ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4821/18 от 02.01.2018 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2а-4821/18

УИД 26RS0002-01-2018-004620-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2018 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Даниловой Е.С.,

при секретаре Рыбниковой С.А.,

с участием: представителя истца ФИО1П. П.С., представителя ответчика Управления Росреестра по СК ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по СК о признании незаконными решения о приостановлении государственной регистрации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Росреестра по СК, в котором просит: признать незаконным и отменить решение о приостановлении государственной регистрации от 22.05.2018 № 26/133/011/2018-20934; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать право собственности на земельный участок ФИО1 с выдачей соответствующих документов о регистрации.

В обоснование своих требований истец указала, что ФИО1, <дата обезличена> г.р., 10 мая 2018 года приобрела в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый номер <номер обезличен>. Приобретение оформлено посредством заключения договора купли-продажи земельного участка, составленного в простой письменной форме. С целью осуществления государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, она обратилась в многофункциональный центр предоставления государственных услуг в городе Ставрополе. Ею совместно с продавцом земельного участка на государственную регистрацию были поданы следующие документы: договор купли-продажи земельного участка от 10.05.2018г., акт приема-передачи земельного участка от 10.05.2018 г., заявление о государственной регистрации права собственности от 10.05.2018 г. № 26/133/011/2018-20934, свидетельство о государственной регистрации права от 16.02.2011г. № 325186 серия 26-АЗ, документ подтверждающий оплату государственной пошлины от 10.05.2018г. № 10407026150052301005201873877523 (расписка в получении документов на государственную регистрацию 26/133/011/2018-20934 от 10.05.2018 г.). 22 мая 2018 года от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю она получила уведомление о приостановлении государственной регистрации за № 26/133/011/2018-20934. В уведомлении государственный регистратор привел в обоснование приостановления регистрации тот факт, что представленные на регистрацию документы не соответствуют требованиям пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), а также пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации. В устной беседе государственный регистратор указал, что ей необходимо дополнительно представить документ, подтверждающий отсутствие на земельном участке строений. Конкретный нормативный правовой акт или иной нормативный документ, содержащий соответствующее требование, государственный регистратор ей не указал. В пункте 2 статьи 14 Закона о регистрации указано, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным за коном порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальнево­сточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законо­дательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе. Так, исходя из буквального толкования названной статьи, для осуществления государственной регистрации достаточно предоставления следующих документов: договор в отношении недвижимого имущества, совершенный в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; свидетельство о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания. Указанные документы представлены ею в Управление Росреестра через МФЦ в полном объеме. Требование о предоставлении ею справки или иного документа, подтверждающего отсутствие на земельном участке строений, в статье 14 Закона о регистрации не предусмотрено. В части 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу. На приобретенном мною земельном участке отсутствуют какие-либо объекты недвижимости, в том числе здания и строения, о чем я неоднократно устно сообщала Управлению Росреестра. Более того, в названной статье отсутствует обязанность физического лица (заявителя) представлять какие-либо документы, в том числе доказывать отсутствие на земельном участке строений. В июне 2018г. с целью досудебного урегулирования данной спорной ситуации мною был осуществлен телефонный звонок в справочную службу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (г. Москва), где ей пояснили, что документы, которые требует от нее Ставропольское управление, представляются заявителем по желанию и законом не предусмотрены. Содержание данного звонка она озвучила в Ставропольском управлении, однако внятного ответа по существу не получила, в ответ ей заявили, что она обязана подтвердить отсутствие на земельном участке строений. Ею были предприняты попытки исполнения незаконного требования государственного регистратора о предоставлении указанных документов. Так, она обратилась в местное БТИ, где ей пояснили, что подтверждение отсутствие строений на участке требует наличие соответствующих геодезических меток, а также выезда специалиста на место. Выезд специалиста она должна оплатить за свой счет, что с учетом расстояния до объекта и отсутствия транспорта составляет не менее 1 000 рублей без учета оплаты услуг соответствующего специалиста. На каком основании она должна оплачивать документы, которые не предусмотрены Законом о регистрации, в Управлении Росреестра ей не пояснили. Представляется, что Управление Росреестра, являющееся оператором ЕГРН, может самостоятельно получить необходимые сведения из соответствующего реестра, в том числе подтвердить отсутствие у нее, а также продавца земельного участка (ФИО3), прав на строения, которые якобы могут находиться на земельном участке. Во время последнего моего визита в Управление Росреестра ей сообщили, что представленный ею договор купли-продажи земельного участка не содержит всех существенных условий данного вида договора и противоречит законодательству Российской Федерации (в части отсутствия в нем положений об отсутствии на земельном участке строений), что, в том числе, и явилось основанием приостановления государственной регистрации. В соответствии со статьями 549,550,554,555,556 существенными условиями договора купли-продажи недвижимости являются совершение договора в письменной форме, предмет договора, цена договора. Также названными статьями предусматривается обязательное наличие к договору акта приема- передачи. Все названные существенные условия, а также иные обязательные требования законодательства Российской Федерации, учтены ею при оформлении договора купли-продажи земельного участка. Также полагает, что при осуществлении государственной регистрации в первую очередь должны применяться нормы Закона о регистрации как специального закона, а затем нормы Земельного Кодекса и иных федеральных законов. Так, перечень представляемых на регистрацию документов определен в статье 14 Закона о регистрации, является для заявителя обязательным и закрытым. Требовать от нее предоставления иных документов, не предусмотренных Законом о регистрации Управление Росреестра не вправе.

Административный истец ФИО1 в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя.

Представитель истца ФИО1ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель управления Росреестра по СК ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, представленные на обозрение суда доказательства, приходит к следующему выводу.

С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. (ст. 208 КАС РФ).

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.

Согласно ч.1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В соответствии со статьей 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, В защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В частности, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Согласно ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве»постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В силу положений ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Права, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации.

В судебном заседании установлено, что 10.05.2018 г. ФИО1(Покупатель) и ФИО3.(Продавец) обратились в Управление с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлен договор купли-продажи земельного участка от 10.05.2018 г., согласно которому, Продавец передает Покупателю в собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>.

При проведении правовой экспертизы в соответствии со ст.29 Закона о регистрации было установлено, что в представленном на государственную регистрацию договоре купли-продажи земельного участка от 10.05.2018 г. не указаны сведения об отсутствии строений на земельном участке. Документ, подтверждающий отсутствие строений на земельном участке, также не представлен заявителями.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, государственный регистратор вынес решение о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, на срок до 22.08.2018 г., начиная с 22.05.2018, о чем, сделана запись в книге учета входящих документов №26/133/011/2018-20934.

Исходя из содержания пункта 2 статьи 14 Закона о регистрации, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Согласно статье 21 Закона о регистрации, документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 1 Земельного Кодекса РФ, одним из основополагающих принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Земельного кодекса РФ, отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев: отчуждение части здания, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка; отчуждение здания, сооружения, находящегося на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса; отчуждение сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем зданий, сооружений в случае, если они принадлежат одному лицу.

В данном случае личные неимущественные права истца Управлением нарушены не были, посягательства на принадлежащие истцу нематериальные блага со стороны ответчика отсутствовали.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ФИО1 не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь 175-180 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным и отмене решения о приостановлении государственной регистрации от 22.05.2018 № 26/133/011/2018-20934 отказать.

В удовлетворении требований ФИО1 о возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю зарегистрировать право собственности на земельный участок ФИО1 с выдачей соответствующих документов о регистрации отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23.11.2018 г.

Судья Е.С. Данилова