ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4805/2022 от 20.09.2022 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-4805/2022

УИД 18RS0003-01-2022-005030-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2022 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:

председательствующего судьи Маштаковой Н.А.,

при секретаре Кирякове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ахмадуллина ФИО9, Килиной ФИО10 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования «» о признании незаконным решения, выраженного в градостроительном плане земельного участка, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Ахмадуллин ФИО11 (далее по тексту Административный истец, Ахмадуллин ФИО12.), Килина ФИО13 (далее по тексту Административный истец, ФИО2) обратились в суд с административным иском к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации муниципального образования «» (далее по тексту - ГУАиГ Администрации ) о признании незаконным решения, выраженного в градостроительном плане земельного участка, и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

Требование мотивировано тем, что административные истцы являются сособственниками ? доли в праве на земельный участок с кадастровым номером .

12.04.2022 года административными истцами было подано заявление о предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером .

Подготовленный градостроительный план земельного участка № от , содержит недостоверную информацию об объекте недвижимости с кадастровым номером , расположенном на земельном участка, его параметрах. В частности, минимальные отступы от границ земельного участка не учитывают наличие существующего объекта капитального строительства на земельном участка, а также наличие инженерного сооружения- подпорной стены, которая проходит через участок.

На земельном участке расположено здание проката спортинвентаря, которое построено на основании разрешения на строительство от 06.08.2018г., выданного ООО «Регион-Инвест» ГУАиГ Администрации на объект «МФК с паркингом у эспланады между и . Здание проката спортивного инвентаря на межквартальной территории между жилым комплексом и жилым комплексом . Четырнадцатый этап строительства». Здание спортинвентаря введено в эксплуатацию 18.09.2019г., разрешение на ввод в эксплуатацию выдано ГУАиГ Администрации МО «».

Вертикальная планировка участка выполнена с учетом перепада высот рельефа, в соответствии с инженерными требованиями, требованиями благоустройства, комплексными архитектурно-планировочными решениями с возведением подпорных стен, лестничных спусков и эксплуатируемых кровель зданий и сооружений, размещенных за счет перепада рельефа.

Три стены здания расположены по границе земельного участка, без отступов, при этом эти стены являются неотъемлемой частью подпорной стены и пешеходной лестницы, эксплуатируемая кровля здания является частью противопожарного проезда к жилым домам, расположенным на земельных участках с кадастровыми номерами .

Подготовленный градостроительный план земельного участка № от (далее по тексту- ГЗПУ), содержит недостоверную информацию о земельном участке и об объекте недвижимости (ОКС) с кадастровым номером , расположенном на земельном участке, в частности минимальные отступы от границ земельного участка не соответствуют фактическим параметрам объекта капитального строительства расположенного на земельном участке.

Отсутствие указанной информации в градостроительном плане препятствует подготовке качественной проектной документации для строительства (реконструкции) зданий, что в свою очередь приведёт к невозможности получения разрешения на строительство и к ограничению прав собственников земельного участка.

На основании ст.ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ, гл. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, просит:

1. Признать решение органа местного самоуправления, выраженного в градостроительном плане земельного участка № от незаконным.

2. Обязать ГУАиГ предоставить новый градостроительный план земельного участка с минимальными отступами от границ земельного участка, учитывающими существующий объект капитального строительства и инженерное сооружение.

Представитель административных истцов ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала, пояснила, что земельный участок, на котором расположен объект недвижимости сформирован без учета минимальных отступов от границ земельного участка, то есть сформирован с учетом положений статьи 12, п.3, пп. 11 Правил землепользования и застройки , в соответствии с которыми, допускается сокращение минимальных отступов от зданий и сооружений до границ смежных земельных участков при комплексной (совместной) застройке этих участков.

Таким образом, земельный участок, изначально, сформирован без учета минимальных отступов от границ участка в результате комплексной застройки жилого микрорайона, производимой в несколько этапов.

При этом в момент формирования земельный участок соответствовал требованиям действующего законодательства, градостроительному регламенту и разрешенному использованию. Границы и местоположение границ земельного участка, что в период формирования, что сейчас, остались неизменными, зонирование, градостроительные регламенты и Правила застройки и землепользования, в части этого участка также не изменялись.

12.04.2022г. административными истцами было подано заявление о предоставлении градостроительного плана земельного участка (далее ГПЗУ) с кадастровым номером , с указанием цели обращения, а именно для реконструкции (копия заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка от ).

К указанному заявлению, было приложено экспертное заключение, полученное истцами при сборе исходно-разрешительной документации для проектирования. Полученная в результате этой деятельности информация расходится с информацией, содержащейся в ГПЗУ, от . В частности, выданный ГПЗУ не содержит информации о наличии защитного сооружения - подпорной стены, возведенной в результате комплексной застройки «МФК с паркингом у эспланады между и комплекс . Пятый этап строительства» и «МФК с паркингом у эспланады между и комплекс ». Информация о наличии подпорной стены отображена в графической части исполнительной документации, которую застройщик сдает в орган, выдавший разрешение на строительство после возведения объектов капитального строительства. Так, в «Схеме планировочной организации земельного участка» по объекту «МФК с паркингом у эспланады между и комплекс », есть указание на вертикальную планировку организации рельефа с помощью «подпорных стенок в местах перепадов». Таким образом, возведение подпорных стен было необходимо для обеспечения устойчивости грунтов и обеспечения нормативного продольного уклона проезда к жилому комплексу , а также благоустройства с организацией детских спортивных площадок.

Подготовленный градостроительный план земельного участка № от содержит недостоверную информацию об объекте недвижимости (ОКС) с кадастровым номером , расположенном на земельном участке, его параметрах. В частности, минимальные отступы от границ земельного участка не учитывают наличие существующего ОКС на земельном участке, а также наличия защитного инженерного сооружения - подпорной стены, которая транзитом проходит через участок, и является конструктивным элементом существующих многоквартирных жилых домов, по адресам; и общим имуществом собственников. Информация, содержащаяся в градостроительном плане, должна соответствовать источникам для подготовки градостроительного плана земельного участка.

Однако в градостроительном плане, содержится информация, не соответствующая сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, в частности минимальные отступы от границ земельного участка не соответствуют фактическим параметрам объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке.

Представитель ГУАиГ Администрации МО «» ФИО5, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, представил письменные отзыв на административные исковые требования, которые поддержал в ходе судебного заседания, пояснил, что градостроительный план носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по застройке земельного участка и является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка и не устанавливает каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка.

Так, Управлением был подготовлен Градостроительный план № от , на земельный участок с кадастровым номером .

Градостроительный план подготавливается в соответствии с Правилами землепользования и застройки (далее - Правила), утвержденными решением Городской думы от , по форме утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от /пр (с изменениями от ).

Согласно ст. 12 Правил минимальные отступы от зданий и сооружений до границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений входят в перечень предельных параметров земельных участков, разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В связи с этим, на испрашиваемый земельный участок подготовлен Градостроительный план № от с учетом минимальных отступов от зданий и сооружений до границ земельного участка.

Административные истцы ФИО1, ФИО2, заинтересованное лицо Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации МО «», будучи надлежащим образом извещенными, на рассмотрение дела не явились.

Административные истцы представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, письменные возражения административного ответчика, выслушав пояснения представителя административных истцов, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

Положения части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, 22.07.2022г. административные истцы обратились в суд с настоящим иском о признании незаконным решения органа местного самоуправления, выраженного в градостроительном плане земельного участка № от 29.04.2022г., то есть в пределах установленного законом срока на обращение.

Как установлено в ходе рассмотрения дела административные истцы являются сособственниками по ? доли в праве на земельный участок с кадастровым номером .

12.04.2022 года ФИО1 и ФИО6 было подано заявление о предоставлении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером .

29.04.2022г. ГУАиГ Администрации МО «» подготовлен градостроительный план земельного участка № с кадастровым номером .

В градостроительном плане отражено, что земельный участок, кадастровый , расположен в территориальной зоне ЖД1 (подзона ЖД1-1)- зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройко й.

Установлен градостроительный регламент в соответствии с Правилами землепользования и застройки Правилами землепользования и застройки , утвержденными решением Городской думы от . В разделе 2 установлены виды разрешенного использования земельного участка: основные, условно разрешенные и вспомогательные. Определены предельные размеры земельного участка и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные административным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок. Указано, что требования к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленные положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории не установлены. Также в раздел 3 градостроительного плана внесены сведения об объектах капитального строительства (нежилое здание (здание проката спортивного инвентаря), 1 этаж, общая площадь 414,5 кв.м., сооружение (наружное электроосвещение) кадастровый . Также в разделе 4 градостроительного плана указано, что информации о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривалось осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию не имеется. В разделе 5 градостроительного плана указана информация об ограничениях использования земельного участка, в том числе, если земельный участок расположен полностью или частично в границах зон с особыми условиями использования территории. В разделе 6 градостроительного плана указана информация о границах зон с особыми условиями использования территории. В разделе 7 градостроительного плана указано, что информации о публичных сервитутах не имеется. В разделе 8 градостроительного плана указано наименование элемента планировочной структуры, в границах которой расположен земельный участок. Раздел 9 градостроительного плана указывает на отсутствие информации о возможности подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В разделе 10 градостроительного плана указаны нормативно-правовые акты, устанавливающие требования к благоустройству территории. В разделе 11 градостроительного плана содержится информация о красных линиях.

Административные истцы считают, что градостроительный план земельного участка содержит недостоверную информацию об объекте недвижимости с кадастровым номером , расположенном на земельном участке, его параметрах. В частности, минимальные отступы от границ земельного участка не учитывают наличие существующего объекта капитального строительства на земельном участке, а также наличие инженерного сооружения- подпорной стены, которая проходит через участок.

Согласно ч.1 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В соответствии с ч.3 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном плане земельного участка содержится информация: 1) о реквизитах проекта планировки территории и (или) проекта межевания территории в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой утверждены проект планировки территории и (или) проект межевания территории; 2) о границах земельного участка и о кадастровом номере земельного участка (при его наличии) или в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, о границах образуемого земельного участка, указанных в утвержденной схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; 3) о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (при его наличии); 4) о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; 5) об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом; 6) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, за исключением случаев выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается; 7) о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, на который действие градостроительного регламента не распространяется или для которого градостроительный регламент не устанавливается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7.1 настоящей части; 7.1) о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных положением об особо охраняемых природных территориях, в случае выдачи градостроительного плана земельного участка в отношении земельного участка, расположенного в границах особо охраняемой природной территории; 8) о расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетных показателях максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения в случае, если земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории; 9) об ограничениях использования земельного участка, в том числе если земельный участок полностью или частично расположен в границах зон с особыми условиями использования территорий; 10) о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон; 11) о границах публичных сервитутов; 12) о номере и (или) наименовании элемента планировочной структуры, в границах которого расположен земельный участок; 13) о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, а также о расположенных в границах земельного участка сетях инженерно-технического обеспечения; 14) о наличии или отсутствии в границах земельного участка объектов культурного наследия, о границах территорий таких объектов; 15) о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определенных с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа; 16) о реквизитах нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, устанавливающих требования к благоустройству территории; 17) о красных линиях.

Согласно ст.44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

По смыслу изложенных норм указание в градостроительном плане земельного участка сведений, отраженных в утвержденных проекте планировки и проекте межевания территории, является императивным требованием Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежащим исполнению органом местного самоуправления, и предусмотрено Приказом Минстроя России от 25.04.2017г. N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения".

Градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории применительно к конкретному земельному участку, не устанавливает его соответствующие характеристики, а воспроизводит те из них, которые определены в правовых актах в отношении территории, на которой он расположен.

Фактически ГПЗУ представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) в отношении конкретного предназначенного для застройки земельного участка, в которой указывается информация о строительных характеристиках этого участка и имеющихся строительных ограничениях. При этом ГПЗУ не устанавливает соответствующих характеристик, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в актах, в отношении территории, где расположен данный участок.

Как установлено в ходе рассмотрения дела градостроительный план № от , на земельный участок с кадастровым номером , подготавливался в соответствии с Правилами землепользования и застройки , утвержденными решением Городской думы от , по форме утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от /пр (с изменениями от ).

Согласно ст. 12 Правил минимальные отступы от зданий и сооружений до границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений входят в перечень предельных параметров земельных участков, разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Отражение в градостроительном плане земельного участка минимальных отступов от границ земельного участка, определяющих место допустимого размещения объекта недвижимости, не может быть следствием произвольного их установления, поскольку они должны быть отражены в отношении территориальной зоны, в которой находится конкретный земельный участок и которая устанавливается правилами землепользования и застройки.

Учитывая, что на чертеже указанного ГПЗУ указаны минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, в соответствии с требованиями п.2.3,26 Приказа Минстроя России от N 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения», суд приходит к выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным градостроительного плана земельного участка, поскольку административным ответчиком требования действующего законодательства при подготовке и выдаче ГПЗУ не нарушены, градостроительный план земельного участка прав административного истца не нарушает, так как носит информационный характер и отражает только те сведения, которые были утверждены ранее органами государственной власти и никем не оспорены.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.

На основании изложенного, учитывая то, что градостроительный план земельного участка, принадлежащего административным истцам, соответствует форме, утвержденной Приказом Минстроя России от 25.04.2017г. N741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения», выдан уполномоченным органом, в соответствии с территориальным зонированием, не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск Ахмадуллина ФИО14, Килиной ФИО15 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации о признании незаконным решения органа местного самоуправления, выраженного в градостроительном плане земельного участка № от незаконным, возложении обязанности предоставить новый градостроительный план земельного участка с минимальными отступами от границ земельного участка, учитывающими существующий объект капитального строительства и инженерное сооружение-оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено судьей .

Председательствующий судья Маштакова Н.А.