ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-483/13 от 01.02.2016 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

№2а-483/13-2016 г.Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ01 февраля 2016 года г.Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи: Авериновой А.Д.,

при секретаре: Перминовой Ю.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Власовой <данные изъяты> к Областному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» об оспаривании отказа от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Власова Н.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Областному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» об оспаривании отказа от ДД.ММ.ГГГГ При этом указав, что ДД.ММ.ГГГГ она была записана на прием к административному ответчику. Однако, ей было отказано в приеме документов на государственную регистрацию права собственности Власовой Н.В. на бесплатной основе, поскольку заявителя необходимо уплатить сумму в размере 1470 руб. за подготовку и доставку документов. Считает данный отказ незаконным, так как он противоречит нормам действующего законодательства и нарушает её права. Просит признать незаконными действия, выразившиеся в отказе в приеме документов на государственную регистрацию права и обязать принять документы на государственную регистрацию права собственности Власовой Н.В. на здание, назначение: коровник, общей площадью 1841,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по принципу экстерриториальности на бесплатной основе.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

В судебное заседание не явилась Власова Н.В., будучи надлежащим образом извещенная о слушании дела, ходатайств об отложении рассмотрения дела ею заявлено не было. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» по доверенности Береснев А.А. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать При этом пояснил, что представителю Власовой Н.В. не было отказано в приеме документов ДД.ММ.ГГГГ для государственной регистрации права, а было разъяснено о необходимости осуществления оплаты сумму в размере 1470 руб.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по доверенности Борзенков Р.Э. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ у заявителя есть возможность предоставлять заявление на государственную регистрацию права в электронном виде независимо от местоположения объекта, в том числе и в связи с отсутствием письменного отказа в приеме документов.

Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные материалы, суд приходит к следующему.

В ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на 12 час. 00 мин. Власова Н.В. была записана на прием документов по регистрации прав на объект недвижимости, расположенный: <адрес>, Артюшково, в ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг».

ДД.ММ.ГГГГ Власова Н.В. в лице своего представителя по доверенности Власова К.А. обратилась в ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» с заявлением, в котором просила организовать на указанную дату экстерриториальный прием документов на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости- здание, назначение-коровник, общей площадью 1841,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предоставив решение Рыльского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцию об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности и доверенность представителя.

Однако, представителю административного истца по доверенности Власову К.А. было сообщено, что при приеме заявлений и документов на государственную регистрацию прав в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся в муниципальных районах <адрес>, в отделе приема и выдачи документов ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» по принципу экстерриториальности доставка принятых пакетов документов в подразделение Управление Росреестра по <адрес> по месту нахождения объекта недвижимости осуществляется за дополнительную плату с указанием размера платы в сумме 1470 руб.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании соглашений о взаимодействии, заключенных федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с уполномоченным многофункциональным центром.

На основании постановления Администрации Курской области от ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации областной целевой программы «Проведение административной реформы в <адрес> в 2007 - 2008 годах», утвержденной постановлением <адрес> Думы от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией Курской области создан ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг».

ДД.ММ.ГГГГ между ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> заключено Соглашение о взаимодействии.

В соответствии п. 5.4 Соглашения информационное взаимодействие, том числе передача Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, принятых уполномоченным МФЦ от заявителей документов на бумажных носителях, являющихся результатом предоставления государственных услуг, осуществляется посредством курьерской доставки, почтовой.

Согласно перечню государственных услуг (Приложение к Соглашению) ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» организует предоставление государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г.№122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» прием документов на государственную регистрацию прав, запросов о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, и выдачу (направление) соответствующих документов могут осуществлять многофункциональные центры.

Постановлением Администрации Курской области от ДД.ММ.ГГГГ-па «Об утверждении государственной программы <адрес> «Развитие экономики и внешних связей <адрес>» определено, что решение задачи «Повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг» будет осуществляться в рамках подпрограммы 3 «Повышение доступности государственных и муниципальных услуг в <адрес>», в том числе и обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Решением заседания комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес> по принципу «одного окна» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным протоколом заседания , определен план мероприятий («дорожная карта»), в соответствии с которым внедрение принципа экстерриториальности намечен на III квартал 2015 г.

Согласно Уставу ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» является бюджетным учреждением, цель создания: организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Пунктом 2.3 Устава ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» определено, что ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» осуществляет прием документов для получения государственной (муниципальной) услуги.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, государственные и муниципальные услуги оказываются за счет средств заявителя впредь до признания утратившими силу положений указанных актов.

Приказом комитета информации, государственных и муниципальных услуг <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден перечень платных услуг, оказываемых ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым подготовка и доставка документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по экстерриториальному принципу в размере 1470 руб., в том числе дополнительно на последующий объект в том же направлении- 530 руб.

Поскольку предоставление государственной услуги по принципу экстерриториальности на бесплатной основе не предусмотрена нормами действующего законодательства, то представителю административного истца на законных основаниям было предложено провести оплату в размере 1470 руб., в связи с чем, оснований для признания незаконными действия административного ответчика по взиманию с заявителя суммы в размере 1470 руб. не имеется.

Довод о том, что ответом Минэкономразвития от ДД.ММ.ГГГГ за № ОГ-<адрес> заявлением о государственной регистрации права собственности Власова Н.В. вправе обратиться в любое из территориальных подразделений территориального органа Росреестра, а также в любой из офисов многофункциональных центров, не свидетельствует о том, что экстерриториальный прием документов на государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости должен быть осуществлен на безвозмездной основе.

Тем более, что в соответствии с главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего.

При этом в досудебном порядке заявитель должен указать наименование органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются (ст. 11.2 Закона).

Сведений о том, что заявителем была подана претензия в ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» по факту отказа в приеме документов на государственную регистрацию права собственности, суду предоставлено не было, также как и доказательств того, что представителем заявителя ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен должностному лицу ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» полный пакет документов и ему было отказано в его приеме.

При данных обстоятельствах, и требования Власовой Н.В. об обязании административного ответчика принять документы на государственную регистрацию права собственности по принципу экстерриториальности на бесплатной основе, а именно заявление о государственной регистрации права собственности, решение Рыльского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцию об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности, доверенность представителя Власовой Н.В. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Власовой <данные изъяты> к ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» о признании незаконным отказа в приеме документов на государственную регистрацию права собственности Власовой Н.В. на бесплатной основе и требование о взиманию с заявителем суммы в размере 1470 руб. за подготовку и доставку документов и обязании принять документы на государственную регистрацию права собственности Власовой Н.В. на здание, назначение: коровник, общей площадью 1841,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по принципу экстерриториальности на бесплатной основе, а именно заявление о государственной регистрации права собственности, решение Рыльского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, квитанцию об оплате государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности, доверенность представителя Власовой Н.В., отказать.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: