ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-483/2017 от 24.01.2017 Ангарского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2017 года город Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шишпор Н.Н., при секретаре Хромых Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-483/2017 по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований указано, что на основании сведений, представленных в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ в налоговый орган, налоговой инспекцией было установлено, что ответчик является собственником следующего имущества:

-квартира по адресу: ..., ...;

-комната по адресу: ..., ....

Налоговым органом исчислен налог на имущество за 2012, 2013годы, направлены налоговые уведомления, а затем требования.

По заявлению налогового органа мировым судьей был выдан судебный приказ о взыскании недоимки по налогу на имущество налогу и пени. Определением мирового судьи от ** судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями.

На основании изложенного, административный истец просит взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2012, 2013 в сумме 5 072 руб., пени по налогу на имущество за 2012, 2013 в сумме 264,38 руб., начисленные за период с ** по **.

Одновременно представлено ходатайство о восстановлении срока для обращения в суд с административным иском, признав причины пропуска срока уважительными, поскольку Инспекция первоначально обратилась в суд своевременно, определением суда административный иск был оставлен без движения в связи с отсутствие доказательств его вручения административному ответчику, в дальнейшем административный иск возвращен в Инспекцию.

В судебное заседание представитель административного истца - ИФНС России по ... не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежаще, однако направленные почтой судебные извещения не получает, не являясь в почтовое отделение.

Суд, исполнив свою обязанность по уведомлению административного ответчика, приступил к рассмотрению дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, суд находит требования ИФНС России по городу ... подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, предусмотрена законодательством о налогах и сборах - пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Закона РФ от ** «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Согласно ст.2 вышеуказанного Закона «О налогах на имущество физических лиц» объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

В соответствии с п.9 ст.5 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

Как следует из п.8 ст.5 этого Закона РФ налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

Судом установлено, что в 2012-2013 г.г. ФИО2 являлась собственником следующего имущества:

-квартира по адресу: ... дата возникновения права-**, инвентаризационная стоимость 708031 руб., доля в праве -1,0;

-комната по адресу: ..., ..., дата возникновения права – **, дата отчуждения-**, инвентаризационная стоимость 134 614, доля в праве – 1,0.

Пунктами 2 - 4 ст. 52Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Таким образом, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При этом налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в уведомлении (п. 4 ст. 57, п. 6 ст. 58 НК РФ).

Исходя из периода владения, а также с учетом инвентаризационной стоимости объектов недвижимости и размера доли в праве собственности, налоговым органом произведен расчет налога на имущество за 2012, 2013, в адрес налогоплательщика направлены налоговые уведомления , ( л.д.ж 14,16), что подтверждается списком заказных писем.

В связи с тем, что налог на имущество за 2012, 2013 не был уплачен, в порядке ст. 69 НК РФ направлены требования:

- об уплате недоимки по налогу на имущество за 2012 ( сумма в требовании не превышала 3 000 руб.), срок исполнения до **;

- об уплате недоимки по налогу на имущество за 2013 и пени, срок исполнения до **.

Согласно ст. 48 НК РФ (в ред. Федерального закона от ** № 20-ФЗ) заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000,00 рублей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000,00 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000,00 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000,00 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В силу п.2 ст.6 Федерального закона от ** № 20-ФЗ положения статьи 48 части первой НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям по взысканию налогов, сборов, пеней, штрафов, требования об уплате которых направлены после дня вступления в силу статьи 2 настоящего Федерального закона, то есть, после **

В соответствии со статьей 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Общая сумма налога и пени, подлежащих взысканию с ФИО2 превысила 3 000 рублей после направления требования , выставленного по состоянию на ** со сроком исполнения до **. Соответственно шестимесячный срок предъявления в суд требований о взыскании налога и налоговой санкции, с имеющейся общей задолженностью по требованию исчисляется с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в данном требовании, то есть с ** истекал **.

С заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки по налогу на имущество и также пени, налоговый орган обратился **, то есть с соблюдением установленного ст. 48 НК РФ срока.

На основании заявления налогового органа мировым судьей выдан судебный приказ о взыскании налога на имущество за 2013год в сумме 5072,36 руб. и пени 264,38 руб.

Судебный приказ о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2012год не выдавался, иного суду не представлено. Как видно из материалов приказного производства , каких либо изменений в судебный приказ не вносилось.

Учитывая, что все сомнения толкуются в пользу налогоплательщика, суд исходит из того, что срок для обращения в суд с настоящим административным иском в части взыскания недоимки по налогу на имущество за 2012 год в сумме 2 536 руб. и соответственно пени по налогу на имущество за 2012 в размере 257,38 руб. ( в соответствии с представленным расчетом), налоговым органом пропущен. В данном случае, ссылка на отмену судебного приказа несостоятельна, поскольку приказ был выдан в отношении недоимки за 2013год.

Таким образом, налоговым органом право на взыскание недоимки по налогу на имущество за 2012 в сумме 2 536 руб. и пени по налогу на имущество за 2012год, утрачена. В этой части административного иска надлежит отказать по причине пропуска срока обращения в суд без уважительной причины ( ч.8 ст. 180 КАС РФ ).

Что касается требований о взыскании недоимки за 2013, суд приходит к следующему.Установлено также, что выданный мировым судьей судебный приказ от ** о взыскании налога на имущество за 2013 год и пени отменен определением от ** в связи с поступившими возражениями.

В силу положений части 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В данном случае, с требованиями о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2013 налоговому органу следовало обратиться в суд не позднее ** (01.03.2016+6 мес.).

Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении срока подачи административного искового заявления, суд учитывает следующее.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ** N 367-О и от ** N 308-О, право судьи рассмотреть заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия. Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.

Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае, исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В связи с введением в действие ** Кодекса административного судопроизводства РФ, на налоговый орган возложена обязанность по вручению административного искового заявления административному ответчику. Указанное условие является необходимым при обращении в суд.

Установлено, что первоначально с настоящим административным иском административный истец обратился с соблюдением указанного срока – **, что подтверждается входящим штампом суда, однако доказательствами получения административного иска административным ответчиком налоговый орган на дату обращения в суд не располагал. Административный иск по причине отсутствия доказательств его вручения административному ответчику был оставлен судом без движения на срок до **, а затем возвращен в ИФНС.

Установлено также, что налоговый орган не имел возможности представить доказательств вручения административного иска административному ответчику по причинам, не зависящим от налогового органа, а именно в связи с тем, что административный ответчик не получал направленный ему почтой административный иск, не являясь в почтовое отделение.

** Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что при рассмотрении вопроса об исполнении административным истцом соответствующей обязанности по вручению административного иска административному ответчику, необходимо исходить из того, что иск и приложенные к нему документы считаются доставленными и, соответственно требования ст. 126 КАС РФ соблюденными и в тех случаях, когда они поступили лицу, которому они направлены, но по обстоятельствам, зависящим от него, не были ему вручены или адресат не ознакомился с ними ( ч.4 ст. 2 КАС РФ, п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ).

Учитывая указанные разъяснения, налоговый орган истребовал из почтового отделения заказные письма, неполученные адресатами.

** почтовый конверт на имя ФИО2 был возвращен ИФНС; после получения с почты конверта с вложенным в него административным иском (причина возврата – истечение срока хранения), налоговый орган повторно обратился в суд с настоящим административным иском (**).

Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

Учитывая совокупность указанных обстоятельств, а именно то, что административный иск своевременно не был получен налогоплательщиком, по обстоятельствам, не зависящим от налогового органа, а также то, что первоначально налоговый орган обратился в суд своевременно, суд полагает возможным признать причину пропуска срока обращения в суд уважительной и восстановить срок для обращения в суд с требованиями о взыскании недоимки за 2013год.

Таким образом, учитывая, что административный ответчик не исполнил свою обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2013 в сумме 2 536 руб., он подлежат взысканию в судебном порядке.

Что касается требований о взыскании пени, суд учитывает следующее.

Согласно п.1 ст.72 Налогового кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с п.1 п.2 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. п. 3, 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как следует из представленного расчета пени, они начислены в связи с несвоевременной уплатой налога за 2013 за период с ** по **. Учитывая указанный период просрочки и сумму недоимки, пени подлежат взысканию в размере 3,48 руб. ( 2 536 руб.*0,000275*5 дн.=3,48 руб.).

Учитывая, что обязанность по уплате налога за 2013 своевременно не исполнена налогоплательщиком, обоснованными являются требования о взыскании пени по налогу на имущество за 2013.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Исходя из размера исковых требований, которые были удовлетворены судом, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 400 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Восстановить срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.

Административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу ... к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2, ** года рождения, уроженки ...а, ..., проживающей по адресу: ..., ... в доход государства недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2013 в сумме 2 536 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2013, начисленные за период с ** по ** в сумме 3,48 руб.

В удовлетворении требований о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2012 и пени по налогу на имущество за 2012год – отказать.

Взыскать с ФИО2 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, которое будет изготовлено **.

Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>