ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-482/19 от 05.04.2019 Холмского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а- 482/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2019 года Холмский городской суд

Сахалинской области

В составе:

председательствующего судьи Хабисламовой Т.Э.,

при секретаре Чернуха В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области к Сахалинской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «ГАРАНТИЯ» о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ Управление Министерства юстиции РФ по Сахалинской области (далее по тексту- Управление) обратилось с административным иском к Сахалинской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Гарантия» (далее по тексту- Организация) о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить данные о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование иска указав, что сведения о государственной регистрации административного ответчика внесены в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с распоряжением Управления от ДД.ММ.ГГГГ-р в период с 15 февраля по ДД.ММ.ГГГГ административным истцом была проведена плановая документарная проверка Организации на предмет соответствия её деятельности целям и задачам, предусмотренным её учредительными документами, а также законодательству РФ, и было установлено, что деятельность административного ответчика, в том числе по расходованию денежных средств и использования иного имущества соответствует целям, предусмотренным учредительными документами, однако ведётся с нарушением отдельных норм законодательства РФ и Устава, в связи с чем в адрес Организации было вынесено предупреждение и установлен срок для устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ было вынесено повторное предупреждение со сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответчиком повторное предупреждение не получено и возвращено «по истечении срока хранения». ДД.ММ.ГГГГ вынесено повторное предупреждение с установленным сроком устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ, данное предупреждение получено руководителем, однако к установленному сроку нарушения не устранения. На основании распоряжения и от ДД.ММ.ГГГГ Управлением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка Организации. Были выявлены те же нарушения. В связи с указанным фактом административным истцом вынесено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ и установлен срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ «Гарантия», установленные нарушения не устранены, в её деятельности усматриваются неоднократные, грубые нарушения действующего законодательства

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. Представлено в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик о времени и месте судебного заседания надлежащим образом не извещён. Извещение о времени и месте рассмотрения дела направлялось Сахалинской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Гарантия» в соответствии с частью 5 статьи 96 КАС РФ по адресу его нахождения указанному в Едином государственном реестре юридических лиц- <адрес>, однако возвращено в суд в связи с истечением срока хранения.

Поскольку установленных статьями 150, 152 КАС РФ оснований отложения судебного разбирательства административного дела не имеется, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу абз. 1 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ) общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Согласно статье 44 Федерального закона № 82-ФЗ основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются, в том числе, неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещённой законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как следует из материалов дела Сахалинская региональная общественная организация « Общество защиты прав потребителей «Гарантия» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области ДД.ММ.ГГГГ, ОГРН .

На основании распоряжения Министерства юстиции РФ по Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ-р, ДД.ММ.ГГГГи ДД.ММ.ГГГГ за в адрес Организации административным истцом направлены уведомления о проведении плановой документарной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предметом которой является установление соответствия деятельности Сахалинской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Гарантия», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами и законодательству РФ за период деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данные уведомления возвращены по «истечении срока хранения»

По результатам проведённой проверки, ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции РФ по Сахалинской области составлен акт которым установлено, что деятельность организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, соответствует уставным целям, однако ведётся с нарушением отдельных норм действующего законодательства РФ и положений Устава, а именно: отдельные положения Устава не соответствуют ряду требований федерального законодательства- описание эмблемы в Уставе отсутствует; представленные к проверке протоколы Совета организации не содержат сведений об установлении размера вступительных и членских взносов; документы, подтверждающие уплату вступительных и членских взносов не представлены; к проверке также представлены протоколы Общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, которые не соответствуют требованиям ч. 1 ст. 181.2 ГК РФ, в протоколах о результатах голосования не указаны время проведения собрания, сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов; в протоколах Совета Организации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения ч. 1 ст. 181.2 ГК РФ- в протоколах о результатах очного голосования не указаны время проведения собрания, сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов. Также отмечено, что административным ответчиком не представлены заключения ревизионной комиссии, что является нарушением п. 6.7 Устава. Также установлено, что одним из положений учётной политики Организации является осуществление торговой деятельности, получение выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления, ккторая производится по завершению выполнения работы, оказания услуги. изготовления продукции в целом, что противоречит положениями ст. 37 ФЗ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» и с.1 ст. 50 ГК РФ. К проверке, административным ответчиком штатное расписание не представлено, бухгалтерский учёт ведётся в соответствии с признанным утратившим силу Федеральным законом № 129-ФЗ от 01 января 2013 года «О бухгалтерском учёте». Организацией не были представлены для проверки первичные бухгалтерские документы по открытому расчётному счёту . На предприятии отсутствует журнал учёта проверок юридического лица, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Данный акт вручён ДД.ММ.ГГГГ руководителю Организации ФИО1

ДД.ММ.ГГГГ за в адрес руководителя административным истцом вынесено предупреждение с обязанием устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, о чем письменно проинформировать Управление. Доказательства вручения представителю Организации не представлены.

ДД.ММ.ГГГГ за повторно вынесено предупреждение с устранением выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ Доказательства вручения представителю Организации не представлены.

ДД.ММ.ГГГГ за Управлением в адрес руководителю Организации вынесено предупреждение об обязании устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данное предупреждение получение президентом Сахалинской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Гарантия» С.В. ЛаташенкоДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует подпись указанного лица.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено уведомление о проведении плановой документарной проверки Организации в период с 09 октября по ДД.ММ.ГГГГ, которое возвращено административному истцу с отметкой почтового отделения связи «по истечении срока хранения».

ДД.ММ.ГГГГ вынесено предупреждение в адрес руководителя с указанием в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения, однако данный документ законному представителю не вручён и возвращён почтовым отделением адресанту.

Так, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон № 82-ФЗ) и ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае использования общественным объединением символики ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

В Уставе Организации описание используемой им эмблемы (п.1.9) отсутствует, что противоречит вышеназванным нормам закона.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утверждённому Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утверждённого Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением, о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частями 3, 4, 5 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях"; ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях";

Таким образом, административный истец является тем государственным органом, которое вправе обращаться с иском о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

В соответствии с пунктом 4.5 Устава Сахалинской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Гарантия» члены организации обязаны уплачивать ежегодные членские взносы, а также дополнительные взносы по решению Общего Собрания членов организации.

Такие документы Организацией представлены не были.

В нарушение ч. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, протоколы заседаний Общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ № 30, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации (отсутствуют время и точное место проведения собрания, сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов).

Исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ "Об общественных объединениях", подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации", юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путём его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Судом установлено, что в деятельности организации имеют место нарушения действующего законодательства, которые были выявлены в ходе проведённой Управлением Минюста РФ по Сахалинской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и до настоящего времени административным ответчиком не устранены.

В соответствии с п. 4 ст. 52, пп. 2, 3 ст. 54 ГК РФ устав юридического лица, утверждённый учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения, в том числе, о месте его нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путём указания наименования населённого пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Согласно п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трёх дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе: адрес юридического лица в пределах нахождения юридического лица; сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.

По данным ЕГРЮЛ, адрес (место нахождение) Организации- <...>.

Конверты с копией предупреждения, направленные административному ответчику по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, вернулись отправителю по истечении срока хранения.

Таким образом, связь с некоммерческой организацией по указанному адресу не осуществляется.

При этом, Сахалинская региональная общественная организация «Общество защиты прав потребителей «Гарантия» не обращалось в Управление Минюста России по Ленинградской области по вопросу внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

При изложенных обстоятельствах, допущенные Организацией нарушения законодательства Российской Федерации, являются неоднократными и грубыми, что является основанием для её ликвидации. При этом учтено, что административным ответчиком не предпринято мер для устранения нарушений и на момент рассмотрения дела.

Учитывая изложенное выше, суд считает, что требования Управления подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального бюджета в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст. 175-177 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области к Сахалинской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «ГАРАНТИЯ» о признании прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключении данных о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, удовлетворить.

Признать Сахалинскую региональную общественную организацию «Общество защиты прав потребителей «Гарантия» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить данные о Сахалинской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Гарантия» <данные изъяты> из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с Сахалинской региональной общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Гарантия» в доход муниципального образования "Холмский городской округ» государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Холмский городской суд путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 10 апреля 2019 года.

Судья Хабисламова Т.Э.