ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-484/2021 от 11.01.2021 Солнечногорского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-484/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2021 года г. Солнечногорск

Солнечногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Алехиной О.Г.,

при секретаре Коротковой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по административному исковому заявлению (заявлению) Поляковой Елены Вячеславовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по заявлениям ; 50-50/009-50/009/011/2020-809 от ДД.ММ.ГГГГ, об обязании осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Полякова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по заявлениям ; 50-50/009-50/009/011/2020-809 от ДД.ММ.ГГГГ

Административный Истец в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В судебное заседание не явился представитель административного ответчика, извещённый о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, пояснений по делу, ходатайств в адрес суда не направил.

Суд провёл судебное заседание в отсутствие представителей заявителя и ответчика в порядке ч. 7 ст. 150 КАС РФ.

Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов лица, обжалующего данный акт.

В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление поступили заявления Поляковой Е.В. №; 50-50/009-50/009/011/2020-809 с приложенными документами на государственную регистрацию права собственности и постановку на государственный кадастровый учет объекта недвижимого имущества – жилого дома, построенного на принадлежащем Заявителю земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070511:1874, с местоположением: Российская Федерация, Московская область, городской округ Солнечногорск, квартал «Андреевский парк», земельный участок 114Б.

ДД.ММ.ГГГГ административным Ответчиком в адрес административного Истца было направлено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации.

Административный Истец своими заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес административного Ответчика направлял дополнительные документы для устранения причин приостановки оказания государственной услуги.

В результате рассмотрения административным Ответчиком вышеуказанных документов, Управление указало, что по результатам проведенной правовой экспертизы представленных документов, в том числе дополнительных (ДД.ММ.ГГГГ), на предмет наличия оснований, предусмотренных статьей 26 Закона о регистрации, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав выявил следующие основания:

- представленный технический план в форме электронного документа, оформленный в виде файла в формате XML, не обеспечивает считывание и контроль представленных данных;

- в представленной декларации об объекте недвижимости не заполнена строка 1.9. Вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости. В строке "Вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости" указывается вид (виды) разрешенного использования здания, сооружения, помещения, в том числе выбранный (выбранные) из числа установленных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен соответствующий объект недвижимости, с учетом ограничений использования земельного участка, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

- согласно СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения", здания и сооружения общего пользования должны отстоять от границ садовых (дачных) участков не менее чем на 4 м. Индивидуальные садовые (дачные) участки, как правило, должны быть огорожены. Ограждения с целью минимального затенения территории соседних участков должны быть сетчатые или решетчатые высотой 1,5 м. Допускается по решению общего собрания членов садоводческого (дачного) объединения устройство глухих ограждений со стороны улиц и проездов. На садовом (дачном) участке могут возводиться жилое строение (или дом), хозяйственные постройки и сооружения, в том числе постройки для содержания мелкого скота и птицы, теплицы и другие сооружения с утепленным грунтом, хозпостройка для хранения инвентаря, летняя кухня, баня. Жилое строение (или дом) должно отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов - не менее чем на 3 м. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м. Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть: от жилого строения (или дома) - 3; от постройки для содержания мелкого скота и птицы - 4; от других построек - 1; от стволов высокорослых деревьев - 4, среднерослых - 2; от кустарника - 1 м.

По результатам рассмотрения представленных документов ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было вынесено решение (уведомление) об отказе государственного кадастрового учета.

Вместе с тем, по мнению суда, административным ответчиком не учтено следующее.

Из материалов дела следует, что Полякова Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Солнечногорск, квартал «Андреевский парк», земельный участок 114Б.

ДД.ММ.ГГГГ Полякова Е.В. обратилась в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – жилой дом, построенный на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070511:1874.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», позволяет в упрощенном порядке оформить права собственности граждан на отдельные виды зданий и сооружений, в том числе на объекты индивидуального жилищного строительства (жилые дома). При таком порядке не требуются разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Основаниями для государственного кадастрового учета и/или государственной регистрации прав на такой объект недвижимости, являются:

1. заявление заинтересованного лица;

2. правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен жилой дом (при отсутствии зарегистрированного права собственности в Едином государственном реестре недвижимости);

3. технический план здания (предоставляется в виде электронного документа на электронном носителе, подписанного усиленной квалифицированной подписью подготовившего его кадастрового инженера).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ административным истцом вместе с заявлениями №; 50-50/009-50/009/011/2020-809 были предоставлены: Технический план здания, Оптический компакт-диск, размер файла: 10 МБ; Доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, Электронный платеж от ДД.ММ.ГГГГ (350 руб.), что подтверждается описью документов, принятых для оказания государственных услуг.

Таким образом, административным истцом для оказания государственной услуги был предоставлен полный пакет необходимых документов в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ с учетом упрощенного порядка регистрации прав на земельные участки и дома, введенного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества", для граждан-владельцев недвижимости («Дачная амнистия»).

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Исчерпывающий перечень оснований приостановления государственной регистрации установлен статьей 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ).

Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.

Как следует из п. 70 указанного Административного регламента, уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.

Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.

При готовности представить исправленные или недостающие документы заявитель представляет их в порядке, предусмотренном Законом о регистрации и Административным регламентом.

Согласно ст. 27 Закона о регистрации в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Закона о регистрации.

Таким образом, из ст. ст. 26 и 27 Закона о регистрации определенно следует, что причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, безусловно первоначально должны быть основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, и только после их не устранения заявителем должны быть основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Между тем, указанное ответчиком в оспариваемом решении следующее основание для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета – представленный технический план в форме электронного документа, оформленный в виде файла в формате XML, не обеспечивает считывание и контроль представленных данных - не доказано последним.

При этом, как на момент первоначального обращения заявителя с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, так и на момент рассмотрения административным ответчиком вышеуказанных заявлений и предоставленных на регистрацию документов, в том числе дополнительно представленных, ответчик безусловно мог установить данный факт, поскольку технический план здания на оптическом компакт-диске был представлен с первоначально поданными заявлениями ДД.ММ.ГГГГ.

Суд также приходит к выводу, что позиция Управления относительно того, что в представленной декларации об объекте недвижимости не заполнена строка 1.9. Вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости, не соответствует действительности и опровергается материалами дела.

В соответствии с Приложением «Требования к подготовке декларации об объекте недвижимости и состав содержащихся в ней сведений» к приказу Министерстваэкономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в строке "Вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости" указывается вид (виды) разрешенного использования здания, сооружения, помещения, в том числе выбранный (выбранные) из числа установленных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в границах которой расположен соответствующий объект недвижимости, с учетом ограничений использования земельного участка, установленных в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Земельный участок, на котором построен подлежащий кадастровому учету жилой дом, в отношении которого испрошена государственная услуга, в соответствии с данными, содержащимися в ЕГРН, имеет вид разрешенного использования - для дачного строительства.

В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», дачный участок предполагает в том числе такой вид деятельности (п. 13.2), как размещение жилого дома не более 3-х этажей.

Таким образом, в п. 1.9 Декларации, предоставленной административным Истцом, указан Вид разрешенного использования объекта недвижимости «Жилой дом», что соответствует указанным выше нормам.

Административный ответчик, ссылаясь на положения СНиП 30-02-97 в части определения предельных норм отступа не учитывает пункт 6.5 СНиП 30-02-97, которым установлено: «…. Допускается группировать и блокировать жилые строения (или дома) на двух соседних участках при однорядной застройке и на четырех соседних участках при двухрядной застройке.

При этом противопожарные расстояния между жилыми строениями (или домами) в каждой группе не нормируются, а минимальные расстояния между крайними жилыми строениями (или домами) групп принимаются по таблице 2*».

Таким образом, объект недвижимости соответствует требованиям п.6.5 СНиП 30-02-97.

Кроме того, в соответствии с декларацией, объект недвижимости, в отношении которого было подано заявление о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности закончен строительством в 2016 году.

Решением совета депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области от 29.12.2017г. утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области.

В соответствии с позицией Минэкономразвития, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, если здание возведено на садовом земельном участке до утверждения и вступления в силу правил землепользования и застройки соответствующего муниципального образования, и информация об этом указана в декларации и техническом плане такого здания, то с учетом пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса несоблюдение установленных градостроительным регламентом требований к минимальным отступам зданий, строений, сооружений от границ земельных участков, при осуществлении учетно-регистрационных действий в соответствии с частями 12 и 13 статьи 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) не может являться основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом.

Кроме того, в соответствии с ч. 12 ст. 70 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости", до ДД.ММ.ГГГГ допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона. При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом в случае, установленном настоящей частью, осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Московской области не соответствует действующему законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно, требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в целях устранения допущенных ответчиком нарушений законных прав и интересов заявителя, суд считает необходимым обязать Управление Росреестра по Московской области в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Поляковой Елены Вячеславовны в установленном законом порядке, посредствам оказания запрошенных государственных услуг.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны. Освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 111 Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в виде уведомления об отказе государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить действия по государственному кадастровому учету жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070511:1874, расположенном по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Солнечногорск, квартал «Андреевский парк», земельный участок 114Б, а также действия по государственной регистрации права собственности на имя Поляковой Елены Вячеславовны в отношении жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0070511:1874, расположенном по адресу: Российская Федерация, Московская область, городской округ Солнечногорск, квартал «Андреевский парк», земельный участок 114Б.

Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в пользу Поляковой Елены Вячеславовны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме 12 января 2020 года.

Судья: О.Г. Алехина