ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4816/17 от 13.11.2017 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело №2а-4816/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2017 года г. Уссурийск

Уссурийский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Рогалева Е.В., при секретаре Нечаевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гусейновой Е. Л. к Администрации Уссурийского городского округа, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным решения Управления градостроительства Администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет, о возложении обязанности по обращению с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, о возложении обязанности по восстановлению сведений кадастрового учета земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась к ответчикам с административным исковым заявлением и просила признать незаконным решение Управления градостроительства Администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет, о возложении обязанности по обращению с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, и о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю обязанности по восстановлению сведений кадастрового учета земельного участка, мотивируя свои требования следующим.

На основании протокола о результатах аукциона XXXX от ДД.ММ.ГГ между истцом и Управлением имущественных отношений Администрации УГО ДД.ММ.ГГ был заключен договор аренды XXXX земельного участка, площадью XXXX кв.м, кадастровый номер XXXX, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома, местоположение установлено примерно в 3-х метрах по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX, срок действия договора аренды до ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ истец обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации договора аренды и ею было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГ в связи с тем, что согласно данных государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке, как объекте недвижимого имущества были аннулированы. Поскольку, истцу не сообщалось об аннулировании кадастрового учета земельного участка, она самостоятельно через портал онлайн услуг Росреестра ПК ДД.ММ.ГГ получила информацию о том, что кадастровый учет, находящегося в ее пользовании на условиях аренды земельного участка был аннулирован - ДД.ММ.ГГ. Истцом в Администрацию Уссурийского городского округа было подано заявление с требованием к собственнику земельного участка об обращении его в Росреестр с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка и внесении изменений в договор аренды, касающихся сведений о присвоении земельному участку нового кадастрового номера после его постановки на кадастровый учет. На указанное заявление истцом было получено решение Управления градостроительства Администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX об отказе в удовлетворении ее требований, со ссылкой на то, что внесение изменений в договор аренды, заключенный по результатам аукциона не предусмотрен пунктом 17 статьи 39.8 ЗК РФ, кроме того, кадастровый учет земельного участка был аннулирован по истечению двух лет со дня его постановки на временный кадастровый учет – ДД.ММ.ГГ, поскольку, договор аренды земельного участка не прошел государственную регистрацию, также, новая постановка земельного участка на кадастровый учет повлечет изменение кадастрового номера земельного участка, являющегося уникальной характеристикой объекта недвижимого имущества и будет свидетельствовать о создании нового объекта недвижимого имущества.

Истец, ссылается на то, что договор является действующим, земельный участок находится в фактическом пользовании истца, существенные условия договора, в том числе, касающиеся внесения арендной платы, истцом исполняются, на земельном участке ведутся подготовительные работы, необходимые для последующего жилищного строительства, исключительное право пользования земельным участком принадлежит истцу. Поскольку, в настоящий момент аннулирование сведений в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка препятствует истцу реализовать свое право на жилищное строительство истец просил суд признать незаконным решение Управления градостроительства Администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет, возложить на Администрацию Уссурийского городского округа обязанность по обращению с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет, и возложить на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю обязанность по восстановлению сведений кадастрового учета земельного участка.

В судебном заседании представитель истца настаивала на требованиях, привела доводы аналогичные изложенным выше и пояснила, что хотя, формально действия ответчика Росреестра по аннулированию сведений ГКН в отношении земельного участка являются законными, однако, о принятом решении по снятию земельного участка с кадастрового учета кадастровый орган истца не известил, что лишило истца возможности своевременно обжаловать действия кадастрового органа, по тем мотивам, что объект кадастрового учета не прекратил свое существование, кроме того, отсутствие кадастрового учета объекта недвижимости влечет невозможность истцом реализовать право на жилищное строительство, так же, в настоящий момент, только, собственником земельного участка, которым является ответчик Администрация Уссурийского городского округа, может быть подано заявление о постановке земельного участка на кадастровый учет.

Представитель Администрации Уссурийского городского округа в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, направил в суд письменные возражения на иск, в которых просил суд в удовлетворении иска в части требований к Администрации Уссурийского городского округа отказать, поскольку, Администрация УГО не является органом, осуществляющим полномочия по ведению ГКН и права истца ею не нарушались и полагала возможным возложить на Управление Росреестра обязанность по восстановлению сведений об аннулированном земельном участке в ГКН.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, с уведомлением от ДД.ММ.ГГ

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, полагает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Как установлено судом на основании протокола о результатах аукциона XXXX от ДД.ММ.ГГ между истцом и Управлением имущественных отношений Администрации УГО ДД.ММ.ГГ был заключен договор аренды XXXX земельного участка, площадью XXXX кв.м, кадастровый номер XXXX, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома, местоположение установлено примерно в 3-х метрах по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX, срок действия договора аренды до ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ истец обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю с заявлением о государственной регистрации договора аренды и ею было получено уведомление о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГ в связи с тем, что согласно данных государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке, как объекте недвижимого имущества были аннулированы.

ДД.ММ.ГГ истец получила информацию о том, что кадастровый учет, находящегося в ее пользовании на условиях аренды земельного участка был аннулирован - ДД.ММ.ГГ, указанная информация была получена истцом самостоятельно через портал онлайн услуг Росреестра ПК.

Решением Управления градостроительства Администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX в удовлетворении требований истца об обращении Администрации УГО в Росреестр с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка и внесении изменений в договор аренды, касающихся сведений о присвоении земельному участку нового кадастрового номера после его постановки на кадастровый учет было отказано, что является предметом иска заявленного к ответчику - Администрации УГО.

Суд полагает указанные требования к ответчику Администрации УГО не подлежащими удовлетворению, поскольку, Администрация УГО не является органом, осуществляющим полномочия по ведению ГКН и права истца ею не нарушались, кроме того, новая постановка земельного участка на кадастровый учет повлечет изменение кадастрового номера земельного участка, являющегося уникальной характеристикой объекта недвижимого имущества и будет свидетельствовать о прекращении прежнего объекта недвижимого имущества и о создании нового объекта недвижимого имущества в отношении которого, соответственно, отсутствуют обязательства сторон по договору аренды.

Одновременно истцом избран и второй способ защиты права в виде восстановления кадастрового учета земельного участка по требованиям, заявленным к Управлению Росреестра, без предъявления требования о признании действий кадастрового органа незаконными. Суд, полагает названный способ защиты права надлежащим и приходит к следующим выводам.

На момент принятия органом кадастрового учета решения от ДД.ММ.ГГ об аннулировании по истечении 2-х лет сведений временного характера со дня постановки на учет спорного земельного участка действовал ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ и указанное решение было принято в соответствии с частью 4 статьи 24 названного закона, в соответствии с которой орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

В соответствии с частью 3 статьи 1 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. К иным сведениям предусмотренным настоящим Федеральным законом относятся и сведения об аннулировании в ГКН сведений временного характера.

В соответствии с частью 1 статьи 17 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя. Срок осуществления кадастрового учета не изменяется в случае, если необходимые для кадастрового учета документы запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с частью 3 статьи 23 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ если в течение тридцати рабочих дней со дня истечения установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона срока соответствующий заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не был выдан лично под расписку указанный в части 2 настоящей статьи документ, орган кадастрового учета направляет такой документ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу не позднее рабочего дня, следующего за тридцать первым рабочим днем со дня истечения указанного срока, или, если заявление содержит просьбу о направлении такого документа посредством почтового отправления, не позднее рабочего дня, следующего за первым рабочим днем со дня истечения указанного срока.

Названные законоположения, позволяют сделать вывод о том, что о принятом решении от ДД.ММ.ГГ года об аннулировании по истечении 2-х лет сведений временного характера со дня постановки на учет спорного земельного участка кадастровый орган был обязан сообщить Администрации УГО, которая являлась заявителем при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет, что в свою очередь, способствовало бы своевременному извещению истца о принятом решении, поскольку, аннулирование сведений ГКН в отношении арендованного земельного участка затрагивает ее права по его использованию.

Сведений об исполнении названных требований закона кадастровым органом не представлено, в связи с чем, суд полагает, что истцом не пропущен срок для предъявления требования о восстановлении сведений кадастрового учета в отношении земельного участка.

По смыслу частей 1 - 4 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" закон в период его действия (07.12.2012 года) регулировал, в том числе, отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества - действий уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

При этом, суд полагает, что аннулирование сведений в ГКН в отношении временно учтенных земельных участков в соответствии с требованиями части 4 статьи 24 названного закона в правовом смысле подразумевало презумпцию прекращения существования таких земельных участков, поскольку, кадастровому органу не требовалось по истечению срока временного учета устанавливать фактическое прекращение объекта недвижимого имущества в том виде в котором он был поставлен на временный кадастровый учет. В связи с этим, суд полагает состоятельными доводы истца о том, что объект недвижимого имущества не прекратил свое существование, договор аренды земельного участка является действующим, земельный участок находится в фактическом пользовании истца, существенные условия договора, в том числе, касающиеся внесения арендной платы, истцом исполняются, на земельном участке ведутся подготовительные работы, необходимые для последующего жилищного строительства, исключительное право пользования земельным участком принадлежит истцу.

Поскольку, в настоящий момент названный объект недвижимого имущества существует в прежнем, соответствующем временному кадастровому учету, состоянии, аннулирование сведений о нем в государственном кадастре недвижимости создает правовую неопределенность в его использовании, препятствует истцу реализовать свое право на жилищное строительство, суд полагает в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 ФЗ -218 от ДД.ММ.ГГ «О государственной регистрации недвижимости» возможным возложить на ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю обязанность восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости в отношении земельного участка, предоставленного Гусейновой Е. Л. по договору аренды XXXX от ДД.ММ.ГГ, площадью XXXX кв.м, кадастровый номер XXXX, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома, местоположение установлено примерно в 3-х метрах по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX, в тех же границах и с тем же кадастровым номером.

По изложенному, руководствуясь статьями 218-228 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости в отношении земельного участка, предоставленного Гусейновой Е. Л. по договору аренды XXXX от ДД.ММ.ГГ, площадью XXXX кв.м, кадастровый номер XXXX, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства индивидуального жилого дома, местоположение установлено примерно в 3-х метрах по направлению на юго-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: XXXX, в тех же границах и с тем же кадастровым номером.

В удовлетворении административного искового заявления Гусейновой Е. Л. к Администрации Уссурийского городского округа о признании незаконным решения Управления градостроительства Администрации Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГXXXX об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет, о возложении обязанности по обращению с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Рогалев Е.В.

Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2017 года.