ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4804/2016 от 23.09.2016 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2016 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Суминой В.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никкель ФИО7 к ГУ МВД России по <адрес>, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес>:

- о признании незаконным действия, выразившего­ся в предоставлении заведомо ложной информации о том, что не создана комиссия по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, изложенной в ответе на заявление;

- о признании незаконным бездеятельности, выразившейся в непринятии и не рассмотрении заявле­ния от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка;

- о возложении обязанности принять заявление в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка,

- о возложении обязанности принять решение о признании Никкель ФИО8 носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации";

- о возложении обязанности выдать Никкель ФИО9 вид на жительство в Российской Федерации;

- о возложении обязанности принять Никкель ФИО10 в гражданство Российской Федерации на основании части второй. 1 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и пп."г.1" п.14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённого Ука­зом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325,

У с т а н о в и л :

Административный истец ФИО1 обратился в Центральный районный суд с административными требованиями, с учетом уточнения предмета которых, просит незаконными действия ГУ МВД России по <адрес>, ГУ по вопросам миграции МВД России по <адрес>, выразившие­ся в предоставлении заведомо ложной информации о том, что не создана комиссия по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, то есть информации, изложенной в ответе на его заявление, противоречащей приказу УФМС России по Воронежской обла­сти от ДД.ММ.ГГГГ., «О порядке формирования и работы комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка», согласно которому комиссия по при­знанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка была создана, а также было утверждено положение о порядке формирования и деятельности этой комиссии согласно Приложению № 2 к приказу.

Истец просит также признать незаконным бездеятельность, выразившуюся в непринятии и не рассмотрении его заявле­ния от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; возложить обязанность принять заявление в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, принять решение о признании его носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"; выдать ему вид на жительство в РФ, а также обязать принять в гражданство Российской Федерации на основании части второй. 1 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и пп."г.1" п.14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённого Ука­зом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325.

Обосновывая заявленные требования, указывает, что он, являясь иностранным гражданином, и законно находясь на территории РФ, в установленный законом срок подал заявление о признании его носителем русского языка, предоставил все необходимые документы. Заявление не принято, ответ на его обращение дан не был. ДД.ММ.ГГГГ он повторно обратился с заявлением, в котором просил сообщить: когда и куда ему необходимо явиться в комиссию по признанию иностранного гражданина носителем русского языка. Указывает, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в комиссию до настоящего времени не принято к рассмотрению, в установленный 2-х дневный срок не назначена дата заседания комиссии. Утверждает, что незаконное бездействия административных ответчиков лишило его права в установленные законом сроки, с учетом времени законного нахождения на территории РФ, реализовать свое право на получение вида на жительство и гражданства РФ.

В судебном заседании ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ФИО1, действующий на основании доверенности ФИО2, заявленные требования поддержал. Настаивал на их удовлетворении. Ссылался на длительное и незаконное бездействие административных ответчиков.

Представитель ГУ МВД России по <адрес>, Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес>, действующая на основании доверенности ФИО3, заявленные требования не признала. Суду пояснила, что письменные обращения ФИО1 в установленном законом порядке и время были рассмотрены уполномоченным органом. В тридцатидневный срок по указанным обращениям были даны письменные мотивированные ответы, в которых подробным образом разъяснен порядок реализации права на признание иностранного гражданина носителем русского языка, право на получение вида на жительство, гражданство. Полагает, что указанными мотивированными ответами права ФИО1 не нарушены.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.

На основании объяснений лиц, участвующих в деле, паспорта, миграционной карты, судом установлено, что административный истец ФИО1 был гражданином РФ. Вышел из гражданства 31.08.1994 г. в соответствии с п. б ч. 1 ст. 23 Закона от 28.11.1991 года «О гражданстве РФ».

Административный истец ФИО1 является гражданином <адрес> и является временно пребывающим на территории РФ иностранным гражданином.

ФИО1 в установленном законном порядке въехал на территорию РФ в ДД.ММ.ГГГГ (срок пребывания до ДД.ММ.ГГГГг.). В установленный законом срок выехал из РФ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 въехал в РФ с целью подачи документов в комиссию и получения решения, а также подачу заявления о получении вида на жительства, с последующим получением гражданства.

С учетом времени въезда, срок пребывания на территории РФ до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в комиссию о признании носителем русского языка.

Административный истец просит признать бездеятельность, выразившуюся в непринятии и не рассмотрении заявле­ния от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Согласно п. 16.1. Указа Президента РФ от 14.11.2002 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью, временно пребывающие или проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с заявлением о признании их носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона.

Согласно п. 16.1. Указа Президента РФ от 14.11.2002 (в ред. от 06.08.2014) "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью, временно пребывающие или проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с заявлением о признании их носителями русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона.

В силу ч. 3 ст 33.1 ФЗ «О гражданстве в РФ» (ред. № 19 от 31.12.2014 г.) заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Приказом ФМС России от 26.05.2014 N 380 утвержден Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, которым установлены требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Исходя из содержания и формы заявления, поданного ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по <адрес>, суд приходит к выводу о том, что оно может быть расценено как заявление, поданное в порядке ст. 33.1 ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Таким образом, ФИО1, в установленный ч. 3 ст 33.1 ФЗ «О гражданстве в РФ» срок, не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации, в установленном законом порядке и форме обратился в уполномоченный орган с заявлением о признании его носителем русского языка подается в комиссию

В соответствии с п.18 Порядка формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, при поступлении заявления председатель комиссии в 2-дневный срок назначает дату заседания комиссии. При этом дата заседания комиссии не может быть назначена позднее пяти дней со дня поступления соответствующего заявления.

Указанные требования действующего законодательства административным ответчиком Управлением ФМС России по <адрес> не выполнены, заявление не принято к рассмотрению, дата назначения заседания комиссии не назначена, о месте, дате и времени проведения заседания комиссии ФИО1 не уведомлен.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из смысла приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление незаконности этих решений и действий и нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Бездеятельность административного ответчика повлекла нарушение прав ФИО1, который подавая заявления ДД.ММ.ГГГГ, заблаговременно до окончания времени законного пребывания на территории РФ ДД.ММ.ГГГГ, в силу действующего законодательства рассчитывал на возможность рассмотрения его заявления с целью последующего соблюдения сроков обращения с заявлением о приобретении вида на жительства.

На основании изложенного, суд признает незаконным бездеятельность ГУ МВД России по <адрес>, выразившуюся в непринятии и не рассмотрении заявле­ния Никкель ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и возлагает на ГУ МВД России по <адрес> обязанность принять заявление Никкель ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> и рассмотреть его в установленном законом порядке.

Административным истцом заявлены требования о признании незаконным действия, выразившего­ся в предоставлении заведомо ложной информации о том, что не создана комиссия по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, изложенной в ответе на заявление.

Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что указанное заявление в ГУ по вопросам миграции МВД России по <адрес> (на ДД.ММ.ГГГГ) отказались получать, ссылаясь на ликвидацию управления УФМС. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, одновременно с подачей заявления о признании носителем русского языка, обратился с заявлением о предоставлении информации.

Суду предоставлено заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное в адрес ГУ по вопросам миграции МВД России по <адрес>, из которого следует, что ФИО1 просил предоставить информацию о времени и месте, куда необходимо явиться в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка до истечения срока пребывания в РФ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из письменного мотивированного сообщения Управления ФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 сообщено, что заседание комиссии УФМС России по <адрес> по вопросу признания иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка не назначено. ФИО1 разъяснены положения действующего законодательства по вопросу восстановления в гражданстве РФ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратился с заявлением, в котором просил предоставить информацию о времени и месте, куда необходимо явиться в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

ДД.ММ.ГГГГ Управление ФМС России по <адрес> в письменном мотивированном сообщении, предоставило ФИО1 информацию о том, что комиссия УВМ ГУ МВД России по <адрес> по вопросу признания иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка не создана. При назначении заседания комиссии УВМ ГУ МВД России по <адрес> ФИО1 будет уведомлен дополнительно. В ответе, ФИО1 разъяснены положения действующего законодательства.

Оценивая доводы сторон, установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что обращения ФИО1 подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно ст. 9 данного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч. 1 ст. 12 Закона).

Таким образом, обращение заявителя рассмотрено уполномоченным органом в порядке и сроки, установленные законом.

В письменном мотивированном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ Управление ФМС России по <адрес> предоставило ФИО1 информацию о том, что комиссия УВМ ГУ МВД России по <адрес> по вопросу признания иностранных граждан и лиц без гражданства носителями русского языка не создана.

Порядок формирования и работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержден Приказом ФМС России от 26.05.2014 N 380.

Во исполнение ч. 2 ст. 33.1 ФЗ от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве в Российской Федерации», с учетом утвержденного Приказом ФМС России от 26.05.2014 N 380 Порядка, Управлением Федеральной миграционной службы по Воронежской области издан приказ № 145 от 02.07.2014 года, которым создана комиссия по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и утверждено положение о порядке формирования и деятельности комиссии.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД РФ по <адрес> создана комиссия в ином составе и утверждено Положение о порядке формирования и деятельности комиссии.

Обосновывая заявленные требования, ФИО1 указывает на не соответствие информации, содержащейся в ответе на его обращение, Приказу УФМС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако, сам по себе факт предоставления неполной и недействительной информации не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика, так как сведений о наступлении для ФИО1 в результате оспариваемых действий (бездействия) последствий, не имеется.

При таких обстоятельствах, правовые и фактические основания для удовлетворения заявления о признании действий ГУ МВД России по Воронежской незаконными, отсутствуют, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении данной части требований.

Административным истцом заявлены требования о возложении на ГУ МВД России по <адрес> обязанности выдать Никкель ФИО13 вид на жительство в Российской Федерации и также обязанности принять в гражданство Российской Федерации на основании части второй. 1 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Согласно принципу разделения властей, установленного ст. 10 и 11 Конституции Российской Федерации, судебное решение по своему существу не может подменять собой решение уполномоченного органа государственной власти.

При рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью действий и решений органов власти, должностных лиц и служащих.

Содержанием судебного контроля в данном случае является проверка оспариваемых актов-документов, актов-действий и бездействия на предмет их соответствия требованиям правовых норм.

Принцип разделения властей препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В этой связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.

По указанным основаниям, административные исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования Никкель ФИО14 к ГУ МВД России по <адрес>, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> частично удовлетворить.

Признать незаконным бездеятельность ГУ МВД России по <адрес>, выразившуюся в непринятии и не рассмотрении заявле­ния Никкель ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ, поступившего в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Возложить на ГУ МВД России по <адрес> обязанность принять заявление Никкель ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и рассмотреть его в установленном законом порядке.

Административные исковые требования Никкель ФИО17 к ГУ МВД России по <адрес>, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес> в остальной части оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: