ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-481/2016 от 27.09.2016 Бутурлинского районного суда (Нижегородская область)

Мотивированное решение изготовлено 27.09.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 сентября 2016 года

Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:

председательствующего судьи Зиминой Е.Е.,

при секретаре Гороховой А.С.,

с участием представителя административного истца Назаркина А.Н., представителя административного ответчика Земского собрания Бутурлинского муниципального района ФИО3, административных ответчиков ФИО4, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании р.п. Бутурлино административное дело № 2а-481\2016 по административному исковому заявлению прокурора Бутурлинского района в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования - Бутурлинского муниципального района к Земскому собранию Бутурлинского муниципального района, депутатам Земского собрания Бутурлинского муниципального района ФИО4, ФИО5 о признании незаконным бездействия в части невыполнения требований по прекращению полномочий депутатов, прекращении полномочий депутатов и возложении обязанности по размещению сведений на официальном сайте,

у с т а н о в и л :

Прокурор Бутурлинского района Нижегородской области обратился в суд с административным иском в порядке ст. 39 КАС РФ, в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования - Бутурлинский муниципальный район Нижегородской области, к Земскому собранию Бутурлинского муниципального района, депутатам ФИО4 и ФИО5, в котором просил:

Признать незаконным бездействие Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, в части невыполнения законных требований по прекращению полномочий - депутата Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ФИО4, связанное с неисполнением последним обязанности по предоставлению справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2015 год, а также неполным и недостоверным представлением справки о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами.

Признать незаконным бездействие Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, в части невыполнения законных требований по прекращению полномочий - депутата Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ФИО5, связанное с неполным и недостоверным предоставлением справки о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами.

Прекратить полномочия депутата Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ФИО4 в связи с неисполнением последним обязанности по предоставлению справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2015 год, а также неполным и недостоверным представлением справки о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами.

Прекратить полномочия депутата Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ФИО5 в связи с неполным и недостоверным предоставлением справки о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами.

Признать незаконным бездействие Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в не размещении на официальном сайте администрации Бутурлинского муниципального района сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности Бутурлинского муниципального района - депутатов Земского собрания Бутурлинского муниципального района, а также аналогичные сведения их супругов и несовершеннолетних детей за 2015 год.

Обязать Земское собрание Бутурлинского муниципального района Нижегородской области разместить на официальном сайте администрации Бутурлинского муниципального района сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности Бутурлинского муниципального района - депутатов Земского собрания Бутурлинского муниципального района, а также аналогичные сведения их супругов и несовершеннолетних детей за 2015 год.

В соответствии с чч. 3, 9 ст. 227 КАС, и п. 11 ст. 40 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установить 30-дневный срок для совершения указанных действий Земскому собранию Бутурлинского муниципального района Нижегородской области.

Исковые требования административного истца мотивированы тем, что прокуратурой Бутурлинского района на основании задания прокуратуры Нижегородской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены нарушения в данной сфере в Земском собрании Бутурлинского муниципального района.

Проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона «О противодействии коррупции», ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутатом Земского собрания Бутурлинского муниципального района ФИО4 не представлены сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своих несовершеннолетних детей - ФИО6 и ФИО7. Кроме того, в своей справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год ФИО4 в разделе 5 «Сведения о ценных бумагах» 5.1. «Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах» не указаны сведения о том, что ФИО4 является учредителем общества с ограниченной ответственностью «ТОРГОВЫЙ ДОМ НИВА».

Также при проведении проверки установлено, что депутат Земского собрания Бутурлинского муниципального района ФИО5 в своей справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год не указал сумму полученного дохода в размере <данные изъяты><данные изъяты>, по договору купли-продажи транспортного средства № 0023671 от 28.10.2015, заключенного между ФИО5 и ООО ТД «Нижегородец».

В связи с грубыми нарушениями законодательства о противодействии коррупции, допущенными депутатом Земского собрания Бутурлинского муниципального района ФИО4, связанными с непредставлением сведений о доходах расходах и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей за 2015 год; депутатом Земского собрания Бутурлинского муниципального района ФИО5, связанными с неполным и недостоверным представлением сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, их полномочия в качестве депутатов подлежат прекращению досрочно, в связи с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, в нарушение ч. 6 ч. 8 ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на официальном сайте администрации Бутурлинского муниципального района - сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности Бутурлинского муниципального района - депутатов Земского собрания Бутурлинского муниципального района, а также аналогичные сведения их супругов и несовершеннолетних детей не размещены, что является недопустимым, и нарушает требования законодательства о противодействии коррупции.

На основании выявленных нарушений прокуратурой района 15.06.2016 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции в Земское собрание Бутурлинского муниципального района с требованием устранить выявленные нарушения законодательства в указанной сфере.

В ходе рассмотрения вышеуказанного представления прокуратуры Бутурлинского района требования прокурора района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции не исполнены.

В административном исковом заявлении так же указано, что невыполнение ответчиками требований действующего законодательства нарушает права и интересы муниципального образования - Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, так как допущены нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции обязательные для исполнения лицами, замещающими муниципальные должности в Земском собрании Бутурлинского муниципального района.

Данные нарушения напрямую затрагивают права муниципального образования - Бутурлинский муниципальный район Нижегородской области.

В соответствии с ч.2 ст.15Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому государственную, в том числе судебную, защиту его прав и свобод, возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (статья 45; статья 46, части 1 и 2).

Незаконные действия должностных лиц Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области - органа местного самоуправления влекут к неисполнению государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.

Затем административным истцом было подано заявление в порядке ст. 46 КАС РФ, в котором прокурор пункт 3 заявленных требований изложил следующим образом: обязать Земское собрание Бутурлинского муниципального района прекратить полномочия депутата Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ФИО4 в связи с неисполнением последним обязанности по предоставлению справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2015 год, а также неполным и недостоверным представлением справки о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами, обосновывая их положениями ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Назаркин А.Н. исковые требования поддержал, по их существу пояснил, что в июне 2016 г. по заданию прокуратуры Нижегородской области им проводилась проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации района и Земском собрании района. При проведении проверки в Земском собрании Бутурлинского муниципального района было установлено, что лицом, ответственным за прием справок о доходах депутатов Земского собрания Бутурлинского муниципального района назначена ФИО3 По его требованию она представила справки о доходах депутатов, их супруг и несовершеннолетних детей. При изучении справок было установлено, что депутат ФИО4 не представил справки и доходах своей супруги и несовершеннолетних детей, а так же не указал, что он является учредителем ООО Торговый дом «Нива». Депутат ФИО5 в справке о своих доходах не указал доход в размере <данные изъяты>., полученный от продажи автомобиля. Представленные ФИО3 справки о доходах были им сфотографированы в аппарате Земского собрания. В ходе проведения проверки так же было установлено, что в нарушение федерального законодательства, сведения о доходах не были размещены на официальном сайте администрации Бутурлинского муниципального района. В связи с выявленными нарушениями прокурором района в Земское собрание Бутурлинского муниципального района было внесено представление об устранении нарушений, но нарушения устранены не были.

Представитель административного ответчика Земского собрания Бутурлинского муниципального района ФИО3, представившая доверенность и диплом о наличии высшего юридического образования, исковые требования прокурора не признала и пояснила, что она работает в администрации Бутурлинского муниципального района и по совместительству в Земском собрании Бутурлинского муниципального района. До 01 июня 2016 г. она находилась по основному месту работы в отпуске по уходу за ребенком, в Земском собрании у нее был установлен гибкий график работы - рабочие дни каждые вторник и четверг, а так же дни проведения заседаний Земского собрания, дни заседаний комиссий и групп. С 01 по 31 мая 2016 г. она находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске в Земском собрании. Распоряжением она была назначена ответственной по противодействие коррупции и за прием справок о доходах депутатов Земского собрания. Всеми депутатами Земского собрания Бутурлинского муниципального района были поданы сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и доходах супруг и несовершеннолетних детей. Поскольку данная обязанность была введена законом впервые, то все депутаты обращались к ней с вопросами по заполнению справок, представляли черновики, которые она проверяла и говорила, как правильно следует оформлять справки. В ходе проведения проверки прокуратурой района она предоставила все имеющиеся у нее справки, заместитель прокурора Назаркин А.Н. при ней произвел их фотографирование, затем ее приглашали в прокуратуру, где она давала объяснения, объяснения она читала и ставила свою подпись. После того, как с нее было взято объяснение, она позвонила начальнику сектора аппарата Земского собрания ФИО8, которая ушла в отпуск после нее, и та ей сообщила, что в дни ее (ФИО3) отсутствия в Земском собрании депутаты приносили справки о доходах ей, она их сложила в ее папку. В указанной папке она обнаружила справки о доходах от 29.04.2016 г. депутата ФИО4, его супруги и его несовершеннолетних детей, а так же уточненную справку от 12.05.2016 г. депутата ФИО5, в которых на следующий день после отобрания в прокуратуре объяснений она поставила свою подпись. Справки о доходах каким-либо образом в Земском собрании не регистрировались, во входящую корреспонденцию не вносились, журнал регистрации принятых сведений о доходах и имуществе депутатов был заведен по итогам проведенной прокуратурой проверки. В связи с допущенными нарушениями она была привлечена к дисциплинарной ответственности. Муниципального правового акта, обязывающего размещать сведения о доходах депутатов на сайте администрации, не принято, находит, что такой обязанности у Земского собрания не имеется.

Административный ответчик ФИО4 требования административного истца не признал и пояснил, что в 2015 г. он был избран депутатом и делегирован в Земское собрание Бутурлинского муниципального района. На заседании Земского собрания депутатам было разъяснено, что они обязаны предоставлять сведения о доходах и имуществе за себя, супругу и несовершеннолетних детей. Данную обязанность он выполнил в установленный законом срок, предоставив сведения о своих доходах и имуществе, доходах своей супруги и двух несовершеннолетних детей. Предварительно он обращался к ФИО3 с черновиками, которые она проверяла и говорила, как правильно следует оформить справки, данные черновики он не забирал. В связи с отсутствием ФИО3 окончательные справки он оставил работнику Земского собрания ФИО8 29 апреля 2016 г.

Административный ответчик ФИО5 требования административного истца не признал и пояснил, что в 2015 г. он был избран главой Большебакалдского сельского поселения и вошел в состав Земского собрания Бутурлинского муниципального района. В 2015 г. он не имел супруги и несовершеннолетних детей, сведения о своих доходах и имуществе подал в установленный законом срок, затем так же в установленный срок подал уточненные сведения, поскольку первоначально забыл указать доход от продажи автомобиля по программе «трейд ин».

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Право прокурора на обращение в суд в данном случае, суд находит установленным.

В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины и понятия:

лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, - председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутаты должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Частью 4 ст. 12.1 Закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пп. "г" п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" указанный Федеральный закон устанавливает контроль за расходами лиц, занимающих муниципальные должности, а также супруга (супругов) и несовершеннолетних детей указанных лиц.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 230-ФЗ, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

На основании ч. 2 ст. 3 Закона N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, нормативными актами для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, депутаты представительного органа муниципального образования, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки: гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, - при наделении полномочиями по должности (назначении, избрании на должность); лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации (за исключением Президента Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента Российской Федерации), - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

Судом установлено, что решением сельского Совета Большебакалдского сельского поселения Бутурлинского муниципального района № 4 от 23.09.2015 г. был утвержден протокол об итогах открытого голосования по избранию главы местного самоуправления Большебакалдского сельского поселения; решено считать избранным главой местного самоуправления Большебакалдского сельского поселения ФИО5 Решением того же сельского Совета № 5 от 23.09.2015 г. было решено считать избранными (делегированными) депутатами в Земское Собрание Бутурлинского муниципального района из состава депутатов Большебакалдского сельского Совета Бутурлинского муниципального района ФИО4 - депутата округа № 8, ФИО9 - депутата округа № 4.

В соответствии с Уставом Бутурлинского муниципального района Нижегородской области все депутаты Земского собрания Бутурлинского муниципального района замещают свои должности на непостоянной основе, что отражено в отзыве Земского собрания на исковое заявление прокурора.

Таким образом, ФИО4 и ФИО5 являются депутатами Земского собрания Бутурлинского муниципального района, замещающими свои должности на непостоянной основе, и в срок до 30 апреля 2016 г. обязаны были предоставить обозначенные сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруг и несовершеннолетних детей.

В аппарате Земского собрания Бутурлинского муниципального района личные дела депутатов не формировались.

Из пояснений административных ответчиков установлено, что у депутата ФИО4 в 2015 г. имелась супруга ФИО10 и двое несовершеннолетних детей - ФИО1ДД.ММ.ГГГГ рождения и ФИО2ДД.ММ.ГГГГ рождения; у депутата ФИО5 супруги и несовершеннолетних детей не имелось.

Земским собранием Бутурлинского муниципального района положения о порядке предоставления депутатами Земского собрания сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не разрабатывалось и не принималось, что следует из пояснений представителя Земского собрания ФИО3 и ответа на запрос суда от 21.09.2016 г. № 109.

Согласно распоряжения главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района № 17 от 29.12.2015 г. лицом, ответственным за организацию работы по противодействию коррупции в Земском собрании Бутурлинского муниципального района и прием справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Земского собрания Бутурлинского муниципального района и иных лиц, была назначена ФИО3

Распоряжением главы местного самоуправления Бутурлинского муниципального района № 18 от 29.12.2015 г. ФИО3 была назначена ответственным лицом за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Земском собрании Бутурлинского муниципального района.

В соответствии с решением Земского собрания Бутурлинского муниципального района № 8 от 18.03.2016 г. Земское собрание решило установить, что лица, замещающие муниципальные должности в Земском собрании Бутурлинского муниципального района Нижегородской области обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в аппарат Земского собрания Бутурлинского муниципального района в порядке, установленном Указом Президента РФ от 18.05.2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и по форме, установленной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

Решением № 9 от 18.09.2016 г. Земского собрания Бутурлинского муниципального района было утверждено Положение о комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области. В состав комиссии вошла и ФИО3

Согласно справке-анализу представленных депутатами Земского собрания Бутурлинского муниципального района и иными лицами сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, подготовленной 02.06.2016 г. ФИО3 - ею единолично был проведен анализ представленных депутатами Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области и иными лицами сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а так же их супругов и несовершеннолетних детей, было предложено считать представленные депутатами сведения достоверными, проведение заседания комиссии по контролю за достоверностью сведений отложить до получения материалов ежегодной проверки, проводимой прокуратурой Бутурлинского района.

Сведений о том, что достоверность указанных справок о доходах проверялась комиссией, созданной решением Земского собрания Бутурлинского муниципального района, суду не представлено.

В ходе проведенной прокуратурой Бутурлинского района проверки в Земском собрании Бутурлинского муниципального района 08.06.2016 г. в присутствии ответственного лица ФИО3 заместителем прокурора Назаркиным А.Н. были сделаны фотокопии справок о доходах депутатов Земского собрания. Ему была представлена справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата ФИО4 (дата подачи справки отсутствует) и депутата ФИО11 (дата подачи справки 20.04.2016 г.). Справки, поданные депутатом ФИО4 за супругу и несовершеннолетних детей представлены не были, что свидетельствует об их отсутствии.

Факт того, что депутатом ФИО4 не были поданы в Земское собрание Бутурлинского муниципального района в срок до 30 апреля 2016 г. справки о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей подтвержден так же тем, что 15 июня 2016 г. ФИО3 было дано объяснение заместителю прокурора Бутурлинского района, в котором она указала, что ФИО4 были поданы сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, иные сведения не предоставлялись. Оснований не доверять объяснению, полученному в рамках проведения проверки в соответствии с законом о прокуратуре, у суда не имеется.

Довод представителя административного ответчика Земского собрания Бутурлинского муниципального района ФИО3 о том, что заместителю прокурора был выдан черновик справки ФИО4, судом не принимается, поскольку в справке, представленной заместителю прокурора Назаркину А.Н. ФИО3 не имелось каких-либо исправлений, имелась как подпись самого ФИО4 на каждом листе справки о доходах, так и подпись лица, принявшего справку - ФИО3 Вместе с тем административный ответчик ФИО4 сообщил суду, что справку о доходах у него приняла ФИО8 В судебном заседании ФИО3 пояснила, что обнаружила у себя справки о доходах ФИО4, его супруги и несовершеннолетних детей в папке, находящейся в кабинете аппарата Земского собрания Бутурлинского муниципального района на следующий день после взятия у нее объяснения заместителем прокурора, то есть 16 июня 2016 г., она этого же числа поставила в справках о доходах свою подпись, что свидетельствует о том, что справки были приняты ФИО3 16 июня 2016 г., а не ФИО8 29 апреля 2016 г.

Показания ФИО3 о том, что ею был выдан черновик справки ФИО4, противоречат ее объяснительной записке, данной председателю Земского собрания 06.07.2016 г., в которой она указывала, что проверяла сведения о доходах депутатов и в случае отсутствия замечаний расписывалась в них, в иных случаях - возвращала депутатам на доработку. Поскольку в представленной 08.06.2016 г. заместителю прокурора справке о доходах, без даты, имеется подпись, фамилия, имя и отчество ФИО3, изготовленные рукописным способом, а так же ее подпись, суд считает установленным, что ФИО4 была подана именно та справка, которая была сфотографирована заместителем прокурора Назаркиным А.Н. в ходе проведения проверки, иных справок им не представлялось.

Исходя из сведений, указанных депутатом ФИО4 в данной справке, им не были сообщены сведения о том, что он является учредителем ООО «Торговый дом «Нива». Факт того, что ФИО4 является учредителем ООО «Торговый дом «Нива» подтвержден сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, в котором в п. 45 имеются данные о том, что ФИО4 является единственным учредителем юридического лица ООО «Торговый дом «Нива».

Таким образом, ФИО4 в установленный законом срок не были представлены справки о доходах расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и двоих несовершеннолетних детей. Представленные им сведения являются не полными и не достоверными, поскольку депутатом ФИО4 не были указаны сведения о том, что он является учредителем юридического лица и ФИО4 было достоверно известно о неполноте представленных им сведений.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» - лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" невыполнение лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", обязанностей, предусмотренных ч. 1 ст. 3 Закона N 230-ФЗ, является правонарушением.

Из ч. 2 указанной статьи следует, что лицо, совершившее правонарушение, предусмотренное ч. 1 рассматриваемой статьи, подлежит в установленном порядке освобождению от замещаемой (занимаемой) должности.

На основании ч. 3 ст. 40 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.

Согласно ч. 10.1 ст. 40 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Законом N 131-ФЗ.

В соответствии с п. 10 ч. 10 ст. 40 Закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в иных случаях, установленных Законом N 131-ФЗ и иными федеральными законами.

Исходя из данных норм закона, полномочия депутата Земского собрания Бутурлинского муниципального района ФИО4 подлежали досрочному прекращению.

Прокурор Бутурлинского района Софонова Л.Е. внесла в Земское собрание Бутурлинского муниципального района 15.06.2016 г. представление об устранении нарушений законодательства, но полномочия депутата ФИО4 прекращены досрочно не были, что дает суду основания признать бездействие Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, в части невыполнения законных требований по прекращению полномочий - депутата Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ФИО4, связанное с неисполнением последним обязанности по предоставлению справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2015 год, а также неполным и недостоверным представлением справки о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами, - незаконным.

Учитывая, что полномочия депутата могут быть прекращены досрочно лишь представительным органом, которым является Земское собрание Бутурлинского муниципального района, с учетом положений ст. 227 КАС РФ, на Земское собрание Бутурлинского муниципального района должна быть возложена обязанность устранить выявленное нарушение, а именно обязанность прекратить полномочия депутата Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ФИО4 в связи с неисполнением последним обязанности по предоставлению справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2015 год, а также неполным и недостоверным представлением справки о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами.

Факт привлечения специалиста, ответственного за прием справок о доходах ФИО3 к дисциплинарной ответственности, не может служить основанием для отказа в иске в указанной части. Судья находит, что данное обстоятельство не является юридически значимым при разрешении данного административного спора, не влияет на существо рассматриваемого дела, а свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответственным лицом своих должностных обязанностей.

Учитывая, что депутат Земского собрания Бутурлинского муниципального района ФИО5 предоставил справку о своих доходах в установленный срок, супруги и несовершеннолетних детей он в 2015 году не имел, административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих подачу ФИО5 заведомо недостоверных или неполных сведений, то в удовлетворении требований относительно депутата ФИО5 и признания незаконным бездействия Земского собрания Бутурлинского муниципального района относительно данного депутата, - должно быть отказано.

Обсудив требования административного истца о незаконности бездействия Земского собрания Бутурлинского муниципального района по не размещению сведений о доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера депутатов Земского собрания Бутурлинского муниципального района на официальном сайте Бутурлинского муниципального района, суд находит, что в их удовлетворении должно быть отказано, поскольку отсутствует муниципальный правовой акт регламентирующий и обязывающий Земское собрание Бутурлинского муниципального района размещать указанные сведения на официальном сайте администрации Бутурлинского муниципального района.

Исходя из изложенного, требования прокурора подлежат удовлетворению в части.

Требования административного истца об установлении 30-дневного срока исполнения решения суда, суд находит подлежащими удовлетворению, но считает, что данный срок следует исчислять со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,227 КАС РФ,

р е ш и л :

Заявленные прокурором Бутурлинского района требования удовлетворить в части.

Признать незаконным бездействие Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, в части невыполнения законных требований по прекращению полномочий - депутата Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ФИО4, связанное с неисполнением последним обязанности по предоставлению справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2015 год, а также неполным и недостоверным представлением справки о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами.

Обязать Земское собрание Бутурлинского муниципального района прекратить полномочия депутата Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ФИО4 в связи с неисполнением последним обязанности по предоставлению справок о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2015 год, а также неполным и недостоверным представлением справки о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами.

Установить срок исполнения решения суда Земским собранием Бутурлинского муниципального района - в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда сообщить в установленный срок суду и административному истцу.

В удовлетворении требований прокурора Бутурлинского района о признании незаконным бездействия Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, в части невыполнения законных требований по прекращению полномочий - депутата Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ФИО5, связанное с неполным и недостоверным предоставлением справки о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами;

прекращения полномочий депутата Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области ФИО5 в связи с неполным и недостоверным предоставлением справки о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера за 2015 год, то есть несоблюдение ограничений, запретов, и обязанностей возложенных федеральными законами;

признания незаконным бездействия Земского собрания Бутурлинского муниципального района Нижегородской области, выразившееся в неразмещении на официальном сайте администрации Бутурлинского муниципального района сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности Бутурлинского муниципального района - депутатов Земского собрания Бутурлинского муниципального района, а также аналогичные сведения их супругов и несовершеннолетних детей за 2015 год;

возложении на Земское собрание Бутурлинского муниципального района Нижегородской области обязанности разместить на официальном сайте администрации Бутурлинского муниципального района сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности Бутурлинского муниципального района - депутатов Земского собрания Бутурлинского муниципального района, а также аналогичные сведения их супругов и несовершеннолетних детей за 2015 год,

отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд, через Бутурлинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья - Е.Е. Зимина