ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-481/1919 от 19.02.2019 Куйбышевского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-481/19 19 февраля 2019 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.

при секретаре Малявине А.А.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 ХХ к Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения от 13.09.2018 года №212-133,

у с т а н о в и л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с административным иском к Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга об оспаривании распоряжения от 13.09.2018 года №212-133 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка».

В обоснование исковых требований административные истцы указали, что распоряжением комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 13.09.2018 года №212-133 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» было предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования «религиозное использование» код 3.7 на земельном участке площадью 6 100 кв.м по адресу: <адрес> Данное распоряжение было издано в соответствии с рекомендацией пункта 25 заседания Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга от 30 августа 2018 года №13.

Данное распоряжение административные истцы считают незаконным и нарушающим их субъективные права – права на благоприятную окружающую среду, на благоприятные условия жизнедеятельности, на участие в осуществлении градостроительной деятельности, закрепленные в Конституции Российской Федерации, ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 101.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Применительно к земельному участку, в отношении которого предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования не утверждены ни проект межевания территории, ни схема расположения земельного участка на кадастровом плане. Границы земельного участка не утверждены в порядке установленном распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2003 №31-рп, распоряжение уполномоченного органа в лице Комитету имущественных отношений об образовании земельного участка не издавалось. Что свидетельствует о том, что земельного участка в отношении которого выдано оспариваемое разрешение не существует. В соответствии с действующим земельным и градостроительным законодательством разрешение на условно разрешенный вид использования может быт предоставлено в отношении образованного (сформированного) земельного участка. Проведение публичных слушаний для решения вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования несформированного (необразованного) земельного участка не допускается, рекомендации комиссии по результатам таких слушаний не могут служить основанием для принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такого земельного участка.

В отношении земельного участка, на которое выдано оспариваемое разрешение не была выполнена процедура по получению предварительного согласования его предоставления, решение о предварительном согласовании предоставлении земельного участка не принималось, заявитель на выдачу разрешения на условно разрешенный вид использования не является заинтересованным лицом. К территории, где расположен земельный участок нужно относится как к застроенной, как к элементу планировочной структуры, ограниченному с севера проездом, как элементу, которому соответствует один участок территориальной зоны ... и подлежит применению положения статьи 11_3 Земельного кодекса Российской Федерации, требующей образования земельных участков на основании проекта межевания территории.

Поскольку оспариваемое распоряжение, определившее назначение объекта капитального строительства на земельном участке (которое сказывается на формировании городской окружающей среды), принято в отсутствие правовых оснований, преждевременно, с нарушением законодательства, административные истцы просили признать незаконным распоряжение Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга от 13.09.2018 года №212-133 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» и обязать Комитет отменить данное распоряжение.

В ходе подготовки дела к рассмотрению в судебном заседании к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, Приход храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Канонерском острове.

Административный истец ФИО6 в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в свое отсутствие.

Административные истцы ФИО7, ФИО8 ФИО9, ФИО10 в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО11 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, представила письменные возражения, полагала, что оснований для признания распоряжения незаконным не имеется, действия Комитета являются законными, процедура принятия решения не была нарушена, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по доверенности ФИО12 в судебное заседание явилась, полагала исковые требования необоснованными, представила письменную позицию, согласно которой, процедура принятия решения не была нарушена, формирование земельного участка не относится к компетенции Комитета, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Приод Харама святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Канонерском острове настоятель ... и по доверенности ФИО13 в судебное заседание явились, представили письменную позицию, согласно которой, решение о выделении земельного участка было принято уполномоченным лицом, процедура принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка соблюдена, оснований для отмены данного распоряжения не имеется, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав стороны, заинтересованных лиц, изучив материалы дела, полагает, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 9 и в части 10 данной статьи — на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Компетенция и полномочия Комитета по градостроительству архитектуре Санкт-Петербурга определены в Положении о Комитете по градостроительству и архитектуре», утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 №1679.

Комитет является исполнительным органом власти Санкт-Петербурга, осуществляющим государственное управление в сфере градостроительства и архитектуры, координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и взаимодействие с организациями, осуществляющими деятельность в Санкт-Петербурге в данной сфере.

Части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.

Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в части 8 этой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Из перечисленных норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.

Градостроительный кодекс Российской Федерации, определяя особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, устанавливает, что в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 данного Кодекса, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть 2 статьи 63). Наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть 5 статьи 63).

Закон Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к компетенции органов местного самоуправления выдачу разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков не относит.

В целях реализации статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2009 N 480 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства", в соответствии с п. 2 которого Комитет по градостроительству и архитектуре является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным осуществлять подготовку документации, необходимой для принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, и принимать решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

В целях реализации указанного Постановления Правительства Санкт-Петербурга, принимая во внимание, что подготовка разрешения является государственной услугой, распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 29.07.2015 N 6-н был утвержден административный регламент Комитета по градостроительству и архитектуре по предоставлению государственной услуги по осуществлению подготовки документации, необходимой для принятия решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, и принятию решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения (далее - Административный регламент).

Из материалов дела следует, что Земельный участок по адресу: <адрес> которому по результатам проведенных топогеодезических работ присвоен номер и данные о данном участке были внесены Государственную информационную систему Санкт-Петербурга «Автоматизированная информационная система управления градостроительной деятельностью» и Региональную информационную систему, согласно Закона Санкт-Петербурга от 22.12.2005 года №728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» расположен в пределах функциональной зоны 3ЖД - зоны среднеэтажной и многоэтажной многоквартирной жилой застройки с включением объектов общественно-деловой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны (л.д. 60-62). Данный земельный участок относится к землям Санкт-Петербурга, право государственной собственности на которые не разграничено.

Согласно Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 №524 данный земельный участок расположен в пределах территориальной зоны Т3Ж2 – зоны среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры.

Исходя из градостроительного регламента установленного для данной территориальной зоны, размещение религиозного объекта отнесено к условно разрешенному виду использования земельного участка. При этом размещение религиозного объекта предусмотрено при условии примыкания земельного участка к красными линиям и (или) улицам, дорогам, площадям, проездам, набережным, бульварам.

Земельный участок по адресу: <адрес> непосредственно примыкает к красным линиям проектируемого проезда, установленным в составе Проекта детальной планировки района Двинской ул. И Канонерского острова, утвержденного решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 02.09.1974 №644.

07.05.2018 года в Комиссию по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга (далее – Комиссия) поступило заявление Православной местной религиозной организации Приход храма святых Кирилла и Мефодия на Канонерском острове Санкт-Петербурга о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка к которому было приложено заявление Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 06.07.2017 года №70253-13 о рассмотрении на заседании Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования участка – «религиозное использование» (л.д.58-83).

На заседании Комиссии по землепользованию и застройке 25.06.2018 данное заявление было рассмотрено и было принято решение о направлении заявления в территориальное подразделение Комиссии по Кировскому району для проведения публичных слушаний.

Администрацией Кировского района Санкт-Петербурга были проведены публичные слушания, по результатам которых было принято решение о рекомендации Комиссии подготовить рекомендацию о предоставлении Православной местной религиозной организации Приход храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Канонерском острове Санкт-Петербурга разрешения на условно разрешенный вид использования «религиозное использование», код. 3.7, земельного участка площадью 6100 кв.м по адресу: <адрес> (л.д. 41-57). Факт проведения публичных слушаний, а также что они состоялись административные истцы не оспаривали. При этом согласно заключения административные истцы вносили свои предложения и замечания.

30.08.2018 года Комиссия по результатам рассмотрения заявления в целях обеспечения устойчивого развития территорий за счет предоставления возможности выбора наиболее эффективного вида использования земельного участка было принято решение о рекомендации Комитету принять решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования «религиозное использование» земельного участка площадью 6 100 кв.м по адресу: <адрес>

Комитетом был подготовлен проект распоряжения (л.д.37-39) и после согласования с профильными комитетами и вице-губернатором ФИО14 (л.д. 35, 36, 40) Комитетом 13.09.2018 года было принято оспариваемое распоряжение №212-133 «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка» (л.д.31-32).

Таким образом, Комитетом была соблюдена утвержденная Административным регламентом процедура принятия решения.

Согласно письму от 21.11.2016 года №05-13-6227/16-0-1 вице-губернатора Санкт-Петербурга ФИО14 в адрес Санкт-петербургской Епархии земельный участок по адресу: Санкт-Петербург, Канонерский остров у дома 7 был предложен в составе перечня свободных земельных участков, расположенных в различных административных районах Санкт-Петербурга для перспективного размещения религиозных объектов (храмов и храмовых комплексов). 10.02.2017 года в своем письме №221-5-3362/17 Комитет подтвердил принципиальную возможность размещения религиозного объекта на данном земельном участке и выдал схему планировки и застройки земельного участка.

23.03.2017 года Православная местная религиозная организация Приход храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Канонерском острове обратилась в Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга с заявлением о предварительном согласования предоставления земельного участка площадью 6 100 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> для размещения религиозного объекта.

При таких обстоятельствах, доводы административных истцов о том, что разрешение на условно разрешенный вид использования не мог быть предоставлено, т.к земельный участок не сформирован являются не состоятельными. Земельный участок был сформирован, в отношении него был выдана схема и проведены топогеодезические работы, сведения о нем были включены в государственные информационные системы.

Заявленные административными истцами доводы о нарушении процедуры принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и нарушение порядка образования земельного участка предусмотренного статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации не могут быть рассмотрены в рамках данного дела, т.к. относятся к полномочиям иного органа государственной власти, не административного ответчика.

Не состоятельны доводы административных истцов о том, что Православная местная религиозная организация Приход храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Канонерском острове г.Санкт-Петербурга не может быть признана заинтересованным лицом, которое вправе подавать заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.

Статья 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2009 N 480 "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства", Административным регламентом не ограничивает круг лиц, которые вправе обратиться с заявлением на условно разрешенный вид использования земельного участка правообладателями, предусматривают право заинтересованного физического или юридического лица на обращение с таким заявлением. Православная местная религиозная организация Приход храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Канонерском острове г.Санк-Петербурга может быть признана заинтересованным лицом, учитывая, что земельный участок был предложен под строительство храма собственником Администрацией Санкт-Петербурга.

Таким образом, суд не находит оснований для признания распоряжения Комитета от 13.09.2018 года №212-133 незаконным и возложении на него обязанности по отмене данного распоряжения.

В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое распоряжение было принято 13.09.2018 года, в суд с данным административным иском административные истцы обратились 23 октября 2018 года в пределах предусмотренного законом трехмесячного срока.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 175, 177, 180, 277 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья

...