ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-484/2021 от 22.10.2021 Верхнеуслонского районного суда (Республика Татарстан)

Дело №2а-484/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Село Верхний Услон 22 октября 2021 года

Республики Татарстан

Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Тюфтиной О.М.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Савенковой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Сайяр" в лице председателя правления ФИО1 к Исполнительному комитету Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ о присвоение адреса земельного участка,

у с т а н о в и л:

Садоводческое некоммерческое товарищество "Сайяр" в лице председателя правления ФИО1 обратилось в суд с административным исковым заявлением к Исполнительному комитету Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ о присвоение адреса земельного участка, в обосновании указав, что с момента организации садовых (земельных) участков (организовано в ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано - ДД.ММ.ГГГГ) не предполагала добавления к основному номеру какого-либо литера, что подтверждается списком садоводов-индивидуалов.

Согласно Списку членов садоводческого некоммерческого товарищества «Сайяр», общее количество земельных участков составляет 169. Выяснилось, что имеется несоответствие между сведениями, имеющимися в СНТ « Сайяр», и данными публичной кадастровой карты, а именно: земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 кв.м., имеет № (по нумерации СНТ), а в сведениях публичной кадастровой карты, указано, что земельный участок с этим кадастровым номером не имеет графического изображения, указано «без координат» и при этом его номер , при этом имеет декларированную площадь 500 кв.м., не имеет установленных в соответствии с действующим земельным законодательством границ, а именно «без координат», не имеет графического изображения, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты. СНТ «Сайяр» обратилось с заявлением в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра по РТ) с просьбой разъяснить, на каком основании в сведениях публичной кадастровой карты содержится информация о том, что находящийся в пределах землепользования садоводческого товарищества земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 кв.м., имеет адрес: «<адрес>

Как следует из ответа Управления Росреестра по РТ от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об адресе внесены на основании постановления Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района «О присвоении (изменении, уточнении) адреса земельного участка, расположенного СНТ «Сайяр» Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ. После этого СНТ «Сайяр» обратилось с заявлением к административному ответчику, от которого был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ с приложением постановления Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ « О присвоении (изменении, уточнении) адреса земельного участка, расположенного СНТ «Сайяр» Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ. СНТ «Сайяр» полагает, что присвоение административным ответчиком адреса земельному участку с кадастровым номером было осуществлено в нарушение действующего порядка присвоения адресов.

На момент присвоения адреса земельному участку никакие кадастровые работы не проводились, схема расположения земельного участка не утверждалась.

Только в настоящее время в ДД.ММ.ГГГГ правообладателем земельного участка ФИО7 инициированы кадастровые работы, что подтверждается межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО2 В частности, председателем правления СНГ «Сайяр» получено извещение о необходимости участия в установлении и согласовании в натуре границ земельного участка ФИО7 с кадастровым номером

По настоящее время земельный участок с кадастровым номером имеет следующий статус: не уточнен, имеет декларированную площадь 500 кв.м., не имеет установленных в соответствии с действующим земельным законодательством границ, а именно «без координат», не имеет графического изображения, что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты.

С учетом вышеизложенного, СНТ «Сайяр» полагает, что у Исполнительного комитета Верхнеуслонского сельского поселения отсутствовали основания для присвоения адреса земельному участку с кадастровым номером в ДД.ММ.ГГГГ. СНТ «Сайяр» полагает, что обжалуемым постановлением Исполнительного комитета Верхнеуслонского сельского поселения нарушаются права и законные интересы членов СНТ «Сайяр», поскольку был присвоен адрес земельному участку, границы которого не были установлены и согласованы, а также имел место захват земель общего пользования СНТ «Сайяр».

В связи с чем административный истец просит признать незаконным постановление Исполнительного комитета Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ « О присвоении (изменении, уточнении) адреса земельного участка, расположенного СНТ «Сайяр» Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан» земельному участку площадью 500 кв.м., с кадастровым номером , находящемуся в собственности у ФИО7

Представитель административного истца СНТ "Сайяр" по доверенности ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить, также заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Представитель административного ответчика Исполнительного комитета Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан по доверенности ФИО4 в судебном заседании административные исковые требования не признала.

Заинтересованное лицо ФИО7 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, поскольку в административном исковом заявлении не указано, какие права членов СНТ нарушило оспариваемое постановление, пояснила, что оспариваемое постановление никаким образом не нарушает ее права. Кроме того, считает, что срок исковой давности по обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ истек.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по РТ в судебное заседание не явился, извещен, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым усл Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пункта 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов.

Порядок присвоения, изменения и аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, установлены Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ

На основании п. 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляется уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц, указанных в п. 27 и п. 29 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент принятия постановления ) "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" присвоение объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения или органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения, уполномоченными законами указанных субъектов Российской Федерации на присвоение объектам адресации адресов (далее - уполномоченные органы), с использованием федеральной информационной адресной системы.

Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на момент принятия постановления ) установлено, что присвоение объекту адресации адреса осуществляется:

а) в отношении земельных участков в случаях:

подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, при постановке земельного участка на государственный кадастровый учет;

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Исполнительного комитета Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан № земельному участку, площадью 500 кв.м. с кадастровым номером , находящемуся в собственности ФИО7, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для садоводства и огородничества, изменить (уточнить) и присвоить адрес: <адрес> (л.д.29).

ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Сайяр» обратилось с заявлением в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан с просьбой разъяснить, на каком основании в сведениях публичной кадастровой карты содержится информация о том, что находящийся в пределах землепользования садоводческого товарищества земельный участок с кадастровым номером , площадью 500 кв.м., имеет адрес: «<адрес>

Как следует из ответа Управления Росреестра по Республике Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, сведения об адресе внесены на основании постановления Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района «О присвоении (изменении, уточнении) адреса земельного участка, расположенного СНТ «Сайяр» Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец СНТ «Сайяр» обратилось с заявлением к административному ответчику.

Из ответа административного ответчика административному истцу от ДД.ММ.ГГГГ с приложением постановления Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О присвоении (изменении, уточнении) адреса земельного участка, расположенного СНТ «Сайяр» Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что оснований для отмены вышеуказанного постановления не имеется.

СНТ «Сайяр» полагает, что присвоение административным ответчиком адреса земельному участку с кадастровым номером было осуществлено в нарушение действующего порядка присвоения адресов. На момент присвоения адреса земельному участку никакие кадастровые работы не проводились, схема расположения земельного участка не утверждалась.

Однако как видно из пояснений заинтересованного лица ФИО7 вопросами межевания она занималась после оформления спорного земельного участка в собственность, но не довела до конца из-за многочисленных споров между ней и СНТ «Сайяр». В настоящее время ею вновь инициированы кадастровые работы по межеванию спорного земельного участка, что подтверждается межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером ФИО2

Стороной истца делается ссылка на решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу , которым постановлено:

«Исковые требования ФИО5 и третьего лица, заявляющие самостоятельные требования, садоводческого некоммерческого товарищества «Сайяр» к ФИО6 удовлетворить.

Обязать ФИО7 и ФИО8 демонтировать столбы и закрепленные на них калитку и ворота, находящиеся на землях общего пользования садоводческого некоммерческого товарищества «Сайяр» между земельным участком, принадлежащий ФИО8, с кадастровым номером и земельным участком, принадлежащим ФИО7, с кадастровым номером .

Обязать ФИО6 демонтировать выгребную яму, расположенную на землях общего пользования садоводческого некоммерческого товарищества «Сайяр».

Однако в данном случае суд считает, что решение Верхнеуслонского районного суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу не имеет правового значения при рассмотрении данного спора и лишь подтверждает довод ФИО7 о препятствиях к межеванию.

Как видно из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, оспариваемое постановление не содержит сведения об основаниях, послуживших для присвоения адреса земельному участку, однако установить их суду не представилось возможным, в связи с уничтожением архива, о чем в суде заявил представитель административного ответчика.

Кроме того, административным истцом не представлено доказательств нарушения оспариваемым постановлением прав административного истца, а также членов СНТ и заинтересованного лица ФИО7, являющейся собственником спорного земельного участка, напротив заинтересованное лицо ФИО7 суду пояснила, что оспариваемое постановлением никоим образом не нарушает ее права.

При этом членство ФИО7 в СНТ «Сайяр» и принадлежность ей спорного земельного участка СНТ «Сайяр» не оспаривается.

Довод стороны истца о том, что в СНТ «Сайяр» не принято присваивать номера земельным участкам с литерой. не влечет признание оспариваемого постановления незаконным. Кроме того, в реестре садоводов, членов СНТ, представленном административным истцом, имеются и другие земельные участки с литерой.

Также в ходе судебного заседания ФИО7 заявлено о пропуске административным истцом срока обращения с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В ходе судебного разбирательства административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявление, в обосновании указав, что ранее с аналогичным административным иском СНТ «Сайяр» уже обращалось в суд, однако определением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявлением оставлено без рассмотрения, поскольку лицо, обратившееся в суд не имело полномочий на подписание административного искового заявления. Однако суд считает, что оснований для восстановления пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявление, не имеется, поскольку доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин, объективно препятствующих СНТ «Сайяр» обратиться в суд с иском в установленный законом срок, административным истцом не представлено.

На основании чего, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен срок для обращения в суд с требованием об обжаловании постановления о присвоении адреса земельному участку, что согласно п. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием к отказу в иске в данной части.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административные исковые требования садоводческого некоммерческого товарищества "Сайяр" в лице председателя правления ФИО1 к Исполнительному комитету Верхнеуслонского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ о присвоение адреса земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Татарстан путем подачи апелляционной жалобы в Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан.

Председательствующий: Тюфтина О.М.