РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
В составе председательствующего судьи Даниловой О. Н.
При секретаре Рупаковой О. Д.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
23 октября 2017 г.
дело по административному исковому заявлению Редченковой Яны Владимировны к Федеральному казенному учреждению Исправительной колонии № 37 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Кемеровской области о признании незаконными действий администрации исправительной колонии,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Редченкова Я.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий администрации исправительной колонии, выразившиеся в отказе в приеме передачи осужденному весом более 20 килограмм.
Просит признать незаконными действия (бездействия) администрации Федерального казенного учреждения ИК-37 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Кемеровской области» (ФКУ ИК-37 ГУФСИ»), связанные с отказом в приеме передачи свыше 20 килограмм.
Административные исковые требования мотивирует тем, что 24.07.2017 г. обратилась с заявлением к врио начальника ФКУ ИК-37 ГКФСИН России по Кемеровской области Новикову С. В. с просьбой разрешить передачу для осужденного <данные изъяты> без ограничения веса. Врио начальника ФКУ ИК-37 ГКФСИН России по Кемеровской области Новиков С.В. разрешил передачу весом до 20 килограмм, ссылаясь на ч. 1 ст. 90УИК РФ
Считает, что принятое решение врио начальника ФКУ ИК-37 ГКФСИН России по Кемеровской области незаконно, поскольку п. 3 Приказа Минюста России от 06.07.2017 N 127 "О внесении изменений в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N 295" установил – «внести изменения в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N 295 п. 94 и сноску к нему признаны утратившими силу». Пункт 94 указанных Правил ограничивал вес передачи до 20 килограмм.
Приложение № 1 к Правилам оказания услуг почтовой связи, не содержит понятие «посылка». О весе и размерах посылок указано лишь в тарифах на оказание услуг по пересылки внутренних посылок, действующих с 16.01.2017 г. Примечание 2 к пп. 1.2 п. 1 устанавливает, что предельный вес посылки возможет до 50 килограмм. Полагает, что предельный вес передачи не должен превышать 50 килограмм.
В судебном заседании административный истец Редченкова Я. В. требования поддержала, дала пояснения аналогичные, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Грудина Г. В., действующая на основании доверенности, представившая диплом о наличии у нее высшего юридического образования, административные исковые требования не признала, пояснив, что максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами, а вес одной передачи осужденному в места лишении свободы не должен превышать установленный вес одной посылки. В соответствии с Правилами оказания услуг связи к почтовым отправлениям относятся почтовые отправления с товарным вложением- посылки. При этом п. 7 приложения № 2 определен предельный вес посылки – 20 килограмм. Посылка до 50 килограмм является крупногабаритной посылкой, отправление которой осуществляется только из специализированных почтовых отделений, тогда как общий вес посылки для всех отделений ФГУП «Почта России» -20 килограмм. Кроме того, в своем заявлении, административный истец просила разрешить передать передачу осужденному без ограничения ее в весе. Ссылка Редченковой на положения приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N 295 не обоснована, поскольку данный акт вносит изменения в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, а не регулирует порядок получения осужденными передач. Осужденным <данные изъяты> 24.07.2017 г. была получена передача весом 18,9 килограмм от матери. В соответствии с п. 103 Приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" между предыдущей и последующей посылками, передачами и бандеролями выдерживается период, равный частному от деления двенадцати месяцев на общее количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденному в год (без учета полученных в порядке поощрения), поэтому получение <данные изъяты> передачи 24.07.2017 г. также от Редченковой было бы невозможно в силу закона.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск удовлетворению не подлежит.
В силу ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что <данные изъяты>,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отбывает наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии строгого режима - ФКУ ИК-37 ГУФСИН.
24.07.2017 г. Редченкова Я.В. обратилась с заявлением к врио начальника ФКУ «ИК-37 ГУФСИН» с просьбой разрешить, на основании Приказа Минюста России от 06.07.2017 N 127 "О внесении изменений в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N 295", передать передачу без ограничения ее в весе осужденному Новоселову О. Л.
Врио начальника ФКУ «ИК-37 ГУФСИН» Новиковым С.Н. было дано разрешение передать осужденному передачу весом до 20 килограмм, в соответствии со ст. 90 УИК РФ.
Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии с п.1,2 приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 правила внутреннего распорядка исправительных учреждений устанавливают правила внутреннего распорядка в исправительных колониях в отношении соответственно находящихся в них осужденных.
Режим в ИУ - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий в том числе охрану и изоляцию осужденных, реализацию их прав и законных интересов.
В силу п. 93 Приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 осужденным разрешается получение установленного ст. 121, 123, 125, 127 и 131 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации числа посылок, передач и бандеролей.
Аналогичное положение содержит ст. 90 УИК РФ. Согласно п. «б» ч. 1 указанной статьи осужденным мужчинам к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 123 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, проживают в общежитиях. Им разрешается: получать четыре посылки или передачи и четыре бандероли в течение года.
До 06.07.2017 г. Правила внутреннего распорядка, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 содержали п. 94, который устанавливал, что вес одной передачи для осужденного не должен превышать установленный вес одной посылки. Максимальный вес одной посылки, составляет 20 килограмм, одной бандероли с малоценными печатными изданиями, рукописями, фотографиями - не более 5 килограмм.
Приказом Минюста России от 06.07.2017 N 127 "О внесении изменений в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 N 295" п. 94 признан утратившими силу.
Приказ Минюста России от 06.07.2017 N 127 начал действие - 23.07.2017г., то есть на момент обращения Редченковой Я.В., с просьбой разрешить передать передачу осужденному <данные изъяты>. без ограничения ее в весе, п. 94 предусматривающий максимальный вес одной передачи 20 кг. был не действующим.
Вместе с тем, доводы административного ответчика о незаконности действий администрации ФКУ ИК-37 суд оценивает критически, исходя из следующего.
Статьей 90 УИК РФ устанавлено, что максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки.
Приказом от 31 июля 2014 г. N 234 утверждены правила оказания услуг почтовой связи.
В соответствии с п. 1 Правил, утв. Приказом от 31 июля 2014 г. N 234 правила регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.
Приложением N 2 к Правилам оказания услуг почтовой связи утверждены параметры международных почтовых отправлений, пересылаемых в рамках международного почтового обмена. Пункт 7 приложения № 2 устанавливает параметры посылки обыкновенной (20 кг.).
ФГПК «Поста России» с 16.01.2017 г. установлены тарифы на оказание услуги по пересылке внутренних посылок, согласно которым установлен предельный вес посылки в 50 кг. (включительно), а также установлены предельные габариты.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 226, 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица ФКУ «ИК-37» ГУФСИН России незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: 1) несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту 2) нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Бремя доказывания наличия указанных обстоятельств возложена на административного истца (п. 11 ст. 226 КАС РФ).
В судебном заседании не нашло подтверждение, что исключив п. 94 из Приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений", закон установил возможность передачи осужденному передач без ограничения веса, как просила в своем заявлении от 24.07.2017 г. Редченкова Я.В.
Кроме того, в процессе рассмотрения дела административный истец пояснила, что является членом общества по защите прав осужденных. 24.07.2017 г. она вместе с матерью <данные изъяты> приехала в ФКУ ИК-37 ГУФСИН с целью осуществить передачу осужденному, посылка для передачи <данные изъяты> у нее и матери <данные изъяты> Вес посылки назвать не может, но он превышал 20 кг.
Указанные обстоятельства также подтверждены свидетельскими показаниями <данные изъяты> допрошенной в процессе рассмотрения дела.
Пунктом 96 Приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" лицо, доставившее в ИУ передачу, заполняет и подписывает заявление. в заявлении в обязательном порядке делается собственноручная запись передающего лица о том, что в передаче не содержится запрещенных предметов и передача комплектовалась им лично либо в его присутствии.
Административным ответчиком представлена копия заявления <данные изъяты> от 24.07.2017 г., в которой <данные изъяты> просит принять передачу для осужденного <данные изъяты> вес передачи составил 18,90 килограмм. Врио начальника ФКУ ИК-37 ГУФСИН было разрешено <данные изъяты>. передать указанную передачу, 24.07.2017 г. передача была получена осужденным <данные изъяты>
Суд считает, что административным истцом не представлено доказательств нарушения ее прав действиями администрации ФКУ ИК-37 ГУФСИН. В судебном заседании не нашли подтверждения доводы Редченковой Я. В. о возможности передачи осужденному без ограничения веса. Как следует из представленных доказательств, матерью осужденного <данные изъяты> была осуществлена передача для <данные изъяты>. 24.07.2017 г. Из заявления следует, что ни у <данные изъяты> ни у осужденного <данные изъяты> претензий относительно передачи не имелось. Чем именно были нарушены права административного истца в данном случае, в судебном заседании Редченкова Я. В. пояснить не могла.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В данном случае совокупность указанных обстоятельств по делу отсутствует.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Редченковой Я. В. Федеральному казенному учреждению ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области о признании незаконными действий администрации исправительной колонии, связанные с отказом в приеме передачи свыше 20 кг.
Руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Редченковой Яны Владимировны к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 37 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Кемеровской области о признании незаконными действий администрации исправительной колонии, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 27 октября 2017 г.
Председательствующий (подпись) О. Н. Данилова
Копия верна. Судья: О. Н. Данилова