ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4847/2022 от 29.09.2022 Дзержинского городского суда (Нижегородская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2022 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Буциной И.Б.,

при секретаре Калаяновой Е.К.,

с участием прокурора Адиатулиной Л.А.

представителя административного истца Кудриной О.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления МВД России по г. Дзержинску к Лубкову Александру Вячеславовичу об установлении административного надзора

УСТАНОВИЛ:

Управление МВД России по г.Дзержинску Нижегородской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Лубкова Александра Вячеславовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения, административного надзора, мотивируя тем, что приговором Дзержинского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ Лубков Александр Вячеславович осужден по ст. 111 ч. 2 УК РФ к 3,5 годам лишения свободы. Согласно постановления Лукояновского районного суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ. освободился из ИК-ДД.ММ.ГГГГ. на не отбытый срок 1 год 7 дней. Срок окончания не отбытой части наказания закончится ДД.ММ.ГГГГ.

Лубков Александр Вячеславович осужден за совершение тяжкого преступления в условиях опасного рецидива, совершенного в состоянии алкогольного опьянения, данная судимость в настоящее время не погашена, с момента освобождения Лубков А.В. допускал административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную нравственность, а именно:

ДД.ММ.ГГГГ. по ст. 20.21 КоАП РФ- административный штраф 500 рублей.

Управление МВД России по г.Дзержинску Нижегородской области просит суд установить в отношении Лубкова Александра Вячеславовича ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающего по адресу: <адрес> административный надзор сроком до погашения судимости до ДД.ММ.ГГГГ со следующими ограничениями:

1. Обязательная явка на регистрацию 2 раза в месяц в отдел полиции по месту жительства или пребывания 4 раза в месяц;

2. Запрет на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица ежедневно с 22.00 до 06.00 часов следующего дня;

3. Запрет на выезд за пределы <адрес>.

4. Запрет на посещение торговых предприятий, специализирующихся на торговле спиртными напитками, в том числе в разлив (кафе, бары, рестораны);

5. Запрет на пребывание в местах проведения массовых мероприятий и участия в них;

Представитель административного истца УМВД России по г. Дзержинску ФИО4, в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме.

Административный ответчик Лубков А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, смс оповещением, заказной почтой. Суд, учитывая, что административный ответчик о времени и месте заседания судом извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется его расписка уведомление об извещении о дате судебного заседания, принимая во внимание, что копия административного иска вручена административному ответчику, в материалах дела также имеется от него расписка, обязательство о явке, заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, руководствуясь п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и ч. 4 ст. 272 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.

Изучив материалы административного дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению, снизив количество обязательных явок до двух раз в месяц, суд пришел к следующему.

В силу п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом №64-ФЗ от 06.04.2011г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее по тексту - Закон).

Согласно ст.1 Закона административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом.

В силу ст.2 Закона административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст.3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В силу ч. 1 ст. 3 названного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 этой статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Из приведенных предписаний Закона следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения преступления и наличие факта совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

Из пункта 2 части 2 статьи 3 указанного Федерального закона следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

За совершение преступления при опасном рецидиве преступления, административный надзор устанавливается на срок, определенный законодательством РФ для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), и независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Частью 1 статьи 4 этого же Федерального закона установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться перечисленные в статье административные ограничения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ).

Установление административного надзора является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлено интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в ст.3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст. 2 Закона).

Согласно ст. 4 Закона в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.

Как следует из правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в пункте 22 указанного Постановления выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

В соответствии с абз. 1 и 2 п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений. Часть 1 ст. 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.

Разъяснения Верховного Суда РФ относительно права суда установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел административные ограничения, подлежат применению с учетом положений ч.8 ст.272 КАС РФ, и касаются тех ограничений, которые предусмотрены федеральным законом.

Как следует из материалов дела, приговором Дзержинского городского суда Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ Лубков Александр Вячеславович осужден по ст. 111 ч. 2 УК РФ к 3,5 годам лишения свободы. Согласно постановления Лукояновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Лубков Александр Вячеславович освободился из ИК-ДД.ММ.ГГГГ. на не отбытый срок 1 год 7 дней. Срок окончания не отбытой части наказания закончится ДД.ММ.ГГГГ.

Лубков Александр Вячеславович осужден за совершение тяжкого преступления в условиях опасного рецидива, совершенного в состоянии алкогольного опьянения, данная судимость в настоящее время не погашена, с момента освобождения Лубков А.В. допускал административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную нравственность, а именно:

Постановлением начальника ЛПП старшего лейтенанта полиции ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ Лубков Александр Вячеславович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Учитывая, что Лубков Александр Вячеславович осужден за совершение тяжкого преступления в условиях опасного рецидива, совершенного в состоянии алкогольного опьянения, данная судимость в настоящее время не погашена, принимая во внимание, что заявленные административные исковые требования направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия на Лубкова А.В. в целях предотвращения совершения им новых преступлений, соответствуют характеру, степени общественной опасности совершенных им преступлений, обстоятельствам их совершения, требования об установлении в отношении него административного надзора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При таких обстоятельствах, суд устанавливает срок административного надзора в отношении Лубкова А.В., исходя из наличия у него непогашенной судимости за тяжкое преступление, совершенного при опасном рецидиве преступлений.

Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным, в связи с чем, заявленное требование подлежит удовлетворению, кроме этого установление судом данного административного ограничения направлено на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, предупреждение совершения Лубкова А.В. преступлений и правонарушений. Административный иск содержит требования на обязательную явку поднадзорного на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства 4 раза в месяц. С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание удовлетворительную характеристику Лубкова А.В. по месту жительства, суд полагает требования административного истца удовлетворить, установив поднадзорному обязательную явку на регистрацию в орган внутренних дел по месту жительства 4 раза в месяц.

Рассматривая заявленные административным истцом требования об установлении административному ответчику запретов на выезд за пределы субъекта РФ, в котором будет проживать либо пребывать поднадзорное лицо, суд требования удовлетворяет и устанавливает запрет на выезд из <адрес>.

Административный ответчик совершил тяжкое преступление при опасном рецидиве преступлений, в состоянии алкогольного опьянения, усматривается, что ответчик склонен к совершению правонарушений. Рассматривая заявленные административным истцом требования о запрете на посещение торговых предприятий, специализирующихся на торговле спиртными напитками в разлив (кафе, бары, рестораны); запрет на пребывание в местах проведения массовых мероприятий и участия в них, суд полагает их подлежащим удовлетворению, поскольку они обоснованы материалами дела, с формулировкой, предусмотренной статьей 4 Закона N 64-ФЗ.

Рассматривая заявленное административным истцом требование о запрете на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения поднадзорного лица ежедневно с 22:00 часов до 06:00 часов утра следующих суток, суд полагает его подлежащим удовлетворению, поскольку оно обоснованы материалами дела.

С учетом изложенного, суд считает целесообразным установить административный надзор в отношении Лубкова Александра Вячеславовича сроком до погашения судимости – на 8 лет за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, что отвечает требованиям п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установив ему ограничения.

При этом суд учитывает, что в соответствии со ст. 10 Закона поднадзорное лицо имеет право обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Таким образом, после истечения не менее половины установленного судом срока административного надзора административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 Закона, при наличии основания, предусмотренного п. 2 ч. 2 ст. 3 Закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 14, 62, 180, 270-273 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления МВД России по г.Дзержинску Нижегородской области удовлетворить частично.

Установить административный надзор в отношении Лубкова Александра Вячеславовича ДД.ММ.ГГГГ года рождения сроком на 8 лет за вычетом срока истекшего после отбытия наказания, установив следующие ограничения:

1. Обязать поднадзорного являться два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации.

2. Запретить поднадзорному пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания либо фактического нахождения поднадзорного лица ежедневно с 22:00 часов до 06:00 часов утра следующих суток.

3. Запрет на выезд за пределы <адрес>.

4. Запретить поднадзорному посещение мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков;

5. Запрет на пребывание в местах проведения массовых мероприятий и участие в них.

В удовлетворении административного иска УМВД России по г. Дзержинску Нижегородской области в заявленном виде –отказать.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом путем подачи апелляционной жалобы в Дзержинский городской суд.

Судья: И.Б.Буцина