ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4828/2018 от 05.06.2018 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2а-4828/2018

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 мая 2018 г. г. Красноярск

мотивированное решение

составлено 05.06.2018 г.

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Бурлака Н.В.,

при секретаре Григорьевой М.А.,

с участием помощника прокурора г. Красноярска Ивковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное административное дело по искам Русских Л.М. Безъязыкова Л.М. Волковой Л.М., Вахмановой Л.М., Гудиной Л.М., Харитонова Л.М., Чекрыжова Л.М. и Кашитского Л.М. к администрации г. Красноярска о признании нормативного правового акта недействующим в части,

УСТАНОВИЛ:

Русских Л.М., Безъязыков Е.Ф., Волкова Ю.Г., Вахманова Ю.А., Гудина О.Ю., Харитонов А.С., Чекрыжов А.В. и Кашитский Р.И. предъявили в суд административный иск к администрации г. Красноярска, мотивируя требования тем, что принятое администрацией г. Красноярска постановление от 17.07.2017 г. № 465 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 27.11.2012 г. № 595" в части указания в нем как подлежащие исключению строки: 595, 596, 597, 642, 695, 687, 673, 686, 793, 598, 678, 679, 2842, 2843, 2844, 2845, 2846, нарушает их права и законные интересы как собственников объектов нестационарной торговли, и не соответствует правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно:

ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

статьям 39.33 и 39.36 Земельного кодекса РФ;

п. 3.2.2 Приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года";

пунктам 10 и 11 "Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края", установленного Приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95.

Определением суда от 21.05.2018 г. административные дела по искам ответчиков объединены в одно производство на основании статей 212, 136 КАС РФ.

В судебное заседание административные истцы Русских Л.М., Безъязыков Е.Ф., Волкова Ю.Г., Вахманова Ю.А., Гудина О.Ю., Харитонов А.С. и Кашитский Р.И. не явились, о времени и месте его проведения извещены в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ, доверили представлять свои интересы Серебренниковой С.А., действующей на основании доверенности, которая в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Административный истец Чекрыжов А.В. в судебном заседании заявленные им административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.

Представитель административного ответчика администрации г. Красноярска Попова Г.В. в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в письменных возражениях на административные исковые заявления, согласно которым оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям законодательства, порядок его принятия соблюден. Основанием для исключения из "Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска" части строк послужила нецелесообразность дальнейшего размещения временных сооружений на обозначенных местах, а также необходимость приведения Схемы в соответствие с действующими нормами и правилами.

Дело, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение помощника прокурора г. Красноярска Ивковой Е.В., считавшей необходимым отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

На основании ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В силу п. 4 "Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края", утвержденного Приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95, схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения.

Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования (пункт 6).

Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9).

Внесение изменений в Схему относительно нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки и утверждения Схемы (пункт 10).

Постановлением администрации г. Красноярска от 27.11.2012 г. № 595 утверждена "Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска", состоящая из 4995 строк, каждая из которых представляет собой место размещения нестационарного торгового объекта, с указанием его типа, адресного ориентира, площади и периода размещения.

В соответствии с Постановлением администрации г. Красноярска от 17.07.2017 г. № 465 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 27.11.2012 г. № 595" в приложение к Постановлению администрации города от 27.11.2012 г. № 595 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска", внесены изменения путем исключения из него перечня строк, в том числе опарываемых истцами: 595, 596, 597, 642, 695, 687, 673, 686, 793, 598, 678, 679, 2842, 2843, 2844, 2845, 2846.

С учетом вышеприведенных положений закона, суд приходит к выводу, что требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия администрации г. Красноярска на принятие оспариваемого постановления, его форма и вид, процедура принятия, правила введения в действие, в том числе порядок опубликования и вступления в силу – соблюдены в полном объеме, оспариваемое постановление в данной части административными истцами не обжаловалось.

Выясняя соответствие оспариваемого постановления администрации г. Красноярка перечню заявленных истцами нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 39.33 Земельного кодекса РФ, использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том чисел в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 ст. 39.33 ЗК РФ, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Согласно ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Проанализировав положения Постановления администрации г. Красноярска от 17.07.2017 г. № 465 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 27.11.2012 г. № 595", суд приходит к выводу, что оно положениям ст.ст. 39.33 и 39.36 Земельного кодекса РФ не противоречит, поскольку вышеназванные положения Земельного кодекса РФ не содержат запрета на внесение изменений в ранее утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно п. 3.2.2 Приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года", при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес". Требуется также упрощение и сокращение сроков процедуры размещения новых торговых объектов для удовлетворения потребностей как населения в услугах торговли, так и хозяйствующих субъектов, желающих открывать новый торговый бизнес либо расширять существующий.

Проанализировав положения Постановления администрации г. Красноярска от 17.07.2017 г. № 465 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 27.11.2012 г. № 595", суд приходит к выводу, что оно положениям п. 3.2.2 Приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 не противоречит, поскольку вышеназванная Стратегия развития торговли в Российской Федерации предусматривает возможность освобождения места размещения нестационарного торгового объекта при градостроительной необходимости, о чем прямо указано в преамбуле Постановления администрации г. Красноярска от 17.07.2017 г. № 465, согласно которой постановление принимается в целях оптимизации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска.

Градостроительная необходимость была обусловлена изданием Правительством Красноярского края Распоряжения от 01.09.2014 г. № 635-р «Об утверждении комплексной региональной программы "Благоустройство и инфраструктурное развитие города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года", согласно которой для создания общественных пространств с современной эстетикой необходимо до 2018 года организовать снос временных сооружений и рекламных конструкций, расположенных вдоль гостевых трасс, что портит внешний облик города Красноярска (пункт 2.3.5). Снос временных сооружений осуществляется Департаментом градостроительства администрации города Красноярска в период 2014 – 2018 годов (пункт 6.1).

Данные обстоятельства опровергают доводы административных истцов об отсутствии объективной необходимости в изменении Схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Доводы о том, в нарушение п. 3.2.2 Приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 собственникам временных сооружений не были предоставлены компенсационные места, могут являться, при наличии к тому законных оснований, поводом для обжалования соответствующих действий администрации г. Красноярска, но не являются основанием для признания нормативного правового акта недействительным.

На основании ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и п. 11 "Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края", установленного Приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Согласно доводам административных истцов, к моменту внесения оспариваемых изменений в Схему, принадлежащие им нестационарные торговые объекты эксплуатировались, в связи с чем административный ответчик не имел права пересматривать места размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых была начата до утверждения изменений в Схему.

С данными доводами административных истцов нельзя согласиться в силу следующего.

Из материалов дела следует, что на основании соответствующих договоров истцам предоставлялись места на размещение нестационарных торговых объектов.

Решением административного ответчика от июля 2017 г., не признанным незаконным в установленном законом порядке, исполнение вышеуказанных договором было прекращено, в связи с чем на момент принятия оспариваемого Постановления администрации г. Красноярска от 17.07.2017 г. № 465, договорные отношения между административными истцами и административным ответчиком были прекращены, соответственно законных оснований для размещения объектов торговли и дальнейшего использования вышеназванных земельных участков у административных истцов не имелось.

Доводы представителя административных истцов о том, что впоследствии в феврале 2018 г. администрация города разослала собственникам временных сооружений уведомления о том, что ранее направленные в июле 2017 г. уведомления о досрочном расторжении договоров на размещение временных сооружений являются недействительными, не могут учитываться судом, поскольку на момент принятия оспариваемого Постановления от 17.07.2017 г. № 465, такое правовое решение отсутствовало.

Кроме того, не установлены правовые последствия таких уведомлений от февраля 2018 г., поскольку они были направлены уже за истечением срока действия договоров на размещение временных сооружений, изначально заключенных по 31.12.2017 г.

В этой связи, исключение спорных строк - мест размещения нестационарных торговых объектов из Схемы их размещения не может расцениваться как нарушение прав заявителей на предпринимательскую деятельность, поскольку с учетом прекращения наличия законных оснований для размещения временных сооружений на спорных местах, положения ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ в данном случае не применимы.

Таким образом, положения Постановления администрации г. Красноярска от 17.07.2017 г. № 465 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 27.11.2012 г. № 595", не противоречат требованиям ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и п. 11 "Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края", установленного Приказом министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95.

Также суд считает ошибочным вывод административных истцов о том, что внесение изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов нарушает положения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку из сложившихся правоотношений между странами очевидно, что решение о внесении изменений в Схему принималось не в целях ограничения конкуренции, а с учетом необходимости благоустройства и инфраструктурного развития города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года, что не может оцениваться как ограничение конкуренции.

На основании изложенного, суд не находит каких-либо правовых оснований для признания Постановления администрации г. Красноярска от 17.07.2017 г. № 465 "О внесении изменений в Постановление администрации города от 27.11.2012 г. № 595" недействительным в оспариваемой истцами части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых заявлений Русских Л.М., Безъязыкова Л.М., Волковой Л.М., Вахмановой Л.М., Гудиной Л.М. Харитонова Л.М. Чекрыжова Л.М. и Кашитского Л.М. к администрации г. Красноярска о признании нормативного правового акта недействующим в части – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Подписано председательствующим.

Копия верна.

Судья Н.В. Бурлак