуса индивидуального предпринимателя

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что административный истец Тома М.М. 16.11.2017 г. был поставлен на учет, в качестве физического лиц, осуществляющего предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица в налоговом органе по месту жительства.

31.01.2019г., Тома М.М. обратился в МИФНС по месту жительства с заявлением по форме Р26001 о прекращении деятельности в качестве ИП с квитанцией об оплате госпошлины, о чем административному истцу на руки была выдана расписка в получении документов вх.№65А.

Согласно п.1 ст.8, п.8 ст.22.3 Закона N129-ФЗ налоговый орган снимает предпринимателя с учета в качестве ИП в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

В соответствии с п.9 ст.22.3 государственная регистрация физического лица в качестве ИП утрачивает силу после внесения об этом записи в ЕГРИП.

Иного порядка прекращения деятельности физического лица в качестве ИП в связи с добровольным решением о ее прекращении законодательством не установлено (Письмо Минфина России от 14.06.2019г. N03-12-13/43229).

Датой прекращения деятельности физического лица в качестве ИП является дата внесения в ЕГРИП сведений о прекращении этим лицом деятельности в качестве предпринимателя и соответственно именно эта дата и является официальной датой закрытия ИП.

В судебном заседании установлено, что все необходимые документы, для прекращения деятельности ИП, Тома М.М. были предоставлены в соответствующий налоговый орган.

С момента подачи указанного заявления административный истец Тома М. предпринимательскую деятельность не осуществлял.

В данном случае, суд соглашается с доводами административного истца о том, что налоговый орган в срок не позднее 07.02.2019г. обязан был осуществить одно из следующих действий: осуществить государственную регистрацию либо принять решение об отказе в государственной регистрации заявления Тома М.М. о прекращении предпринимательской деятельности.

Так, в заявлении Р26001 о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя от 31 января 2019 года Тома М в пункте 2 «Документы, связанные с предоставлением государственной услуги по государственной регистрации индивидуального предпринимателя направить на электронную почту MARINA.TOMA1991@mail/ru, а так же выдать на бумажном носителе (заявителем поставлено цифровое значение «1»).

Судом установлено, что обязанность по извещению заявителя об отказе в предоставлении государственной услуги регистрирующим органом не была исполнена.

Ссылка административного ответчика о том, что индивидуальный предприниматель самостоятельно несет ответственность за свою деятельность - безусловна, но ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей сотрудниками регистрирующего органа, такой обязанности за индивидуальным предпринимателем в действующем законодательстве не закреплено.

Материалами дела подтверждается, что денежные средства со счета административного истца списывались за задолженность по налогам и сборам ввиду того, что ИП на имя Тома М.М. не закрыто и ему налоговым органом продолжала начисляться задолженность по налогам и сборам.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспорено, что административный истец 03.12.2020 г., повторно обратился в МИФНС по месту жительства с заявлением по форме Р26001 о прекращении деятельности ИП с квитанцией об оплате госпошлины, о чем была выдана расписка в получении документов вх№377А, будучи уверенным, что снимут с учета в качестве ИП с момента подачи первоначального заявления. Тома М.М. был снят с налогового учета, в качестве ИП с 10.12.2020 г..

29.04.2021г., обратился с жалобой на действия МИФНС №3 г. Черкесска в УФНС по КЧР.

08.06.2021г. по почте был получен ответ УФНС по КЧР от 28.05.2021г. на жалобу, согласно которого УФНС по КЧР сообщает, что по результатам рассмотрения регистрирующим органом - МИФНС №3 по КЧР, заявления ИП Тома М.М. от 31.01.2019г. о прекращении деятельности ИП вынесено решение от 07.02.2020г. №65 А, об отказе в государственной регистрации.

Между тем, о существовании указанного выше решения от 07.02.2020 г. № 65 А, об отказе в государственной регистрации, истец не знал и не мог знать, так как МИФНС № 3 по КЧР, в его адрес не направляло (на адрес электронной почты), о нем стало известно только из письма УФНС по КЧР от 28.05.2021 г..

Доказательств обратного, а именно уведомления налоговым органом о вынесении решения об отказе в прекращении ИП в ходе судебного разбирательства сторонами не предоставлено, а судом не добыто.

Незаконное бездействие МИФНС №3 по КЧР, по уклонению от государственной регистрации, прекращения деятельности ИП и не направлению в адрес заявителя Тома М.М., решения об отказе в государственной регистрации, прекращении деятельности ИП привело к начислению налоговой задолженности, за деятельность, которую заявитель не вел с момента подачи заявления от 31.01.2019 г. о прекращении государственной регистрации, что является незаконным, недопустимым и нарушающим права и законные интересы Тома М.М.

Статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований уплаты страховых взносов, из которого следует, в том числе, что физические лица, обладающие статусом индивидуального предпринимателя, уплачивают страховые взносы за себя.

Следует отметить, что законодательство о налогах и сборах ставит в зависимость возникновение обязанности индивидуальных предпринимателей по уплате за себя страховых взносов непосредственно с моментом приобретения ими данного статуса.

Согласно разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, отраженных в Определении от 22.03.2012 N 621-0-0, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, включая право на обращение в арбитражный суд, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие.

В данном случае, Тома М.М. совершил все необходимые действия для уведомления регистрирующего (налогового) органа о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, налоговый орган 31.01.2019г. принял от него заявление о прекращении им предпринимательской деятельности, соответственно Тома М.М. добросовестно заблуждался относительно правильности оформления такого заявления в связи, с чем за период с 31.01.2019г. по 10.12.2020г., по вине работников МИФНС №3 по КЧР, которые проигнорировали официальное заявление административного истца о прекращении деятельности ИП от 31.01.2019г., за ним образовалась задолженность по налогам и сборам, что нарушает его права и законные интересы и влечет для него крайне негативные последствия.

В соответствии со ст.24 ФЗ от 08.08.2001г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в статье 23 ФЗ, отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, установленного ФЗ, а также незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственных реестрах сведений и документов, иных предусмотренных ФЗ документов, должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Регистрирующий орган возмещает ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

28.04.2021г., обратившись в УФССП по КЧР по месту своего жительства, административному истцу Тома М.М. были предоставлены копии постановлений о списании денежных средств по исполнительному производству 9416/20/09003-ИП, возбужденному в отношении него, взыскателем по которому является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево-Черкесской Республике.

Сумма долга по указанному выше исполнительному производству составила 36 424,29 руб. и была списана со счета Тома М.М., что подтверждается материалами дела, а именно, постановлениями о распределении денежных средств.

В соответствии со ст.219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В данном случае, срок на обращение в суд с настоящим административным иском Тома М.М. не пропущен.

При таких обстоятельствах, нарушенные права административного истца подлежат восстановлению путем удовлетворения административного искового заявления Тома М.М. в полном объеме.

Руководствуясь статьями 177-180 КАС РФ,

решил:

Административное исковое заявление Тома Мурата Магарбиевича к Управлению Федеральной Налоговой Службы по Карачаево-Черкесской Республике – удовлетворить.

Признать бездействия Управления Федеральной Налоговой Службы по Карачаево-Черкесской Республике, выразившиеся, в уклонении от государственной регистрации прекращения деятельности Тома Мурата Магарбиевича, по заявлению от 31.01.2019 г. вх.№65А, незаконными.

Обязать Управление Федеральной Налоговой Службы по Карачаево-Черкесской Республике, произвести государственную регистрацию прекращения с 07.02.2019 г. Тома Мурата Магарбиевича, деятельности, в качестве индивидуального предпринимателя.

Обязать Управление Федеральной Налоговой Службы по Карачаево-Черкесской Республике исключить из ЕГРП запись государственной регистрации от 10.12.2020 г. о прекращении с 10.12.2020 г. Тома Мурата Магарбиевича деятельности, в качестве индивидуального предпринимателя.

Возместить Тома Мурату Магарбиевичу, ущерб, причиненный уклонением от государственной регистрации прекращения деятельности ИП, допущенной по вине Управления Федеральной Налоговой Службы по Карачаево-Черкесской Республике, в размере 36 424,29 руб..

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме с подачей жалобы через Черкесский городской суд.

Судья Черкесского городского суда М.М.Шебзухова

Мотивированное решение изготовлено 07.06.2022 г..