ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-481/17 от 07.11.2017 Камешковского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-481/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камешково 07 ноября 2017 года

Камешковский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего, судьи Стеций С.Н.,

при секретаре судебного заседания Михеевой Т.И.,

с участием:

административного истца Бутрякова Д.А.,

представителя административного истца Посталакия А.С., действующего по устному ходатайству, занесенному в протокол судебного заседания,

заинтересованного лица Назарова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бутрякова Д.А. о признании незаконным решения Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} «Об удалении в отставку главы Камешковского района Бутрякова Д.А.»,

УСТАНОВИЛ:

Бутряков Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} (далее по тексту СНД Камешковского района) и обязать СНД Камешковского района отменить указанное решение.

В обоснование требований указал, что решением СНД Камешковского района от {Дата обезл.} по результатам тайного голосования из числа депутатов СНД Камешковского района он избран главой Камешковского района.

В соответствии с п.1 ст. 41 Устава Камешковского района он исполнял полномочия главы района на непостоянной основе.

Решением СНД Камешковского района от {Дата обезл.} «Об удалении в отставку главы Камешковского района Бутрякова Д.А.» он удален в отставку по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 частью 1 статьи 74.1 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ).

Данное решение административный истец считает незаконным, вынесенным в отсутствие к этому оснований и без предоставления доказательств.

Указывает, что основанием для принятия оспариваемого решения явилось обращение депутатов СНД Камешковского района от {Дата обезл.} об удалении в отставку главы Камешковского района. Согласно данному обращению главой района не исполняются в течение трех и более месяцев обязанности по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, уставом муниципального образования.

Из текста обращения депутатов следует, что главой не исполнены обязанности по подписанию и обнародованию решений СНД Камешковского района от {Дата обезл.} «О внесении изменений и дополнений в решение Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} «О бюджете муниципального образования Камешковский район на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации района», «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Камешковский район за 2016 год» и решения Совета народных депутатов Камешковского района «О регламенте Совета народных депутатов Камешковского района, принятого на заседании Совета народных депутатов Камешковского района {Дата обезл.}».

Решениями Камешковского районного суда от {Дата обезл.} по административному исковому заявлению депутата СНД Камешковского района Л.М.А. и администрации Камешковского района и от {Дата обезл.} по административному исковому заявлению депутатов СНД Камешковского района Л.М.А., С.А.И., Р.В.Г., Д.Д.С., М.И.С., Е.Н.В., К.С.А., П.Г.Н. и администрации Камешковского района бездействия главы Камешковского района, выразившиеся в неподписании и неопубликовании решений СНД Камешковского района, признаны незаконными.

Решение Камешковского районного суда от {Дата обезл.} вступило в законную силу {Дата обезл.}.

Решения СНД Камешковского района от {Дата обезл.} «О внесении изменений и дополнений в решение Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} «О бюджете муниципального образования Камешковский район на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района» подписаны им {Дата обезл.} и опубликованы в газете «Знамя» от {Дата обезл.}.

Решение Камешковского районного суда от {Дата обезл.} в законную силу не вступило, находится на рассмотрении во Владимирском областном суде.

Также, в качестве оснований для удаления главы района в отставку депутатами указано на неисполнение им обязанностей по ведению Совета народных депутатов; на действия по воспрепятствованию проведения заседания Совета народных депутатов {Дата обезл.}.

В соответствии с пунктом 6 ст.62 Регламента СНД Камешковского района заседания СНД созываются и ведутся главой района или лицом, исполняющим его обязанности, и проводятся не реже одного раза в три месяца. В летний период главой района могут быть объявлены депутатские каникулы не более чем на один месяц.

Со дня начала работы СНД Камешковского района 6-го созыва главой района Бутряковым Д.А. созвано и проведено 23 очередных и 5 внеочередных заседаний Совета. Регулярно, в среднем 1 раз в месяц, под председательством главы района Бутрякова Д.А. проводятся совместные заседания постоянных комиссий Совета.

В обращении не указано, в чем выражены его действия по воспрепятствованию проведения заседания СНД {Дата обезл.}.

Кроме того, из текста обращения депутатов следует, что основаниями выдвижения инициативы об отставке главы района явились несоблюдение им ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

По мнению депутатов СНД Камешковского района, изложенному в обращении, им не исполнены обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» по своевременному представлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей и своевременному размещению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на официальных сайтах органов местного самоуправления и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставлению для опубликования средствам массовой информации.

Сведения о его доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги, несовершеннолетнего ребенка поданы им своевременно.

Информации о том, когда были поданы им данные сведения ни депутаты Совета, ни Счетная палата Владимирской области не располагали.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера всех депутатов СНД Камешковского района направлены для размещения {Дата обезл.}, размещены на сайте ОМСУ Камешковского района {Дата обезл.}.

Таким образом, считает, что изложенная в обращении депутатов информация не соответствует действительности, не подтверждает неисполнение им в течение трех и более месяцев обязанностей главы района и не свидетельствует о самоустранении от их исполнения.

Кроме того, полагает, что при вынесении оспариваемого решения СНД Камешковского района допущены нарушения порядка и процедуры удаления главы муниципального образования в отставку. Обращение депутатов СНД Камешковского района об удалении главы Камешковского района в отставку от {Дата обезл.} рассмотрено на заседании СНД Камешковского района, состоявшемся {Дата обезл.}, то есть с нарушением месячного срока, установленного ч.7 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ.

Считает, что решение СНД Камешковского района от {Дата обезл.} «Об удалении в отставку главы Камешковского района Бутрякова Д.А.» нарушает его право, гарантированное Конституцией Российской Федерации, быть избранным в органы местного самоуправления.

В судебном заседании административный истец и его представитель на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в иске.

Административный истец Бутряков Д.А. пояснил, что проект решения «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района» поступил в аппарат Совета с нарушением срока, установленного Регламентом СНД Камешковского района. В соответствии с п.13 ст.28 «О порядке подготовки и проведения заседания Совета» проекты решений вместе с предложениями представляются в аппарат не позднее, чем за 14 дней до заседания. Данный проект решения был внесен в Совет {Дата обезл.} и {Дата обезл.} был направлен главой района, по согласованию с председателем комиссии по вопросам местного самоуправления и законности Назаровым А.В., в прокуратуру Камешковского района для проведения антикоррупционной экспертизы.

Вопрос о внесении изменений в решение СНД Камешковского района от {Дата обезл.} «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района» на комиссии по вопросам местного самоуправления и законности не рассматривался.

Заместитель председателя СНД Камешковского района, председатель комиссии по вопросам местного самоуправления и законности на заседании, проведенном {Дата обезл.}, не присутствовал.

На заседании Совета {Дата обезл.} отсутствовали как глава Камешковского района Бутряков Д.А., так и заместитель председателя СНД Назаров А.В.

Решением СНД Камешковского района временное исполнение обязанностей (полномочий) председателя СНД Камешковского района было возложено на депутата СНД Камешковского района П.Г.Н.

Пунктом 6 ст. 31 Устава Камешковского района, п.19 Регламента Совета установлено, что исполнение обязанностей (полномочий) председателя Совета возлагается на соответствующее лицо решением Совета или его президиума.

Решение СНД Камешковского района или решение президиума «О назначении депутата СНД Камешковского района П.Г.Н. временно исполняющим обязанности (полномочия) председателя СНД Камешковского района», не принимались.

Согласно п.22 ст.26 Регламенту СНД Камешковского района заседания СНД Камешковского района проводятся в последний понедельник месяца в 13.00 час. При этом, в соответствии с Регламентом Совета (п.7 ст.28), дата созыва очередного заседания определяется на предыдущем заседании главой района. На предыдущем заседании, состоявшимся {Дата обезл.}, дата очередного заседания Совета не была определена. В понедельник {Дата обезл.} глава района заседание не созывал, о проведении заседания Совета {Дата обезл.} депутатов не уведомлял. О проведении заседания Совета {Дата обезл.} не знали 6 депутатов из 15, в связи с чем они не смогли принять участие в заседании Совета и реализовать свое право на осуществление депутатской деятельности.

Согласно положениям Устава Камешковского района как очередные, так и внеочередные заседания Совета созываются только главой Камешковского района.

В соответствии с п.16 ст.28 Регламента проект повестки дня заседания Совета формируется главой района по предложениям депутатов, комиссий Совета, депутатских групп, главы администрации района и утверждается на заседании Совета. Аппарат Совета не менее чем за 5 дней до заседания представляет проекты решений в рабочие папки депутатов, главе администрации района. Проект повестки дня заседания Совета на {Дата обезл.} глава района не формировал. Повестку дня заседания СНД Камешковского района от {Дата обезл.} из 14 вопросов сформирована депутатом П.Г.Н., 2 вопроса дополнительно внесены депутатом С.А.И.

Глава района в 12 часов 20 минут, исполняя свои обязанности, направил всем депутатам Совета смс-сообщение о том, что Совет не состоится, в связи с тем, что повестка дня не сформирована.

В связи с тем, что повестка дня не была сформирована и глава заседания Совета не созывал, он не мог воспрепятствовать его проведению.

Также отметил, что в июле 2017 управлением по вопросам противодействия коррупции администрации Владимирской области по обращению гражданина о предоставлении Бутряковым Д.А. заведомо недостоверных сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера проведена проверка. Информация о нарушении главой района Бутряковым Д.А. законодательства о противодействии коррупции, в части предоставления указанных сведений, в адрес СНД, и главы Камешковского района не поступала. Информация Счетной палаты Владимирской области от {Дата обезл.}, на которую ссылаются депутаты ни в СНД, ни главе Камешковского района также не поступала.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера всех депутатов СНД Камешковского района направлены для размещения {Дата обезл.}, размещены на сайте ОМСУ Камешковского района {Дата обезл.}.

Просил иск удовлетворить в полном объеме.

Представить административного истца Посталакий А.С., ссылаясь на определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.11.2011 № 1464-О, от 28.03.2017 № 715-О, указывает, что правовые конфликты между представительным органом и главой муниципального образования, в частности по поводу принятия муниципальных правовых актов подлежат разрешению не в рамках механизма удаления в отставку главы муниципального образования, а путем обжалования в суд незаконных действий и бездействий главы муниципального образования или представительного органа муниципального образования в установленном законом порядке ст. 78 Закона № 131-ФЗ.

Административный истец после того, как получил вступившее в законную силу решение суда, принятые на Совете нормативные правовые акты подписал и опубликовал.

Закон № 131-ФЗ не предусматривает, что такое противодействие проведению заседанию Совета.

Глава района за период исполнения своих полномочий регулярно проводил Советы, то есть исполнял свои полномочия надлежащим образом.

В обращении депутаты ссылаются на документ Счетной палаты Владимирской области от {Дата обезл.}, в котором говорится о нарушении главой района положений Федерального закона от {Дата обезл.} № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Глава района не отрицает, что его сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера были опубликованы одновременно со всеми сведениями депутатов {Дата обезл.}. Федеральный закон предусматривает их опубликование в соответствии с принятыми нормативными актами муниципальных образований. Нормативно-правовой акт о том, каким образомдолжно осуществляться опубликование этих сведений был принят депутатами Камешковского района в августе 2017 года. Что касается самого документа Счетной палаты Владимирской области, то он и его доверитель не видели его, поэтому правовую оценку дать не имеют возможности.

Также полагает, что была нарушена процедура принятия решения об удалении главы района в отставку. В тексте оспариваемого решения об удалении главы района в отставку идет ссылка на обращение депутатов от {Дата обезл.}, решение принято - {Дата обезл.}, то есть было рассмотрено с нарушением срока, предусмотренного ч.7 ст.74.1 Закона № 131-ФЗ.

Представитель административного ответчика СНД Камешковского района, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, ходатайств не заявил.

На основании ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.

Заинтересованное лицо Назаров А.В. - председательствующий на заседании СНД Камешковского района {Дата обезл.}, привлеченный к участию в деле на основании определения суда, занесенного в протокол судебного заседания, просил иск оставить без удовлетворения. Указал, что СНД является коллегиальным органом. Если инициативная группа депутатов в соответствии с Регламентом СНД Камешковского района вышла с определенной инициативой, это обращение должно быть рассмотрено. На заседании СНД Камешковского района {Дата обезл.} рассматривалось обращение депутатов от {Дата обезл.}, решался один вопрос об отстранении главы Камешковского района от занимаемой должности. Из 12 присутствующих на заседании Совета депутатов за удаление в отставку главы района проголосовало 10. Считает, что порядок, установленный Законом № 131-ФЗ, Регламентом СНД Камешковского района, был соблюден.

Изучив материалы дела, выслушав административного истца, представителя административного истца, заинтересованное лицо, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что решением СНД Камешковского района от {Дата обезл.} по результатам тайного голосования из числа депутатов Совета народных депутатов Камешковского района главой Камешковского района был избран Бутряков Д.А.

{Дата обезл.} СНД Камешковского района, рассмотрев обращение депутатов СНД Камешковского района от {Дата обезл.}, на основании информации Счетной палаты Владимирской области от {Дата обезл.}, решения СНД Камешковского района от {Дата обезл.} «О признании неисполнения обязанностей», в соответствии с частью 1, пунктами 2 и 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от {Дата обезл.} № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и, руководствуясь решениями Камешковского районного суда от {Дата обезл.}, {Дата обезл.}, принял решение об удалении в отставку главы Камешковского района Бутрякова Д.А.

При определении законности и обоснованности принятого СНД Камешковского района решения от {Дата обезл.} об удалении в отставку главы Камешковского района Бутрякова Д.А., суд исходит, как из обоснованности применения ч.1, п.2,4 ч.2 ст.74.1 Закона № 131-ФЗ, так из соблюденияпроцессуального порядка удаления главы в отставку.

Порядок удаления главы муниципального образования в отставку регламентирован ст. 74.1 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, оформляется в виде обращения, которое вносится в представительный орган муниципального образования. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в представительный орган муниципального образования (ч.3 ст. 74.1).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (ч.4 ст. 74.1).

Рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется представительным органом муниципального образования в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения (ч.7 ст. 74.1).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования (ч.8 ст.74.1).

В случае, если глава муниципального образования, входящий в состав представительного органа муниципального образования и исполняющий полномочия его председателя, присутствует на заседании представительного органа муниципального образования, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку, указанное заседание проходит под председательством депутата представительного органа муниципального образования, уполномоченного на это представительным органом муниципального образования (ч.12 ст.74.1).

При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть обеспечены:

1) заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку;

2) предоставление ему возможности дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку (п.1,2 ч.13).

Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования (ч.15).

Согласно п.1.10 ст.30 Устава Камешковского района, утвержденного решением СНД Камешковского района от {Дата обезл.}, принятие решения об удалении главы района в отставку относится к исключительной компетенции Совета.

Решением СНД Камешковского района от {Дата обезл.} утвержден регламент СНД Камешковского района, который является правовым актом, определяющим организацию деятельности и порядок работы СНД Камешковского района.

Судом установлено, что СНД Камешковского района состоит из 15 депутатов, что подтверждается Уставом Камешковского района.

{Дата обезл.} в СНД Камешковского района поступило письменное обращение с инициативой об удалении главы Камешковского района Бутрякова Д.А. в отставку, подписанное 8-ю депутатами СНД Камешковского района, и уведомление о том, что заседание СНД по данному вопросу состоится {Дата обезл.}.

Согласно протоколу очередного заседания СНД Камешковского района от {Дата обезл.}, обращение депутатов об удалении в отставку главы района Бутрякова Д.А. от {Дата обезл.} не рассматривалось, данный вопрос на повестку дня включен не был.

В присутствии депутатов и иных лиц, присутствующих на Совете {Дата обезл.}, главе района Бутрякову Д.А. был вручен пакет документов, в числе которых: обращение группы депутатов в Совет с инициативой об удалении в отставку главы района; уведомление на имя главы района Бутрякова Д.А. о том, что депутатами выдвинута инициатива об удалении его в отставку и в Совет {Дата обезл.} внесено соответствующее обращение; уведомление на имя главы района Бутрякова Д.А. о том, что рассмотрение инициативы об удалении его в отставку состоится на заседании Совета {Дата обезл.} в 13 часов.

Все вышеперечисленные документы повторно были зарегистрированы в СНД Камешковского района {Дата обезл.}, что подтверждается штемпелем СНД Камешковского района.

К обращению был приложен проект решения СНД Камешковского района.

Указанные обстоятельства не отрицались административным истцом в ходе судебного заседания.

Как следует из письма и.о. Губернатора Владимирской области Конышева А.В. от {Дата обезл.}, поступившее в администрацию области {Дата обезл.} обращение депутатов СНД Камешковского района об удалении главы Камешковского района в отставку рассмотрено, инициативу депутатов СНД Камешковского района об удалении главы Камешковского района Бутрякова Д.А. в отставку в соответствии со ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» он поддерживает.

Установлено также, что {Дата обезл.} состоялось внеочередное заседание СНД Камешковского района с повесткой дня: «Об удалении в отставку главы Камешковского района Бутрякова Д.А.»

Согласно протоколу внеочередного заседания СНД Камешковского района от {Дата обезл.}, на заседании Совета присутствовало 12 депутатов, в том числе глава района Бутряков Д.А.

Заседание проходило под председательством заместителя председателя СНД Камешковского района, депутата Назарова А.В.

В соответствии со ст. 32 Регламента СНД Камешковского района на заседании Совета были избраны члены счетной комиссии для проведения тайного голосования по проекту решения.

По результатам тайного голосования, большинством голосов («за» - 10, «против» - 2, «воздержались» - 0) принято решение об удалении в отставку главы Камешковского района.

Решение СНД Камешковского района от {Дата обезл.} опубликовано в общественно-политической газете Камешковского района «Знамя» (7746) {Дата обезл.}.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что рассмотрение инициативы депутатов об удалении главы Камешковского района Бутрякова Д.А. в отставку осуществлено в соответствии с положениями ст.74.1 Закона № 131-ФЗ: инициатива депутатов была выдвинута 8 из 15 депутатов, то есть не менее 1/3 от установленной численности депутатов Камешковского района; инициатива оформлена в виде обращения, к которому был приложен проект решения представительного органа муниципального образования; о выдвижении данной инициативы был уведомлен в установленный законом срок Губернатор Владимирской области; было получено мнение высшего должностного лица, согласно которому и.о. Губернатора Владимирской области Конышев А.В. поддержал выдвинутую депутатами инициативу об удалении главы Камешковского района в отставку; инициатива депутатов рассмотрена в течение одного месяца со дня внесения их обращения; о дне, времени и месте проведения внеочередного заседания СНД Камешковского района, повестке дня глава района Бутряков Д.А. был извещен заблаговременно - {Дата обезл.}; рассмотрение осуществлялось в присутствии главы района Бутрякова Д.А., заседание проходило под председательством депутата Камешковского района Назарова А.В.; за удаление главы Камешковского района в отставку проголосовано 10 из 15 депутатов, то есть не менее 2/3 от установленной численности депутатов; решение об удалении главы района в отставку в течении пяти дней со дня его принятия было обнародовано путем опубликования в газете Знамя.

Таким образом, нарушений процедуры удаления главы в отставку не установлено, порядок принятия решения об удалении главы Камешковского района Бутрякова Д.А. в отставку соблюден.

Довод административного истца о том, что на заседании СНД Камешковского района {Дата обезл.} рассматривалось обращение депутатов от {Дата обезл.}, является необоснованным, поскольку в уведомлении главы района о рассмотрении инициативы депутатов, указано, что на заседании {Дата обезл.} будет рассматриваться обращение депутатов от {Дата обезл.}.

В ходе судебного заседания сторонами не отрицалось, что инициатива депутатов Камешковского района об удалении главы муниципального образования в отставку выдвигалась депутатами дважды {Дата обезл.} и {Дата обезл.}. Обращение депутатов от {Дата обезл.} на заседаниях Совета не рассматривалось.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд считает, что указанная в оспариваемом решении от {Дата обезл.} дата обращения депутатов - {Дата обезл.} является технической ошибкой.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом N 131-ФЗ от {Дата обезл.} «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ч.1 ст. 36 Закона N 131-ФЗ, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч.4 ст.36 Закона N 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В пункте 1.2 ст.42 Устава Камешковского района также указано, что к полномочиям главы района относится, в том числе подписание и обнародование в порядке, установленном настоящим Уставом, правовых актов, принятых Советом.

Положениями ч.1, п.2,4 ч.2 ст. 74.1 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются, в том числе:

- неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;

- несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

В своем обращении об удалении в отставку главы Камешковского района Бутрякова Д.А. депутаты указали, что:

1.1 Главой Камешковского района не исполнены обязанности по подписанию и обнародованию решений СНД Камешковского района от {Дата обезл.} «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} «О бюджете муниципального образования Камешковский район на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и «О внесении изменений в решение СНД Камешковского района от {Дата обезл.} «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации района».

Документы направлены главе района для подписания {Дата обезл.}. Установленный Федеральным законом десятидневный срок для подписания и направления для обнародования принятых правовых актов истек {Дата обезл.}.

Также главой Камешковского района не исполнены обязанности по подписанию и обнародованию решения СНД Камешковского района «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Камешковский район за 2016», принятого на заседании СНД {Дата обезл.}, и решения СНД Камешковского района «О регламенте Совета народных депутатов Камешковского района», принятого на заседании СНД Камешковского района {Дата обезл.}.

Документы направлены главе района для подписания {Дата обезл.} и {Дата обезл.} соответственно. Однако главой района не были подписаны и не направлены на обнародование. Установленный Федеральным законом десятидневный срок для подписания и направления для обнародования принятых правовых актов истек, соответственно, {Дата обезл.} и {Дата обезл.}.

Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, решением Камешковского районного суда Владимирской области от {Дата обезл.}, вступившим в законную силу {Дата обезл.}, признано незаконным бездействие главы Камешковского района Бутрякова Д.А., выразившееся в не подписании и не обнародовании решений Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} «О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} «Об утверждении положения о порядке проведения конкурса на замещение должности главы администрации Камешковского района», «О внесении изменений и дополнений в решение Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} «О бюджете муниципального образования Камешковский район на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».

На главу Камешковского района Бутрякова Д.А. возложена обязанность принять меры по подписанию и обнародованию указанных решений Совета народных депутатов Камешковского района в течение 10 дней со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Также, решением Камешковского районного суда от {Дата обезл.} признано незаконным бездействие главы Камешковского района Бутрякова Д.А., выразившееся в не подписании и не обнародовании решения Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} «Об утверждении отчета об исполнении бюджета муниципального образования Камешковский район за 2016 год», решения Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} «О регламенте Совета народных депутатов Камешковского района».

На главу Камешковского района Бутрякова Д.А. возложена обязанность принять меры по подписанию и обнародованию указанных решений Совета народных депутатов Камешковского района в течение 10 дней со дня вступления данного решения суда в законную силу.

Таким образом, не подписывая принятые Советом нормативные акты, глава района Бутряков Д.А. не выполнил возложенные на него положениями Закона № 131-ФЗ и Устава МО, полномочия, тем самым не обеспечил осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопрос местного значения.

Доводы административного истца о том, что после вступления решения Камешковского районного суда от {Дата обезл.}, решения СНД были им подписаны и опубликованы, не свидетельствуют о надлежащем исполнении им своих обязанностей по подписанию и обнародованию нормативных правовых актов.

В п.1.2 обращения депутатов также указано, что главой Камешковского района Бутряковым Д.А. не исполняются обязанности по ведению заседаний СНД.

В нарушение ч.2 ст.31 Устава Камешковского района, а также требований Регламента СНД Камешковского района о проведении очередного заседания Совета в последний понедельник месяца Бутряковым Д.А. не была осуществлена подготовка к заседанию Совета, а также предприняты действия по воспрепятствованию его проведения {Дата обезл.}.

Согласно ст.16 Регламента СНД Камешковского района, ст.31 Устава Камешковского района организацию деятельности Совета осуществляет глава района, который исполняет полномочия председателя Совета с правом решающего голоса.

Согласно ст.22 Регламента СНД Камешковского района заседания Совета проходят по адресу: ...., в каждый последний понедельник месяца в 13.00.

В части 2 ст. 31 Устава указано, что глава района осуществляет руководство по подготовке заседаний Совета и вопросов, вносимых на его рассмотрение; созывает заседания Совета, доводит до сведения депутатов время и место их проведения, а также проект повестки дня; ведет заседания Совета; подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, правовые акты, принятые Советом.

Указанные обязанности главой района Бутряковым Д.А. {Дата обезл.} - в последний понедельник месяца не были исполнены. Повестка дня была не сформирована, заседание он не проводил, о чем административный истец сам указывает в своих пояснениях.

Решением СНД Камешковского района от {Дата обезл.} «О признании неисполнения обязанностей» признано неисполнение главой Камешковского района Бутряковым Д.А. обязанностей по исполнению полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившееся в попытке срыва очередного заседания СНД {Дата обезл.}.

Данное решение СНД Камешковского никем не обжаловалось, и не отменялось. С иском о признании решения СНД от {Дата обезл.} Бутряков Д.А. не обращался.

Таким образом, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о неисполнении главой Камешковского района в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом муниципального образования.

Кроме того, в качестве основания для удаления главы района в отставку депутатами в обращении указано, что Бутряковым Д.А. не исполнены обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» по своевременному преставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей и своевременному размещению данных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах местного самоуправления и (или) предоставлению для опубликования средствам массовой информации.

Согласно ч.4.1 ст.36 Закона № 131-ФЗ, глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Статья 12.1 Федерального закона о противодействии коррупции, устанавливающая ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих муниципальные должности, в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 03.04.2017 г. N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», вступившего в действие с 15.04.2017, предусматривала обязанность для лиц, замещающих муниципальные должности, предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4).

Приведенной нормой указанного Закона не предписывалась обязательность опубликования сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими муниципальные должности, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления.

Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 03.04.2017 г. N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», вступившего в действие с 15.04.2017, посредством дополнения частью 4.3 статьи 12.1 Федерального закона о противодействии коррупции.

Так, согласно ч.4.3 ст. 12.1 Федерального закона о противодействии коррупции, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами (ч.4.3).

Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности в СНД Камешковского района, и членов их семей на официальном сайте СНД Камешковского района, и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации, утвержден решением СНД Камешковского района от {Дата обезл.}.

Согласно п.4 указанного Решения, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, за весь период замещения лицом, замещающим муниципальную должность, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей находятся на официальном сайте и ежегодно обновляются в течение четырнадцати рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи.

Судом установлено, что сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей главой Камешковского района Бутряковым Д.А. были поданы в СНД Камешковского района своевременно - {Дата обезл.}, что подтверждается представленными суду справками о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Указанные сведения главой Камешковского района были размещены на сайте ОМСУ Камешковского района одновременно со всеми депутатами -{Дата обезл.}.

Учитывая, что решение СНД Камешковского района было принято - {Дата обезл.}, исполнить обязанность по своевременному опубликованию сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера глава района Камешковского района Бутряков Д.А. возможности не имел.

Принятое решение СНД от {Дата обезл.} не устанавливает сроки опубликования сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных депутатами за 2016 год.

Данные сроки не указаны и в Федеральном законе о противодействии коррупции.

Исходя из изложенного, суд считает необоснованным указание в обращении депутатов на неисполнение главой района Бутряковым Д.А. обязанностей, предусмотренных Федеральных законом о противодействии коррупции.

Вместе с тем, указанное в обращение депутатов в качестве основания для удавления в отставку главы района неисполнение Бутряковым Д.А. обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», по своевременному преставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей и своевременному размещению данных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах местного самоуправления и (или) предоставлению для опубликования средствам массовой информации, не является единственным основанием для удаления главы района в отставку, поэтому не может повлечь отмену оспариваемого решения СНД от {Дата обезл.}.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ определено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что оспариваемое административным истцом решение СНД Камешковского района от {Дата обезл.} «Об удалении в отставку главы Камешковского района Бутрякова Д.А.» принято в соответствии с законом, в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления - СНД Камешковского района, права и свободы административного истца не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 179, 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования административного истца Бутрякова Д.А. о признании незаконным решения Совета народных депутатов Камешковского района от {Дата обезл.} «Об удалении в отставку главы Камешковского района Бутрякова Д.А.», обязании СНД Камешковского района отменить указанное решение - оставить без удовлетворения.

Меры предварительной защиты, приняты определением Камешковского районного суда от {Дата обезл.}, отменить со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд Владимирской области в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.Н. Стеций