дело № 2а-4834/2023
26RS0002-01-2023-003226-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 ноября 2023 года г. Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.,
при секретаре Поповой С.А.,
с участием:
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю – Петренко Е.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Воля Л. Я., Шапка Николая Я. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, о признании незаконными действий о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и обязании осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию прав,
установил:
Воля Л.Я., Шапка Н.Я. обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, о признании незаконными действий о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и обязании осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
В обоснование заявленных требований в иске указано, в соответствии с проектом межевания земельных участков, утвержденного 28.02.2022 и подготовленного кадастровым инженером Мамонтовым А.Ю., правообладателями образуемого земельного участка являются Воля Л.Я., Шапка Н.Я. Согласно описи документов от 26.01.2023 № МFС -0639/2023-25675-2 Шапкой Н.Я. подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок. 14.02.2023 Управлением Росреестра по Ставропольскому краю подготовлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав № <номер обезличен>/1 на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с отсутствием документов, подтверждающих согласие арендатора на формирование земельного участка, образуемого путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>. Не согласившись с основанием приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, Воля Л.Я., Шапка Н.Я. обратились в Апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. 24.03.2023 Управление Росреестра по Ставропольскому краю уведомило представителя Воля Л.Я., Шапка Н.Я. - уполномоченное общим собранием от 29.10.2021 лицо Фенину Т.М. о возврате заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета. Таким образом, административными истцами соблюден досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров, а именно процедура обжалования в апелляционную комиссию Управления Росреестра по Ставропольскому краю. Управлением Росреестра по Ставропольскому краю от 14.02.2023 №<номер обезличен>/1 незаконно указано на то, что не представлен документ, подтверждающий согласие арендатора на выдел земельного участка в счет земельных долей. В соответствии с ответом Управления Росреестра по Северо-Кавказскому Федеральному округу от 13.03.2023 № 0244/03/23, 30.01.2023 государственным регистратором внесена в ЕГРН запись об аренде (№ <номер обезличен>-26/109/2023-635) на основании решения Туркменского районного суда Ставропольского края от 13.01.2023. Формирование земельного участка в счет долей административных истцов по проекту межевания от 28.02.2022 осуществлено вне аренды ООО «Агрофирма «Золотая нива», и более того, без принятия соответствующих решений о передаче земельного участка кому-либо в аренду. Земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> имел обременение в виде аренды от 25.02.2012 № регистрации 26-26-32/003/2011-473/130 в пользу ООО «Агрофирма Золотая нива», ИНН 2635049370, сроком с 25.02.2012 на 10 лет. Согласно протоколу общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <номер обезличен> от 28.02.2022 участниками долевой собственности на земельный участок с КН <номер обезличен> принято решение о прекращении договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с КН <номер обезличен> от 22.12.2011, рег. № 26-26-32/003/2011-473/130 от 25.02.2012 с ООО «Агрофирма Золотая нива», в связи с истечением срока аренды с 26.02.2022. Решение о прекращении указанного выше договора арены вступило в силу с даты его принятия. Проект межевания земельных участков, подготовленный кадастровым инженером - Мамонтовым А.Ю., утвержден 28.02.2022, вне аренды, вне обременения кого-либо, когда уже принято решение общего собрания участников долевой собственности земельного участка с КН <номер обезличен> о прекращении аренды с ООО «Агрофирма Золотая нива», в связи с истечением срока аренды с 26.02.2022. У правообладателей выделяемого земельного участка по проекту межевания от 28.02.2022, утвержденного общим собранием участников долевой собственности земельного участка с КН <номер обезличен> от 28.02.2022, право на выдел земельного участка в счет своей земельной доли, предусмотренное статьей 13 ФЗ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», возникло до 14.03.2022 - а именно 28.02.2022. Шапкой Н.Я. 26.01.2023, согласно описи документов от 26.01.2023 № МFС - 0639/2023-25675-2, было подано заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок с приложением документов: Протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <номер обезличен> от 29.01.2021, чек от 26.01.2023. На момент обращения с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрацией прав отсутствовали какие-либо обременения исходного земельного участка с КН <номер обезличен>, предприняты действия для реализации своего законного права на выдел земельного участка в счет своей земельной доли. Решение Туркменского районного суда Ставропольского края по делу № 2-516/2022 оглашено 13.01.2023. Таким образом, по состоянию на 26.01.2023, т.е. как на дату обращения Шапки Н.Я. с заявлением от 26.01.2023 № МFС -0639/2023-25675-2, так и на дату образования земельного участка по проекту межевания, исходный земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> не имел никаких обременений, соответственно, выделяющиеся участники долевой собственности реализовывали право на выдел земельного участка в счет своей земельной доли. Решением общего собрания от 28.02.2022 прекращен договор аренды с 26.02.2022 года. Данное решение оспаривалось в Туркменском районном суде Ставропольского края по делу № 2-195/2022. Признано законным и обоснованным. То есть с 26.02.2022 земельный участок правами аренды кого-либо не обременен. Права и обязанности возникают из решений общих собраний. Проекты межевания утверждены 28.02.2022 вне арендных отношений. ООО «Агрофирма «Золотая Нива» и кто-либо другой с 26.02.2022 никакого отношения к исходному земельному участку не имеют. Проекты образованы вне аренды, следовательно, согласия арендатора при образовании не требуется. 27.01.2023 года в Управление Росреестра по Ставропольскому краю поступило определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 25.01.2023 о снятии обеспечительных мер в виде запрета на совершение регистрационных действий. После поступления судебного акта об отмене обеспечительных мер, регистрация по заявлению Шапки Я.Н. не осуществлена 30.01.2023. Уведомление Росреестра по Ставропольскому краю от 14.02.2023 №<номер обезличен>/1 о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав с возложением обязанности на правообладателей выделяемого земельного участка предоставить согласие арендатора на формирование земельного участка, образуемого путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с КН <номер обезличен>, нарушает право административных истцов - выделяющихся участников долевой собственности. Учитывая то, что осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав по заявлению Шапки Н.Я. №<номер обезличен> (№ МFС-0639/2023-25675-2), приостановлено до 15.05.2023, и не устранение причин приостановления в указанный срок влечет отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. На основании изложенного, просили суд: о признании решения и действия Управления Росреестра по Ставропольскому краю по приостановлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по основанию для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, изложенным в уведомлении Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 14.02.2023 № <номер обезличен>/1 незаконными; обязании Управление Росреестра по Ставропольскому краю осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав по заявлению Шапки Н.Я. от 26.01.2023 № <номер обезличен> (№ КУВ Д-001/2023-3047805); указании в резолютивной части решения суда на то, что судебный акт по настоящему делу является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению Шапки Н.Я. 26.01.2023 № <номер обезличен> (№ <номер обезличен>).
Административные истцы <номер обезличен> и их представитель Фенина Т.М., извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, уважительных причин своей не явки суду не представили.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю – Петренко Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, по доводам, изложенным в возражениях, в которых указано, что необходимая совокупность условий для признания незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 14.02.2023 № <номер обезличен> отсутствует. По сведениям ЕГРН 30.01.2023 на исходный земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ООО «Агрофирма «Золотая нива» сроком с 14.03.2022 на 10 лет на основании решения Туркменского районного суда Ставропольского края от 13.01.2023 (по делу № 2-516/2022). Решением Туркменского районного суда Ставропольского края от 13.01.2023, оставленным без изменений апелляционным определением Ставропольского краевого суда от 28.04.2023, удовлетворены исковые требования ООО «Агрофирма «Золотая нива» о признании договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <номер обезличен>, общей площадью 64062584 кв.м., заключенным между участниками долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> и ООО «Агрофирма «Золотая нива» с 14.03.2022 на условиях, определенных решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> от 28.02.2022 (решение по 3 вопросу повестки дня общего собрания (протокол общего собрания от 28.02.2022). Таким образом, на момент принятия решения об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению № <номер обезличен> имелись сведения о зарегистрированном обременении в виде аренды на исходный земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>. В нарушение вышеуказанных норм права и в их взаимосвязи, заявителем не представлено согласие арендатора ООО «Агрофирма «Золотая нива» на выдел земельного участка в счет земельной доли на исходный земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица ООО «Агрофирма «Золотая нива», извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее представил возражения, в которых указано, что ООО «Агрофирма «Золотая нива» является арендатором земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <номер обезличен>. Земельный участок передан ООО «Агрофирма «Золотая нива» участниками общей долевой собственности во временное владение и пользование 22.12.2021 на основании договора аренды сельскохозяйственного назначения от 22.12.2021, который имел силу акта приема-передачи. Материалами дела подтверждается и не оспаривается административными истцами, что с момента заключения договора аренды от 22.12.2011 и по настоящее время земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> находится в непрерывном фактическом владении пользовании ООО «Агрофирма «Золотая нива», данный земельный участок не возвращался обществом (арендатором) в фактическое владение участникам долевой собственности (арендодателям) и не передавался во временное владение и/или пользование другим лицам. В настоящее время, с 14.03.2022 ООО «Агрофирма «Золотая нива» является арендатором данного земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>, владеет и пользуется на основании договора аренды, существенные условия которого утверждены решением общего собрания участников долевой собственности от 28.02.2022 и на основании решения Туркменского районного суда Ставропольского края от 13.01.2023, обращенному немедленному исполнению, оставленному без изменения апелляционным определением Ставропольского краевого суда от 28.04.2023. Полный текст письменных возражений приобщен к материалам дела.
Суд с учетом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю – Петренко Е.А., проверив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда по административному делу должно быть законным и обоснованным.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» применительно к аналогичным положениям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ст. 194) разъяснил, что решение является законным лишь в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2); решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
В силу ч.1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Часть 11 ст. 226 КАС РФ распределяет бремя доказывания между сторонами административного производства.
Административный истец обязан доказать, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд.
Административный ответчик обязан доказать, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч. 3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно положениям Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (реестр). Государственная регистрация права в реестре является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются:
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
- документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
- иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора предусмотрен ст. 26 Закона о регистрации и расширенному толкованию не подлежит.
Как следует из материалов дела, 26.01.2023 Воля Л.Я. и Шапка Н.Я. в лице представителя Фениной Т.М., действующей на основании протокола общего собрания от 29.10.2021, обратились в Управление с заявлением № <номер обезличен> (№ <номер обезличен>) о государственном кадастровом учете земельного участка площадью <номер обезличен>, и о государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении указанного в заявлении земельного участка.
С заявлениями о государственном кадастровом учете земельного участка, также представлены следующие документы:
- протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <номер обезличен> от 29.10.2021;
- межевой план от 08.03.2022, подготовленный кадастровым инженером Мамонтовой Ю.В. в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка (количество контуров - 2) путём выдела в счёт доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>;
- протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <номер обезличен> от 28.02.2022;
- проект межевания земельных участков от 14.01.2022;
- соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от 28.02.2022;
- чеки об оплате государственной пошлины.
Согласно п. 3 ч.1 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с подп. 4 п. 168 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 № 278, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя правовую экспертизу документов, в том числе проверку законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки).
Правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 215).
В соответствии с п. 5 и 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, а также форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства РФ.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что при проведении правовой экспертизы представленных Воля Л.Я. и Шапка Н.Я. в лице представителя Фениной Т.М. документов, государственным регистратором Управления Росреестра по Ставропольскому краю на основании п. 7, п.7 ч. 1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ было принято решение от 14.02.2023 о приостановлении кадастрового учета и регистрации прав сроком до 15.05.2023, в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
По сведениям ЕГРН на исходный земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ООО «Агрофирма «Золотая нива» сроком с 14.03.2022 на 10 лет, на основании решения Туркменского районного суда Ставропольского края от 13.01.2023.
Так, уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав № <номер обезличен>/1 от 14.02.2023, истцу сообщено, что для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав необходимо предоставить согласие арендатора на формирование земельного участка, образуемого путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен>.
Не согласившись с основанием приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, Воля Л.Я., Шапка Н.Я. обратились в Апелляционную комиссию при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Уведомлением от 24.03.2023 №07-00294/23 Управлением Росреестра по Ставропольскому краю сообщено истцам о том, что отведенный для обжалования срок решения о приостановлении в апелляционную комиссию истцами пропущен, в связи с чем заявления оставлены без рассмотрения.
15.05.2023 в связи с не устранением причин приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению № <номер обезличен> государственным регистратором прав принято решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, так как на момент принятия решения согласие арендатора на формирование земельного участка, образуемого путем выдела в счет земельных долей из земельного участка с кадастровым номером <номер обезличен> не представлено.
Обращаясь в суд, административный истец не согласен с действиями Управления Росреестра по Ставропольскому краю по приостановлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по основанию для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, изложенным в уведомлении Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 14.02.2023 № <номер обезличен>/1.
Частью 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которыми являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В соответствии с п. 5 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.
Решением Туркменского районного суда Ставропольского края от 13.01.2023 исковые требования ООО «Агрофирма «Золотая нива» к ответчикам: гражданам – участникам долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <номер обезличен>, администрации Туркменского муниципального округа, а также третьим лицам: Цапок Ю.И., Лепетюха, С.В., Сподину Ю.В., Судовцову В.И., Фениной Т.М. и Управлению Федеральной службы государственной, регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <номер обезличен>, заключенным между участниками долевой собственности и ООО «Агрофирма «Золотая нива» с 14 марта 2022, -удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28.04.2023 решение Туркменского районного суда Ставропольского края от 13.01.2023 оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной по гражданском делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2023 решение Туркменского районного суда Ставропольского края от 13.01.2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28.04.2023 оставлены без изменения.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в ст. 6 установил фундаментальный для правового государства принцип обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, в том числе для всех без исключения органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, их установившего.
На основании п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей адрес (ч. 2 ст.13 ГПК РФ).
Аналогичное положение предусмотрено ч. 1 ст. 16 КАС РФ.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст.58 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием возникновения права являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации; права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с названным Законом.
Так, решением Туркменского районного суда Ставропольского края от 13.01.2023 удовлетворены исковые требования ООО «Агрофирма «Золотая нива» о признании договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <номер обезличен>, общей площадью 64062584 кв.м., заключенным между участниками долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> и ООО «Агрофирма «Золотая нива» с 14.03.2023 на условиях, определенных решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> от 28.02.2022 (решение по 3 вопросу повестки дня общего собрания (протокол общего собрания от 28.02.2022)).
Решением Туркменского районного суда Ставропольского края от 13.01.2023 установлено, что 28.02.2022 проведено общее собрание участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <номер обезличен>, по результатам которого участниками собрания, согласно вопросу 3 повестки, утверждены существенные условия договора аренды указанного земельного участка, без определения стороны договора - арендатора; решение собрания содержит определенную и недвусмысленную волю членов общего собрания об аренде указанного земельного участка, а также решение собрания достаточно определенно выражает намерения лиц, обязанных сделать и сделавших предложение заключить договор аренды с любым лицом.
В решении суда также указано, что оно является основанием для государственной регистрации договора аренды земельного участка, а также возникшего на его основании обременения недвижимости с 14.03.2022. Решение суда обращено судом к немедленному исполнению.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, ЗК РФ, ГК РФ, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков.
Статьей 11.5 ЗК РФ предусмотрено, что выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
В силу п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ, в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного пользования, осуществляющее такое использование лицо в отношении измененных земельных участков сохраняет право аренды или безвозмездного пользования и (или) имеет право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Положения ч. 4 ст. 11.8 ЗК РФ направлены на установление гарантий для арендатора в случае образования земельных участков из арендуемого и обремененного его правами участка, по существу на сохранение права аренды на прежних условиях, а не напротив, на прекращение арендных отношений в силу предусмотренного в ней обстоятельства, о чем Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 17.11.2015 № 306-КГ15-8301 сформулирована правовая позиция и неоднократно применена судом при разрешении аналогичных споров.
В вышеуказанной норме права отсутствует указание на прекращение действия ранее заключенного договора аренды в отношении земельного участка, образованного в результате выдела, поэтому в отношении выделенного участка сохраняется право аренды на условиях ранее заключенного договора (п. 31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019).
Согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ предоставление земельных участков в аренду осуществляется также в соответствии с гражданским законодательством, а согласно п. 1 ст. 46 ЗК РФ аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
По общему правилу п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение условий договора аренды в отношении выделенного самостоятельного земельного участка возможно только по соглашению арендодателя этого участка и арендатора, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором
Таким образом, ни положения п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ, ни нормы ГК РФ не содержат прямого указания на прекращение действия ранее заключенного договора аренды в отношении земельного участка, образованного в результате выдела.
Кроме того, положения Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», устанавливающего особенности выдела земельного участка в счет земельных долей, предусматривают право участника долевой собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения выделить в счет принадлежащих ему земельных долей самостоятельный участок.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» об обороте земель, участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей по правилам, установленным п. 4 ст. 13 данного закона, и распорядиться выделенным в счет земельной доли или земельных долей земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается
Таким образом, по смыслу указанной нормы, выделить земельный участок без согласия арендатора, и соответственно, не обременив его право аренды, вправе лишь тот участник долевой собственности, который на общем собрании участников долевой собственности голосовал против предоставления земельного участка в аренду. Во всех остальных случаях требуется согласие арендатора, а также право аренды исходного земельного участка подлежит регистрации на выделенный из него земельный участок.
Решением Туркменского районного суда Ставропольского края от 13.01.2023 установлено согласие участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <номер обезличен> на утверждение существенных условий договора аренды указанного земельного участка, а также их намерение заключить договор аренды с любым лицом, что отражено в протоколе общего собрания от 28.02.2022.
В силу положений ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 № 30-П разъяснено, что признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения, принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Таким образом, в силу прямого указания процессуального закона факты, установленные при рассмотрении другого дела, имеют преюдициальное значение для настоящего дела в том случае, если при рассмотрении дела принимают участие те же стороны.
Согласно п. 10 ч. 8 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав необходимо письменное согласие третьих лиц на образование объекта недвижимости, если такое согласие на образование объекта недвижимости является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Согласно ч. 2, 3 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости, а датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи объекте недвижимости.
По сведениям ЕГРН на исходный земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен> зарегистрировано обременение в виде аренды в пользу ООО «Агрофирма «Золотая нива» сроком с 14.03.2022 на 10 лет, на основании решения Туркменского районного суда Ставропольского края от 13.01.2023.
Таким образом, на момент принятия решения об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению № <номер обезличен> имелись сведения о зарегистрированном обременении в виде аренды на исходный земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>.
В свою очередь, заявителем не представлено согласие арендатора ООО «Агрофирма «Золотая нива» на выдел земельного участка в счет земельной доли на исходный земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>.
При таком положении, учитывая, что в отношении исходного объекта земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрированы ограничения прав и обременения, до государственной регистрации таких ограничений в отношении исходного земельного участка участники долевой собственности - административный истец при подаче заявления о государственной регистрации прав в отношении спорного земельного участка не представил согласие арендатора ООО «Агрофирма «Золотая нива» на выдел земельного участка в счет земельной доли на исходный земельный участок с кадастровым номером <номер обезличен>, суд приходит к выводу о соответствии оспариваемых действий по приостановлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, предусмотренных в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с чем основания для удовлетворения административных исковых требований отсутствуют.
При этом судом при разрешении заявленных требований учитывается ст. 3 КАС РФ в силу, которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Для удовлетворения требований заявителя недостаточно одного только установления нарушения законодательства. Такое нарушение должно приводить к нарушению прав заявителя. При этом решение суда в силу требований о его исполнимости должно приводить к реальному восстановлению нарушенного права, либо устранять препятствия к реализации названного права.
По смыслу ч.1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Учитывая изложенное, суд применительно к ч.9, 11 ст. 226, ч. 2 ст.227 КАС РФ, приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований. Оснований полагать, что административный ответчик в рассматриваемых правоотношениях действовал без соблюдения закона, не имеется; права заявителя нельзя полагать нарушенными, препятствий к их осуществлению не создано.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Воля Л. Я., Шапка Николая Я. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю: о признании решения и действия Управления Росреестра по Ставропольскому краю по приостановлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по основанию для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, предусмотренным п. 5 ч. 1 ст. 26 Закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, изложенным в уведомлении Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 14.02.2023 № <номер обезличен>/1 незаконными; обязании Управление Росреестра по Ставропольскому краю осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав по заявлению Шапки Николая Яковлевича от 26.01.2023 № <номер обезличен> (№ КУВ Д-001/2023-3047805); указании в резолютивной части решения суда на то, что судебный акт по настоящему делу является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав по заявлению Шапки Николая Яковлевича 26.01.2023 № <номер обезличен> (№ <номер обезличен>), - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 30.11.2023.
Судья Ю.С. Романенко