Дело № 2а-4812/2020
УИД: 59RS0004-01-2020-006488-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Евдокимовой Т.А.,
при секретаре Бикаевой Г.А.,
с участием административного истца ФИО1
представителя административного ответчика ФИО2, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми о признании незаконным уведомления, возложении обязанности,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о признании незаконным уведомления, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему на праве собственности, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит индивидуальный жилой дом с кадастровым номером № по адресу: <Адрес>, 89. Дом возведен на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <Адрес>, 89 на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ№. В 2019 году истцом была начата реконструкция дома на основании полученного от Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми уведомления от 16.09.2019 № 059-22-05-06-897-2019 о соответствии указанных в уведомлении от 09.09.2019 зарегистрированного под № 059-22-01-34/03-211 параметров объекта индивидуального жилищного строительства по адресу <Адрес>, <Адрес>. 21.03.2020 г. истцом подано заявление в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. В данном заявлении в разделе 3 в п. 3 Сведения об отступах от границ земельного участка были внесены изменения об отступе от границы соседнего земельного участка по адресу: <Адрес> с трех до 0 метров. Внесение данных изменений конкретизировало отсутствие отступа от соседнего участка, поскольку проводимая реконструкция на уровне второго этажа проводится над уже существующим жилым домом, расположенным по границе земельного участка по адресу: <Адрес> без отступа от земельного участка по адресу: <Адрес> при первоначальной застройке. Департаментом градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> было выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения на земельном участке объекта индивидуального жилого строительства № И-059-22-01-34/03 от 31.03.2020 года. Из указанного уведомления следует, что согласно Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 № 143 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Перми», земельный участок с кадастровым номером 59:01:3911633:32, расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4). Минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений (за исключением границ со стороны территории общего пользования, а также границ смежных земельных участков при строительстве блокированных жилых домов, не предназначенных для раздела на квартиры, на двух и более смежных земельных участках) в данной территориальной зоне составляет 3 м. Согласно представленному уведомлению, отступ от границы земельного участка по <Адрес>, <Адрес> составляет 0 м. Таким образом, не соблюдается предельный параметр, установленный Правилами. С указанным уведомлением административный истец не согласен, считает его незаконным, нарушающим права, как административного истца, так и заинтересованных лиц. Дом по адресу: <Адрес> городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ. № на земельном участке с правом бессрочного пользования для строительства каменного одноквартирного индивидуального жилого дома с размещением дома по границе земельного участка по <Адрес>, т.е. с отступом 0 метров. Строительство и размещение индивидуального жилого дома по границе с земельным участком по адресу <Адрес> было выполнено с соблюдением всех действующих на тот период нормативных требований. Дом был сдан и поставлен на кадастровый учет. Ранее до принятия действующих сейчас Правил, содержащих ограничения в части отступа для индивидуальных жилых домов от границ земельного участка до места допустимого разрешения зданий таких ограничений установлено не было. Таким образом, считает, что реконструкция без отступа 3-х метров от границы соседнего участка противоречит только действующим на настоящий момент Правилам, которыми руководствуется административный ответчик и не противоречит статье 51 Градостроительного кодекса РФ и иным нормативно-правовым актам. Правила распространяются на новые объекты строительства. Действующими Правилами в данном случае руководствоваться нельзя, потому что здание уже существует, его подвинуть на 3 метра нельзя, реконструкцию иным способом выполнить технически не представляется возможным (л.д. 62-74).
ФИО1 просит признать незаконным уведомление Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми № И-059-22-01-34/03 от 31.03.2020 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилого строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения на земельном участке объекта индивидуального жилого строительства на земельном участке № <Адрес>, <Адрес> Обязать (понудить) Департамент градостроительства и архитектуры администрации <Адрес> выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемой реконструкции объекта индивидуального жилого строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения на земельном участке объекта индивидуального жилого строительства на земельном участке №, <Адрес>, <Адрес> с учетом поданных изменений параметров отступа от границы соседнего земельного участка по адресу: <Адрес> с трех до 0 метров.
Административный истец в судебном заседании на требованиях настаивал, подтвердил, доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с требованиями не согласна в полном объеме, подтвердила письменные возражения, из содержания которых следует, что административный истец владеет на праве собственности, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальным жилым домом с кадастровым номером № по адресу: <Адрес>, <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в департамент с уведомлением о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Проводя проверку представленного ФИО1 уведомления о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от 24.03.2020 года № И-059-22-01-34/03-371 в соответствии с ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ, Департамент уведомил административного истца о несоответствии указанных в уведомлении о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Согласно правилам землепользования и застройки г. Перми, утвержденным решением пермской городской Думы от 26.06.2007 года № 143, земельный участок с кадастровым номером № площадью, расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4). Минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений (за исключением границ со стороны территории общего пользования, а также границ смежных земельных участков при строительстве блокированных жилых домов, не предназначенных для раздела квартиры, на двух и более смежных земельных участков) в данной территориальной зоне составляет 3 м. Согласно представленному административным истцом уведомлению отступ от границы земельного участка по <Адрес> составляет 0 м, что не соответствует предельным параметрам, установленными Правилами. В связи с чем застройщику было направлено уведомление о несоответствии от 31.03.2020 года № И-059-22-01-34/03-185. Таким образом, не соблюдается предельный параметр, установленный Правилами. Департамент полагает, что уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства является законным и обоснованным, а требования административного истца основаны на неправильном толковании норм материального права. Учитывая нормы действующего законодательства, решение, изложенное в уведомлении от 31.03.2020 года № И-059-22-01-34/03-185, полностью соответствует градостроительному законодательству РФ.
Заслушав пояснения административного истца, представителя административного ответчика, оценив доводы административного искового заявления, доводы возражений административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Такое обращение возможно и в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
Согласно положению ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности (ч. 1 ст. 218).
В соответствии с. п. 8 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту Земельного кодекса РФ), одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласного которому, правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно ст.7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда;7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании п.2 ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Частью 4 вышеуказанной статьи определено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В соответствии с ч. 5 данной статьи, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Согласно положениям ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.(ч.1).
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.(ч.2).
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.(ч.3).
Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.(ч.4).
Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. В этом случае в уведомлении о планируемом строительстве указывается на такое типовое архитектурное решение. Приложение описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома к уведомлению о планируемом строительстве не требуется.(ч.5).
В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.(ч.6).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.(ч.7).
Если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения и в уведомлении о планируемом строительстве не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления:
1) в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления этого уведомления при отсутствии оснований для его возврата, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, направляет, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, указанное уведомление и приложенное к нему описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;
2) проводит проверку соответствия указанных в этом уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления этого уведомления, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления этого уведомления;
3) в срок не позднее двадцати рабочих дней со дня поступления этого уведомления направляет застройщику способом, определенным им в этом уведомлении, предусмотренное пунктом 2 части 7 настоящей статьи уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.(ч.8).
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.(ч.10).
В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок. В случае направления застройщику такого уведомления по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 10 настоящей статьи, обязательным приложением к нему является уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.(ч.11).
Согласно положениям п. 7 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства. При этом применяются положения статьи 51.1, частей 16 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
В судебном заседании установлены следующие обстоятельства.
Административный истец владеет на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным жилым домом с кадастровым номером № по адресу: <Адрес> (л.д. 9).
На основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома от 01.09.1959 года № 15382 административный истец владеет на праве личной собственности земельным участком с кадастровым номером № по адресу: <Адрес> (л.д. 10).
21.03.2020 года административный истец обратился в Департамент с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. К уведомлению был приложен необходимый пакет документов (л.д. 85-86, 87).
31.03.2020 года Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми вынесено уведомление № И-059-22-01-34/03-185 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (л.д. 84).
Выдача оспариваемого уведомления обусловлена тем, что согласно правилам землепользования и застройки г. Перми, утвержденным решением пермской городской Думы от 26.06.2007 года № 143, земельный участок с кадастровым номером №, расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4). Минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений (за исключением границ со стороны территории общего пользования, а также границ смежных земельных участков при строительстве блокированных жилых домов, не предназначенных для раздела квартиры, на двух и более смежных земельных участков) в данной территориальной зоне составляет 3 м.
Согласно представленному, в том числе, административным истцом уведомлению отступ от границы земельного участка составляет 0 м. Таким образом, не соблюдается предельный параметр, установленный Правилами.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания. Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства. Требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства могут включать в себя требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства, к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства, требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.
Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий;
Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение;
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений;
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с п.39 ст.1 ГрК РФ, объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. (п. 39 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
На территории города Перми действуют Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143.
Из содержания абз.1 п.1 ст.7 Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года за № 143, следует, что земельные участки и объекты капитального строительства, ставшие не соответствующими настоящим Правилам после внесения изменений в настоящие Правила, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с настоящими Правилами, за исключением, установленным федеральными законами и настоящими Правилами.
Таким образом, градостроительным регламентом устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства.
Из содержания справки по градостроительным условиям, участка, расположенного в <Адрес>, расположенного по адресу: <Адрес>, с кадастровым номером № следует, что земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4. (л.д. 88-108).
В соответствии со ст. 1 Правил землепользования и застройки города Перми виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - виды деятельности, объекты, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу поименования этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующим территориальным зонам при условии обязательного соблюдения требований, установленных законодательством, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами, нормативно-техническими документами. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включают основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков, в силу п.9 ст.1 ГрК РФ, ст.1 Правил землепользования и застройки города Перми, устанавливается градостроительными регламентами.
Градостроительным регламентом для зоны Ж-4 (ст. 52.3 Правил землепользования и застройки города Перми) определены основные виды разрешенного использования земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства.
Согласно правилам землепользования и застройки г. Перми, утвержденным решением пермской городской Думы от 26.06.2007 года № 143, земельный участок с кадастровым номером 59:01:3911633:32, расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки городского типа (Ж-4). Минимальный отступ от границ земельного участка до места допустимого размещения зданий, строений (за исключением границ со стороны территории общего пользования, а также границ смежных земельных участков при строительстве блокированных жилых домов, не предназначенных для раздела квартиры, на двух и более смежных земельных участков) в данной территориальной зоне составляет 3 м., то есть определено место допустимого размещения объекта капитального строительства на расстоянии 3 метров от границ земельного участка.
Однако в соответствии со схемой планируемого к реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, расстояние от жилого дома до границы земельного участка составляет 0 (ноль) м., что является нарушением градостроительного регламента, установленного Правилами землепользования и застройки.
Таким образом, поскольку материалами дела объективно подтверждается размещение объекта за пределами, определенного градостроительным регламентом, места допустимого размещения зданий, сооружений, Департамент, на основании ч.11 ст.51 ГрК РФ, пришел к обоснованному выводу о несоответствии схемы планировочной организации земельного участка требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка.
Доводы административного истца о том, что строительство и размещение индивидуального жилого дома по границе с земельным участком по адресу <Адрес> было выполнено с соблюдением всех действующих на тот период нормативных требований, что подтверждается актом приемки здания (сооружения) - одноэтажного одноквартирного каменного дома от 03.03.1964 года, судом признаются несостоятельными, поскольку данные документы не относятся к реконструкции объекта, которая должна быть произведена в соответствии с требованиями градостроительных регламентов и градостроительного законодательства, действующего на момент реконструкции.
Ссылка административного истца на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 28.10.2019 года об отсутствии со стороны ФИО1 нарушений градостроительного законодательства в связи с реконструкцией объекта по адресу <Адрес>, также не состоятельна, поскольку в решении суд принимает во внимание уведомление Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми № 059-22-05-06-879-2019 от 16.09.2019 года, в котором ФИО1 указно на отступ от границы с земельным участком по адресу <Адрес>, <Адрес> метра, что соответствует градостроительному регламенту.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое уведомление содержит правовое обоснование несоответствия параметров планируемого объекта строительства или реконструкции индивидуального жилого дома или садового участка или его размещения на земельном участке, установленным, в том числе, документам градостроительного планирования, параметрам разрешенного строительства.
Проанализировав представленные суду доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком предоставлено достаточно доказательств, подтверждающих, его доводы, в том числе изложенные в уведомлении от 31.03.2020 года.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку нарушений прав, свобод и законных интересов ФИО1 оспариваемым уведомлением не установлено.
Таким образом, поскольку действующее законодательство, нормы которого приведены выше, предусматривает обязанность собственника земельного участка осуществлять строительство и реконструкцию не только с целевым использованием земельного участка, но и с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, которые соблюдены не были, уведомление Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми от 31.03.2019 года № И-059-22-01-34/03-185 является обоснованным и законным, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст., ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г. Перми о признании незаконным уведомления от 31.03.2020 года № И-059-22-01-34/03-185 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении на Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми обязанность выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства, установленным параметрам с учетом поданных изменений параметров отступа от границы соседнего земельного участка с трех до 0 метров – отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья подпись Т.А. Евдокимова
Копия верна. Судья
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2020 года.
Подлинник документа находится в деле № 2а-4812/2020
в Ленинском районном суде г. Перми.