ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-483/2019790004-01-2019-000763-36 от 06.11.2019 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)

Решение вступило в законную силу: 06.11.2019 г.

Дело № 2а-483/2019 79RS0004-01-2019-000763-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 октября 2019 года г. Облучье


Облученский районный суд Еврейской автономной области в составе:

председательствующего судьи Шлеверда Н.М.,

при секретаре судебного заседания Клименко М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области к Потапову В. А. о взыскании транспортного налога, пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области обратилась в Облученский районный суд ЕАО с административным исковым заявлением к Потапову В.А. о взыскании транспортного налога, пени.

Требования мотивированы тем, согласно сведениям, представленным Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, ПотаповВ.А. является собственником транспортного средства: МИЦУБИСИ КАНТЕР, государственный регистрационный знак Х.

В результате неуплаты транспортного налога у административного ответчика образовалась задолженность за ДАТА год: за автомобиль МИЦУБИСИ КАНТЕР, мощностью 180 л.с., в сумме Х рублей.

Налогоплательщику были направлены требования № 16941 от 15.12.2017 об уплате транспортного налога в сумме Х рублей, пени в сумме Х рублей со сроком исполнения в добровольном порядке до 16.01.2018. В установленный срок задолженность не погашена, требование не исполнено.

Требование об уплате налога, пеней, по которому сумма задолженности превысила Х рублей, должно быть исполнено в добровольном порядке до 16.01.2018, срок на подачу заявления о взыскании транспортного налога, пени истек 16.07.2018.

Причиной пропуска срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, установленного ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, стала большая загруженность в работе, вызванная неисполнением налогоплательщиками своей обязанности по уплате налогов, которая привела к увеличению объема подготовки и направления заявлений в суд.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области просит суд восстановить пропущенный по уважительной причине срок для подачи административного искового заявления о взыскании транспортного налога, пени с Потапова В.Н., взыскать с Потапова В.Н. транспортный налог за ДАТА год в сумме Х рублей, пени в сумме Х рублей, всего взыскать Х рублей.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по ЕАО, административный ответчик Потапов В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного искового заявления извещались судом надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

Положениями части 2 статьи 289 КАС РФ предусмотрено право суда рассмотреть административное дело в случае неявки лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, если суд не признал их явку обязательной.

С учетом части 2 ст. 289 КАС РФ, ст. 165.1 ГК РФ, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу положений ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, начисляются пени (часть 1 ст. 75 НК РФ).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 75 НК РФ).

Из информации, представленной ГИБДД УМВД России по ЕАО, следует, что автомобиль марки МИЦУББИСИ КАНТЕР, ДАТА года выпуска, государственный регистрационный знак Х, с 15.12.2013 по настоящее время зарегистрирован за Потаповым В. А..

03.11.2017 административному ответчику путем размещения информации в личном кабинете налогоплательщика направлялось налоговое уведомление № 36597869 от 26.07.2017 об оплате в срок до 01.12.2017 транспортного налога за ДАТА год в сумме Хрублей.

Ввиду неисполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога Межрайонной ИФНС России№ 1 по ЕАО по состоянию на 15.12.2017 Потапову В.А. выставлено требование №16941 об уплате в срок до ДАТА недоимки по транспортному налогу в размере Хрублей, пени за неуплату транспортного налога в размере Хрублей, которое 15.12.2017 размещено в личном кабинете налогоплательщика.

По истечении срока уплаты, указанного в требовании, оплата недоимки по транспортному налогу и пеней в добровольном порядке административным ответчиком не произведена, что подтверждено материалами дела, в связи с чем, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.

Вместе с тем, законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, налоговые правоотношения – это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Из материалов дела следует, что Межрайонная ИФНС России№ 1 по ЕАО обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Потапова В.А. транспортного налога, пени по требованию №16941 со сроком исполнения до 16.01.2018. Таким образом, налоговый орган имел право обратиться в суд с требованием о взыскании указанной задолженности не позднее 16.07.2018. Вместе с тем, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган не обращался, а с административным исковым заявлением в Облученский районный суд ЕАО обратился только в августе 2019 года. Заявляя ходатайство о восстановлении пропущенного срока, Межрайонная ИФНС России№ 1 по ЕАО указала, что причиной пропуска срока подачи административного искового заявления овзыскании обязательных платежей и санкций, установленного статьей48Налогового кодекса Российской Федерации, явилась большая загруженность в работе, вызванная неисполнением налогоплательщиками своей обязанности по уплате налогов, которая привела к увеличению объема подготовки и направления заявлений в суд.

Принимая во внимание, что административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона при выполнении возложенных на него функций. Большая загруженность в работе относится к обстоятельствам организационного характера, в связи с чем, не может быть признана уважительной причиной пропуска налоговым органом срока обращения в суд. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется, следовательно, требования о взыскании вышеуказанных недоимки по транспортному налогу, пени удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Еврейской автономной области к Потапову В. А. о взыскании транспортного налога, пени – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.М. Шлеверда