ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-483/2022 от 09.02.2022 Советского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2а-483/2022

УИД23RS0047-01-2021-006358-58

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Краснодар 09 февраля 2022 г.

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи Канаревой М.Е.

при секретаре Разумовской С.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хакуй А. Т. к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края о признании незаконным бездействия,

установил:

административный истец Хакуй А. Т. обратился с административным иском, в котором с учетом уточнений просит признать незаконными действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по отказу в снятии обременения - Зоны с особыми условиями использования территорий (придорожная полоса автомобильная дорога «Подъезд к п. Пригородный») с реестровым номером с земельного участка с кадастровым номером: и обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края исключить сведения о границах Зоны с особыми условиями использования территорий (придорожная полоса автомобильная дорога «Подъезд к п. Пригородный») с реестровым номером с земельного участка с кадастровым номером: .

В обоснование административным истцом указано, что в отношении земельного участка с кадастровым номером в сведениях Единого государственного реестра недвижимости содержится информация об обременении, внесенном в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ) (границы части (4 контур) придорожной полосы автомобильной дороги «Подъезд к п. Пригородный» на территории муниципального образования город Краснодар) с реестровым номером на площади «4758 кв.м». На основании информации, предоставленной от филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю данное обременение было внесено на основании документов, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия от Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства <адрес>. На обращение административного истца об исключении зоны с особыми условиями использования территории с реестровым номером в виде придорожный полосы с территории земельного участка с кадастровым номером: , административным ответчиком было отказано с обоснованием расположения земельного участка за границами населенных пунктов, и соответственно правомерным нахождением придорожной полосы в соответствии с установленными требованиями пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» шириной по 50 метров от полосы отвода автомобильной дороги с обеих сторон. Отказ административного ответчика явился основанием для обращения в суд с административным исковым заявлением.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Брилова И.С. заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика по доверенности Лигачев Е.А. возражал против удовлетворения требований, просил отказать.

Представитель заинтересованного лица филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю по доверенности Симонян Г.А. полагался на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования город Краснодар в судебное заседание не явился.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) в характеристиках земельного участка с кадастровым номером содержится информация об обременении, внесенном в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории (далее – ЗОУИТ) (границы части (4 контур) придорожной полосы автомобильной дороги «Подъезд к п. Пригородный» на территории муниципального образования город Краснодар) с реестровым номером на площади «4758 кв.м».

В соответствии с информацией предоставленной Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю в письме исх. -БВ/21 от 16.02.2021 г. сведения о ЗОУИТ с реестровым номером , в границах которой, частично расположен земельный участок с кадастровым номером , были внесены в ЕГРН 26.01.2016 на основании документов, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия от Министерства строительства, архитектуры и дорожного хозяйства Краснодарского края.

В соответствии с пунктом 16 статьи 3 и частью 1 статьи 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков).

Придорожные полосы автомобильной дороги - территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (п. 16 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:

1) 75 м - для автомобильных дорог первой и второй категорий;

2) 50 м - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;

3) 25 м - для автомобильных дорог пятой категории;

4) 100 м - для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов РФ, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до 250 тыс. чел.;

5) 150 м - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше 250 тыс. чел. (ч. 2 ст. 26 Закона об автомобильных дорогах).

Согласно части 2 статьи 7 Земельного Кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения;2) земли населенных пунктов;3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;4) земли особо охраняемых территорий и объектов;5) земли лесного фонда;6) земли водного фонда;7) земли запаса.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Земельного Кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

Частью 1 статьи 83 Земельного Кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Как указывает часть 2 этой же статьи границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель - земли населенных пунктов, с разрешенным видом использования: объекты инженерного обеспечения городского значения (объекты водо-, газо-, тепло-, электроснабжения и т.п.), площадью 23 166 кв. м, расположенный:<адрес>.

Нахождение в границах населенных пунктов земельного участка с кадастровым номером подтверждается и Решением городской Думы Краснодара от 02.09.2020 № 100 п. 1 «О генеральном плане муниципального образования город Краснодар», соответственно учитывая расположения земельного участка в границах населенного пункта город Краснодар, придорожная полоса установлена быть не может, и из чего следует, что установление ЗОУИТ с реестровым номером на земельном участке с кадастровым номером неправомерно.

При этом земельный участок, сформированный под использование автомобильной дороги, имеет кадастровый .

Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером , с расположенной на нем автомобильной дорогой, имеет категорию земель: Земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: Земельные участки (территории) общего пользования.

Таким образом, сведениями единого государственного реестра недвижимости, подтверждается нахождения в границах населённого пункта как земельного участка с кадастровым номером , так и земельного участка с кадастровым номером , с расположенной на нем автомобильной дорогой.

Кроме того, сам административный ответчик в своем ответе от 19.01.2022 № 60-05.04-507/22 указывает, что участок автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к п. Пригородный» в районе земельного участка с кадастровым номером , расположен в границах населённых пунктов.

В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Между тем, на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Учитывая, что в состав придорожной полосы вошел в том числе земельный участокс кадастровым номером , это обстоятельство повлекло для административного истца дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральным законодательством, а именно, получение согласия владельца автомобильной дороги в письменной форме при осуществлении строительства и реконструкции на этом земельном участке.

На основании ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положения ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что административным ответчиком не представлены суду достаточные и допустимые доказательства, опровергающие доводы административного истца и свидетельствующие о законности действийадминистративного ответчика по отказу в снятии обременения - Зоны с особыми условиями использования территорий с реестровым номером с земельного участка с кадастровым номером: . В связи с чем, административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 186, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования Хакуй А. Т. к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края о признании незаконным бездействия – удовлетворить.

Признать незаконным действия Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по отказу в снятии обременения - Зоны с особыми условиями использования территорий, придорожная полоса автомобильная дорога «Подъезд к п. Пригородный» с реестровым номером с земельного участка с кадастровым номером: .

Обязать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края исключить сведения о границах Зоны с особыми условиями использования территорий, придорожная полоса автомобильная дорога «Подъезд к п. Пригородный» с реестровым номером с земельного участка с кадастровым номером: , в срок 10 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда.

Настоящее решение суда является основанием для исключения из ЕГРН сведений об обремененииземельного участка с кадастровым номером: , внесенном в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории границы части (4 контур) придорожной полосы автомобильной дороги «Подъезд к п. Пригородный» на территории муниципального образования город Краснодар) с реестровым номером на площади «4758 кв.м.».

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья: подпись

Мотивированное решение

изготовлено 17.02.2022 Судья: подпись